МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра психологии
РАЗВИТИЕ И АМПЛИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
специальность 050706.65 «Педагогика и психология»
Специализация «Практическая психология» (заочная форма обучения, 3,5 года)
КРАСНОЯРСК 2012
УМКД составлен старшим преподавателем Мишениной Н.М.
Обсужден на заседании кафедры психологии
«_07__»____09________2012 г.
Заведующий кафедрой И.Г. Маланчук
К. пс. н., доцент
Одобрено научно-методическим советом специальности «Педагогика и психология» «___»____________2012 г.
Председатель НМСС
Оглавление
Пояснительная записка 4 стр.
Рабочая программа дисциплины 5 стр.
Введение 5 стр.
Содержание теоретического курса дисциплины 6 стр.
Тематический план 8 стр.
Учебно-методическая (технологическая) карта
дисциплины 9 стр.
Карта литературного обеспечения 11 стр.
Вопросы к зачёту 14 стр.
Тематика рефератов 15 стр.
Методические рекомендации для студентов 16 стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» для студентов зочной формы обучения по специальности 050706.65 «Педагогика и психология» Специализация «Практическая психология» (3,5 года обучения) состоит из следующих элементов:
Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы.
Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области развития и амплификации эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые аспекты проблемы развития и амплификации эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
специальность 050706.65 «Педагогика и психология»
Специализация «Практическая психология» (заочная форма обучения, 3,5 года)
Введение Дисциплина «Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» относится к блоку ДС.Ф.4 (дисциплины специализации). Читается в 7 семестре. Дисциплина основывается на преподаваемых ранее курсах «Возрастная психология», «Психологическое консультирование», «Особенности психического развития детей раннего возраста» Актуальность преподавания курса «Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» обусловлена спецификой работы будущих специалистов – педагогов-психологов. Консультирование родителей и развивающая работа с детьми-дошкольниками требует знания основных механизмов амплификации эмоциональных состояний, путей и способов развития чувственной сферы ребенка.
Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами специальных компетенций в области понимания и видения амплификационных ресурсов в работе с дошкольниками.
Задачи преподавания дисциплины:
создать у студентов представление об особенностях эмоционального развития детей дошкольного возраста;
раскрыть перед студентами значимость специальной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников;
познакомить студентов с основными направлениями амплификации эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
представить комплекс возможных приемов и методик развития эмоциональной сферы ребенка-дошкольника;
сформировать у студентов умения самостоятельного анализа и отбора амплификационных технологий для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП:
1) обеспечивает приобретение системы знаний в области развития и амплификации эмоциональной сферы дошкольника;
2) способствует дальнейшему формированию исследовательской психологической культуры студентов;
3) осуществляет подготовку к практической работе студентов в современном образовательном пространстве.
Технология процесса обучения по дисциплине «Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде зачета Содержание теоретического курса дисциплины «Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
по специальности 050706.65 «Педагогика и психология»
Специализация «Практическая психология»
(заочная форма обучения, 3,5 года)
Тема 1. Сущность и направления развития и амплификации
эмоциональной сферы дошкольника. Основные дефиниции дисциплины: эмоциональная сфера, чувства, эмоции, амплификация. Амплификация в психологии (как «расширение возможностей»). Возраст дошкольника: основные новообразования, возрастные границы. Направления развития эмоциональной сферы дошкольника. Рассмотрение вопросов развития эмоциональной сферы ребенка в психоаналитической и гуманистической традициях. Формирование нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. Развитие социальных эмоций. Контроль эмоций и чувств. Способы выражения эмоций. Роль поощрения и наказания в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Амплификация эмоциональной сферы в игре. Творчество как «усиление себя». Потенциал детской креативности и развитие чувственной сферы. Театр, литература, кино, музыка… как возможные пути амплификации эмоциональной сферы дошкольника. Игровая терапия и арт-терапия.
Тема 2. Развитие и амплификация эмоциональной сферы дошкольника
в игре. Детская игра: механизмы, продукты, психологический смысл. Предметная игра. Конструктивные и спортивные игры. Компьютерные игры: положительные и отрицательные стороны влияния на эмоциональную сферу ребенка. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Роль как система правил социального поведения. Эмоциональное сопровождение ролевого поведения. Формирование нравственных чувств, гуманистических качеств в игре. Эмпатия. Правила и инструкции в игре. Волевая регуляция эмоциональных проявлений. Игровая психотерапия. Возможности игровой терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольника. Игра и детские страхи. Игра и чувство привязанности. Игра и социализация чувств. Тема 3. Возможности творческой деятельности в развитии
эмоциональной сферы дошкольника. Творчество и креативность. «Детская» и «подлинная» креативность. Гуманистическая трактовка творчества как процесса, «усиливающего личность» (Н.Роджерс). Творчество в жизни дошкольника. Свобода самовыражения. Возможности творчества в реализации естественного эмоционального потенциала ребенка. Эмоциональный ресурс детской литературы, мультфильмов. Эмоциональная идентификация с героями художественных произведений, «проживание» чувств. Арт-терапия в работе с дошкольниками. Возможности библиотерапии. Актуализация креативного потенциала в работе с песком. Рисование, лепка как способы эмоционального самовыражения и саморегуляции. Сказкотерапия.
Тематический план
изучения дисциплины «Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
по специальности 050706.65 «Педагогика и психология»
Специализация «Практическая психология»
(заочная форма обучения, 3,5 года)
Наименование
дисциплины/курса
| Уровень/ступень образования
(бакалавриат, магистратура)
| Название цикла дисциплины в учебном плане
| Количество зачетных единиц/кредитов
| Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
| Специалитет, заочное отделение, 3,5 года обучения
| ДС.Ф. 4 Дисциплины специализации
| 3,5
| Смежные дисциплины по учебному плану
| «Возрастная психология», «Психологическое консультирование», «Особенности психического развития детей раннего возраста»
|
№ п/п
|
Название тем
|
| Количество часов
| Всего
| Из них аудиторные занятия:
| Лекции
| Семинары
| Лаб-ые
| Самостоятельная работа
| 1.
| Сущность и направления развития и амплификации эмоциональной сферы дошкольника.
|
29
|
4
|
4
|
|
|
25
| 2.
| Развитие и амплификация эмоциональной сферы дошкольников игре.
|
49
|
4
|
4
|
|
|
45
| 3.
| Возможности творческой деятельности в развитии
эмоциональной сферы дошкольника.
|
47
|
2
|
2
|
|
|
45
|
| Всего
| 125
| 10
| 10
|
|
| 115
|
учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины
«Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология»
Специализация «Практическая психология»
(заочная форма обучения, 3,5 года)
Тема
| Трудоемкость в часах
| Лекционный курс
| Практические занятия (номера)
| Самостоятельная работа студентов
| Формы контроля
| Вопросы, изучаемые на лекции
| Часы
| Семинарские
| Часы
| Лабораторные
| Часы
| Содержание
| Часы
|
| Сущность и направления развития и амплификации эмоциональной сферы дошкольника .
| 29
| Основные дефиниции дисциплины: эмоциональная сфера, чувства, эмоции, амплификация. Возраст дошкольника: основные новообразования. Направления развития эмоциональной сферы дошкольника. Формирование нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. Контроль эмоций и чувств. Способы выражения эмоций
Роль поощрения и наказания в развитии эмоциональной сферы дошкольников.
| 4
| -
|
| -
| -
| Работа над понятиями, составление словаря дефиниций по дисциплине.
Составление таблицы «Основные характеристики эмоциональной сферы ребенка от 0 ло 7 лет».
Подготовка конспекта по теме: «Социализация и эмоциональная сфера дошкольника».
Составление библиографии исследований по проблеме развития и амплификации эмоциональной сферы дошкольника (обзор и анализ не менее 5 источников).
| 25
| Проверка таблиц. Проверка конспекта.
Анализ библиографического обзора..
| 49
| Детская игра: механизмы, продукты, психологический смысл. Виды игр, развивающий эффект. Формирование нравственных чувств, гуманистических качеств в игре. Правила и инструкции в игре. Направления игровой психотерапии в работе с эмоциональной сферой дошкольника.
| 4
| .
|
| -
| -
| Составление конспекта по теме «Возможности игровой терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольника».
Проведение наблюдения за игрой дошкольника с самостоятельным отбором критериев и фиксацией данных в дневнике наблюдений
Подготовка пакета методик игровой психотерапии для развития эмоциональной сферы дошкольника.
Анализ компьютерной игры для детей дошкольного возраста (эмоциональный аспект)
| 45
| Проверка конспекта.
Анализ дневника наблюдений
Рецензирование пакета методик
| 47
| Творчество и креативность. «Детская» и «подлинная» креативность. Возможности творчества в реализации естественного эмоционального потенциала ребенка.
Арт-терапия.
| 2
| -
|
| -
| -
| Написание сочинения-рассуждения на тему: «Эмоциональный ресурс детской литературы»
Подготовка конспекта по теме: «Арт-терапия в работе с дошкольниками».
Разработка программы тренинга арт-терапии для дошкольников (цель тренинга - амплификации эмоциональной сферы)
| 45
| Проверка конспекта
Проверка сочинения-рассуждения
Анализ программы тренинга
|
КАРТА литературного обеспечения дисциплины
«Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология»
Специализация «Практическая психология»
(заочная форма обучения, 3,5 года)
№
п/п
| Наименование
| Наличие
место/ (кол-во экз.)
| Потребность
| Примечания
|
| Основная литература
|
|
|
|
| Тема 1. Сущность и направления развития и амплификации
эмоциональной сферы дошкольника.
|
|
|
| 1.
| Ермолаева, М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: учебное пособие. М.: МПСИ, 2008
| ЧЗ(1), АНЛ(3), АУЛ(36)
|
|
| 2
| Изард К.Э. Психология эмоций : СПб.: Питер, 2000
| ЧЗ(1)
|
| -
| 3
| Князева, О.Л. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений - М.: Просвещение, 2004.
| КбППД(1)
|
| -
| 4
| Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка: учебное пособие. - М.: Сервисшкола, 2001
| АНЛ(1)
|
| -
| 5
| Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника. 2012
| АНЛ (2)
ЧЗ (1)
|
| -
| 6.
| Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.С. Кошелевой. - М.: "Академия", 2003.
| ЧЗ(1), АНЛ(2), КбППД(1), ИМРЦ ИППиУО(1), ФлЖ(5)
|
|
| 7.
| Я - Ты - Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников: Пособие для педагогов и психологов/ Сост. О.Л. Князева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003.
| КбППД(3)
|
|
|
| Тема 2. Развитие и амплификация эмоциональной сферы
дошкольника в игре.
|
|
| -
| 1.
| Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения: методический материал. СПб.: Речь, 2004.
| ЧЗ(2), АНЛ(3)
|
|
| 2.
| Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2000
| ЧЗ(1)
|
|
| 3.
| Миллер С. Психология игры: учебное пособие. СПб.: Университетская книга, 1999
| ЧЗ(1)
|
|
| 4.
| О'Коннор, К.. Теория и практика игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002.
| ОБИФ(1)
|
|
| 5.
| Практикум по психологическим играм с детьми и подростками: учебное пособие/ ред. М. Р. Битянова. - СПб.: Питер, 2008.
| АУЛ(23), АНЛ(2)
|
|
| 6.
| Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет: Психологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2003.
| ИМРЦ ИППиУО(4)
|
|
|
| Тема 3. Возможности творческой деятельности в развитии
эмоциональной сферы дошкольника
|
|
|
| 1.
| Арт-терапия: хрестоматия/ сост., ред. А. И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001
| ЧЗ(1), АНЛ(2)
|
| -
| 2.
| Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 2000
| ИМРЦ ФНК(3)
|
|
| 3.
| Ермолаева-Томина Л.Б Психология художественного творчества.: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003.
| ЧЗ(1), АНЛ(2)
|
|
| 4.
| Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д.. Формы и методы работы со сказками: учебное пособие. СПб.: Речь, 2008.
| ЧЗ(2), АНЛ(3), АУЛ(5)
|
| -
| 5
| Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.:Генезис, 2003
| ИМРЦ ИППиУО(4)
|
| -
|
| Дополнительная литература
|
|
|
| 1.
| Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь: Сфера, 2001
| ЧЗ(1)
|
|
| 2.
| Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002.
| КбППД(1)
|
|
| 3.
| Кайл, Р.Детская психология: Тайны психики ребенка. СПб.: прайм-Еврознак, 2002.
| ЧЗ(1), АНЛ(2)
|
|
| 4.
| Мустакас, К.. Игровая терапия: методический материал. СПб.: Речь, 2000
| АНЛ(1), КбППД(1)
|
|
| 5.
| Захаров, А. И.. Дневные и ночные страхи у детей: научное издание. СПб.: Речь, 2005.
| ЧЗ(1)
|
| -
| 6
| Павлова, Л. Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей. М.: "Мозаика-Синтез", 2003.
| КбППД(1)
|
| -
|
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
по дисциплине
«Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология»
Специализация «Практическая психология»
(заочная форма обучения, 3,5 года)
Основные дефиниции дисциплины: эмоциональная сфера, эмоции и чувства, амплификация, дошкольный возраст.
Основные характеристики эмоциональной сферы дошкольника.
Развитие нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте.
Способы выражения и возможности контроля эмоций в дошкольном детстве.
Детские страхи. Динамика развития в дошкольном возрасте.
Социальная ситуация развития и эмоциональная сфера дошкольника. «Социализация» чувств.
Эмоциональный аспект поощрения и наказания.
Влияние СМИ на развитие эмоциональной сферы дошкольника.
Детская игра: основные характеристики, виды, «продукты».
Направления развития эмоциональной сферы дошкольника в игре.
Возможности игровой психотерапии в амплификации эмоциональной сферы дошкольника.
Примеры (характеристика, анализ) амплифицирующих техник игровой психотерапии.
Детское творчество и креативность. Эмоциональный аспект.
Основные задачи и направления арт-терапевтической работы с дошкольниками.
Развивающие возможности рисунка, лепки, конструирования.
Интернет и компьютерные игры: положительные и отрицательные стороны влияния на эмоциональную сферу дошкольника.
Психологические механизмы влияния художественной литературы на эмоциональную сферу дошкольника. Сказкотерапия.
Примеры (характеристика, анализ) амплифицирующих техник арт-терапии.
Тематика рефератов по дисциплине
«Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология»
Специализация «Практическая психология»
(заочная форма обучения, 3,5 года)
Гендерные различия в развитии эмоциональной сферы дошкольника.
Амплифицирующие техники игровой психотерапии в работе с дошкольниками.
Эмоциональное сопровождение процесса творчества в дошкольном возрасте.
Развитие эстетических чувств дошкольника в творческом процессе.
Возможности саморегуляции эмоциональной сферы дошкольника.
Развивающий эмоциональный потенциал техник библиотерапии в работе с дошкольниками.
Амплификация эмоциональной сферы дошкольника в работе с песком.
Детские страхи. Способы коррекции. Возможности игровой психотерапии.
«Социализация» чувств в дошкольном возрасте.
Особенности «языка тела» (невербалики) в дошкольном детстве.
Роль поощрения и наказания в развитии эмоциональной сферы дошкольника.
Компьютерные игры: плюсы и минусы влияния на эмоциональную сферу дошкольника.
МетодическиЕ рекомендациИ по написанию реферата по дисциплине
«Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология»
Специализация «Практическая психология»
(заочная форма обучения, 3,5 года) Данные методические рекомендации направлены на помощь студентам в написании реферата, что способствует более углубленному изучению отдельных разделов дисциплины.
Реферат выполняется на стандартной бумаге формата А4 (210/297). Поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее 20 мм и нижнее – 25 мм; интервал полуторный; шрифт в текстовом редакторе Microsoft Word - Times New Roman Cyr; размер шрифта – 14 (не менее 12), выравнивание по ширине.
Стандартный титульный лист студент получает на кафедре.
Содержание начинается со второй страницы, далее должна идти сквозная нумерация. Номер страницы ставится в центре нижней части страницы. Общий объем реферата должен составлять 20-25 страниц (без приложений).
Во введении обосновывается актуальность темы, ее практическая значимость. Содержание должно быть представлено в развернутом виде, из нескольких глав, состоящих из ряда параграфов. Против названий глав и параграфов проставляются номера страниц по тексту. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Допускается не более двух уровней нумерации. Заголовки, в соответствии с оглавлением реферата, должны быть выделены в тексте жирным шрифтом (названия глав – заглавными буквами, названия параграфов – строчными буквами), выравнивание по центру. Точки в заголовках не ставятся. Каждая глава должны начинаться с новой страницы. Текст параграфа не должен заканчиваться таблицей или рисунком.
Представленные в тексте таблицы желательно размещать на одном листе, без переносов. Таблицы должны иметь сквозную нумерацию. Номер таблицы проставляется вверху слева. Заголовок таблицы помещается с выравниванием по левому краю через тире после ее номера.
На каждую таблицу и рисунок необходимы ссылки в тексте "в соответствии с рисунком 5 (таблицей 3)", причем таблица или рисунок должны быть расположены после ссылки.
Все расчеты, выполняемые в реферате, излагаются в тексте с обоснованием, указанием размерности величин. Результаты расчетов представляются в табличной форме.
В заключении излагаются краткие выводы по результатам работы, характеризующие степень решения задач, поставленных во введении. Следует уточнить, в какой степени удалось реализовать цель реферирования, обозначить проблемы, которые не удалось решить в ходе написания реферата. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита. Каждое приложение имеет свое обозначение.
Подбор литературы осуществляется студентом самостоятельно. Желательно использование материалов, публикуемых в журналах списка ВАК, монографий и других источников. Это обусловлено тем, что в реферате вопросы теории следует увязывать с практикой, анализировать процессы, происходящие как в мировой так и в российской экономике.
Перечень используемой литературы должен содержать минимум 15 наименований. Список литературы оформляется в алфавитном порядке в соответствии с требованиями ГОСТа: сначала указываются источники законодательной базы (федеральные, региональные, местные нормативные правовые акты), затем – научные публикации (книги, статьи, авторефераты диссертаций, диссертации). По каждому источнику, в том числе по научным статьям, указывается фамилия и инициалы автора, название, место издания, название издательства, год издания.
При использовании страниц Internet их перечень дается в конце списка литературы.
|