Скачать 0.49 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф. 24. (ОПД.Ф 12)«Анатомия, физиология и патология органов зрения у детей» 050717 - «Специальная дошкольная педагогика и психология» 050717.00 Специальная дошкольная педагогика и психология с доп.спец. Специальная психология 050717.00 Специальная дошкольная педагогика и психология (ЗФО) Утверждено на заседании кафедрыСПиСП ППИ (протокол № 1 от 09.09.13 г.) Зав. кафедрой СПиСП ______________Ю.А. Афонькина РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор программы: старший преподаватель кафедры СПиСП Демяшина В.В. 1.2 Рецензенты: к.псх.н., доцент Афонькина Ю.А., к.п.н., доцент филиала НОУ ВПО СФГА в г. Мурманске Гошева Е.Н. 1.3 Пояснительная записка В настоящее время заметно увеличивается число детей с нарушениями зрения. Для успешного воспитания и обучения детей данной категории необходимы знания о состоянии зрительной функции ребенка о характере возможных патологий, которые отражаются в курсе «Анатомия, физиология и патология органов зрения». Данный учебный курс относится к числу общеобразовательных дисциплин и занимает важное место в подготовке студентов по специальности 050717 - Специальная дошкольная педагогика и психология. Курс «Анатомия, физиология и патология органов зрения» тесно связан с последующими курсами по развитию правильной речи зрительного и слухового восприятия (сурдо- и тифлопедагогика, сурдо- и тифлопсихология, логопедия и т.д.). Полученные знания должны быть основной, необходимой студентам для овладения навыками и умениями, используемыми в повседневной работе дефектолога. Лекционный курс отражает наиболее важные разделы анатомии, физиологии и патологии органов зрения с учетом возрастных особенностей. Рассматриваются классификации стойких нарушений, а также вопросы гигиены рассматриваемых органов. В разделе о патологии органов раскрываются аномалии развития, повреждения и заболевания с учетом профилактики и лечения. Практические и самостоятельные занятия закрепляют и углубляют знания, полученные по основным вопросам лекционного курса. Студенты овладевают методиками исследования органов зрения, приемами выполнения основных лечебных процедур, а также навыками по оказанию первой доврачебной помощи. На практических занятиях студенты знакомятся со структурой специальных образовательных учреждений для детей и подростков с недостатками зрительной функции. Самостоятельная работа студентов по предмету предусматривает анализ и конспектирование специальной литературы по вопросам курсам, подготовка научных сообщений и рефератов по заданным темам, выполнение различного рода заданий и тестовых материалов. При составлении программы использовалась следующая литература: 1)Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений./Под ред. В.И.Селиверстова.- М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 2)Сомов Е.Е. Глазные болезни и травмы. СПб.: Санкт-Петербургское медицинское издательство, 2001. 3)Рубан Э.Д. Глазные болезни: учебник/ Э.Д. Рубан. – Изд.5-е. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 4)Офтольмология в схемах и таблицах/ авт.- сост. Б.Бах.- 0-91М.:АСТ; Донецк:Сталкер,2005. 5)Шильников Л.В. Глазные болезни. Конспект лекций/ Л.В. Шильников.- М.: Эксмо, 2006. 6) Крылова Н.В., Наумец Л.В. Анатомия органов чувств в схемах и рисунках.-М.: ООО «Медицинское информационное анентство», 2003. Цель дисциплины: познакомить студентов с анатомо-физиологическими особенностями зрительного анализатора; патологией органа зрения, ее профилактикой у детей; основными формами нарушения зрения; офтальмо-гигиеническими рекомендациями в процессе воспитания и обучения детей. Задачи дисциплины: -знакомство студентов с анатомо-физиологическими особенностями зрительного анализатора, с причинами и основными симптомами нарушения зрения у детей; -подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам офтальмологии в объеме, необходимом тифлопедагогу для успешного обучения и воспитания детей в специализированных дошкольных учреждениях; -знакомство студентов с принципами анализа научной и методической литературы. Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий вид профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: -работа по закреплению Студент, изучивший дисциплину, должен знать: - строение, функциональное состояние и патологии органов зрения; - основополагающие сведения об анатомии, физиологии и патологии органов зрения у детей дошкольного возраста; - основы реализации личностно-ориентированного подхода к развитию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. уметь:
1.4 Извлечение из ГОС ВПО 2005года. 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология ОПД.Ф.12 Анатомия, физиология и патология органов зрения у детей Анатомия и физиология органов зрения с учетом возрастных особенностей детей Основные зрительные функции и методы их исследования у детей. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Офтальмогигиенические рекомендации по воспитанию и обучению детей с той или иной патологией. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей. Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения. 050717.00 Специальная дошкольная педагогика и психология с доп.спец. Специальная психология Анатомия, физиология и патология органов зрения у детей Анатомия и физиология органов зрения с учетом возрастных особенностей детей Основные зрительные функции и методы их исследования у детей. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Офтальмогигиенические рекомендации по воспитанию и обучению детей с той или иной патологией. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей. Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина): Дневное отделение
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени: Вариант 1 для специальностей 050717.00 Специальная дошкольная педагогика и психология, 050717.00 Специальная дошкольная педагогика и психология с доп.спец. Специальная психология
Вариант 2 для специальностей 050717.00 Специальная дошкольная педагогика и психология (ЗФО)
1.6.2. Содержание разделов дисциплины. I. Анатомия и физиология органов зрения Строение глазного яблока. Зрительный путь. Физиология органа зрения. Акт зрения. Физиологическая оптика. Аккомодация. Возрастные особенности органа зрения. II. Методы обследования органа зрения Оборудование офтальмологического кабинета. Оценка остроты зрения, определение поля зрения, цветоощущения, светоощущения, бинокулярного зрения, внутриглазного давления. III. Патология органов зрения Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Рефракция, ее виды и методы их исследования. Аномалии и заболевания век, слезных органов, конъюнктивы. Аномалии и заболевания преломляющих оптических сред глаза. Аномалии и заболевания сосудистого тракта. Аномалии развития и заболевания сетчатки и зрительного нерва. Глаукома врожденная и приобретенная. Патология глазодвигательного аппарата органа зрения. Поражение органа зрения в целом. Повреждения органа зрения у детей. IV.Основные методы лечения заболеваний органа зрения Современные виды коррекции зрения. Фармакологические препараты и физиотерапевтические методы лечения заболеваний органа зрения. Гигиена и охрана зрения у детей V. Основы организации охраны зрения и офтальмологической помощи детям Система офтальмологической помощи детям. Структура специальных дошкольных учреждений и школ-интернатов для детей нарушениями зрения. Задачи и функции специализированных детских садов для детей с нарушениями зрения. Специализированный детский сад для детей с косоглазием и амблиопией. Лечебно-восстановительная работа в специализированных детских садах. Слепота, остаточное зрение. Офтальмогигиенические рекомендации по воспитанию и обучению детей с той или иной патологией Причины глубоких нарушений зрения у детей. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения. Содержание и объем работы студентов
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. |
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия,... Опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | ||
А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения Арефьева А. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология... Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина П анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Б. Шевченко;... | Учебно-методический комплекс дисциплины анатомия, физиология и патология... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения Дисциплина знакомит студентов факультета специальной педагогики и психологии со строением и функционированием органов, с которыми... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 6, Сд. Ф. 6, Сд. Дс.... Рецензенты: Рыжик И. В., к б н., старший научный сотрудник лаборатории альгологии ммби кнц ран | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель: Дисциплина... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Основы нейрофизиологии... Рецензенты: Лях К. Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный... Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе» |