Скачать 0.5 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУВПО МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф 23 (ОПД.Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050716.65 «Специальная психология» 050715.65 Логопедия _____________________________________________________________________________ (для студентов очной и заочной формы обучения) Утверждено на заседании кафедрыСПиСП ППИ (протокол № 1 от 09.09.13 г.) Зав. кафедрой СПиСП ______________Ю.А. Афонькина РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор программы: старший преподаватель кафедры СПиП Демяшина В.В. 1.2 Рецензенты: преподаватель МПК Савинкова Е.Г., старший преподаватель СПиСП Санташова О.В. 1.3 Пояснительная записка В настоящее время заметно увеличивается число детей с нарушениями слуха, речи и зрения. Для успешного воспитания и обучения детей данной категории необходимы знания о состоянии слуховой, зрительной и речевой функций ребенка о характере возможных патологий, которые отражаются в курсе «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения». Данный учебный курс относится к числу общеобразовательных дисциплин и занимает важное место в подготовке студентов дефектологических специальностей (050714 – Олигофренопедагогика, 050715 – Логопедия, 050716 – Специальная психология, 050717 - Специальная дошкольная педагогика и психология), обучающихся на 2 курсе (3 семестр) дневного и заочного отделения. Курс «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» тесно связан с последующими курсами по развитию правильной речи и слухового, зрительного восприятия (сурдо- и тифлопедагогика, сурдо- и тифлопсихология, логопедия и т.д.). Полученные знания должны быть основной, необходимой студентам для овладения навыками и умениями, используемыми в повседневной работе дефектолога. Лекционный курс отражает наиболее важные разделы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения с учетом возрастных особенностей. Рассматриваются классификации стойких нарушений, а также вопросы гигиены рассматриваемых органов. В раздела о патологи, органов слуха, речи и зрения раскрываются аномалии развития, повреждения и заболевания с учетом профилактики и лечения. Практические и самостоятельные занятия закрепляют и углубляют знания, полученные по основным вопросам лекционного курса. Студенты овладевают методиками исследования органов слуха, речи и зрения, приемами выполнения основных лечебных процедур, а также навыками по оказанию первой доврачебной помощи. На практических занятиях студенты знакомятся со структурой специальных образовательных учреждений для детей и подростков с недостатками слуха, речи и зрения. Самостоятельная работа студентов по предмету предусматривает анализ и конспектирование специальной литературы по вопросам курсам, подготовка научных сообщений и рефератов по заданным темам, выполнение различного рода заданий и тестовых материалов. При составлении программы использовалась следующая литература: 1)Вознесенский Н.Л., Пальчун В.Т. Болезни уха, горла, носа.-М.:1981. 2)Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений./Под ред. В.И.Селиверстова.- М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 3)Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М: 1970, 2000. 4)Сомов Е.Е. Глазные болезни и травмы. СПб.: Санкт-Петербургское медицинское издательство, 2001. Дисциплина «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» предназначена для студентов дефектологических специальностей педагогических институтов и университетов. Цель дисциплины: подготовить студентов к работе с детьми, имеющими нарушения органов слуха, речи и зрения. Задача дисциплины: подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам оторинтоларинтологии и офтальмологии в объеме, необходимом педагогу-дефектологу для плодотворного воспитания и обучения детей в специализированных учебных учреждениях на основе индивидуального подхода, использование методов коррекции и компенсации слуха, речи и зрения при наличии восприятия зрительного и слухового, развитие речи и общего развития ребенка. В результате изучения дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» студенты должны знать: -анатомическое строение органов слуха, речи и зрения, физиологические процессы и возрастные особенности; -основные виды аномалий и заболеваний органов слуха, речи и зрения, влияние различных нарушений на активную жизнедеятельность человека; -различные классификации стойких нарушений зрительного и слухового анализаторов и артикуляционного аппарата; -меры профилактики заболеваний и травм органов слуха, речи и зрения, гигиенические аспекты охраны здоровья. Студенты должны уметь: -использовать методики исследования органов речи и определять степени и виды нарушений органов слуха и зрения; -выявлять психофизические особенности деятельности детей с сенсорными и речевыми нарушениями и грамотно проводить гигиенические и лечебные мероприятия; -определять виды патологии и аномалии развития органов слуха, речи и зрения. 1.4. Извлечение из ГОС ВПО 050716 Специальная психология
050715 «Логопедия»
|
А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения Арефьева А. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология... Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина П анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Б. Шевченко;... | Учебно-методический комплекс дисциплины анатомия, физиология и патология... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | ||
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения Дисциплина знакомит студентов факультета специальной педагогики и психологии со строением и функционированием органов, с которыми... | Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель: Дисциплина... ... | ||
Форма самостоятельной работы Б 2 «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» являются формирование систематизированных знаний о функциональном... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 6, Сд. Ф. 6, Сд. Дс.... Рецензенты: Рыжик И. В., к б н., старший научный сотрудник лаборатории альгологии ммби кнц ран | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Основы нейрофизиологии... Рецензенты: Лях К. Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа |