Учитель: Калач Тамара Николаевна
Класс: 1 «Б »
Урок: Человек и мир
Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц.
Цели:
1) расширить и углубить знания школьников об изменениях в жизни птиц весной, особенностях их питания, поведения, значения в природе;
2) развивать интерес к изучению природы, любознательность, прививать основы экологических знаний, умение самостоятельно и творчески работать в группах, развивать связную речь учащихся;
3) воспитывать бережное отношение к птицам, к природе.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, иллюстрации птиц и дерева, макет аиста, макет гнезда птиц, скворечник, выставка книг, дополнительная литература « По страницам Красной книги». Ход урока:
I. Оргмомент.
- Настроимся на хорошую работу. Дотроньтесь ладошками друг к другу и пожелайте успехов и удачи.
Желаю успехов во всём и везде.
Удачи тебе!
Девиз урока:
« Необходимо любить всё: зверей, птиц, растения – в этом красота жизни» А. И. Куприн
- Как вы понимаете данное высказывание? - Да, человек должен любить и зверей, и птиц, и маленькую букашечку и любое растение, потому что все они по-своему хороши и полезны.
II. Определение темы урока.
- А сейчас посмотрите видеоролик и определите тему урока.
- Сегодня мы будем говорить об изменениях в жизни животных весной, о прилёте птиц.
III. Актуализация знаний.
- Скажите, а какие изменения происходят в неживой природе весной?
Дети:
- Солнце светит чаще и ярче.
- День стал длиннее ночи.
-Повысилась температура воздуха.
- Растаял снег.
- Появились проталины. - Если появились проталины, что происходит с растениями весной?
Дети:
- Зазеленела трава и появились первые цветы.
- А если появились первые цветы, то кто появился?
Дети:
- Насекомые.
- А если появились насекомые, то кто к нам прилетает?
Дети:
- Птицы.
IV. Новая тема.
( Раздаётся стук в двери и звучит песня аиста).
- А кто это к нам стучится?
- Вы узнаете название этой птицы, поиграв в игру « Да – нет».
( Предполагаемые вопросы:
- Это перелётная птица?
- Она вьёт гнездо на земле?
- Она живёт в скворечнике?
- У неё большой клюв?
- Она питается лягушками?
- Она красиво поёт?
(Появляется макет аиста)
- Да, к нам на урок прилетел аист и хочет узнать, много ли вы знаете о птицах.
- Птицы возвращаются из тёплых краёв. А почему?
Дети: - Здесь их родина.
-А почему птицы осенью улетают в тёплые края?
Дети: - Отсутствие пищи.
- Что позволяет птицам вернуться?
Дети: - Появилась пища: растения, насекомые, рыбы. - Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время. Птицы должны обладать необыкновенной выносливостью, иначе они не могли бы преодолеть столь большие расстояния.
– А кто знает, как называются люди, которые изучают птиц и следят за их перемещением?
Орнитологи
- Прочитаем это слово все хором.
- Скажите, на какие две группы можно разделить птиц?
Дети: - Зимующие и перелётные.
- Каких птиц называют перелётными?
- Каких птиц называют зимующими?
V. Работа в группах.
- Займите свои места в группах и распределите картинки с изображением птиц на две группы.
( Воробей, снегирь, грач, синица, скворец, ласточка, голубь, аист, журавль, ворона, дятел, лебедь, жаворонок)
VI. Физминутка.
- Возьми кокошники с названиями птиц и разбежитесь в разные углы.
- Покажите, как летает скворец?
- Как прыгает воробей?
- Как машет крыльями ласточка?
- Как ходит по болоту аист?
( Займите свои места)
- А кто из перелётных птиц первым прилетает домой?
Дети:- Грачи.
- Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. На одном дереве можно насчитать 15 – 20 гнёзд. - А вот кто прилетает за ними, вы узнаете, если отгадаете загадки.
На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его - …? ( скворец)
- А что вы знаете о скворцах?
Дети: Сначала прилетают скворцы – папы, а через несколько дней за ними прилетают скворцы – мамы. К их прилёту скворцы – папы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, он громко поёт, поджидая подружку.
- А кто вместе с родителями уже сделал скворечник?
- Кто ещё не сделал, то может сделать сейчас и на следующий год в вашем скворечнике появится семья скворцов.
( Показ скворечника и его описание.) В синем небе голосок, будто крохотный звонок ( жаворонок).
( Звучит песня жаворонка)
- Почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдёт жаворонок ямку где - нибудь в поле – вот и гнездо.
( показ гнезда и его описание) Прилетают к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).
- Ласточки прилетают к нам в мае. Как вы думаете почему? Чем питаются ласточки?
Дети:- В мае появляется больше насекомых.
- А знаете ли вы, как по полёту ласточки можно определить погоду?
Дети: - Если ласточки летают низко – к дождю.
- А почему?
- Ласточки и пьют и едят на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары. Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (аист).
- А что вы знаете про аистов?
Дети: - Аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился, так в народе считается.
- Недавно учёные сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету.
В рамках декады проводился конкурс «Интересная загадка». Давайте вспомним самые интересные загадки о птицах.
( Дети рассказывают загадки)
VII. Работа с учебником.
- Итак, вернулись перелётные птицы к весеннему теплу и пище.
- Что делают птицы, возвратившись домой? Рассмотрите рисунки на странице учебника и ответьте на вопрос.
Дети: - Они создают свои семьи, вьют гнёзда, откладывают и насиживают яйца, выводят птенцов.
- Человеку в это время нужно быть осторожным и осмотрительным, чтобы не раздавить гнездо в траве, не уронить его с ветки.
- Мне сейчас аист рассказал одну историю. Послушайте.
- Однажды он наблюдала такую картину: Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких шоколадного цвета яиц. Она осторожно взяла одно, положила себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место.
- Хорошо ли поступила девочка?
- Какие еще правила поведения в природе весной вы знаете?
(ответы детей и показ слайдов) VIII. Экологическая минутка
- Каждый из вас должен знать правила, как вести себя в природе и обязательно их выполнять. Давайте ещё раз их вспомним и закрепим.
Птиц нужно беречь!
Не разорять птичьи гнезда.
Делать скворечники и вывешивать их на деревьях у дома.
Подкармливать птиц ранней весной.
Нельзя уносить домой здоровых птенцов.
Не стрелять из рогаток и не бросать камни в птиц.
(чтение учащимися цепочкой с экрана)
- Весна – радостное время года, так как у птиц появляются птенцы. Игра «Назови малышей»
- У утки - … (утята)
- У скворца - … (скворчата)
- У гуся - … (гусята)
- У воробья - … (воробьята)
- У грача - … (грачата)
- У аиста - … (аистята) - А чем кормят птицы своих птенцов?
Дети: - Насекомыми, личинками, червяками. - А сейчас послушаем интересные сообщения о птицах, которые подготовили наши юные экологи.
(выступления детей)
Дети:
Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
- Так какую пользу приносят птицы?
(ответы детей) - Если вы захотите больше узнать о птицах, можете прочитать книги, которые есть на выставке. А мы продолжим знакомство с птицами во 2 классе.
- К сожалению, многие птицы исчезли с нашей земли или находятся на грани исчезновения и требуют незамедлительной заботы человека. Поэтому была создана Красная книга.
- Как вы думаете, почему эту книгу назвали именно Красной книгой, а не желтой или синей?
(ответы детей) - Для чего нужна Красная книга?
(Красная книга советует, как сохранить эти редкие виды растений, птиц и животных. Она призывает изучить эти виды и предупреждает об их исчезновении.)
- Вот некоторые птицы из Красной книги, которых вы должны знать.
Аист черный
Дятел трехпалый
Журавль серый
Лебедь-шипун
Чайка малая
Цапля большая белая
Филин
- Они находятся на грани исчезновения, так как вырубаются старые леса и осушаются болота.
IX. Итог урока
- А сейчас вспомним все, что узнали на уроке.
- Назовите птиц, о которых мы говорили.
Составим синквейн.
Птицы.
Перелетные, зимующие.
Вернулись, гнездятся, поют.
Приносят огромную пользу природе.
Весна.
X. Рефлексия
- Молодцы, ребята! Вы хорошо работали на уроке.
- Выскажите свои мысли и мнения об уроке, придумав на каждую букву слово, которое бы характеризовало наш урок.
У
Р
О
К
- Какое настроение у вас осталось после урока?
|