Тема урока: «Обобщение по теме Птицы»
Тип урока: контрольно - обобщающий.
Цели урока:
Образовательно–развивающие:
Применение опорных понятий: птицы, прогрессивные признаки птиц, крыло, перьевой покров, скелет птиц, приспособления птиц к полету.
Развитие общеучебных умений: оперировать понятиями, определять, делить понятия, формулировать суждения, строить устный ответ, анализировать ответ.
Развитие специальных умений: находить связь между строением и его функцией, сравнивать.
Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико – материалистического мировоззрения на основе формирования категорий: причина – следствие, единство – многообразие.
Оборудование: компьютерный проектор, презентация по теме урока, раздаточный материал: карточка №2 (вопрос - суждение), карточка №3 (сравнение), карты успеха у консультантов группы, критерии оценок.
Заявка на оценку:
«5» - 20 баллов и выше,
«4» - 15 – 19 баллов,
«3» - 9 – 14 баллов.
Критерии оценки:
вопрос – понятие 1 балл
вопрос – суждение -1-2 балла
ответ на вопрос – сужение – 1-2 балла
ответ на вопрос- понятие – 1-2 балла
умозаключение – 3 балла
дополнение – 1-2 балла
возражение – 1-3 балла
версия – 1-3 балла
выступление от группы – 1-6 баллов
анализ ответов -1-3 балла
поощрительные баллы:
основание деления – 1-3 балла
нестандартные мысли – 1-3 балла
дисциплина -1 балл
скорость работы -1 балл
осанка -1 балла баллы снимаются:
нарушение дисциплины1-3 балла
некорректное поведение 1-3 балла
Конспект урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Баллы
| Деятельность учащихся
| I.
1.1.
1.2
| Вступительное слово.( Слайд №1)
2011 год – год белой трясогузки
Союз охраны птиц России в шестнадцатый раз выбрал птицу года. На сей раз этот титул получила белая трясогузка, которая отвечает всем требованиям: она распространена на большей части территории нашей страны, легко узнаваема, нуждается во внимании и помощи человека.
Мы сможем радоваться этой милой птичке (и помогать ей!) значительную часть года. Белая трясогузка прилетает в наши края перед вскрытием рек и началом ледохода (известна примета: трясогузка-ледоломка своим хвостом лед разбивает), а улетает в октябре.
В 2011 году Союз охраны птиц России планирует собрать фенологические данные о жизни этих птиц, оценить их численность в разных регионах страны, найти места ночевочных скоплений трясогузок и узнать, не угрожают ли им те или иные опасности, организовать массовое изготовление домиков различных конструкций для птицы года, выяснить, как трясогузки оценят новые жилища.
Дел хватит всем. Присоединяйтесь!
Актуализация знаний.
Знаю
| Не знаю
| Хотел бы узнать…
|
|
|
|
|
| Анализируют информацию, выявляют возможные темы для исследовательских работ, получают одно из заданий на выбор – подготовка сообщения, реферата о Птице года – белой трясогузке.
Самоанализ. Заполняют таблицу, выявляя затруднения по теме Птицы. Таблица сдается учителю для анализа.
| II.
2.1.
2.2. 2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
3.1
| Обобщение и контроль знаний.
Задание № 1
-Почему птицы – одна из господствующих в биосфере групп животных?
-На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать , что это – птица?
Задание № 2
Субтест №1. Осведомленность. (Приложение №1) Продолжить предложение, выбрав нужный(правильный вариант ответа.) Задание № 3 (слайды № 8 - 10)
- Каким образом форма клюва связана с образом жизни птиц?
- Какие особенности внешнего строения птиц указывают на их родство с пресмыкающимися?
- Каким образом различается линька птиц и змей?
- Каким образом птицы ухаживают за своим перьевым покровом?
Задание № 4 (слайд № 11)
- Каким образом изменился скелет птиц по сравнению с рептилиями, в связи с приспособленностью к полету?
Задание для работы в группе «Дальше, дальше»:
- Выходя к доске по 1 человеку от группы, напишите названия костей скелета птиц, укажите отдел скелета.
Задание № 5 (слайд № 12)
Субтест №2. (Приложение №2) Определение понятий. Отметить знаком «+» правильное определение понятия и знаком «-» - неправильное.
Задание № 6 (слайд № 14)
Субтест №3. (Приложение №3)
Деление понятий. Найти лишнее понятие и объяснить свой выбор, указав основание деления.
Задание № 7: Используя карточку № 3 сравните внутреннее строение птиц и пресмыкающихся. Найдите сходства и различия.
Индивидуальный труд.
Работа в группе.
Выступление от группы.
Задание № 8. (слайд № 18)
Субтест №4. (Приложение №4)
Обобщение. Обобщить понятия, указав ближайшее родовое понятие.
Задание № 9(слайды № 20-21)
Прослушайте как попугай копирует речь хозяина.
- Почему птиц в отличие от пресмыкающихся можно научить разговаривать?
Задание № 10 (слайды № 23 -23)
- Почему яйцо можно представить как модель космического корабля?
- Что возникло раньше: яйцо или курица?
Домашнее задание:
На выбор:
Подготовить сообщение о птице года – белой трясогузке.
Продумать возможные темы исследования по трясогузке.
Карточка № 1 по теме Птицы.
Индивидуально повторить материал, который знаете хуже.
|
1 балл
1 б.
5 баллов
1-4 б.
1-5 б.
5 б.
5 – 10 баллов
1-6 баллов
5 баллов
1 б.
2 балла
| - Высокая и постоянная температура тела, сложное поведение, выведение и выкармливание потомства.
-Птицы - это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения : полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям, воде с помощью задних конечностей. Ответ: 1- а, 2-с, 3-с, 4 – а, 5 – с. - Зависит от способа питания.
- Чешуя на цевке, перья – видоизмененные чешуйки, сухая, лишенная желез кожа и т.д.
Учащиеся, выходя по очереди от каждой группы пишут на доске названия костей, указывают отдел и называют приспособления к полету.
Ответы: 1+,2+,3-,4+,5-.
Ответы:
1.- В (А и с – пояс передних конечностей),
2. – С (А и Б – задняя конечность),
3. – С (А и Б – передняя конечность),
4. – В (А и С – грудная клетка),
5. – А (В и С – задняя конечность).
Ответы:
Кровеносная система: 4-х камерное сердце, по большому кругу кровообращения течет артериальная кровь, отсюда – высокая скорость обмена веществ, высокая температура тела. Как у пресмыкающихся, у млекопитающих 2 круга кровообращения.
Дыхательная система: наличие воздушных мешков, двойное дыхание.
Пищеварительная система: наличие зоба, высокая скорость переваривания пищи. Как у пресмыкающихся, у млекопитающих имеется клоака, большая часть пищеварительного канала одинаковая.
У млекопитающих в отличие от пресмыкающихся функционирует 1 яичник, нет мочевого пузыря. Ответы:
– желудок,
- сердце,
- кровеносные сосуды,
- головной мозг,
- выделительная система.
- У птиц хорошо развиты передние полушария головного мозга, вырабатываются условные рефлексы.
- У яйца имеются оболочки, позволяющие зародышу развиваться автономно
- Яйцо подарили птицам пресмыкающиеся.
Яйцо возникло раньше!
|
Приложение № 1
Субтест №1. Осведомленность. Продолжить предложение, выбрав нужный(правильный вариант ответа.)
1.
| Обтекаемая форма тела птиц – это приспособление к:
А – полету, В – размножению. С- защите от хищников.
| 1 б.
| 2.
| У птиц, в отличие от пресмыкающихся, есть
А – хвост, В – шея, С – крылья.
| 1 б.
| 3.
| У птиц не является приспособлением к полету:
А – обтекаемая форма тела, В – крылья, С – когти.
| 1 б.
| 4.
| На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует об их родстве с
А – пресмыкающимися, В – земноводными, С – млекопитающими.
| 1 б.
| 5.
| Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как
А – состоят из ствола и опахала, В – воздух, который находится между ними, обладает большой теплопроводностью,
С - воздух, который находится между ними, обладает малой теплопроводностью.
| 1 б
| Приложение № 2
Субтест №2. Определение понятий. Отметить знаком «+» правильное определение понятия и знаком «-» - неправильное.
1.
| Цевка – кость стопы птиц, образованная срастанием костей предплюсны и плюсны.
| 1 б.
| 2.
| Крыло – свободная передняя конечность птиц, при образовании которой кости запястья и пястья срастаются в единый отдел
| 1 б.
| 3.
| Пряжка – часть пояса передней конечности птиц.
| 1 б.
| 4.
| Киль – разросшаяся часть грудины у летающих птиц.
| 1 б.
| 5.
| Клюв – видоизменённые челюсти, имеющие зубы.
| 1 б.
| Приложение № 3
Субтест №3.Деление понятий. Найти лишнее понятие и объяснить свой выбор, указав основание деления.
1.
| А –лопатки, В – плечевая кость, С –ключицы
| 1-3 б.
| 2.
| А- бедро, В – стопа, С –воронья кость
| 1-3 б
| 3.
| А –пряжка, В – предплечье, С – плюсна.
| 1-3 б
| 4.
| А –грудина, В – таз, С –ребра.
| 1-3 б
| 5.
| А – копчик, В – бедро, С – голень.
| 1-3 б
|
Приложение № 4
Субтест № 4. Обобщение. Обобщить понятия, указав ближайшее родовое понятие.
1.
| Железистый - Мускульный
| 1–2 б.
| 2.
| Предсердие - Желудочек
| 1–2 б.
| 3.
| Артерия - Вена
| 1–2 б.
| 4.
| Мозжечек – Большие полушария
| 1–2 б.
| 5.
| Почки – Мочеточники
| 1–2 б.
|
Карты успеха, у консультантов групп.
Диагностика знаний по теме: «Птицы».
ф. и. учащегося
| Субтест №1
| Субтест №2
| Субтест №3
| Субтест №4
| Ответы на вопросы- суждения
| Возражения
| Дополнение
| Анализ ответа
| Выступление
| Всего баллов
| 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |