Скачать 251.06 Kb.
|
Министерство образования и науки российской федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П. ОГАРЕВА» ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ УТВЕРЖДАЮ Проректор по дополнительному образованию ____________ А.М. Ахметова «___» ______________ 2009 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы повышения квалификации «Современные проблемы воспитательного процесса в высшей школе» Цель: подготовка профессиональных педагогов – кураторов студенческих академических групп. Категория слушателей: научно-педагогические работники ГОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» Срок обучения: 72 часа, 4 месяца Форма обучения: с частичным отрывом от работы Режим занятий: 4 часа в день, 1 день в неделю
Начальник УМУ Н.Ф. Антошкин Декан ФПКП Н.Д. Десяева МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П. ОГАРЕВА» ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ УТВЕРЖДАЮ Проректор по дополнительному образованию ___________________ А.М. Ахметова «___» __________________ 2009 г. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН программы повышения квалификации «Современные проблемы воспитательного процесса в высшей школе» Цель: подготовка профессиональных педагогов – кураторов студенческих академических групп. Категория слушателей: научно-педагогические работники ГОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» Срок обучения: 72 часа, 4 месяца Форма обучения: с частичным отрывом от работы Режим занятий: 4 часа в день, 1 день в неделю
Начальник УМУ Н.Ф. Антошкин Декан ФПКП Н.Д. Десяева МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П. ОГАРЕВА» ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА повышения квалификации «Современные проблемы воспитательного процесса в высшей школе» ВВЕДЕНИЕ Одна из важнейших задач высшей школы – способствовать становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению личности. Особенно значимой представляется быстрая и успешная адаптация к жизни вуза у студентов 1-го курса. Существенная роль в адаптации студентов отводится кураторам студенческих групп. В настоящее время на основании Положения о кураторах в МГУ им Н.П. Огарева педагогическую деятельность осуществляют около 120 кураторов, назначенных приказом ректора из числа преподавателей вуза. В 2002 году в университете было проведено социологическое исследование среди студентов по проблемам деятельности куратора. Результаты исследования позволили сделать вывод о недостаточно высоком уровне работы кураторов со студентами первого курса. Полученные данные дали основанием для разработки системы мероприятий, способных повысить организацию внеучебной деятельности в МГУ им. Н.П. Огарёва. Анализ существующей проблемы показал, что основная часть кураторов, имея большой профессиональный опыт в сфере преподавательской деятельности, не всегда владеют современными социально-педагогическими технологиями, знаниями по истории высшего образования и специфике возрастной психологии. Данный курс будет способствовать повышению уровня компетентности преподавателей в организационной и учебной работе с академической студенческой группой. Раздел 1. Основы педагогики и психологии высшей школы. Тема 1.1. Российская система университетского образования. Становление отечественной высшей школы. Влияние западных образовательных моделей: Парижский и Болонский университеты, образовательные принципы классического университета по В. Гумбольдту и либерального по Дж. Ньюмену. Славяно-греко-латинская академия (1687г.), Петербургская академия наук, Московский университет (1755г): особенности обучения. Функции высшей школы. Реорганизация вузов в СССР. Реалии и перспективы российского университетского образования. Гуманизация и гуманитаризация образования. Проблема интеграции образования. Миссия университета. Вид занятий: лекция. Тема 1.2. Основы педагогики высшей школы. Цели образования и воспитания, педагогический идеал его конкретно-историческое, воплощение. Средства и методы педагогического воздействия на личность. Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках обучения. Нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений; нравственно-психологический образ педагога, формирование педагогического мастерства. Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза. Виды учебной деятельности преподавателя в вузе: лекции, семинары, практикумы и практики, их общие и частные цели; содержание, методы и средства обучения каждого вида занятий и примеры их реализации; методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы. Установки преподавателя и стили педагогического общения. Проблемы совершенствования педагогики высшей школы. Общие вопросы образования и педагогики высшей школы. Дидактические основы обучения и профессиональной подготовки специалиста в вузе. Теоретико-концептуальные основы воспитания студентов. Вид занятий: лекция. Тема 1.3. Основы психологии высшей школы. Основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной психологии высшей школы; биологические и психологические основы развития и обучения. Ситуации совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов. Развитие личности студентов в процессе обучения. Психологические закономерности структурирования предметно-содержательного знания и системной, организации учебных задач; систематика учебных и воспитательных задач (по дисциплине). Методология научного творчества. Взаимосвязь репродуктивной и творческой деятельности в научном познании. Взаимосвязь интуитивного, неосознанного и сознательного в научном творчестве. Социальные и индивидуально-психологические мотивы научного творчества. Проблемы нравственной оценки результатов научного творчества. Методы развития творческой личности в процессе обучения и воспитания; психологические проблемы формирования профессионализма (в научном направлении). Системный подход к исследованию педагогических явлений и процессов. Структура и методы психолого-педагогических исследований. Вид занятий: лекция. Тема 1.4. Психологические особенности студенчества. Кризис как объективный этап возрастного развития. Негативная (поведенческая) и позитивная (психологическая) стороны кризиса. Социально-психологическое сопровождение, психолого-педагогический консилиум как технологии психолого-педагогической поддержки. Бихевиористическая стратегия разрешения кризиса: планирование действий и поступков, предвидение трудных ситуаций, приобретение необходимых дополнительных навыков, иерархизация мотивов. Деятельностный подход как методическая основа стратегии работы с молодежными коллективами. Единство целей и мотивов деятельности групп как основа формирования здоровой психологической атмосферы. Самоизучение и самопознание индивида как средство развития коллектива. Вид занятий: лекции, практическое занятие. Раздел 2. Специфика воспитательной работы в вузе. Тема 2.1. Особенности организации учебного процесса студентов. Этапы развития университета и факультета. Основные подразделения в вузе, их задачи. Устав Мордовского госуниверситета о правах и обязанностях студентов. Льготы, академический отпуск, продление сессии. Стипендии. Специфика лекционных и семинарских занятий. Индивидуальный план и индивидуальный график.Вид занятий: лекция. Тема 2.2. Особенности организации внеучебного процесса студентов.История воспитательной работы в МГУ им. Н.П. Огарева. Организация внеучебной деятельности: основные направления. Сферы сотрудничества: Ассоциация вузов Поволжья. Ресурсная поддержка воспитательной работы в МГУ им. Н.П. Огарева: организационно-управленческая («Центр развития социальной активности студенческой молодежи», отдел молодежных инициатив, «Центр содействия занятости студентов» Служба студенческой безопасности,), информационная (СМИ, Интернет), научно-методическая (семинары-тренинги, конференции). Положения Фестиваля студенческого творчества «Универсиада»: система оценки мероприятий. График мероприятий.Общественная деятельность как фактор личностного развития студентов. Направления и специфика деятельности молодежных организаций: интеллектуально-развивающее (КИТ), культурно-досуговое (КВН), социально-ориентированное («Содружество педагогических отрядов МГУ», «Милосердие», «Красный Крест», «Пиэтас»), патриотическое («Поиск»). Студенческий совет МГУ: структура студенческого самоуправления, функции председателя студенческого совета университета и факультетов. Работа руководителей научного, учебного, культурно-массового, информационно-аналитического, спортивного секторов факультетов.Вид занятий: лекции. Тема 2.3. Формирование ценностных ориентаций молодежи.Молодежь в контексте аксиологии. Нравственный идеал. Основные типы ценностных ориентаций: утилитаризм, гедонизм, прагматизм, перфекционизм, альтруизм. Юношеский идеал. Формирование юношеского идеала. Влияние на формирование юношеского идеала процесса педагогической деятельности. Кризис несоответствия идеала и реальной жизни. Развитие через кризисы самоидентификации. Ценностная динамика. Ценностные различия у представителей различных групп молодежи. Проблема формирования ценностей молодежи в дореволюционной России и в советский период. Ценностные столкновения и их отражение на социально-психологическом развитии молодежи. Современная типология личностей по критерию доминирующих ценностей («предпринимательский тип», «потенциальный эмигрант», «традиционалист»). Ценности молодежи в 60-е гг. Ценности молодежи в 70-е гг. Ценности молодежи 80-х гг. Влияние расслоения молодежи в 90-е гг. на ценностные ориентации (оппозиции «богатые – бедные», «городские – сельские», «коренные – мигранты», «элита – плебс», «лидеры – аутсайдеры», «демократы – автократы»). Вид занятий: лекция, практическое занятие. Тема 2.4. Педагогическая риторика. Совершенствование коммуникативной культуры. Дискуссия и полемика. Речевое поведение ведущего дискуссии. Речевое поведение участника дискуссии. Ошибки и уловки в дискуссии. Принципы ведения конструктивного спора. Переговорные стратегии. Типовые ошибки при переговорах. Тренинги: «Дар убеждения», «Дискуссия», «Сократический диалог», «Интервью», «Аудиенция»: развитие навыков аргументации, грамотной постановки вопроса. Вид занятий: лекция, практические занятия. Тема 2.5. Методика проведения тематической дискуссии. Методика проведения тематических диспутов по социальным («Перспективы современной семьи», «Экологическое мышление»), этическим («Смысл жизни современного человека», «Проблема нравственного выбора», «Эгоизм и альтруизм», «Воля к власти», «Источники морального зла»), правовым («Правовая культура студентов»), эстетическим («Современное искусство»), экономическим проблемам («Планирование семейного бюджета»). Парламентские Дебаты как форма проведения дискуссии. Принцип участия и соучастия, максимальная вовлеченность студентов в обсуждение предложенной темы. Привлечение к диспуту компетентных специалистов. Подведение итогов дискуссии. Вид занятий: лекция, практическое занятие. Тема 2.6. Профилактика асоциального поведения в студенческой среде. Тренинг «Джефф» – определение позиции студентов по отношению к различным социальным проблемам. Навыки ответственного поведения. Организация тренинговых игр, направленных на профилактику девиантного поведения. Факторы риска приобщения к психоактивным веществам (информационные; образовательные; социально-культурные; индивидуально-психологические; биологические: генетические, конституциональные, психобиологические; социальный инфантилизм; фактор доступности; смешанные). Профилактический тренинг как форма работы с целью пропаганды здорового образа жизни: понятие «профилактический тренинг». Значение участия родителей в профилактической и просветительской работе. Мифы родителей о детях и мифы детей о родителях. Как вовлечь родителей и других членов семьи в совместную работу. Вид занятий: лекция, практическое занятие. Раздел 3. Технология и методика работы куратора. Тема 3.1. Цели и задачи работы куратора в высшем учебном заведении.Основные задачи деятельности куратора, приоритеты воспитательной работы. Компоненты деятельности куратора: конструктивная, организаторская, коммуникативная, рефлексивная. Воспитательная работа куратора по этапам вузовской подготовки: работа с абитуриентам, студентами младших и старших курсов. Документация куратора: дневник куратора (список группы, план работы с группой) и итоговый годовой отчет. Нормативные положения, регулирующие работу куратора. Методическая литература (пособия, буклеты, памятки для кураторов и студентов). Профессиональная этика и характеристика личностных качеств куратора. Вид занятий: лекции, практическое занятие. Тема 3.2. Адаптация студентов первого курса. Социальная среда как условие социальной адаптации. Проблема дезадаптации в студенческой группе. Одиночество как эмоциональное состояние и особенность рефлексии молодого человека. Личностное и профессиональное самоопределение как факторы социальной адаптации. Особенности социальной адаптации: ценности, нормы, самоидентификация, критерии успешности. Методика формирования у студентов ценностного отношения к учебе и вузу. Структура программы «Адаптив». Игровые формы знакомства с группой, факультетом и университетом. Диагностика психо-социального состояния группы. Вид занятий: лекция, практические занятия. Тема 3.3. Логика построения работы куратора. Целеполагание. Логика развития коллектива.Этапы работы куратора: диагностика, планирование, направление развития коллектива, организация и корректировка работы. Основное содержание работы куратора и его логическое построение: проведение предварительного знакомства с группой; 1 сентября; знакомство студентов с факультетом, университетом, между собой; вечер знакомства в группе; выборы органов самоуправления; проведение внутригрупповых мероприятий, участие во внеучебной работе факультета университета; привлечение к научной деятельности. Формы работы: обучающие курсы, дискуссионные клубы и диспуты, тренинги, семинары, практикумы; игры, выставки, презентации. Освещение мероприятия в СМИ. Проведение аналитических бесед и самоанализ работы. Методики обсуждения проблем: «Мозговой штурм», «Погружение»; аналитические методики: «+/++», «за и против». Вид занятий: лекция, практическое занятие. Тема 3.4. Лидерство в студенческих группах. Понятие лидера. Лидер и руководитель. Теории лидерства. Развитие лидерских качеств. Лидер и группа: взаимовлияние. Взаимодействие лидеров в коллективе. Этапы личностного продвижения в лидеры, особенности позиционирования. Педагогическое стимулирование лидерства. Педагогические условия формирования лидерства. Организация эффективной работы лидеров. Тренинги на выявление лидерских качеств: «Портрет лидера», «Необитаемы остров», «Тонущая подводная лодка». Вид занятий: лекция, практические занятия. Тема 3.5. Конфликты и методы их разрешения. Понятие и природа конфликта. Классификация конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Стадии конфликта. Управление конфликтами. Поведение личности в конфликте. Участие коллектива в определении целей организации. Нарушение механизмов идентификации. Характер прямых и обратных связей в организациях. Роль команды в сплоченности групп. Значение социально-психологического климата в коллективе. Структурные методы разрешения конфликтов. Анализ конфликтных ситуаций (куратор – студент; куратор – родитель; куратор-куратор). Способы разрешения конфликта. Технология управления конфликтами. Технология рационального поведения в конфликте. Тренинги: «Групповая мозаика» (оценка участниками возможности возникновения конфликта в группе), «Межгрупповая встреча» (направлен на формирование толерантного отношения у противостоящих групп друг к другу). Вид занятий: лекция, практические занятия. Тема 3.6. Методики педагогической диагностики. Методические основы воспитания студентов. Технология работы куратора. Диагностические карты: виды, способы их заполнения. Социометрические исследования: суть методики, своевременность ее заполнения. Вид занятий: практические занятия. Тема 3.7. Методики игровой педагогики в работе куратора. Принципы совместной работы: доверительный стиль общения, «здесь и теперь», отказ от безличных речевых форм, искренность, недопустимость непосредственных оценок человека. Технология проведения игр: определение цели проведения, объяснение правил, наблюдение, рефлексия, фиксация выводов после проведения игры. Игровые методики на знакомство: «Паспорт знакомства», «Имя – качество», «Я не умею», «Зажигалка», «Приседалки». Игровые методики на взаимодействие: «Консилиум», «Фигуры», «Кошка, собака», «Карета», «Болото», «Глаза в глаза», «Большое объятие». Игровые методики на диагностику: «Свое пространство», «Ребенок, родитель, приятель». Вид занятий: практические занятия. Методические рекомендации по изучению курса. В современной высшей школе преподаватель (куратор) является управляющим субъектом в учебно-воспитательной работе. Учебные занятия, предложенные в рамках данного курса, направлены на формирование навыков организации внеучебной работы в группе, рационального структурирования времени студентов. Организационная работа куратора включает в себя проведение регулярных собраний в студенческой группе по вопросам, связанным с учебным и внеучебным процессом, встреч с родителями студентов первого курса. Учебная работа предполагает систематический контроль посещаемости, работу с пропускающими занятия студентами, что требует знания психологии молодежи и коммуникативных навыков. Указанные навыки приобретаются в процессе овладения технологией проведения тренингов («Адаптив», «Методика проведения тематической дискуссии», «Стратегия организации и проведения мероприятия»). Необходимыми документами для куратора являются: Устав университета, Положения о работе куратора, Дневник куратора. В МГУ им. Н.П. Огарева существует также ежегодный справочник «Путеводитель первокурсника», структурирующий знания об университете. Дневник куратора должен содержать: основные мероприятия, сроки исполнения, ответственных исполнителей. К основным мероприятиям можно отнести разделы: «Организационная работа», «Работа с родителями»», «Учебная работа», «Работа с активом группы», «Организация культурно-массовых мероприятий», «Организация спортивных мероприятий», «Организация волонтерской работы студентов (участие студентов в работе молодежных общественных объединений)». Контрольные задания
Литература:
Учебная программа подготовлена: к.ф.н., профессор кафедры философии для гуманитарных специальностей, проректор по внеучебной работе М.Д. Мартынова к.п.н., доцент кафедры педагогики, помощник проректора по внеучебной работе по работе с кураторами Е.В. Кирдяшова Согласовано: Начальник УМУ Н.Ф. Антошкин Декан ФПКП Н.Д. Десяева |
Патентам и товарным знакам (19) Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет им. Н. П.... | Н. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П.... | ||
Рабочая программа дисциплины «Лесоведение и луговедение» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П.... | Оказанных услуг г. Саранск «31» марта 2013г Федеральное государственное... Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук | ||
Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и... | Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Мордовский государственный университет им. Н. П.... | ||
Факультет повышения квалификации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П.... | ||
Рабочая программа дисциплины производственные практики (специальная,... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П.... | 04. теоретические и методические основы развития и совершенствования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Литература Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | Федеральное государственное образовательное учреждение «новгородский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса» | ||
Самарская епархия русской православной церкви Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | Урока по информатике в 5 классе согласно фгос по теме «Хранение информации» Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | ||
Служба по контролю в области образования Красноярского края Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... |