По самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе»





Скачать 239.3 Kb.
НазваниеПо самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе»
страница1/3
Дата публикации15.01.2015
Размер239.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
  1   2   3
d:\documents and settings\user\рабочий стол\дорофеева р.а.-чильчи\sam_0159.jpgДОРОФЕЕВА РАИСА АЛЕКСЕЕВНА.

…Начальная школа для родителей становится

школой спокойствия и удовлетворения, для детей-

школой поиска и радости, а для учителя-

школой дерзания и творчества.

Дорофеева Раиса Алексеевна работает в МОКУ «Чильчинская СОШ» с 1983 года.

Владея в совершенстве методикой начального обучения, Раиса Алексеевна творчески подходит к выбору методик, активизирующих мыслительную деятельность, широко использует наглядность и технические средства обучения. Яркость, красочность, увлекательность- главная отличительная особенность уроков Раисы Алексеевны.

Осуществляя индивидуальный подход к учащимся, она успешно внедряет инновационные формы и методы, используя в своей деятельности элементы личностно ориентированного обучения, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий. Много внимания Раиса Алексеевна уделяет формированию положительной учебной мотивации. Одним из средств повышения мотивации к учебе является проведение интегрированных уроков, опытом по их проведению она делится через проведение открытых уроков.

Неуспокоенность, творчество, желание каждый день работать лучше, чем вчера,- вот что подчёркивают в её характере коллеги школы. Она заряжает своей энергией, энтузиазмом, неистощимым желанием нового, интересного, более эффективного и результативного.

Суть педагогического кредо Раисы Алексеевны в трёх её заповедях:

  • Любовь к детям и безграничная вера в их возможности;

  • Непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы;

  • Сотрудничество с детьми и их родителями.

Высокая познавательная активность позволяет сформировать прочные навыки чтения у школьников. Ученики Раисы Алексеевны читают с соблюдением норм литературного чтения, чтение сознательно правильное, выразительное. Все учащиеся выполняют норму техники чтенияч,45% читают выше нормы. Младшие школьники владеют навыками анализа художественного произведения, подробного и выборочного пересказов. Уроки математики ориентированы на развитие мышления, творческих способностей ребенка, его интереса к предмету.

Использование инновационных технологий, тщательный отбор методов и приемов обучения позволили учителю создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся, повысить мотивацию обучения и качество знаний учащихся. С 2009 по 2011 годы при 100% успеваемости качество знаний учеников составляет по русскому языку 62,5%, по литературному чтению-80%, по математике- 54%.

Тема по самообразованию Дорофеевой Р.А.- «Урок литературного чтения в современной начальной школе».

Каждый её урок напоминает завершённое художественное произведение, в котором чётко просматриваются и цель, и содержание, и методы, и учёт результатов работы, и анализ этих результатов. Каждый ребёнок для неё неповторимо индивидуален, и для каждого на уроке она создаёт комфорт.

Питательная среда творческого поиска - ощущение тайны, которую так хочется разгадать. Главный стимул творчества - огромная радость, которая дается и ученикам, и учителю.

Прививая детям, внимание к слову, умение всматриваться в мир, важно развивать в них наблюдательность. Дети- хорошие фантазёры, главное, их надо направить на выполнение работы. Наблюдая за природой, дети пишут мини-сочинения – «Звуки леса», «Разговор с речкой», «Встреча с птицей» и др.

…Ребёнок сочиняет. Он впервые делится своими впечатлениями, чувствами - пока еще неумело, но уже достаточно ответственно.

Ценность детского сочинительства определяется по тому, насколько в нём нашли отражения чувства, мысли ребёнка. Ещё одним средством создания положительной эмоциональной окраски учения являются сказки. Сочинение сказок - это этап в развитии речи детей. Придумывая сказку, ребёнок превращается в писателя - сказочника, а на уроках ИЗО- в художника, занимающегося книжной графикой. Дети конструируют книжки-игрушки, оформляют обложку, выполняют иллюстрации и украшают буквицы. Результатом уроков чтения и ИЗО становится выставка детских книг-сказок. Всё это стимулирует творчество ребят.

Также дети любят придумывать занимательные рассказы, все слова которых начинаются с одной буквы. Эффективным приемом работы по развитию речи являются рифмованные упражнения. Работа над рифмой начинается уже в первом классе. Раиса Алексеевна часто обращается к буриме (рифмованные концы). Создание четверостиший на заданные рифмы также стимулируют развитие творческих способностей. Конечно не все детские стихи можно назвать настоящими стихами, но можно увидеть, что у ребят появляется желание писать о своём отношении к природе, животным, к людям.

Большую роль играют дидактические игры, которые на самом деле решают серьёзные учебные задачи, потому что организованы на принципах, прежде всего как ценностно ориентированная творческая деятельность учащихся.

Например, игры « Помоги сказочному персонажу одеться», « Узнайте героя сказки и представьте его», «Бюро находок», «Сказочная география» и др.

Применение компьютера на уроках литературного чтения может быть самым разнообразным - презентации, сказочные герои и т.д.

Удивляет, как в одном человеке доброта и внимание сочетаются со строгостью и требовательностью. Хочется надеяться, что те качества, которые Раиса Алексеевна вкладывает в души детей, останутся с ними на всю жизнь.

ТЕМА: А.С. ПУШКИН «У ЛУКОМОРЬЯ» /ПРОЛОГ К ПОЭМЕ – СКАЗКЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

ЦЕЛИ УРОКА :1.Обобщить знания учащихся о Пушкине; познакомить с прологом « У лукоморья».

2.Развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства.

3.Воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес детей к классическому искусству.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Портрет А.С. Пушкина, стенд о жизни Пушкина.

2.Выставка книг А.С. Пушкина.

3.Портрет композитора М.И. Глинки, ТСО – аудиокассета «Марш Черномора».

4.ТСО видеокассета «У лукоморья» - мультфильм.

5.Рисунки с изображением сказочных персонажей, дуб, мягкая игрушка (домовой).

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

а) упражнения на дыхание.

б) «пятиминутка» (жужжащее чтение).

(слайд №1) Сегодня наш урок посвящён А.С. Пушкину – солнцу русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта. Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик.

II. Проверка домашнего задания.

1. Обобщение. (СЛАЙД №2)Что мы знаем о А.С. Пушкине ( дети рассказывают о няне Пушкина, о лицее, о семье Пушкина).

А.С.Пушкин родился в Москве. Отец его происходил из старинного, обедневшего дворянского рода. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и 2 младших брата. В доме Пушкиных любили бывать писатели, поэты. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал сочинять стихи, когда ему было 3 года.

Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Няня знала много сказок, песен, замечательно рассказывала, пела. Маленький Саша очень любил слушать.

-Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певчие сказки!

Сказки, стихи Пушкина прекрасны. Читать их надо не спеша, представляя, как будто видишь всё, что рисует словами поэт.

2.Выставка книг ( показ иллюстраций из книг).

а) Домашнее задание. Принести произведения А.С. Пушкина из домашней библиотеки (детская литература), (дети делают краткий анализ книг и выставляют на полку).

б) Беседа учителя.

-Всю жизнь рядом с нами находятся наши верные друзья – книги. Посмотрите на это великолепное издание. Давайте представим себе на минутку, что из этой книги исчезли все иллюстрации.

Как однообразно, скучно, невыразительно будет выглядеть такая книга!

(СЛАЙД №3) Оформление книги – дело сложное, в котором принимают участие люди разных профессий, но главная роль принадлежит художнику-иллюстратору, который делает рисунки для книги. В этой роли художника – иллюстратора участвовали не только вы, но и ваши родители. Вам, как настоящим художникам, предстояла трудная, но увлекательная работа, (анализ детских рисунков).

-Ваши родители выполнили задание: нарисовать обложку к книгам А.С. Пушкина (сказки). Дети выставляют работы своих родителей с кратким комментированием. (слайд№4)

-Кто же создаёт книжные иллюстрации? (художник иллюстратор).

ФИЗМИНУТКА ( ЙОТИРОВАНННЫЕ ГЛАСНЫЕ).

3.Чтение последней части с «Сказки о рыбаке и рыбке». Дети читают «цепочкой».

Учитель: - прочитав сказку, вы наверно, поняли, когда так говорят у разбитого корыта»? (Всё потерял, что было. Остался ни с чем)

ОБОБЩЕНИЕ: старуха осталась у разбитого корыта, а старик? Он, как и прежде, будет жить у самого синего моря. И если снова попадётся в его сети золотая рыбка, он поступит, как и в первый раз. Отпустит он рыбку золотую и скажет ей ласковое слово….. ( дети говорят слова рыбки).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ».

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

1. Знакомство с новым материалом. (слайд №5)

-Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А.С. Пушкина. Представьте себе, что мы с вами попали на морской берег ( включается аудиокассета «Шум моря»). Опишите, что вы услышали? (Кричат чайки, шум морской волны).

Молодцы! Я Вас сегодня приглашаю в волшебную страну! Представьте, что мы вдруг оказываемся у лукоморья, а там растёт огромный дуб. ( на доске открывается изображение дуба).

-Что означает слово «лукоморье»? (Лукоморье - изогнутый, как лук, берег моря; изгиб берега, залив).

- Похож ли наш дуб на волшебный ? ( Не очень). Чего не хватает, чтобы можно было назвать его волшебным? (Какое ни будь чудо должно быть).

-Посмотрите внимательно и вспомните какой писатель рассказал об этом дубе? (А.С. Пушкин).

-может кто помнит стихи Пушкина об этом дубе. (ученик читает отрывок).

2.Первичное чтение по частям с комментированием.

Изучаем пролог к поэме-сказке «Руслан и Людмила» (отрывок «У лукоморья»).

а) читаем, анализируем, дети прикрепляют «золотую цепочку кота».

б) значение слов: леший, русалка, домовой, водяной, духи;

в) значение слов: витязи, старину;

г) краткий анализ сказки «Руслан и Людмила».

Знакомство с композитором М.И. Глинкой (аудиокассета) «Марш Черномора» отрывок из оперы М.И. Глинки.

д) Знакомство с художником В. Васнецовым – репродукция картины «Иван Царевич на сером волке».

е) Обобщение по отрывку «У лукоморья»

3.Работа над текстом. Чтение учащимися по частям с кратким комментированием.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Учитель:

-У лукоморья – это неизвестная, сказочная местность, изогнутый, как лук, берег моря, а на берегу - дуб, крепкий, красивый, могучий.

На доске дуб зелёный, золотая цепь, кот учёный.

Давайте, не будем спешить в волшебную сказочную страну. Сначала поговорим о чудесах, в которые все люди верят: о русалке, лешем, домовом, колдунах ….

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Так много волшебства…есть существа, которых нет в настоящей жизни… (поэтому эта поэма – сказка).

На столе рисунки: леший, русалка, избушка, водяной Мягкая игрушка –домовой.

Домовой, леший, водяной – это не люди, а духи. Их никто не видел, а только слышал: домовой стучит, возится за печкой; водяной – хозяин рек, озёр. Леший, лесовик, живёт в лесу, поёт песни без слов. Он любит качаться на деревьях. Леший свистит, ухает, хохочет, пугая людей, умеет подражать голосам животных и птиц. Ему подчиняются все ленные обитатели. Осенью он бушует в лесу, ломает деревья, гонит зверей. На зиму прячется под землёй, где и ждёт наступления весны.

Леший может быть высоким как дерево, а может быть ниже травы, укрываясь земляничным листочком.

Русалка – живёт на болотах. По ночам песни поёт, заманивает путников. Волосы у неё зелёные, как водоросли, расчёсывает она их гребешком из рыбьих костей.

Избушка на курьих ножках (Кто в ней живёт ?).

там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской.

-Что за чудо: из моря выходят 30 витязей, точь в точь равны и голосом, и волосом , и лицом и ростом. А выходят они из моря на 1 час, и с ними дядька их морской. ( рисунок витязей, книга «Сказка о царе Салтане).

Витязь – воин, солдат. Наши витязи были богатырями.

Богатырь – герой русских былин, воин, который отличается небывалой силой, мужеством, умом.

Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста, крепкого телосложения, сильный, смелый. (Как называли на Руси сильных, храбрых?).

Дядька в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в дворянской семье. Наш дядька не простой солдат, а морской.

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

ФИЗМИНУТКА «ВЕТЕР ДУЕТ».

Сегодня мы изучаем вступление к поэме – сказке, а дальше события развиваются так: киевский князь Владимир выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг, веселье прерывается: раздаются сильные удары грома, воцаряется тьма. Когда снова становиться светло все, с ужасом, замечают, что Людмила исчезла! Это злой волшебник, Черномор, похитил её и унёс в свой ,заколдованный, замок.

Ребята А как вы себе представляете Черномора?

Злой, маленький, бородатый….

(Рисунок колдуна с богатырями, портрет М.И. Глинки, аудиокассета- запись «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»).

Вот замечательный русский композитор М.И. Глинка, (портрет на доске), написал на сюжет этой поэмы – сказки оперу.

Кто знает, что такое опера?

(Музыкально – театральное произведение, где артисты поют). Давайте послушаем отрывок из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», который называется «Марш Черномора».

Итак, колдун с длинной бородой хочет понравиться Людмиле. Он наряжается в богатые в богатые одежды и идёт к ней, окружённый толпой слуг. Торжественно звучат трубы, возвещая о приближении хозяина замка. Музыка резкая, жёсткая, отрывистая.

Затем слышатся тихие, трепещущие звуки. Они поднимаются всё выше и выше и замирают наверху.

Вторая часть марша звучит светло, легко. В оркестре нежно и звонко играют колокольчики. Их звучание придаёт музыке волшебный, сказочный характер. Видимо, это великолепный замок Черномора, полный дивных чудес и сияние драгоценных камней, которыми щедро украшен замок.

(Вторую часть можно послушать на уроке музыки).

-Понравилась вам музыка? Каким вы представили себе Черномора?

(Важный, гордый, но трусливый). С помощью звуков Глинка нарисовал портрет Черномора.

(Я увидела, как Черномор крадётся. А я увидела, как он важно идёт и грозно шагает, а слуги несут его бороду. Когда музыка звучала громко, она изображала Черномора злым, а когда тихо, т.е., как бы попискивала, то я видела его слабым и трусливым).

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с бабаю – ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух…там Русью пахнет!

С помощью красок мы можем изобразить любой сюжет, портрет. Так великий художник Виктор Васнецов написал картину «Иван Царевич на сером волке».

Одной из самых любимых тем для художника является сказка. На полотнах Васнецова ожили для нас почти все герои русских народных сказок.

(Репродукция картины В. Васнецова « Иван Царевич на сером волке»). Царевна грустит в темнице, а ей служит волк. Иван – Царевич преодолевает все трудности, чтоб освободить её.

Баба – Яга живёт в избушке на курьих ножках, летает по белому свету в ступе, заметает следы метлой. Характер у Бабы – Яги вредный, но она может совершать и добрые дела. Служат ей лягушки, змеи, чётные коты, вороны.

(Рисунок Бабы – Яги, Кащея. Учебник «ИЗО в начальной школе» В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина).

(СЛАЙД №6)

И я там был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…

Смотрите, какая сказочная картина получилась! Здорово!

А.С. Пушкин у лукоморья собрал вместе сказочных героев.

«Лукоморье», изгиб морского берега, слово -то какое красивое!

Читала в древних летописях: «От Царьграда до Лукоморья 300 вёрст». (расстояние).

« Лукоморье – на синем море сказок, на острове Буяне…». Пушкину тоже захотелось, также как и нам, попасть в сказочную страну. А почему бы и нет? Ведь он сказочник. И вот он садится под дуб, и (учебник «Русская азбука» 1 класс, иллюстрация) кот учёный свои сказки говорит ему. Одну из них Пушкин поведал нам, поэма – сказка «Руслан и Людмила» ( книга).

А теперь я вам предлагаю внимательно посмотреть и послушать мультфильм « У лукоморья».

3. Просмотр видеофильма. Мультфильм «У лукоморья».

IV. Итог урока. Обобщение, оценки.

-В прологе поэт утверждает, что и простонародное может быть прекрасным, в нём он отразил самые главные особенности народной сказки: как будто мозаику складывал поэт, сочиняя эти строчки. И каждый кусочек мозаики превратился в отдельную сказку. А отдельные картинки мозаики складывались в общую картину волшебных сказок.

Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина.

Экология

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

По самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе» iconКлиманова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие...
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», в соответствии...
По самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе» iconРазвитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе
«Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умение выражать свои мысли словесно и отчасти письменно, охота к учению,...
По самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения предметам начальной школы. Специфика начального...
По самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе» iconПлан-конспект клубного часа в группе продлённого дня для учащихся...
Данный урок связан с темой по самообразованию «Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха на уроках чтения»
По самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе» iconКомплект конкурсных материалов. Модель урока
Педагогического университета «Первое сентября» и Факультете педагогического образования мгу им. М. В. Ломоносова по образовательной...
По самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе» iconМуниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России 2013»...
I. Особенности формирования субъектной позиции школьников на уроках литературного чтения
По самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе» iconУрок в начальной школе
Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения
По самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе» iconПрограмма по литературному чтению пояснительная записка
Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного...
По самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе» iconПрограмма по литературному чтению пояснительная записка
Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного...
По самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе» iconПрограмма по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного...
По самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе» iconУрок по теме «Весна» 2010 г. Цель урока: обобщить и систематизировать...
Данный урок связан с темой по самообразованию «Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха на уроках чтения»
По самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе» iconУрок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста»
Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание
По самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный курс «Обучение грамоте» является начальным этапом в единой системе изучения русского языка и литературного чтения...
По самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Урок технологии в современной школе» и в целях реализации Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» в октябре-декабре...
По самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к грамотному взаимодействию с окружающим...
По самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе» iconТема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц
Данный урок связан с темой по самообразованию «Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха на уроках чтения»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск