Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»
страница1/4
Дата публикации22.11.2014
Размер0.5 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф 23 (ОПД.Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям


050716.65 «Специальная психология»

050715.65 Логопедия

_____________________________________________________________________________
(для студентов очной и заочной формы обучения)

Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: старший преподаватель кафедры СПиП Демяшина В.В.

1.2 Рецензенты: преподаватель МПК Савинкова Е.Г., старший преподаватель СПиСП Санташова О.В.
1.3 Пояснительная записка
В настоящее время заметно увеличивается число детей с нарушениями слуха, речи и зрения. Для успешного воспитания и обучения детей данной категории необходимы знания о состоянии слуховой, зрительной и речевой функций ребенка о характере возможных патологий, которые отражаются в курсе «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения».

Данный учебный курс относится к числу общеобразовательных дисциплин и занимает важное место в подготовке студентов дефектологических специальностей (050714 – Олигофренопедагогика, 050715 – Логопедия, 050716 – Специальная психология, 050717 - Специальная дошкольная педагогика и психология), обучающихся на 2 курсе (3 семестр) дневного и заочного отделения.

Курс «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» тесно связан с последующими курсами по развитию правильной речи и слухового, зрительного восприятия (сурдо- и тифлопедагогика, сурдо- и тифлопсихология, логопедия и т.д.).

Полученные знания должны быть основной, необходимой студентам для овладения навыками и умениями, используемыми в повседневной работе дефектолога.

Лекционный курс отражает наиболее важные разделы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения с учетом возрастных особенностей. Рассматриваются классификации стойких нарушений, а также вопросы гигиены рассматриваемых органов.

В раздела о патологи, органов слуха, речи и зрения раскрываются аномалии развития, повреждения и заболевания с учетом профилактики и лечения.

Практические и самостоятельные занятия закрепляют и углубляют знания, полученные по основным вопросам лекционного курса. Студенты овладевают методиками исследования органов слуха, речи и зрения, приемами выполнения основных лечебных процедур, а также навыками по оказанию первой доврачебной помощи. На практических занятиях студенты знакомятся со структурой специальных образовательных учреждений для детей и подростков с недостатками слуха, речи и зрения.

Самостоятельная работа студентов по предмету предусматривает анализ и конспектирование специальной литературы по вопросам курсам, подготовка научных сообщений и рефератов по заданным темам, выполнение различного рода заданий и тестовых материалов.

При составлении программы использовалась следующая литература:

1)Вознесенский Н.Л., Пальчун В.Т. Болезни уха, горла, носа.-М.:1981.

2)Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений./Под ред. В.И.Селиверстова.- М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

3)Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М: 1970, 2000.

4)Сомов Е.Е. Глазные болезни и травмы. СПб.: Санкт-Петербургское медицинское издательство, 2001.

Дисциплина «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» предназначена для студентов дефектологических специальностей педагогических институтов и университетов.

Цель дисциплины: подготовить студентов к работе с детьми, имеющими нарушения органов слуха, речи и зрения.

Задача дисциплины: подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам оторинтоларинтологии и офтальмологии в объеме, необходимом педагогу-дефектологу для плодотворного воспитания и обучения детей в специализированных учебных учреждениях на основе индивидуального подхода, использование методов коррекции и компенсации слуха, речи и зрения при наличии восприятия зрительного и слухового, развитие речи и общего развития ребенка.

В результате изучения дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» студенты должны знать:

-анатомическое строение органов слуха, речи и зрения, физиологические процессы и возрастные особенности;

-основные виды аномалий и заболеваний органов слуха, речи и зрения, влияние различных нарушений на активную жизнедеятельность человека;

-различные классификации стойких нарушений зрительного и слухового анализаторов и артикуляционного аппарата;

-меры профилактики заболеваний и травм органов слуха, речи и зрения, гигиенические аспекты охраны здоровья.

Студенты должны уметь:

-использовать методики исследования органов речи и определять степени и виды нарушений органов слуха и зрения;

-выявлять психофизические особенности деятельности детей с сенсорными и речевыми нарушениями и грамотно проводить гигиенические и лечебные мероприятия;

-определять виды патологии и аномалии развития органов слуха, речи и зрения.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО
050716 Специальная психология

ОПД.Ф.11

Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения

Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой функции у детей. Патология органов слуха. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

Периферический и центральный отделы речевого аппарата. Анатомическое строение, функции и возрастные особенности органов речи. Физиология органов речи. Особенности исследования органов речи у детей. Патология (аномалии развития и заболевания) органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей.

Основные вопросы офтальмологической помощи детям. Анатомия и физиология органов зрения с учетом возрастных особенностей детей. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Офтальмогигиенические рекомендации в области воспитания и обучения детей с той или иной патологией. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей.

Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения.

050715 «Логопедия»

ОПД.Ф.11



Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения

Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой функции у детей. Патология органов слуха. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

Периферический и центральный отделы речевого аппарата. Анатомическое строение, функции и возрастные особенности органов речи. Физиология органов речи. Особенности исследования органов речи у детей. Патология (аномалии развития и заболевания) органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей.

Основные вопросы офтальмологической помощи детям. Анатомия и физиология органов зрения с учетом возрастных особенностей детей. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Офтальмогигиенические рекомендации в области воспитания и обучения детей с той или иной патологией. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей.

Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconА. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
Арефьева А. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология...
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Б. Шевченко;...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины анатомия, физиология и патология...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconАнатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
Дисциплина знакомит студентов факультета специальной педагогики и психологии со строением и функционированием органов, с которыми...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель: Дисциплина...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconФорма самостоятельной работы
Б 2 «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» являются формирование систематизированных знаний о функциональном...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 6, Сд. Ф. 6, Сд. Дс....
Рецензенты: Рыжик И. В., к б н., старший научный сотрудник лаборатории альгологии ммби кнц ран
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Основы нейрофизиологии...
Рецензенты: Лях К. Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск