Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская академия государственной службы» факультет переподготовки кадров направление переподготовки





НазваниеФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская академия государственной службы» факультет переподготовки кадров направление переподготовки
страница1/4
Дата публикации27.08.2013
Размер0.72 Mb.
ТипВыпускная работа
100-bal.ru > Право > Выпускная работа
  1   2   3   4


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Направление переподготовки

«Государственное и муниципальное управление»

Кафедра экономической теории и предпринимательства
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

«ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ»


На рецензию

_________________________________

ШАРИПОВ КАРОМАТ БАКОЕВИЧ

студент гр. 115

(кому)

________________________________

(подпись)

_________________________________

(подпись зав. кафедрой)




К защите

Научный руководитель:

ЗМИЯК СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

канд. экон. наук, доцент


(подпись зав. кафедрой)

___________________________2010 г.

________________________________

(подпись)












Ростов-на-Дону, 2010
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..

3

Глава 1. Характерные черты процессов в сфере миграции рабочей силы в современном мире …….…………..............................................


7

Глава 2. Анализ проблем и перспектив реализации государственной политики в сфере трудовой миграции в Российской Федерации……


23

Глава 3. Особенности развития процессов трудовой миграции в Республике Таджикистан……………………………………………….


47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….

66



ВВЕДЕНИЕ
В конце XX и начале XXI веков проблемы международной трудовой миграции (МТМ) приобретают первостепенное теоретическое и практическое значение. 

Во-первых, в результате острых демографических проблем, связанных с сокращением рождаемости и старением населения промышленно развитых стран (ПРС), создаются диспропорции на рынках труда многих из них. Вследствие этого большинство ПРС испытывают объективную потребность в привлечении иностранной рабочей силы, подойдя к такой черте, когда не только развитие, но и само функционирование экономики невозможно без привлечения трудящихся-мигрантов. Миграция превращается в важнейший источник пополнения трудовых ресурсов. 

Во-вторых, увеличение продолжительности жизни, уменьшение рождаемости и грядущая волна расходов на пенсии способны захлестнуть бюджеты ПРС. «Импортируя налогоплательщиков», стареющие общества облегчают налоговое бремя. В-третьих, коренная ломка политических систем во многих странах мира, сопровождающаяся масштабной реструктуризацией их экономических комплексов, продуцирующая неблагоприятную экономическую конъюнктуру, повлекла за собой увеличение числа безработных и усугубление проблем бедности. В этой ситуации МТМ во многом нивелирует негативные последствия реструктуризации.

Тесная взаимосвязь миграции и развития, со всей очевидностью подтверждающаяся историческим опытом, бесспорна и сегодня. Вместе с тем на современном этапе характер этой взаимосвязи гораздо более сложен и многообразен, а часто носит противоречивый характер, так как экономическая эффективность не всегда совпадает с эффективностью социальной. Недопонимание данных процессов может усилить негативный эффект влияния МТМ. Важнейшую корректирующую роль играет проводимая миграционная политика. В этих условиях насущной необходимостью становится динамичная эволюция миграционной политики, встраивание ее в стратегию развития стран-субъектов миграции. Это позволит нивелировать противоречивые последствия и раскрыть потенциал развития, заложенный в МТМ.

В эпоху глобализации национальные экономики, по существу, вовлекаются в единый мировой воспроизводственный процесс. При этом функционирование глобальной экономики во многом зависит от формирования международного рынка труда (МРТ). МТМ традиционно выступает в качестве одного из важнейших механизмов развития МРТ. Она органично включается в контекст глобальных процессов, превращаясь в неотъемлемую часть современной системы мирового хозяйства, характеризующую «социальное лицо глобализации». Именно поэтому МТМ играет все возрастающую роль в развитии экономики как отдельных стран, так и мирового хозяйства в целом.

Для сегодняшней России весьма актуален вопрос воздействия миграции на развитие. Страна подошла к пониманию насущной необходимости реформ в миграционной политике, став практически одним из мировых лидеров по уровню миграции, и особенно нелегальной. На протяжении многих лет политические и экономические кризисы не позволяли увидеть эту сложнейшую проблему, выступающую теперь в качестве существенного дестабилизирующего фактора в экономической и социально-политической сферах.

Ведь именно нелегальная миграция подпитывает «теневую экономику» и воспроизводит многие другие, сопутствующие негативные процессы в обществе. Сегодня очень важно на основе исследования МТМ в контексте тенденций развития мировой экономики, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями экономической жизни общества; с учетом закономерностей ее системного воздействия на развитие; а также исторического опыта России в данной области выработать рекомендации по формированию миграционной политики, способствующей максимальной увязке миграции и экономического развития страны.

В настоящее время существует достаточно широкий круг научных трудов в данной области. Среди исследований российских и зарубежных авторов следует выделить работы В.Э. Бойкова, В.И. Бутова, О. Воробъевой, М. Вышегородцева, В. Ершова, В.Г. Игнатова, В. Ионцева, Е.С. Красинца, Э.Т. Рубинской, Г.П. Солодкова, Л. Тарлецкой, А. Ткаченко, И. Цапенко.

Различные аспекты политических, социально-экономических и других факторов, обусловливающих развитие внешней трудовой миграции, нашли отражение в работах Н.А. Волгина, Е.Б. Бреевой, Ж.А. Зайончковской, Т.И. Заславской, А.Илларионова, А.Н. Каменского, Е.А. Костыри.

Современному состоянию государственного регулирования внешней трудовой миграции большое внимание уделяется в публикациях С.К. Болдыревой, Н.Г. Вишневского, Д.В. Колесова, В.А. Мельнянцева, В.И. Переведенцева, Л.Л. Рыбаковского, С. Рязанцева, О.С. Чудиновских.

Учитывая, что нарастающий процесс международной миграции начался относительно недавно, а понимание этого явления далеко не полно, представляется крайне необходимым дать объективную оценку сложившейся ситуации в данной области.

Целью выпускной работы является анализ современных процессов в сфере международной миграции рабочей силы и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

1. на основе критической оценки различных источников рассмотреть современные аспекты развития процессов миграции рабочей силы в мировом масштабе;

2. выявить текущие тенденции направлений миграционных потоков трудовых ресурсов;

3. проанализировать ситуацию в области реализации миграционной политики в России;

4. выявить характерные черты развития миграционных процессов в стране эмиграции трудящихся мигрантов (на примере Республики Таджикистан);

5. сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию ключевых положений миграционной политики.

Объект исследования – международная трудовая миграция как форма мирового рынка труда.

Предмет исследования – формирование механизмов управления международной трудовой миграции.

Выпускная работа базируется на международных и российских нормативных правовых источниках, статистической информации об объемах, структуре и характере трудовой миграции в России и в мире, экспертных оценках масштабов и направлений трудовой миграции, многочисленных социологических исследованиях по названным проблемам, материалах Федеральной миграционной службы и др.

Структура выпускной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.


Глава 1. Характерные черты процессов в сфере миграции рабочей силы в современном мире
Миграции населения, особенно трудовые, роль которых в мировом развитии неуклонно возрастает, становятся одним из основных факторов международной экономики. По данным МОМ в настоящее время в мире насчитывается около 150 миллионов иммигрантов, беженцев, легальных мигрантов и нелегально работающих за границей, причем около половины их численности сосредотачивается в Западной Европе. Денежные средства, поступающие от мигрантов в страны исхода, составляют ежегодно около 70 млрд. долларов, при этом Германия (5,3 млрд. долларов), Франция (2 млрд. долларов) и Великобритания (1 млрд. долларов) входят в первую пятерку стран по количеству отправляемых денег после Саудовской Аравии (16 млрд. долларов) и США (12 млрд. долларов). Не случайно, поэтому, для стран Западной Европы в последние годы началась новая фаза переосмысления своей внутренней и внешней национальной политики в отношении иностранцев, проживающих в этих странах1.

Особенности регулирования миграции, степень жесткости проводимой миграционной политики в целом и трудовой - в частности, зависят от экономических и политических интересов стран приема и стран поставщиков рабочей силы.

Как "регулировщик" миграции, государство осуществляет свою политику в отношении иностранных граждан путем выдачи виз, разрешений на проживание, различных запретов и ограничений. Как орган, управляющий законодательной и политической системой общества, государство требует от населения соблюдения существующих норм. Место иностранца в новом обществе, успешность его функционирования здесь определяется возможностью приобретения легального статуса, равного или адекватного положению граждан страны приема. Предоставление этого статуса является прерогативой государства приема.

С точки зрения проводимой в отношении иностранцев политики, до конца 90-х годов все западноевропейские страны являлись неэммигрантскими странами. В отличие от США, Канады, Австралии и Новой Зеландии, для которых факт рождения на их территории является основанием для получения гражданства, западноевропейские страны в большинстве своем базировались на этнической модели государства, при которой проживание в стране не являлось основанием для натурализации. В результате этой политики за 50 лет здесь образовалась значительная прослойка населения из числа рожденных и выросших в этих странах детей мигрантов, искусственно удерживаемых в маргинальном статусе. В связи с этим возникают следующие вопросы.

Насколько миграционная политика в странах приема соответствует требованиям их рынков труда? Существуют ли ограничения и приоритеты в этом смысле?

Для ответа на эти вопросы процессы формирования миграционной политики в западноевропейских странах за последние десятилетия исследуются нами в тесной взаимосвязи с анализом современных миграционных процессов.

Современный композиционный состав населения Европы сформировался в целом после 1945 года. Европа до Второй мировой войны являлась постоянным поставщиком мигрантов для Америки, Австралии, Новой Зеландии, а также для освоения собственных колонии. В течение 19 - начале 20 веков (до Первой мировой войны) более 35 миллионов человек уехало в Америку, Австралию и другие страны. В то же время в западноевропейских странах существовал и "набор по лимиту" (по российской терминологии) из бывших колоний на самые непрестижные, низкооплачиваемые работы в метрополиях. Однако отток населения из Западной Европы был в несколько раз больше, чем приток в нее.

Вторая мировая сильно изменила ситуацию: пересмотр границ, возвращение беженцев, постепенное создание железного занавеса между странами Западной и Центральной Европы привели к тому, что традиционные трудовые связи в Европе были оборваны или частично заморожены.

Некоторые специалисты выделяют два основные периода развития миграций в странах Западной Европы в зависимости от господствующего вектора.

1945-1973 годы, основное направление - с юга на север;

С 1973 года по настоящее время, основное направление - с востока на запад.

На наш взгляд, с точки зрения рассмотрения формирования миграционной политики западноевропейских стран, особенно в области трудовой миграции, правомернее подразделять каждый из периодов еще на несколько этапов. Для первого периода - это этапы с 1945 по 1960 годы и с 1960-х по начало 70-х годов (нефтяной кризис), для второго периода - по десятилетиям (хотя, конечно, каждая из европейских стран имеет свои особенности, в том числе и в плане периодизации миграционной политики)1.

Основной особенностью этапа 1945-1960 годов является бурный послевоенный процесс восстановления и дальнейшего развития экономики западноевропейских стран, который требовал привлечения большого количества рабочих извне. Это осуществлялось, в основном, через межгосударственные соглашения на контрактной основе. На основе таких "лимитных" наборов создавались целые отрасли промышленности, например, автомобилестроение во Франции. Большое количество рабочих привлекалось из "побежденных", ослабленных войной, менее индустриальных южных европейских стран (Испании, Португалии, Италии, Греции) в более развитые (Францию, Великобританию, Германию, Данию, Швейцарию и страны Северной Европы). Данная политика была результатом послевоенной нехватки трудовых ресурсов в указанных странах.

Политика стран приема в отношении привлекаемых рабочих была довольно дискриминационной и ограничительной до начала 60-х годов. Трудовым мигрантам предоставлялись краткосрочные визы (на год с последующим возобновлением); они не имели возможности получения виз на проживание своих семей.

Также "по набору" принимались гостевые рабочие из бывших колоний, сохраняющих традиционные экономические и культурные связи с метрополиями. Например, Северная Африка (страны Магриба) являлась поставщиком рабочей силы во Францию: к 1960 году во Франции насчитывалось 600 тысяч алжирцев, 140 тысяч марокканцев. 90 тысяч мигрантов из стран Центральной Африки прибыли за это же время в Великобританию.

Политика в отношении рабочих из данных стран была еще более жесткой: нелимитированный рабочий день, тяжелые, самые малопрестижные и низкоквалифицированные работы, размещение только в специально отведенных местах - бидонвилях. Среди мигрантов преобладал мужской контингент. Особенно жесткой данная политика в отношении таких трудовых мигрантов была в Германии и Франции.

1960 год - начало 70-х годов. После того, как многие рабочие проработали в странах приема десятилетия, экономическая ситуация в южных европейских странах существенно улучшилась. Под давлением правительств этих стран визовый режим на европейском пространстве был упрощен; были введены долгосрочные 5-летние визы и, самое главное, - стало возможным пребывание членов семей трудовых мигрантов на территории стран приема. Механизм создания маргинализированной прослойки населения, так называемых "новых меньшинств", в отличие от исторически проживающих на территориях, был запущен.

Для этого этапа был характерен большой приток репатриантов в страны исхода: так, из бывших колоний в метрополии переехало около 6,5 миллиона человек, в том числе 4,6 миллиона граждан метрополий и 1,9 миллиона коренных жителей колоний. Более 1 миллиона этнических немцев к середине 60-х годов возвратилось на родину. Кроме того, из Восточной и Центральной Европы в Западную направлялись значительные потоки беженцев и лиц, выезжающих по линии воссоединения семей.

Следует также отметить значительное количество трудовых мигрантов из Югославии. Из бывших социалистических стран только правительство Б. Тито позволяло своим гражданам ездить на сезонные работы в Западную Европу. Уникальность югославского варианта развития заключалась в сочетании использования преимуществ обеих социальных систем. Югославские трудовые мигранты охотно допускались на западные рынки труда и пользовались относительной свободой перемещения наравне с итальянцами, греками, испанцами. В тоже время, они были выходцами из соцлагеря и пользовались свободой передвижения и возможностями интеграции в его рамках. В течение всех послевоенных лет югославские мигранты составляли значительную долю трудовых мигрантов в Австрии, Германии, Швейцарии и образовывали там свои диаспоры1.

Итак, трудовая миграция 1945 года - начала 1970 годов явилась следствием широкомасштабной государственной политики привлечения иностранной рабочей силы в западноевропейские страны. Это давало последним ряд преимуществ, среди которых:

  • развитие в условиях нелимитированной занятости;

  • возможность сохранять низкий уровень оплаты, относительно тяжелые условия труда;

  • расширение частичной занятости, в том числе в ночное время;

  • отсрочка в модернизации некоторых отраслей.

Следующий этап в развитии миграций и миграционной политике в странах Западной Европы начался с 1973 года (начало нефтяного кризиса) и продолжался до конца 90-х годов. Это был период всяческого сдерживания иммиграционных потоков, постепенной переориентации вектора миграции с направления Юг - Север на Восток - Запад. Условно последние 30 лет можно подразделить на 2 этапа с точки зрения проведения миграционной политики, в том числе и трудовой: 1973 год - конец 80-х годов и конец 80-х - конец 90-х годов.

Для этапа 1973 года - конца 80-х годов характерно преобладание трудовых потоков внутри западноевропейских стран, а также - из бывших колоний. Продолжалось усиление интеграционных связей западноевропейских стран. После нефтяного кризиса 1973 года их правительства резко сократили набор трудовых мигрантов из соседних, а, тем более, - из отдаленных стран, постарались вернуть их на родину, прекращая выдачу рабочих виз. Однако только часть мигрантов вернулась домой, остальные уже переселили семьи в страны Западной Европы. Механизм ступенчатой миграции был уже запущен, образовались каналы связей через родственников и знакомых, и к середине 80-х годов во многих странах прослойка иностранцев составляла значительную часть рабочей силы (в том числе, - и нелегальной). В Германии даже были введены специальные меры по ограничению доступа иностранцев на ее рынок труда. Они заключались в приоритетном праве немецкого гражданина на рабочее место, временном лимите найма иностранцев, ограничении мобильности иностранцев регионом нахождения работы, а также дополнительных ограничениях на использование иностранной женской рабочей силы в Германии.

Другие западноевропейские страны также негласно проводили подобную политику. Таким образом, для иностранной рабочей силы создавались условия маргинального статуса с соответствующем уровнем оплаты труда. Это демонстрируют данные таблицы 1.1.

Таблица 1.1. Структура занятости иностранцев и этнических немцев в Германии в 1989 году, %

Группы работников

Иностранцы

Этнические немцы

Неквалифицированные рабочие

21

4

Полуквалифицированные рабочие

43

12

Высококвалифицированные рабочие

23

16

Клерки

9

46

Имеющие собственное дело

4

12

Государственные служащие

-

10

Итого:

100

100

Источник: Munz R., Weiner M., (1997), Migration, Refugees, and Foreign Policy. U.S. and German Policies toward Countries of Origin. Oxford, Berghn Book, 360 p.

Основными сферами занятости иностранцев были и остаются сельскохозяйственные сезонные работы, временная занятость в гостиничном сервисе и других отраслях сферы обслуживания.
С середины 70-х годов в западноевропейских странах начало заметно снижаться рождаемость. Переход к суженому воспроизводству, наряду с увеличением продолжительности жизни, привел к росту доли населения старших возрастов. Усилилось давление на системы социального обеспечения, прежде всего, пенсионную, для оптимального функционирования которой необходимо не менее трех работающих на одного пенсионера. Все больше стали говорить о кризисе пенсионной системы.

Жесткость проводимой западноевропейскими странами политики в отношении натурализации мигрантов шла вразрез с требованиями развития экономики. Политика набора "временной" рабочей силы, исключающая ее нормальное функционирование, привела к созданию в обществе прослойки так называемых "новых меньшинств", однако вся серьезность проблемы в полной мере была осознана лишь в 90-е годы.

Итогом данного этапа (1973-конец 80-х годов) явилось несоответствие проводимой западноевропейскими государствами политики в области трудовой миграции реальным миграционным процессам. Все большую роль, несмотря на запретительные меры, стала играть ступенчатая миграция воссоединяющихся семей. Более высокая фертильность мигрантов также способствовала росту их численности.

Южные европейские страны по мере развития экономики стали превращаться в принимающие. Италия, например, уже к 1990 году имела 800 тысяч иностранцев (в 1982 - только 300 тысяч). По мере расшатывания социалистической системы стал усиливаться поток беженцев и лиц, ищущих убежище, с преобладанием потока с Востока на Запад.

Конец 80-х-начало 90-х годов - период начала объединения стран Западной Европы. Подписание в 1992 году Маастрихтского договора дало положительный эффект для мигрантов из стран Европейского союза, легализовав их в странах проживания. Так, в Германии после учреждения Европейского союза фактически 50% трудовых мигрантов из этих стран получили возможность на интеграцию. Из остальных мигрантов 33% составляли турки и 13% - жители бывшей Югославии. Официальное количество неграждан Европейского союза в 15 развитых западноевропейских странах составило около 11 миллионов человек, в том числе в Германии - 5 миллионов человек, во Франции - 2 миллиона человек и в Великобритании - 1 миллион человек1.

В 90-е годы произошло дальнейшее усиление потоков Восток-Запад. Миграция сыграла важную роль в политической трансформации европейских стран. Так, под давлением волны мигрантов на запад венгерское правительство в конце 1989 года открыло границу с Австрией, и поток немцев из Восточной Германии устремился туда, сделав бессмысленной Берлинскую стену и железный занавес. Падение железного занавеса привело к упрощению трудовых связей западноевропейских и центральноевропейских стран, увеличению потока беженцев и лиц, ищущих убежище, из зон конфликтов в республиках бывшего СССР и бывшей Югославии. Боязнь большого неконтролируемого притока извне дала толчок юридическому оформлению единого экономического и политического пространства западноевропейских стран, формированию внутренней безвизовой зоны и буферной зоны вокруг. Подписанием Маастрихтского договора западноевропейские страны сделали первый шаг на пути к контролю за внешней миграцией. Введение зоны буферных, так называемых "безопасных" стран, снижает легальные возможности проникновения в Евросоюз лиц, ищущих убежище.

Миграции 90-х годов - это прежде всего поляризация стран на Шенгенские, страны буферной зоны (в том числе ожидающие приема в члены ЕЭС), транзитные страны и страны исхода.

У каждого типа стран имеются следующие приоритеты миграционной политики.

Шенгенские страны (с Великобританией и Ирландией):

  • выработка жестко ограничительной политики доступа мигрантов на рынок труда;

  • включение соседних (буферных) стран в режим контроля за миграцией;

Страны Центральной, Восточной и Южной Европы - кандидаты в ЕЭС (буферные страны):

  • принятие и приведение в соответствие с требованиями, связанными с возможностью потенциального вступления в ЕЭС, законодательных структур и законодательных основ, регулирующих миграцию.

Миграционная политика всех Шенгенских стран и кандидатов в члены ЕЭС охватывает несколько основных направлений:

  • усиление пограничного контроля; национальные и международные меры по усилению контроля за потоками;

  • борьба с нелегальной миграцией и занятостью; санкции против работодателей нелегальных мигрантов; 

  • меры по улучшению кооперации как между принимающими странами, так и буферными;

  • усиление визового режима между буферными странами и странами исхода;

Транзитные страны - страны бывшего СССР, Турция и страны Магриба (северная Африка).

  • усиление пограничного контроля и борьбы с нелегальной миграцией;

  • кооперация со странами ЕЭС и буферными странами в рамках разработки системы предоставление убежища для беженцев.

Пути влияния западноевропейских стран на страны исхода и транзитные страны следующие:

  • оказание им помощи в организации контроля мигрантов;

  • развитие торговых инициатив для поддержки экономики этих стран;

  • улучшение политической ситуации в странах исхода, для возможности возврата мигрантов;

  • обеспечение возможности устойчивого развития1.

Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (OECD) отметила в своем докладе следующие основные миграционные тренды последних лет:

  1. Рост количества беженцев и трудовых мигрантов, стремящихся в процветающие страны, включая страны - кандидаты (Чехию, Венгрию, Польшу). 

  2. Постепенное превращение стран Центральной и Восточной Европы из транзитных в страны приема; введение ими пограничного режима с транзитными странами; введение зон свободной торговли (особенно в приграничных территориях, в частном секторе, что способствовало увеличению занятости иностранцев).

  3. Смена эмиграции на временную миграцию, увеличение миграционного обмена между странами Центральной Европы. Число желающих поехать на временную работу колеблется от 18% в Польше до 57% в Хорватии, в то время как на постоянное местожительства - от 7% в Болгарии до 26% в бывшей Югославии.

  4. Рост нелегальной миграции и борьба с ней. Основным направлением борьбы с нелегальной миграцией является: сотрудничество со странами исхода. Оно предусматривает общий контроль границ (распространение информации между странами о миграционной ситуации); связи с агентствами по рекрутменту трудовых мигрантов; меры по интеграции мигрантов.

  5. Существенные послабления в возможностях трудоустройства в западноевропейских странах для стран - кандидатов.

По мнению экономистов из OECD использование иностранной рабочей силы не оказывает влияния на безработицу среди коренного населения принимающих стран (табл. 1.2), так как трудовые мигранты занимают весьма специфические ниши занятости и не конкурируют на рынке труда с местными жителями.

Таблица 1.2. Уровень безработицы среди граждан и иностранцев (мужчины), 2008 год, %

Страна

Граждане

Иностранцы

Австрия

4,8

10,3

Бельгия

6,5

18,9

Дания

3,8

7,4

Финляндия

12,7

36

Франция

9,6

22

Германия

8,5

17,3

Ирландия

8

12,4

Италия

9,6

5,1

Люксембург

1,5

2,6

Нидерланды

3,1

11,6

Швеция

9,3

23,2

Великобритания

6,8

10,7

Источник: Trends in International Migration -2009, OECD, SOPEMI, 2009

По оценкам специалистов объемы нелегальной миграции в западно-европейских странах составляют 10% от легальной. За исключением Германии, занятость на легальном рынке труда в странах Западной Европы граждан Центральной и Восточной Европы в последние годы увеличилась незначительно при резком росте численности нелегальных трудовых мигрантов. Нелегальная миграция трудно регистрируема, так как для многих стран Центральной Европы виза не нужна. Многие мигранты, стремящиеся в Западные страны, прибывают сначала в Чехию, Венгрию и Польшу по легальным документам как туристы, по делам бизнеса или студенческим визам. Основными ареалами исхода иммигрантов все еще остаются страны бывшего СССР (особенно Украина и Белоруссия), а также Румыния, страны б. Югославии (приложение).

Например, в Венгрии, не вводящей визы с Украиной и Румынией из-за проживающего в этих странах венгерского меньшинства, неучтенная, так называемая "временная" миграция очень велика. Каждый месяц тысячи фактически постоянно работающих украинцев пересекают границу во избежание получения виз. Маятниковые мигранты вообще нигде не учитываются.

Правительствам западноевропейских стран экспертами рекомендовано увеличить легальную трудовую миграцию, поскольку, по их мнению, она выгодна для экономики и рынка труда Европейского союза. Одной из наиболее важных причин для рекомендации роста трудовой миграции в западноевропейские страны стал кризис пенсионной системы и нехватка рабочей силы здесь.

Итогом миграционной политики стран Евросоюза 80-х - 90-х годов можно считать то, что, начиная с момента подписания Маастрихтского договора, наряду с разработкой собственной политики в отношении приема и поселения иностранцев, все страны в той или иной степени пытаются осуществлять единую интеграционную политику. Однако пока это им слабо удается. В качестве положительного момента следует отметить их единодушную кооперацию в разработке единого положения о предоставлении убежища. По оценкам западных специалистов миграционная политика скорее характеризуется так называемым "избирательным" подходом (предпочтение мигрантов одних стран другим, определенных видов и длительности трудовой миграции, одних специалистов другим), нежели политикой "регулирования"1.

В конце 90-х годов начинается новый этап миграционной политики западноевропейских стран - отход от этнической модели государственного устройства к эмигрантской модели. Резкое падение рождаемости, кризис пенсионной системы и нехватка рабочих мест в определенных сферах занятости, высокая доля так называемых "новых меньшинств" (существование которых уже невозможно не замечать), как и рост нелегальной миграции привели к изменениям в законодательной политике западноевропейских стран в области миграции. Это выразилось в изменении их законодательства в сторону отхода от моноэтнической модели государственного устройства и принятие элементов иммигрантской модели государства, которая включает разработку интеграционных программ вовлечения мигрантов в социальную жизнь общества стран приема.

Начиная с 1998 года, западноевропейские страны постепенно превращаются в страны иммиграции и вынуждены разрабатывать законодательство и политику по интеграции иммигрантов, которая включает:

  • разработку и введение в действие новой, более либеральной процедуры получения гражданства;

  • меры по интеграции беженцев;

  • меры по интеграции через образование детей и тренинг взрослых (школы, тренинг в отпускное время, языковые курсы, помощь в поиске жилья, доступ к системе здравоохранения и т.д.);

  • принятие в Италии, Испании, Дании, Греции, Норвегии, Франции, Германии и других западноевропейских странах специальных законодательных актов по искоренению и предотвращению ксенофобии и расизма по отношению к иностранцам, проживающим в этих странах.

Кроме того, страны Западной Европы принимают меры, которые применяют уже давно:

  • уменьшение сроков натурализации (с 15 лет для многих стран до 7-8-лет);

  • изменение принципа происхождения (jus sanguinis) на принцип места -рождения и времени проживания (jus soli);

  • введение системы квот по специальностям или странам исхода (так, нехватка специалистов определенных квалификаций, особенно в области информации и коммуникации, в Европе оценивается в 2 миллиона человек; Германия, например, ввела на 20 тысяч мест "green card" на пять лет, облегчен также порядок получение виз);

  • легализация нелегальных мигрантов, которые уже работают в европейских странах (до сих пор из-за нелегального проникновения в страну они подвергались штрафам с отсрочкой в подаче заявления на постоянное проживание и натурализацию);

  • меры по снижению численности беженцев и предоставление убежища (Германия ввела квоту 100 000 человек в год; многие страны, в частности, Нидерланды, дают временное убежище от 6 до 12 месяцев с разрешением работать и после нормализации обстановки в странах исхода обеспечивают билетами, социальным пособием, а также предоставляют возможность посещать страну - убежище в случае согласия на возвращение);

  • меры по воссоединению семей (уменьшаются сроки натурализации для жен и мужей граждан западноевропейских стран).

  • набор на работу через образовательные каналы (Великобритания и Германия заявили, что с 2001 года будут выделять специальные квоты для студентов-иностранцев, закончивших ВУЗы в этих странах, если они найдут постоянную работу).

Анализ миграционных процессов и миграционной политики западноевропейских стран показывает, что до начала 70-х годов политика набора "гостевых рабочих" на временной основе работала успешно. Требования рынка труда и политика в отношении миграции соответствовали друг другу, что способствовало нормальному развитию экономики этих стран.

После нефтяного кризиса 70-х, несмотря на то, что все страны заморозили прием иностранных рабочих, в страны исхода вернулась только половина. Уже вразрез с политикой западноевропейских государств и требованиями экономики росла численность иностранцев за счет воссоединения семей (по данным ОЕСD 50% всех миграций в европейские страны идет по линии семейных обстоятельств; кроме того, численность мигрантов растет и за счет более высоких показателей их фертильности). Страны приема в течение 20 лет упорно старались не замечать возникновения и становления так называемых "новых меньшинств"1.

В 90-х годах, когда демографические процессы и требования рынка труда вошли в противоречие с запретительной миграционной политикой западноевропейских правительств, последняя стала пересматриваться в сторону более дифференцированного, избирательного подхода к разным категориям стран и видам специальностей. Возросла роль "новых меньшинств": государства были вынуждены признать, что закрывать глаза на проблемы иностранцев - не значит решить их. Объективный процесс роста доли населения "новых меньшинств" со своей миграционной сетью дает основание думать, что запретительные меры будут мало эффективны. Европа нуждается в рабочей силе, в основном неквалифицированной, сезонной, для специфичных отраслей, и рынок труда диктует свои правила. Поскольку легальная миграция более предпочтительна, чем нелегальная (даже с точки зрения получения налогов), страны Евросоюза в настоящее время находятся в процессе мучительного поиска золотой середины между разрешительными и ограничительными мерами миграционного контроля.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская академия государственной службы» факультет переподготовки кадров направление переподготовки iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Суде в отношении тех Высоких Договаривающихся Сторон, которые выразили свое согласие применять на временной основе положения Протокола...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская академия государственной службы» факультет переподготовки кадров направление переподготовки iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Это вызвано в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская академия государственной службы» факультет переподготовки кадров направление переподготовки iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская академия государственной службы» факультет переподготовки кадров направление переподготовки iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская академия государственной службы» факультет переподготовки кадров направление переподготовки iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская академия государственной службы» факультет переподготовки кадров направление переподготовки icon04. теоретические и методические основы развития и совершенствования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская академия государственной службы» факультет переподготовки кадров направление переподготовки iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская академия государственной службы» факультет переподготовки кадров направление переподготовки iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская академия государственной службы» факультет переподготовки кадров направление переподготовки iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Конституционное право России: учебник. – 4-е изд./ Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. М.: Проспект, 2010. – 608 с
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская академия государственной службы» факультет переподготовки кадров направление переподготовки iconГлобальный кризис мировой экономики: причины, особенности и возможные пути преодоления
Диссертационная работа выполнена на кафедре международных экономических отношений Федерального государственного образовательного...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская академия государственной службы» факультет переподготовки кадров направление переподготовки icon«столичная финансово-гуманитарная академия» факультет государственной службы и финансов
Государственное образовательное бюджетное учреждение профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская академия государственной службы» факультет переподготовки кадров направление переподготовки iconПри президенте российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования российская академия народного...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская академия государственной службы» факультет переподготовки кадров направление переподготовки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская академия государственной службы» факультет переподготовки кадров направление переподготовки iconФедеральное государственное образовательное учреждение
«новгородский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская академия государственной службы» факультет переподготовки кадров направление переподготовки iconОтчет о результатах самооценки Махачкалинского филиала федерального...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказская академия государственной службы» факультет переподготовки кадров направление переподготовки iconПрограмма профессиональной переподготовки разработана фгбоу впо «Новосибирский...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск