Скачать 0.52 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» Утвержден на заседании кафедры логопедии Протокол № от___________200 Зав.кафедрой_________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ» Специальности 050715 Логопедия 050712 Тифлопедагогика, 050713 Сурдопедагогика 050714 Олигофренопедагогика, 050716 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715 Логопедия факультет коррекционной педагогики Составитель: д.м.н., профессор Ю.В.ПервоваСамара – 2010 СОДЕРЖАНИЕ I РАЗДЕЛ 1. Выписка из стандарта 2. Пояснительная записка 3. Объем дисциплины и виды учебной работы 4. Учебно-тематический план дисциплины 5. Содержание разделов дисциплины 6. Планы проведения семинарских занятий (см. методические рекомендации) 7. Методические рекомендации для преподавателей 8. Контрольные работы (для заочного обучения) 9. Контрольно-измерительные материалы 10. Тематика рефератов 11. Вопросы к экзамену 12. Список основной литературы по дисциплине 13. Список дополнительной литературы 14. Краткий словарь терминов 15. Использование ИКТ в педагогическом процессе II РАЗДЕЛ Рабочая программа I РАЗДЕЛ 1. Выписка из стандарта Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению. 2. Пояснительная записка Программа курса предназначена для студентов 1-го курса (1-й семестр) и призвана сформировать у них естественно-научную базу для изучения и усвоения специальных клинических и психолого-педагогических дисциплин на основе современных достижений науки о строении, функции и развитии человека. В подготовке дефектологов медицинские предметы имеют важнейшее значение. Они способствуют развитию представлений о структуре и функции организма ребенка, динамике его развития, причинах и сущности заболеваний, аномалий развития. Задачей курса является изучение структурных и функциональных сторон основных анатомо-физиологических систем организма, раскрытие их взаимодействия. Уделяется внимание периодизации развития, критическим периодам развития, имеющие важное значение при разработке проблем дизонтогенеза. Знания о строении и функциях организма человека в различные периоды индивидуального развития, регуляция физиологических параметров и механизмы адаптации и компенсации необходимы для дальнейшего усвоения как медико-биологических дисциплин таких как «Невропатология», «Основы медицинских знаний», «Психопатология», «Анатомия, физиология и патология органов речи, слуха, зрения» так и специальных дисциплин: «Логопедические технологии», «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи», «Логоритмика», «Афазия». Курс логически связан с другими дисциплинами медицинского цикла, психологией, педагогикой, психолингвистикой. Уровни усвоения материала. Задачей теоретической части является знакомство студентов с общим планом строения организма, понятием о тканях, органах системах органов, их взаимодействием. Строение и функционирование систем жизнеобеспечения и интегрирующих систем (нервной и эндокринной), механизмы адаптации организма к условиям внешней среды. Практическая часть призвана формировать основные навыки, необходимые для контроля состояния организма, определения состояния здоровья и функционирования основных систем. Сюда можно отнести измерение артериального давления и сравнение со среднестатистической нормой, чтение общего анализа крови, анализ ЭКГ, оценка состояния опорно-двигательного аппарата, осанки. Рассмотрение программного материала предваряется определением его основной направленности, значения и актуальности. В процессе изучения данного курса студентами усваиваются следующие знания и умения: - принцип целостности в работе организма человека, механизмы адаптации; - структура и функция различных органов и систем органов; - принципы регуляции физиологических процессов и функций; - онтогенез нервной системы и критические периоды онтогенеза; - возрастные особенности функционирования различных систем органов; - возрастная периодизация; - взаимосвязь структуры и функции в организме; - понятие о высшей нервной деятельности и ее взаимосвязь с анатомическими отделами мозга; - гигиенические основы для оптимизации работы органов и систем; - гигиена учебно-воспитательного процесса; - составить примерное расписание уроков и режима дня для детей дошкольного и младшего школьного возраста; - составление протоколов занятий, рисование схем; - вызывание друг у друга сухожильных рефлексов; - умение анализировать гемограммы, электрокардиограмм, электроэнцефалограмм; - подготовка рефератов,отбор литературы, компановка материала . Воспитание: Освоение предмета формирует понятия и навыки здорового образа жизни, который необходим как самим студентам, будущим педагогам, так и для дальнейшей пропаганды ученикам и школьникам навыков, связанных со здоровым образом жизни. Программой предусмотрена динамичная координация лекционных и лабораторных занятий, гибкая система проверочных и контрольных работ, индивидуализация заданий для самостоятельной работы студентов. Курс рассчитан на 20 часов лекционных, 30 часов лабораторных занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы. Написание рефератов. Экзамен. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Протокол согласования рабочей программы дисциплины «возрастная анатомия и физиология» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена» Агаджанян Н. А. Нормальная физиология / Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов. – 3-е изд. – М.: Ооо издательство «Медицинское информационное... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Псковской области | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология... Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина П анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Б. Шевченко;... | ||
М. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» Оксо), «030100. 00 Информатика с дополнительной специальностью» (050202 по оксо), «032900 Русский язык и литература» (050301 по оксо),... | ||
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | Рабочая программа дисциплины «Возрастная анатомия и физиология» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Или задание текущей аттестационной работы ... | А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения Арефьева А. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия,... Опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» | Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Или задание текущей аттестационной работы «Анатомия и возрастная физиология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная педагогика и психология», «Психолого-педагогическое... | Учебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы |