Скачать 355.2 Kb.
|
Министерство образования и науки КЧР Республиканское государственное бюджетное учреждение «Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования» Учебный план и программа курсов переподготовки кадров по специальности: «Практическая психология» Черкесск 2013 Учебный план и программа переподготовки по курсу: «Практическая психология» составлены на основании государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 020400 – практическая психология – квалификация «педагог-психолог», утвержденных приказом министра образования России. Ученым советом РГБУ «КЧРИПКРО» - протокол № 1 от 04.02.2008 года. Доработан и утвержден на заседании кафедры педагогики и психологии протокол № 4 от 21.02.2013 года. Составители: Накохова Р.Р. – зав. кафедрой педагогики и психологии РГБУ «КЧРИПКРО», доктор психологических наук, профессор. Рецензенты: Шидакова Ф.М. – кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии КЧГУ. Китова Д.А. – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии СевКавГТА. 1. Общая характеристика профессиональной переподготовки практических психологов в системе образования 1.1. Назначением требований к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки (далее - Требования) является переподготовка преподавателей образовательных учреждений по программе: «практическая психология». Требования основываются на положениях Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 13 января 1996 года № 12-Ф3, разработаны на основе приказа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 1221 от 18 июня 1997 года «Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ» «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов» (постановление Правительства РФ № 610 от 26 июня 2005 года). Оформление требований соответствует утвержденным макетам государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ МО РФ № 286 от 14.09.06 «Об утверждении макетов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и требований – федерального компонента – к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника»). 1.2. Требования рассчитаны на профессиональную переподготовку в области психологии по направлению практическая психология. Профессиональная переподготовка по дополнительной образовательной программе «Практическая психология в системе образования». Обеспечена корреляция с основными образовательными программами высшего профессионального педагогического образования по специальности «Практическая психология» квалификация «Педагог-психолог» (020400). 1.3. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы – 770 часов. 1.4. Целью данной программы является подготовка к следующим видам деятельности: - психопрофилактическая; - психодиагностическая работа; - коррекционно-развивающая работа; - консультативная; - оценка отчетной документации по всем видам деятельности. 1.5. Сферами профессиональной деятельности педагогов-психологов, освоивших программу, является: дошкольные образовательные, общеобразовательные, профессионально-технические и высшие учебные заведения. 2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших освоение дополнительной профессиональной образовательной программы «Практический психолог» Практическому психологу необходимо знать: Физиологию высшей нервной деятельности; психофизиологию: - возрастную физиологию с основами психофизиологии; психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста; - анатомо-физиологические и психофизиологические особенности развития младших и старших подростков; психофизиологические особенности развития в юношеском возрасте; - лечебную педагогику и психогигиену; предмет, задачи, принципы и средства лечебной педагогики; связь лечебной педагогики с психологией и психотерапией; - методы психопрофилактики, психогигиены и психотерапии; методы психической саморегуляции. Общие основы психологии: - психологические процессы, свойства, состояния; отрасли психологии; историю развития психологии связь психологии с другими науками; - методы современной психологии; особенности психологических исследований; достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике; психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и т.д. Возрастную психологию: - проблему возраста в психологии; периодизацию психического развития; различные подходы к определению возраста, процесса развития и периодизации возрастного развития; понятие о кризисах возрастного развития. Педагогическую психологию: - понятие об учебной деятельности, обучении, учении, научении и созревании; виды, условия и механизмы научения; факторы, определяющие успешность научения; психологию воспитания; - современные проблемы воспитания подрастающего поколения; психологию учителя; - психолого-педагогическую характеристику личности учителя; - психологические требования к личности педагога; - общие и специальные способности педагога; структура педагогических способностей и условия их развития; - индивидуальный стиль педагогической деятельности; понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности, его проявления; индивидуальность педагога и распространение передового педагогического опыта; психологию педагогического общения. Социальную психологию в образовании: - предмет, задачи и методы социально-психологических исследований; - развитие личности в системе межличностных отношений; - структуру, динамику и дифференциацию межличностных отношений в дошкольном и школьном возрасте. Психологию личности и ее изучение: - понятие личности; психологию личности современного человека; - личность и проблемы ее саморегуляции; самосознание личности; Я – концепцию личности; зарубежные концепции личности: биогенетическую, социогенетическую, психогенетическую. Формирование личности на разных возрастных этапах: дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Дифференциальную психологию детей и взрослых: - проблемы индивидуальности в отечественной психологии; - определение свойств нервной системы; определение свойств темперамента; личностно-ориентированный подход в обучении; - использование этнопсихологии в образовательно-воспитательном процессе. Специальную психологию: - основы дефектологии; - общую характеристику аномальных детей; возрастные закономерности отклонений психического развития у детей и взрослых; - причины раннего органического поражения мозга; - некоторые формы отклонений в развитии и поведении детей. Патопсихологию: - нарушения психического развития детей в детском и подростковом возрасте; психологию развития в норме и патологии; этиологию психических заболеваний. Психологию отклоняющегося поведения: - девиантное поведение подростков; - отклоняющееся поведение у детей и взрослых; - понятия «отклоняющееся поведение», «школьная дезадаптация», «девиантное поведение», «делинквентное поведение»; - причины социальной дезадаптации, отклоняющегося поведения и асоциального формирования личности. Основы психодиагностики. Компьютерная психодиагностика: - нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик; требования к методикам; требования к пользователям; - психометрические основы психодиагностики; репрезентативность тестовых норм; надежность, валидность тестов; - компьютеризация в области образования: проблемы и перспективы; автоматизация исследования личности. Общие основы психологического консультирования: - задачи и теоретические вопросы возрастные психологического консультирования; - особенности группового и индивидуального консультирования; - требования к проведению консультаций практическим психологам; - задачи коррекции психического развития; принципы организации коррекции, формы ее проведения. Диагностику и коррекцию неблагоприятных психических состояний: - организацию и методику работы кабинетов психологической разгрузки; - психокоррекционную работу с детьми и подростками, нуждающимися в психологической помощи и поддержке; - организацию и методику работы кабинета психологической разгрузки. Диагностику детской одаренности и развитие творческих способностей детей: задатки, способности, их проявление; - сущность и главные проявления одаренности; - одаренность и ее типы; - черты общей умственной одаренности; - умственная одаренность и познавательные способности; - односторонняя умственная одаренность; - отличительные особенности одаренного ребенка; психологическое сопровождение одаренных детей (детей, имеющих ярко выраженные специальные способности, детей, имеющих потенциальные признаки одаренности); примерные формы практической работы педагога-психолога по развитию интересов и способностей детей. Психологические основы профориентации: - профессиональное самоопределение и профессиональную ориентацию; - трудности выбора профессии; - стадии профессионального самоопределения и возраст. Психологию семейных отношений и воспитание детей: - консультирование родителей; - семья и общество; модели семьи; современные формы семьи; - психологическую совместимость семьи; - семью и жизненные ценности; типы семьи. Психолого-педагогический тренинг: - методы активного социально-психологического обучения; социально-психологический тренинг; Т-группы; группы встреч; особенности этих групп, их задачи и этапы работы; приемы самораскрытия и повышения уровня самосознания участников. Введение в специальность: - структуру психологической службы; организацию ее деятельности; - основные направления деятельности службы практической психологии; нормативные документы, определяющие деятельность практического психолога в системе образования; - современное состояние психологической службы; организацию и развитие различных видов деятельности практического психолога в школе: цели, задачи, основные направления деятельности и содержание работы; - взаимодействие педагога-психолога с администрацией, педагогами, родителями и детьми; - статус практического психолога; квалификационные требования, права и обязанности практического психолога; профессиональные и личностные качества детского практического психолога; - этический кодекс педагога-психолога; кабинет практического психолога в школе; документация практической службы образовательного учреждения. 3. Учебные блоки профессиональной переподготовки по программе «Практическая психология»
|
Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине... ... | Учебник для высшей школы Г. С. Абрамова практическая психология издательство... Ii практическая зтика и практическая психология как профессиональная деятельность 19 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общая психология, Возрастная и педагогическая психология, Социальная психология, Педагогика, Практика речи, Практическая грамматика,... | Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике «Практическая психология» составлены на основании государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины имиджелогия для направления подготовки 080500 менеджмент «Практическая психология» составлены на основании государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника... | Удк 687. 021 Биосоциальные признаки личности и их влияние на принятие... «Практическая психология» составлены на основании государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника... | ||
Вопросы к экзамену по истории и философии науки для магистрантов... «Практическая психология» составлены на основании государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника... | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП) | ||
Рабочая программа профессиональной переподготовки кадров по дисциплине... Определить содержание и методы физиологии, место дисциплины в переподготовке кадров в области физической культуры | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пособие предназначено для студентов высшей школы экономики и менеджмента, слушателей курсов профессиональной подготовки и переподготовки... | ||
Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Особенности психического развития детей раннего возраста» для студентов зочной формы... | ||
Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» для студентов... | ||
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для... | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Суде в отношении тех Высоких Договаривающихся Сторон, которые выразили свое согласие применять на временной основе положения Протокола... |