Скачать 216.46 Kb.
|
План – конспект урока . Тема: «Многообразие птиц» Цель: Изучить систематические и экологические группы птиц. Задачи: 1.Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным экологическим группам. 2. Развивать логическое мышление, внимательность, умение сравнивать и обобщать, работать в заданном темпе; умение устанавливать связи между, их образом жизни и условиями среды обитания 3. Продолжить формирование умений узнавать изученных птиц и обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе; 4.Воспитывать бережное отношение учащихся к животным, заинтересовать и побудить к поиску дополнительной информации. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: Работа учащихся в группах. Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации, фломастер и раздаточный материал. Содержание:
Ход урока: В группах выбираем хронометриста(следит за временем), секретаря (заполняет лист учета и контроля). Перед началом урока учитель включает музыку «Пение птиц»,раздает листы учета и контроля, на которых учащиеся записывают свои фамилии, имя, класс и регистрируют каждый правильный ответ по следующим этапам урока: - актуализация знаний.; - изучение нового материала; - рефлексия. За каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл, а за дополнение – полбалла, которые в конце занятия суммируются и в зависимости от результата выставляются оценки. Шкала оценок: 28-33 и больше – отлично; 27-22 – хорошо; 21-16 – удовлетворительно; меньше 15– неудовлетворительно. На партах также расположены инструктивные карточки для работы в группах с указанием последовательности выполнения заданий. Организационный момент (5 минут) Здравствуйте, ребята. Вы конечно догадались тему сегодняшнего урока. Правильно, сегодня мы изучим с вами многообразие птиц, их систематические и экологические группы. На прошлых уроках вы познакомились с признаками класса птиц, познакомились с годовым жизненным циклом и сезонными явлениями птиц. Для того, чтобы проверить как вы усвоили эти знания, мы проведем самопроверку. Для этого вы поработаете с заданиями, которые лежат у вас на партах. Вам необходимо выбрать неправильные утверждения и подчеркнуть их. Время работы 2 мин. Приступаем. І. Проверка изученного материала. Актуализация знаний. ( Слайд 3 ) 1.Клюв птицы – это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов. 2.У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми и голыми. 3.Киль -вырост грудины, к которому прикрепляются сильные грудные мышцы, двигающие крылья. 4.У птиц на ногах обычно по 4 пальца: 3 из них направлены вперед, а один – назад. 5.Пища из пищевода попадает сначала в мускульный желудок, а из него в железистый. 6.Кожа птиц тонкая, сухая. 7.Воздушные мешки птицы – часть их дыхательной системы. 8.Сердце у птиц четырехкамерное. 9.У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок . 10.Мочевой пузырь у птиц небольшой 11.Гнездование – одно из проявлений заботы птиц о своем потомстве 12.Все птицы способны к полету А теперь, используя ключ к заданию, проверим себя. (слайд 3) ІІ. Изучение нового материала. (10-15 минут) Постановка проблемы: Давайте вернемся к 12 утверждению. Почему вы считаете это утверждение неверным? ( Потому что не все птицы умеют летать. Есть среди них плавающие и бегающие). Слайд4. Демонстрируются фотографии птиц разных систематических групп. Вам уже известно, что Птицы – это самый многочисленный класс позвоночных , обитающих на суше. Всего насчитывают около 8600 видов птиц. Завоевав воздушное пространство, птицы смогли заселить разнообразные места обитания. В каждом из них они приспособились к различным условиям жизни. Этим объясняется огромное разнообразие птиц с которыми вы познакомитесь на этом уроке. Все виды птиц ученые объединяют в три надотряда: Пингвины, Страусовые и Типичные птицы. Сегодняшний урок посвящен всем этим видам птиц. Как вы думаете, каких животных называют птицами? Почему пингвинов и страусов относят к птицам, ведь они не летают? Слайд 5. Пингвины. Включают в себя 16 ныне живущих видов. В древности было около 36 видов пингвинов. Они единственные птицы, ходящие стоя, умеющие плавать, но не умеющие летать. Родина современных пингвинов - Южное полушарие. Они , как все птицы , покрыты перьями.. Их перья жесткие , с небольшими опахалами. Они очень плотно, черепицеобразно примыкают друг к другу. 'Как вы думаете, почему? (Перья выполняют роль рыбьей чешуи, также они не дают животному промокнуть и переохладиться).Ноги у этих птиц сдвинуты назад, а крылья преобразились в своеобразные ласты. Несмотря на то, что по суше пингвины передвигаются довольно неуклюже, в воде они могут развивать скорость , до 30 км в час. В воде пингвины двигаются с помощью ласт-крыльев, а ноги с перепонками играют роль рулей. Птицы питаются мелкой рыбой, ракообразными, моллюсками. Они великолепные ныряльщики и пловцы.,, Интересные факты о пингвинах.
Слайд 6: Страусовые. Эти весьма примечательные животные - самые крупные современные птицы. Обитают страусы в Африке, Австралии и Южной Америке. Страусы не могут летать. Как вы думаете, почему? (Строение крыльев не позволяет птице взлететь.) Верно. Контурные перья страусов рассученные: они лишены крючочков, а бородки не образуют сомкнутых опахал. Также небольшая грудина страуса не имеет киля. Но длинные сильные мозолистые ноги страусов позволяют им быстро бегать, птицы могут развивать скорость до 70 км/ч. У страусов небольшая голова на длинной шее. Зачем страусу длинная шея? (Чтобы хорошо видеть окрестности. Помогает при ловле насекомых.) Правильно. Пища страусов - насекомые, мелкие позвоночные, семена растений. Выделяют несколько видов Страусовых: африканские страусы, австралийские эму, американские нанду, казуары и киви. Африканские страусы достигают высоты 3 м, весит эта птица до 90 кг. Ноги у африканских страусов двупалые •. В ямку, приготовленную самцом, откладывают яйца несколько самок. Одно страусиное яйцо весит 1,5 кг. В гнезде может быть до 50 яиц. Яйца птицы высиживают попеременно: ночью - самец, днем - самки. Через 6-7 недель из яиц вылупляются птенцы. Американские нанду Обитают нанду в Южной Америке. Рост нанду до 170 см. Нанду живут стаями, в сентябре-декабре самец уводит 2-4 самок из стаи. Он сам готовит гнездо в виде ямы, устланной травой. Одна самка откладывает в гнездо 10-15 яиц. Обычно в гнезде оказывается около 20 яиц, но иногда их бывает до 80. У нанду высиживают яйца только самцы. Высиживание продолжается 40 дней, но птенцы выклевываются не в один день. Бывает так, что последние птенцы гибнут, т. к. самец уже ушел с другими птенцами. При малейшей опасности заботливый отец прячет малышей под крыльями. Кстати, крылья нужны страусу для торможения на бегу и резких поворотов. Нанду убегает от врагов не по прямой, а зигзагами, так легче оторваться. Через полгода полосатые птенцы нанду становятся ростом с родителей, а через 2-3 года меняют оперение. Австралийские эму Эти птицы живут в пустынях и степях Австралии и Тасмании, их пища - плоды, семена и мелкие животныe. Рост эму достигает 1,5-1,8 м, вес 45-54 кг. Ноги птицы очень сильные, трехпалые. Эму вооружен длинным острым когтем на внутреннем пальце. Самцы и самки эму очень похожи, их трудно отличить. В конце сентября - октябре начинается брачный сезон. В январе-феврале самка покидает самца, отложив 1О или более яиц. Самка не заботится о птенцах, это обязанность самца. Самец эму высиживает птенцов от 53 до 66 дней. Высиживание - дело нелегкое, самец почти ничего не ест, кроме того, первые и последние дни срока высиживания он вообще не встает с гнезда. Питаются эму опавшими с деревьев плодами, ягодами и семенами. До начала высиживания яиц самец весит 50-55 кг, по окончании - теряет в весе до 16 кг. После вылупления 400-граммовых птенцов отец нежно заботится о них. Казуаровые Эти птицы обитают в тропических лесах Австралии, Новой Гвинеи и близлежащих островов. Казуар - сородич эму. Живут эти птицы в одиночку, не в степях, а в густых лесах. У казуаров черное оперение, на голове - высокий роговой гребень. Их шея трехцветная: красная, желтая, синяя. Своим шлемом птица раздвигает заросли растений. Питаются казуары мелкими животными, рыбой, опавшими плодами. Откладывают 3-8 яиц, которые высиживает самец. Птенцы полосатые. В отличие от нанду у казуара одна самка. Казуары - одиночки, очень неуживчивы. Это довольно агрессивные птицы, на их средних пальцах есть грозное оружие - 10-сантиметровые когти. Нередко птицы дерутся между собой. Казуар способен с места прыгнуть на 1,5 м. Из костей птиц папуасы делают кинжалы, из костей крыльев - иглы. В Новой Гвинее ловят и приручают молодых казуаров, чтобы продать в зоопарки. Киви. Эти самые маленькие страусовые водятся только в Новой Зеландии. Свое название получили из – за звуков, издаваемых самцами. Кстати, самка киви намного больше самца, клюв ее тоже намного длиннее. Киви небольшая птичка (50-80 см), по размеру она сходна с курицей, но яйца киви в 6 раз больше куриных. Поэтому киви откладывают только одно яйцо в год, но коричневые киви способны откладывать по 4 яйца в год. Яйца такие большие, что на 60-65% состоят из желтка. Через 3 месяца из яиц вылупляются птенцы. Они быстро растут. Становясь независимыми через 3 недели жизни. Птенцы киви изнутри разбивают скорлупу яйца не клювом, а ногами. Тело киви покрыто волосовидными перьями, похожими на мех. Крылья крошечные, .на конце крыла имеется коготок. Питаются эти птицы в основном беспозвоночными, но едят также ягоды, грибы, раков и лягушек. Киви могут прожить 30-40 лет. У них ноздри расположены на кончике клюва. У этой птицы хорошее обоняние. Слайд 7. Типичные птицы: В этот надотряд объединяют 24 отряда, куда входят большинство современных видов птиц. В основном это летающие птицы, поэтому у них хорошо выражены приспособления к полету. Распространены они по всему земному шару. Унас, в России встречаются представители 18 отрядов и 720 видов. Их относят к различным экологическим группам. Слайд 8 . Экологические группы птиц: Что называют экологической группой животных? Экологические группы – группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения. По каким признакам птиц объединяют в экологические группы? ( Ответы: по местам обитания, по местам гнездования, по типу питания). ІІІ. Осмысление блока новой информации (10мин) Работа в группах. Учащиеся получают набор карточек с изображением птиц определенной экологической группы. В течение 6-7 минут группы учащихся из 4 – 5 человек составляют характеристику данной экологической группы птиц по следующему плану (используя учебный материал и инструктивную карточку). Инструктивная карточка.
После подготовки учащиеся рассказывают (3-5 мин) о наиболее характерных признаках птиц изученной экологической группы. Физкультминутка: Каждый берет по рисунку птицы и переходят в группы по местам обитания птиц.
А теперь давайте проверим, правильно ли мы рапределили птиц по экологическим группам? Слайд 9: Демонстрируются фотографии птиц разных экологических групп по месту обитания. Слайд10: Демонстрируются фотографии птиц разных экологических групп по местам гнездования. Слайды11-15: Демонстрируются фотографии птиц разных экологических групп по типу питания.
1. Слайды: Выполнение группами тестов на установление соответсвия. 1.Установите соответствие между видом птиц и чертами приспособленности. 1. Пингвин 2. Сокол 3. Страус 4. Куры 5. Лебеди 6. Совы А. Мощные ноги, длинная шея. Б. Копчиковая железа выделяет жир, смазывает перья В. Перья чешуевидные, пуховых нет. Г. Хватает и разрывает добычу на части Д. Острое зрение Е. Укороченные и закругленные крылья.
2. Установите соответствие между видом птиц и способам питания. 1. Орел беркут 2. Ласточка 3. Глухарь 4. Ворона 5. Ястреб 6. Снегирь 7. Сова А. Дневной хищник Б. Зерноядный В. Всеядная Г. Ночной хищник Д. Насекомоядная
Задание 2. Распределите птиц по экологическим группам
а) большой пестрый дятел, б) клест, в) ласточка, г) стрепет, д) буревестник, е) поползень, ж) лебедь кликун, з) императорский пингвин, и) журавль – красавка, к) серебристая чайка, л) белая цапля, м) стриж, н) серая куропатка, о) кавказский тетерев, п) черноголовая гаичка, р) кваква, с) большая синица, т) ястреб – тетеревятник, у) серый гусь, ф) удод.
Отдайте листок другой группе для проверки. (Правильные ответы вывешены на доске)
Выводы:
Водоплавающие птицы, как показывает само название, способны плавать, а многие из них еще и ныряют. В связи с приспособлением к плаванию и нырянию у водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад. По земле большинство водоплавающих передвигаются медленно и неуклюже. Оперение водоплавающих птиц предохраняется от намокания главным образом строением перьевого покрова. Плотное переплетение перьевых и пуховых бородок образует густой слой с водоотталкивающей наружной поверхностью. Кроме того, водонепроницаемости способствуют бесчисленные пузырьки воздуха, заключенные в тончайших полостях слоев оперения. Смазывание перьев выделениями копчиковой железы тоже имеет значение для защиты от воды: оно сохраняет естественную структуру, форму и эластичность перьев, образующих водонепроницаемый слой. К водоплавающим относятся многие птицы: лебеди, гуси, казарки, утки, чирки, нырки и т. д Пингвины тоже относятся к водоплавающим птицам. Пингвины выходят на берег в период размножения, а в остальное время держатся в открытом море. Эти птицы прекрасно плавают и ныряют в поисках рыбы, моллюсков и мелких ракообразных, но совсем не летают. Крылья пингвинов маленькие и имеют форму узких плоских ластов. Короткие ноги с перепонкой между пальцами при плавании вытягиваются назад и служат рулем. По льду и снегу пингвины ходят, держа корпус вертикально и опираясь на ноги и хвост. Гнезда они не строят, а держат свое единственное яйцо на перепонках лап, пряча его под большую складку кожи на животе, и насиживают стоя.. Часто вода кажется холодной, так как из-за высокой теплопроводности она быстро охлаждает теплокровный организм. Но природа расходует энергию очень экономно. Чтобы компенсировать потерю тепла в холодной воде, водоплавающие и ныряющие птицы пользуются разными способами. Как правило, они крупнее птиц суши. Лапы водоплавающих и ныряющих птиц меньше снабжаются кровью. В их теплокровном организме есть части, имеющие различную температуру. Так, уменьшение объема теплой крови, протекающей по лапам, помогает экономить энергию, так как теплообмен в этом случае не так интенсивен. Оперение птиц, живущих у воды, очень густое, а у водоплавающих птиц оно может удерживать воздух и отталкивать воду. Большинство этих птиц имеет жировую смазку оперения из копчиковой железы, они ежедневно тратят несколько часов для ухода за перьями. Птицы побережий водоемов и болот Птицы побережий водоемов и болот обладают общими чертами строения. Добывают корм с поверхности земли, со дна или влажного грунта, в связи с чем у некоторых из них голенастые ноги и тонкие без перепонок пальцы, длинные щея и большой клюв (цапли и аисты - отряд аистообразные). Питаются лягушками, рыбой, насекомыми, червями , моллюсками. На болотах и побережьях из отряда кулики встречаются кроншнеп, турухтан, ржанки, бекасы, из отряда веслоногие - пеликаны, бакланы. Большинство представителей этой группы имеют промысловое значение. Жизнь многих птиц тесно связана с водоемами, в которых они добывают корм. Белый аист - крупная птица с большими черными крыльями и длинными, красного цвета ногами. Обитают аисты среди открытых пространств с редко расположенными группами деревьев, в местах, где имеются низменные обширные луга, болота, водоемы. Благодаря длинным ногам аист может заходить далеко в воду. С помощью длинных пальцев с небольшой перепонкой между их основаниями аист уверенно шагает по топким местам. Аисты - перелетные птицы и зимуют далеко от мест гнездования - В Центральной и Южной Африке, в некоторых районах Южной Азии. Морски́е пти́цы — птицы, адаптировавшиеся к жизни в морской среде. К ним относятся кайры, тупики, чайки и т. д. Хотя все морские птицы в значительной степени отличаются друг от друга как физиологически, так и по поведенческим характеристикам, они часто показывают признаки сходства, что говорит об их общей эволюции, схожих экологических проблемах и единой кормовой нише. По сравнению с другими группами птиц морские птицы, как правило, живут дольше, размножаются в более зрелом возрасте, а птенцов выводят меньше, посвящая им значительную часть времени. Большинство морских видов гнездится колониями, численность которых может варьировать от нескольких десятков до нескольких миллионов особей. Многие из них ежегодно мигрируют на значительные расстояния, пересекая экватор; а в некоторых случаях даже совершая кругосветные путешествия. Кормятся птицы как на поверхности моря, так и под водой, а также иногда охотятся друг на друга. Одни виды круглый год проводят на океанических просторах вдали от берегов, другие же живут исключительно на побережье, а третьи определённую часть года вообще проводят вдали от моря.
|
Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и систематических группах птиц, раскрыть особенности образа жизни и строения... | План-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц» Целью нашего урока является выделение экологических групп птиц в связи с различиями условий их обитания. Каковы приспособления птиц... | ||
Конспект урока. Тема: «Многообразие птиц» Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным... | Урок: Экологические группы птиц по местам обитания Птицы за счет получения новой информации. Сформировать знания об экологических группах птиц по местам обитания; особенностях строения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл птиц и сезонные явления в жизни птиц» | Тема урока «Опорно-двигательный аппарат птиц» Цели и задачи Цели и задачи: Ознакомить учащихся с опорно-двигательной системы птиц в связи с приспособлением к полёту | ||
Тема урока «Местообитания и внешнее строение тела птиц» Цели и задачи Цели и задачи: Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной... | Урок- конференция. Тема урока: «Сезонные явления в жизни птиц» Жизнь птиц осуществляется ритмически и связана с изменением обмена веществ и поведения. Годовой жизненный ритм птиц складывается... | ||
Урок – конференция по биологии «Сезонные явления в жизни птиц» Оборудование: Чучела птиц, таблица «Голубь», фонограмма «Голоса птиц в природе», фильм «Гнездовой период в жизни птиц» | Урока: «Обобщение по теме Птицы» ... | ||
Опасные явления природы. Заповедники и национальные парки. Деление птиц на группы и охрана птиц Создать условия формирования знаний об экологических проблемах, возникших на материке Африка в результате хозяйственной деятельности... | Фауна и население птиц южных отрогов уральских гор, на примере Губерлинского мелкосопочника Охватывают всю авифауну. Практически не изучались экологические, фауногенетические ее особенности, а также структура населения птиц... | ||
Урок-повторение Тема «Экологические группы птиц» ... | Презентация, различные перья птиц, лупы, ножницы. Ход урока Цель: познакомить детей с птицами, показать их разнообразие; учить выделять существенные признаки птиц | ||
Конспект урока окружающего мира в 1 классе. Тема: «Перелётные и зимующие птицы» Цель урока: познакомить с разнообразием птиц в зависимости от их способа зимовки | И процессов жизнедеятельности птиц Задачи: ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанными с полетом |