Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц





Скачать 74.59 Kb.
НазваниеТема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц
Дата публикации01.10.2013
Размер74.59 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Учитель: Калач Тамара Николаевна

Класс: 1 «Б »

Урок: Человек и мир

Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц.

Цели:

1) расширить и углубить знания школьников об изменениях в жизни птиц весной, особенностях их питания, поведения, значения в природе;

2) развивать интерес к изучению природы, любознательность, прививать основы экологических знаний, умение самостоятельно и творчески работать в группах, развивать связную речь учащихся;

3) воспитывать бережное отношение к птицам, к природе.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, иллюстрации птиц и дерева, макет аиста, макет гнезда птиц, скворечник, выставка книг, дополнительная литература « По страницам Красной книги».
Ход урока:

I. Оргмомент.

- Настроимся на хорошую работу. Дотроньтесь ладошками друг к другу и пожелайте успехов и удачи.

Желаю успехов во всём и везде.

Удачи тебе!

Девиз урока:

« Необходимо любить всё: зверей, птиц, растения – в этом красота жизни» А. И. Куприн

- Как вы понимаете данное высказывание?
- Да, человек должен любить и зверей, и птиц, и маленькую букашечку и любое растение, потому что все они по-своему хороши и полезны.

II. Определение темы урока.

- А сейчас посмотрите видеоролик и определите тему урока.

- Сегодня мы будем говорить об изменениях в жизни животных весной, о прилёте птиц.

III. Актуализация знаний.

- Скажите, а какие изменения происходят в неживой природе весной?

Дети:

- Солнце светит чаще и ярче.

- День стал длиннее ночи.

-Повысилась температура воздуха.

- Растаял снег.

- Появились проталины.
- Если появились проталины, что происходит с растениями весной?

Дети:

- Зазеленела трава и появились первые цветы.

- А если появились первые цветы, то кто появился?

Дети:

- Насекомые.

- А если появились насекомые, то кто к нам прилетает?

Дети:

- Птицы.

IV. Новая тема.

( Раздаётся стук в двери и звучит песня аиста).

- А кто это к нам стучится?

- Вы узнаете название этой птицы, поиграв в игру « Да – нет».

( Предполагаемые вопросы:

- Это перелётная птица?

- Она вьёт гнездо на земле?

- Она живёт в скворечнике?

- У неё большой клюв?

- Она питается лягушками?

- Она красиво поёт?

(Появляется макет аиста)

- Да, к нам на урок прилетел аист и хочет узнать, много ли вы знаете о птицах.

- Птицы возвращаются из тёплых краёв. А почему?

Дети: - Здесь их родина.

-А почему птицы осенью улетают в тёплые края?

Дети: - Отсутствие пищи.

- Что позволяет птицам вернуться?

Дети: - Появилась пища: растения, насекомые, рыбы.
- Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время. Птицы должны обладать необыкновенной выносливостью, иначе они не могли бы преодолеть столь большие расстояния.

– А кто знает, как называются люди, которые изучают птиц и следят за их перемещением?

Орнитологи

- Прочитаем это слово все хором.

- Скажите, на какие две группы можно разделить птиц?

Дети: - Зимующие и перелётные.

- Каких птиц называют перелётными?

- Каких птиц называют зимующими?

V. Работа в группах.

- Займите свои места в группах и распределите картинки с изображением птиц на две группы.

( Воробей, снегирь, грач, синица, скворец, ласточка, голубь, аист, журавль, ворона, дятел, лебедь, жаворонок)

VI. Физминутка.

- Возьми кокошники с названиями птиц и разбежитесь в разные углы.

- Покажите, как летает скворец?

- Как прыгает воробей?

- Как машет крыльями ласточка?

- Как ходит по болоту аист?

( Займите свои места)

- А кто из перелётных птиц первым прилетает домой?

Дети:- Грачи.

- Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. На одном дереве можно насчитать 15 – 20 гнёзд.
- А вот кто прилетает за ними, вы узнаете, если отгадаете загадки.

На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

А зовут его - …? ( скворец)

- А что вы знаете о скворцах?

Дети: Сначала прилетают скворцы – папы, а через несколько дней за ними прилетают скворцы – мамы. К их прилёту скворцы – папы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, он громко поёт, поджидая подружку.

- А кто вместе с родителями уже сделал скворечник?

- Кто ещё не сделал, то может сделать сейчас и на следующий год в вашем скворечнике появится семья скворцов.

( Показ скворечника и его описание.)
В синем небе голосок, будто крохотный звонок ( жаворонок).

( Звучит песня жаворонка)

- Почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдёт жаворонок ямку где - нибудь в поле – вот и гнездо.

( показ гнезда и его описание)
Прилетают к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка).

- Ласточки прилетают к нам в мае. Как вы думаете почему? Чем питаются ласточки?

Дети:- В мае появляется больше насекомых.

- А знаете ли вы, как по полёту ласточки можно определить погоду?

Дети: - Если ласточки летают низко – к дождю.

- А почему?

- Ласточки и пьют и едят на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.
Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту (аист).

- А что вы знаете про аистов?

Дети: - Аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился, так в народе считается.

- Недавно учёные сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету.

В рамках декады проводился конкурс «Интересная загадка». Давайте вспомним самые интересные загадки о птицах.

( Дети рассказывают загадки)

VII. Работа с учебником.

- Итак, вернулись перелётные птицы к весеннему теплу и пище.

- Что делают птицы, возвратившись домой? Рассмотрите рисунки на странице учебника и ответьте на вопрос.

Дети: - Они создают свои семьи, вьют гнёзда, откладывают и насиживают яйца, выводят птенцов.

- Человеку в это время нужно быть осторожным и осмотрительным, чтобы не раздавить гнездо в траве, не уронить его с ветки.

- Мне сейчас аист рассказал одну историю. Послушайте.

- Однажды он наблюдала такую картину: Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких шоколадного цвета яиц. Она осторожно взяла одно, положила себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место.

- Хорошо ли поступила девочка?

- Какие еще правила поведения в природе весной вы знаете?

(ответы детей и показ слайдов)
VIII. Экологическая минутка

- Каждый из вас должен знать правила, как вести себя в природе и обязательно их выполнять. Давайте ещё раз их вспомним и закрепим.

Птиц нужно беречь!

  • Не разорять птичьи гнезда.

  • Делать скворечники и вывешивать их на деревьях у дома.

  • Подкармливать птиц ранней весной.

  • Нельзя уносить домой здоровых птенцов.

  • Не стрелять из рогаток и не бросать камни в птиц.

(чтение учащимися цепочкой с экрана)

- Весна – радостное время года, так как у птиц появляются птенцы.
Игра «Назови малышей»

- У утки - … (утята)

- У скворца - … (скворчата)

- У гуся - … (гусята)

- У воробья - … (воробьята)

- У грача - … (грачата)

- У аиста - … (аистята)
- А чем кормят птицы своих птенцов?

Дети: - Насекомыми, личинками, червяками.
- А сейчас послушаем интересные сообщения о птицах, которые подготовили наши юные экологи.

(выступления детей)

Дети:

  1. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

  2. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

  3. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.


- Так какую пользу приносят птицы?

(ответы детей)
- Если вы захотите больше узнать о птицах, можете прочитать книги, которые есть на выставке. А мы продолжим знакомство с птицами во 2 классе.

- К сожалению, многие птицы исчезли с нашей земли или находятся на грани исчезновения и требуют незамедлительной заботы человека. Поэтому была создана Красная книга.

- Как вы думаете, почему эту книгу назвали именно Красной книгой, а не желтой или синей?

(ответы детей)
- Для чего нужна Красная книга?

(Красная книга советует, как сохранить эти редкие виды растений, птиц и животных. Она призывает изучить эти виды и предупреждает об их исчезновении.)

- Вот некоторые птицы из Красной книги, которых вы должны знать.

  1. Аист черный

  2. Дятел трехпалый

  3. Журавль серый

  4. Лебедь-шипун

  5. Чайка малая

  6. Цапля большая белая

  7. Филин


- Они находятся на грани исчезновения, так как вырубаются старые леса и осушаются болота.

IX. Итог урока

- А сейчас вспомним все, что узнали на уроке.

- Назовите птиц, о которых мы говорили.

Составим синквейн.

Птицы.

Перелетные, зимующие.

Вернулись, гнездятся, поют.

Приносят огромную пользу природе.

Весна.

X. Рефлексия

- Молодцы, ребята! Вы хорошо работали на уроке.

- Выскажите свои мысли и мнения об уроке, придумав на каждую букву слово, которое бы характеризовало наш урок.

У

Р

О

К

- Какое настроение у вас осталось после урока?


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц iconТема урока: «Мы снова рисуем животных и птиц»
Беседа на выявление и обобщение знаний учащихся о животных и птицах, полученных из наблюдений в жизни и изученных на уроках окружающего...
Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц iconИтоговый тест по окружающему миру. 2 класс
Похолодание, таяние льда, отлёт перелётных птиц, цветение растений, прилет птиц, листопад
Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц iconКонспект урока. Тема: «Многообразие птиц» Цель : Изучить систематические...
Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным...
Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц iconУрок – конференция по биологии «Сезонные явления в жизни птиц»
Оборудование: Чучела птиц, таблица «Голубь», фонограмма «Голоса птиц в природе», фильм «Гнездовой период в жизни птиц»
Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Материал: тсо с записью пения птиц, елки, конверт с письмом, картинки с изображением зимующих птиц и диких животных, компас, карта...
Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц iconКонспект урока. Тема: «Многообразие птиц»
Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным...
Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл птиц и сезонные явления в жизни птиц»
Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц icon«день птиц» для учащихся 7 класса цель: Расширить знания учащихся об экологических группах птиц
Но она живет у нас постоянно. А вот те птицы, которые на зиму улетают на юг, а весной
Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц iconМногообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц
Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и систематических группах птиц, раскрыть особенности образа жизни и строения...
Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц iconSki&golf-fest 2014
Москвы в 19: 05 прилет в 19: 30. S7 798 вылет из Мюнхена в 20: 25 прилет в 2: 50(+1 час)
Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц iconSki&golf-fest 2014
Москвы в 19: 05 прилет в 19: 30. S7 798 вылет из Мюнхена в 20: 25 прилет в 2: 50(+1 час)
Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц iconУрок- конференция. Тема урока: «Сезонные явления в жизни птиц»
Жизнь птиц осуществляется ритмически и связана с изменением обмена веществ и поведения. Годовой жизненный ритм птиц складывается...
Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц iconТема: Многообразие животных
Цель: Познакомить с разнообразием животного мира Земли, ролью животных в природе и жизни человека
Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц iconПлан-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц»
Целью нашего урока является выделение экологических групп птиц в связи с различиями условий их обитания. Каковы приспособления птиц...
Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц iconУрок: Экологические группы птиц по местам обитания
Птицы за счет получения новой информации. Сформировать знания об экологических группах птиц по местам обитания; особенностях строения...
Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц icon4/ под влиянием новых условий жизни, создаваемых человеком в процессе...
Изменились и тип нервной деятельности, темперамент, поведенческие реакции. Появились доместикационные признаки появление признаком...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск