Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность





НазваниеГлавная особенность есенинской природы – ее очеловеченность
Дата публикации25.02.2015
Размер74.8 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и переподготовки «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Песенное слово Есенина

(в рамках подготовки к ЕГЭ)

Выполнила Ромашкина Н.В., учитель

русского языка и литературы школы №92.

Научный консультант Вертилецкая И.Г.

Кемерово 2009 - 2010

Песенное слово Есенина

Сергей Есенин – это поющее сердце России, поэт русской души. Его стихи мелодичны, величавы, в них широта и простор, характерный для русской песни.

«Стихи начал писать, подражая частушкам»,- скажет позднее сам поэт. Ритмы частушки войдут в поэму зрелого Есенина «Песнь о великом походе» и будут звучать в его стихах, написанных шести- и восьмистопными хореями в форме двустиший парной рифмовки. Поэзия Есенина кажется естественной и безыскусной, как будто льется она из самого сердца, как песнь простая.

Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность. Есенин оживлял природу не только и не столько для сопоставлений человеческой жизнью. Природа для него живое существо, которое чувствует и мыслит, страдает и радуется: «на бору со звоном плачут глухари», «как метель, черемуха машет рукавом», «тучи рваные кутают лес», «желтые поводья месяц уронил». Есенин обладал редким даром – ощущением слитности с природой: растения и животные напоминали ему людей и наоборот. Не природа сопоставима с человеком, а человек – часть природы – вот формула его мировосприятия. В стихах Есенина природа звучит различными нотами. Читатель слышит, как шумит ветер, поют птицы, журчит вода. Интересно, что поэт передает не только звуки, услышанные им в природе, но и создает свою собственную мелодию. Это неповторимая мелодия самого стиха.

Для Есенина песня – высшая ценность по сравнению с «просто стихами», это синоним подлинной поэзии. Стих может быть «ненужным, глупым», лирика «дохлой, томной», и «стишок пискнуть, пожалуй, всякий может». А песня? «Плачет и смеется песня лиховая», «Только б слушать песни – сердцем подпевать». Есенин, переделав известные всем формулы Рылеева и Некрасова, заявил: «Хочу я быть певцом и гражданином».

Есенин изобретателен и неистощим в употреблении слов с корнем петь (пою, подпевает, запели, пропеть, воспеть, распевал, отпоет, спел; пенье, песенка, напев, запевки, певун…) и эпитетов к песне ( дремная, оголтелая, лиховая, тележная песня колес, накаляющий песни гвоздь). Удивительны и глаголы, передающие процесс пения (гаркнул, играет, причитают, зыкать, канет, тоскуют, позвонил, рокочет, несется, лейся, сложил, прольются…). А само слово песня встречается в есенинских стихах свыше 130 раз, уступая по частоте только существительным сердце, душа и рука.

Есенин считал, что песня – самое дорогое у поэта-певца, дороже любви, чести, жизни. Песня неувядаема и неуничтожима, она необходима людям, но при условии, если питается «кровью чувств» и не поется «с голоса чужого».

О чем же звенели, лились, рокотали, кричали есенинские песни и кому они адресовались? «Кому мне песни петь

«Буду петь, буду петь, буду петь! Не обижу ни козы, ни зайца».

В своих стихах Есенин воспевал «шестую песни часть земли с названьем кратким Русь», «песни о луне», распевал песни под метель о лете вербам и соснам и др. Есенин пел не только сам. В его поэзии поют все: люди ( мать и сестра, дед и бабка, косари и рыбаки, пастух и возница), природа ( луга поют крапивой, метель – плакидой, колокольчик «в душу песней позвонил»), вещи и понятия («запели тесаные дроги», «с дикой злостью запоет тоска»).

С 3. В чем, по-вашему мнению, секрет музыкальности и эмоциональной выразительности есенинского стихотворения?

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь , нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.
И как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.
28 ноября 1925

Стихотворение написано за месяц до смерти поэта. В последний период творчества С.Есенина (1924-25 г.) во многом изменяется содержание и строение его образов: почти исчезают «бытовизмы», а на смену «злаченых рогож» стиха приходит «нежностью пропитанное слово». Все большее распространение получают метафоры действия и состояния. Образ становится менее живописным и пластичным, но «олириченным», эмоциональным.

С.Есенин из всей зеленой толпы выделил самое золотое в русской осени дерево – клен – за то, что «головой» него «похож». Значение образа стало сложнее: уже не просто излюбленная деталь, но иносказательный автопортрет. Усталость души для Есенина – безлиственность. «Скоро мне без листвы холодеть»… Клен – это как бы двойник лирического героя, даже не двойник – близнец: тайным родством связал Есенин златоголового юношу с самым золотым и самым кудрявым деревом русской осени. Но образ клена тоже претерпел изменения. Перед нами клен, опавший, заледенелый, согнутый, одиноко стоит на одной ноге.

«Я» - нестойкий, разгульный; отчаянно распевал песни вербе и сосне под аккомпанемент метели; одуревший в доску; обнимал, как жену чужую, березку; казался себе тоже кленом , но не опавшим, а вовсю зеленым.

О ком или о чем эти стихи? Об одиночестве человека? Об его усталости? Но чем, в принципе, она отличается от одиночества и увядания клена? О жизни?

Читатель помнит удивительный, зримый образ : «Клененочек маленький матке зеленое вымя сосет». Клененочек вырос и затерялся в снежном, холодном мире. Лирический герой тоже ушел от дома, от села. Куда? Зачем? Что-то потерял? Наверное, опору. Неустойчив стал. Вот метель и мотает его из стороны в сторону. Отчаянные метания: там верба, там сосна. И песни им поет под холодный напев метели. Уходит тепло из души - клен тоже заледенелый. Жизнь клена и жизнь лирического героя описаны похожими словами, потому что они глубоко едины, родственны.

Мелодический рисунок задается напевностью первой же строки.

Риторическое обращение сообщает поэтической речи сердечность. Поэтична льющаяся, плавная интонация. Во второй строфе дважды звучит распевный союз или. В третьей строфе чувственно- сожалеющее ах и чтой-то как бы ранят душу. Тоска? А дальше отчаяние одинокого человека. Ритм шестистопного хорея очень напевный, спокойный. Звукопись стиха волшебна, превращает его в тихую певучую мелодию. Для звуковой выразительности поэт использует аллитерацию:

Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью?

Использование ассонанса делает стихотворную строку более благозвучной:

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий. А-А-А-О -А- О

Утонул в сугробе, приморозил ногу. У-А-У-О-А-О-О-У - Частые повторы этих звуков как бы вторят завыванию метели.

Удивительно распевно звучит начало каждой строфы:

Клен – или – ах – там – сам – и. И вторые строчки добавляют широты: что – словно – утонул – дойду – распевал - только – как.

В стихотворении звучит мотив грусти, сожаление об ушедшей юности, растраченных силах. Проникновенный лиризм, правда чувства, сердечная проста, мягкий юмор… И это уже не частушечный мотив, это напоминает романс.

Стихи Есенина кажутся возникшими вместе с напевом, но написанными для определенного исполнителя – самого поэта, который, как свидетель-ствуют современники, пел мастерски, с особыми интонациями и перехо-дами, округляя наиболее выразительные места жестами, хватался за голо-ву и разводил руками.

Музыкальность – сладкозвучность, благозвучность, гармония, сладкопевность. Все это читатель чувствует в данном стихотворении, благодаря тому, что Есенин использует и сравнения, и олицетворенияи, и эпитеты, и звуковые образы, и риторическое обращение, а глубокий лиризм, грусть, тихая печаль придают особую напевность, мелодичность.

С 4. Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чем их произведения созвучны стихотворению Есенина?

Многие русские поэты обращались к теме природы. Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Никитин, Некрасов, Тютчев, Фет изображали природу как зеркало человеческих чувств и состояний.

Удивительно созвучна русской душе поэзия Н.Рубцова. «Поэтому после Есенина он стал вторым в столетии таким же народным поэтом»,- писал критик В.Бондаренко. Важная черта стиля Рубцова – народная символи-ческая образность. Много у поэта стихов, в основе которых параллель: человек – растение. О внимании к растительному миру говорят названия:

Использование образа дерева традиционно: дерево, покрытое листьями, похоже на человека в платье, опадающий лист символизирует разлуку, смерть. В поэзии Рубцова, как и Есенина, наблюдается единство звуков природы и человеческого голоса: «Я был в лесу дождем». Часто в связи с этим используются олицетворения: ветер «свистит и стонет», «буря ревет и воет», «береза тяжело вздыхает»…

Как и у Есенина, частое использование обращений – восклицаний. Стихи поражают богатством переживаний, настроений. Ранимость, застенчивость, целомудрие уживалось в поэте с безоглядной русской удалью.

Также с благоговением относился к природе и Н.Заболоцкий. Он был убежден, что человек – часть природы, а не ее хозяин. Его стихи проник-нуты любовью и нежностью к каждой травинке, к каждому листику. «Я воспитан природой русской». Неожиданны эпитеты и метафоры: «…одуванчика шарик пуховый, подорожника твердый клинок» - придают особую выразительность позво ляющую читателю по-новому взглянуть на мир. В художественном мире Заболоцкого происходит взаимосближение, взаимообогащение человека и природы. Поэт сопоставляет происходящее в природе с тем, что творится в душе человека. Автор не только слышит природу, вглядывается в нее, примечает мельчайшие детали, но и включается в диалог с природой. Поэт считал, что в природе все мудро и гармонично устроено. Он уверен, что не только человек обучает природу, но и она его.

А.Фет создал незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы. Природа у Фета одухотворена и гармонична: она видит, слышит, чувствует, дышит и звучит, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя стихотворений «Весенний дождь», «Еще весны душистой нега», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…». Через природу поэт постигает тончайшую психологическую правду о человеке. Вглядываясь в природу, человек познает свои законы и возможности. Для лирического героя природа – мудрый советчик и наставник.

Ф. Тютчев. Его пейзажи в стихах неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения. Пейзажные картины наполнены запахами, звуками, переливами лунного и солнечного света. Природа оживает. Она помогает выявить сложную, противоречивую духовную жизнь человека. «Зима недаром злится…», «Фонтан», «Не то, что мните вы, природа…», «Есть в осени первоначальной…».

Все русские поэты едины в том, что природа не застывший пейзажный фон : она вся в движении, в обновлении, в гармоничном единении с человеком. Человеку надо только постараться быть более чутким, научиться видеть и слышать красоту природы, понимать ее язык.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Главная особенность этого курса – за весьма непродолжительное время познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов...
Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность iconИсследовательская работа на тему: «Почему до сих пор не упала Пизанская башня?»
Башня входит в ансамбль Казанского Кремля и является архитектурным символом города. Это очень красивое сооружение, но главная ее...
Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность iconПо самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе»
Раиса Алексеевна творчески подходит к выбору методик, активизирующих мыслительную деятельность, широко использует наглядность и технические...
Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе для учащихся 5 класса
А. А. Кузнецова, М. В. Рыжакова, А. М. Кондакова. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как...
Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность iconРабочая программа по литературе для 5 в класса на 2013 2014 учебный год
А. А. Кузнецова, М. В. Рыжакова, А. М. Кондакова. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как...
Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность icon«Экономическое пространство Южной Америки» (страница 1-5)
Главная особенность хозяйства многих азиатских стран – большая доля обрабатывающей промышленности в валовой продукции и экспорте...
Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность iconРоль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи...
Сь вчера фантастикой, сегодня приходится осваивать в срочном порядке. Новые условия жизни выдвигают новые требования и открывают...
Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность iconТема урока: «мировой океан- главная часть гидросферы»
Мировом океане, его водах, их происхождении, температуре, особенностях его природы
Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Главная страница «Первого сентября» • Главная страница газеты «Управление школой» • Содержание №22/2009
Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность iconТематическое планирование во 2 классе
«явления природы», «сезонные явления», умеет отличать явления природы от природы, распознавать явления природы
Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность iconЯвно вызывающее название книги, конечно, может задеть вас. Но нового...
Но в чем именно эта избранность? Кто избрал народ Израиля? Если народ выбран Творцом, то в чем виноват народ? Почему Творец избрал...
Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность iconУрока: урок-исследование Главная идея урока
Главная идея урока: “Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!” (В. Жак)
Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность icon«Здоровье сберегающая педагогика»
Являясь учителем биологии – науки о жизни, главная моя задача научить ребят азам здоровья. Ведь это главная прерогатива для полноценной...
Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность iconМ. М. Пришвин «золотой луг», «Лесная капель», «Календарь природы»(ответственность...
И. А. Бунин. «Антоновские яблоки»(близость человека к природе, подчинение быта крестьянским заботам)
Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность iconКалендарно-тематическое планирование по предмету «Природоведение» 5 класс
Цель: сформулировать у учащихся представление о курсе «природа живая и неживая. 5 класс» как продолжение курса природоведения начальной...
Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность iconУрок во 2 классе Тема: «Царства живой природы»
Дом природы; картинки с объектами живой и неживой природы; конверты с представителями царства животных для работы в парах, карточки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск