Конспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях и неравенствах» (Алгебра и начала анализа 11 класс) Цель урока





Скачать 159.55 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях и неравенствах» (Алгебра и начала анализа 11 класс) Цель урока
Дата публикации03.10.2013
Размер159.55 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок

План-конспект

урока по теме

«Замена переменных в логарифмических уравнениях и неравенствах»

(Алгебра и начала анализа 11 класс)

Цель урока:

  1. Развитие и обобщение знаний учащихся по теме «Решение логарифмических уравнений и неравенств;

  2. Подготовка к ЕГЭ.

Задачи:

  1. Рассмотреть применение алгоритма введения новой переменной при решении логарифмических уравнений и неравенств;

  2. Продолжить формирование навыков сознательного выбора способов решения;

  3. Развивать потребность в нахождении рациональных способов решения;

  4. Способствовать развитию умения видеть и применять рассмотренный материал в нестандартных ситуациях.

  5. Способствовать совершенствованию умения контролировать свои действия, вносить коррективы в план выполняемой работы (1 группа);

  6. Способствовать развитию умения в ходе работы в группе учитывать позиции других учеников, обосновывать свою позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения.

План урока:

Организационный момент 2 мин.

  1. Устная фронтальная работа 9 мин.

  2. Лекционная часть урока (объяснение учителя алгоритма введения новой переменной при решении логарифмических уравнений и неравенств) 15 мин.

  3. Работа учащихся в группах с разноуровневыми заданиями 15 мин.

  4. Итог урока 3 мин.

  5. Домашнее задание (комментарий учителя) 2 мин.

Ход урока:

I . Устная фронтальная работа учащихся.

  1. Найдите область определения функции

у = log 0.5(3-2x)

Ответ: ( -∞; 1,5).

  1. Укажите и исправьте ошибки в решении

log 2 х 4 + log 2 х 2 = 6

Решение: 4 log 2 х + 2 log 2 х = 6,

6 log 2 х = 6,

log 2 х = 1,

х = 2.

Ошибка: переходы log 2 х 2 = 2 log 2 х и log 2 х 4 = 4 log 2 х могут привести (и ведут) к потере корней. Правильно:

log 2 х 4 + log 2 х 2 = 6,

4 log 2 х + 2 log 2 х = 6,

6 log 2 х = 6,

log 2 х = 1,

х = 2,

Ответ: ± 2.

  1. Решите неравенство

log 1/5( 1/5(х- 1))>1.

Решение: log 1/5 1/5 + log 1/5(х- 1)>1,

log 1/5(х- 1)>0,

log 1/5(х- 1) > log 1/51,

функция у = log 1/5t – убывающая, значит,

х- 1< 1,

х- 1> 0;

х < 2,

х > 1.

Ответ: (1;2).

Учитель использует (доску), компьютер и экран (заранее приготовлены слайды).

4. Вопрос: Какие методы использовались при решении логарифмических уравнений и неравенств?

При решении уравнений, содержащих логарифмические функции, иногда применяют различные преобразования, сводящие заданное уравнение к простейшему виду. При этом важно, чтобы ОДЗ не менялось.

Иногда встречаются уравнения, в которых фигурирует функция вида y=f(x)g(x), при этом f(x)>0. Такие уравнения удобно решать почленным логарифмированием.

Решение логарифмических неравенств основано на монотонности логарифмической функции.

II. Решение некоторых логарифмических уравнений и неравенств сводится к алгебраическим с помощью замены переменных.

Рассмотрим этот способ решения. Объясняет учитель.

Пример 1. Решите уравнение

4-lg x = 3√ lg x.

Решение: Воспользуемся методом замены.

Пусть √ lg x= t, ≥0, тогда данное уравнение примет вид

t2 + 3t – 4 = 0, откуда t1=1, t2= - 4 ( посторонний корень).

Значит √ lg x= 1,

lg x= 1,

x= 10

Ответ: 10.

Пример 2. Решите уравнение

10* log 4х х + 21* log 16х х – 3* log х/2 х 2 = 0.

Решение:

х >0,

х≠ 1/4,

х≠ 1/16,

х≠ 2.

Переходя к логарифмам по основанию 2, получим

10* log 2 х / log 2 4х + 21* log 2 х / log 2 16х – 3* log 2 х 2 / log 2 х/2 = 0,

10* log 2 х / (2 +log 2 х) + 21* log 2 х / (4 + log 2 х) – 3*2* log 2 х / log 2 (х-1) = 0,

log 2 х (10/ (2 +log 2 х) + 21 / (4 + log 2 х) – 6 / log 2 (х-1)) = 0,

Это уравнение равносильно совокупности уравнений

log 2 х = 0,

10/ (2 +log 2 х) + 21 / (4 + log 2 х) – 6 / log 2 (х-1) = 0

Решением первого уравнения является x= 1.

Для решения второго уравнения сделаем замену t = log 2 х. После преобразования получим:

(25t2 + 15t – 30)/((2+ t)(4+ t)(t-1))=0,

25t2 + 15t – 30=0,

(2+ t)(4+ t)(t-1) ≠ 0;

t=2,

t= - 2,6;

log 2 х =2,

log 2 х = - 13/5;

Ответ: 1; 4; 1/ 45√8.

Пример 3. Решите неравенство

2 log 3х-6 9 - log 3 (х-2) ≥ 1.

Решение: перепишем неравенство в виде:

2 log 3 9 / log 3 3(х-2) - log 3 (х-2) ≥ 1,

4 / (log 3 (х-2) + 1) - log 3 (х-2) ≥ 1.

Пусть а = log 3 (х-2), тогда

1/(1+а) – а ≥ 1,

(4 – (а + 1)2) / (1 + а) ≥ 0,

((а + 3)(1 - а)) / (1 + а) ≥ 0,

((а + 3)(а - 1)) / (1 + а) ≤ 0

Воспользуемся методом интервалов, получим

а ≤ - 3

- 1 < a ≤ 1.

log 3 (х-2) ≤ - 3

- 1 < log 3 (х-2) ≤ 1.

y= log 3 t – возрастающая функция,

0 < х - 2 ≤ 1/27

1/3 < х - 2 ≤ 3.

Ответ: ( 2; 55/27]U(7/3;5].

Итак, рассмотрели метод замены переменных, который будем использовать при решении логарифмических уравнений и неравенств.

III. Учащиеся класса разбиваются на группы ( по выбору).

1 группа: занимаются самостоятельно на оценку.

2 группа работает, используя консультации учителя, с последующей проверкой полного решения учениками через экран.

Задания для учащихся 1 группы.

1. Решите уравнение

log 4 х 2 + log х6 64 = 2.

2. Решите неравенство

log2 4 (2х) + 3log 2 х < 4.

Решение: 1) х≠ 1

2 log 4 ‌| х ‌| + 1/6 log | х |64 = 2,

2 log 4 ‌| х ‌| + 6*1/6 log | х |2 = 2,

2*1/2 log 2 ‌| х ‌| + 1/ log 2 ‌| х ‌| = 2,

Пусть log 2 ‌| х ‌| = t,

t + 1/t = 2,

t2 - 2t + 1=0,

(t - 1)2 =0,

t = 1.

log 2 ‌| х ‌| = 1,

‌| х ‌| = 2.

Ответ: ±2.

2) (1/2 log 2 (2х))² + 3log 2 х < 4,

(1/2+1/2 log 2 х)² + 3log 2 х < 4,

Пусть log 2х ‌= t,

(1/2 +1/2t)²+3t < 4,

1/4+1/2t+1/4t²+3t<4,

1/4 t²+7/2t-15/4<0,

t²+14t-15<0,

t²+14t-15=0

D1=64, t1=-15, t2=1

(t+15)(t-1)<0

-15
-15< log 2х <1

log 2х <1,

log 2х >-15;

y= log 2b – возрастающая функция,

0 < х <2,

х >2-15

Ответ: (1/215;2).

(1. Пособие для учителя под ред. М.Л. Галицкого.

Углубленное изучение алгебры и математического анализа

2. А.П.Ершова, В.В.Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре 10-11 класс)

Задания для учащихся 2 группы

1. Решите уравнение

1/2* log2 5 х + log 25х – 1=0

2. Решите неравенство

log2 0,5 х < 1.

Решение . 1) ‌х >0, пусть log 5х ‌= t,

t2 + t - 2=0,

D=9, t1=2, t2= - 1

log 5 х =2,

log 5 х = - 1

Ответ: 25; - 1/5.

2) Пусть log2 0,5 х = а, ‌х >0

а2 < 1,

-1< a <1,

-1< log2 0,5 х <1,

log 0,5 х <1,

log 0,5 х >- 1

функция у= log 0,5 t – убывающая,

х >0,5

х <1

Ответ: (0,5; 1).

IV. 1 группа учащихся сдает тетради на проверку; решения для 1 и 2 группы демонстрируются на экране. Подводится итог урока: рассмотрев алгоритм введения новой переменной для решения логарифмических уравнений и неравенств, ученики должны развивать умение применять изученный материал, как один из рациональных способов решения.

Объявляются оценки.

V. Домашнее задание. Запись на экране. Ученик выполняет на выбор любые 4 примера.

1) 3lg2 (х - 1) - 10lg (х - 1) + 3 = 0,

2) log 2х+1 (5+8 х - 4 х²) + log 5-2х (1+4 х + 4 х²) = 4,

3) log 2 х + log х² 8 = 2,5,

4) 4 log2 4 х - 8 log 4х – 5>0,

5) log 2 ‌√х - 2 log2 1/4 х + 1>0

Решение:

1) ‌х >0, пусть lg (х - 1) ‌= t,

3t2 - 10t + 3=0,

D=25-9=16, t1=3, t2= 1/3

а) lg (х - 1) ‌=3,

х - 1 ‌=1000,

х ‌=1001

1001>1 (верно)

б) lg (х - 1) ‌=1/3,

х - 1 ‌=101/3,

х ‌=101/3 +1

3√10 +1>1 (верно)

Ответ: 1001; 3√10 +1.

2) log 2х+1 (5-2 х)(2 х+1) + log 5-2х (2 х + 1)² = 4,

log 2х+1 (5-2 х) + 2/ log 2х+1 (5-2 х)= 3,

пусть у= log 2х+1 (5-2 х), тогда

2 х+1>0,

2 х+1≠1,

5-2 х>0,

5-2 х≠1.

y+2/y=3,

y1=1, y2= 2

a) log 2х+1 (5-2 х)=2

5-2 х = (2 х + 1)²

х 1=1/2, х 2= - 2

-2 не удовлетворяет условию 2 х+1>0

б) log 2х+1 (5-2 х)=1

5-2 х = 2 х + 1

х 3=1

Ответ: 1/2; 1.

3) х>0, х≠ ±1.

log 2 х + 3/2log х 2 = 2,5,

1/log х 2 + 3/2log х 2 = 2,5.

Пусть у = log х 2, тогда

3/2 у² - 5/2у + 1 = 0,

3 у² - 5у + 2 = 0,

D=1, у1=1, у2= 2/3

а) log х 2=1

х ‌=2

б) log х 2=2/3

х ‌=√8

Ответ: 2; √8.

4) х>0, пусть log 4х = t, тогда

4t2 - 8t – 5>0

4t2 - 8t – 5=0

D=16+20=36, t1=5/2, t2=- ½

4(t-5/2)(t+1/2)>0

t< -1/2

t> 5/2

a) log 4х < -1/2

log 4х< log 4 ‌1/2

y= log 4n - возрастающая функция,

х>0,

х< 1/2

0< х <1/2

б) log 4х > 5/2

log 4х> log 4 32

y= log 4n - возрастающая функция,

х>32

Ответ: (0;1/2)U(32; +∞)

5) х>0,

1/2log 2х - 2 log22-2 х + 1>0,

1/2log 2х – 2*1/4 log22 х + 1>0,

log 2х – log22 х + 2>0

Пусть log 2х = у, тогда - у² + у + 2 > 0

у² - у - 2 < 0

у² - у - 2 = 0

D=9, у1=2, у2= -1

(y-2)(y+1)<0

-1
y<2,

y>-1

log 2х< log 2 4,

log 2х> log 2 ½

х<4

х>1/2

1/2< х<4

Ответ: (1/2; 4).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях и неравенствах» (Алгебра и начала анализа 11 класс) Цель урока iconУрок по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме «Логарифмы. Логарифмические уравнения»
Образовательная цель: обеспечить в ходе урока сознательное повторение определения логарифма и его свойств. Умение применять эти свойства...
Конспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях и неравенствах» (Алгебра и начала анализа 11 класс) Цель урока iconУрока: Систематизировать знания по теме «Свойства функций»
Учебник: Ш. А. Алимов и др., Алгебра и начала анализа 10-11, Москва, Просвещение, 2002
Конспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях и неравенствах» (Алгебра и начала анализа 11 класс) Цель урока iconУрок по теме «Производная в математике и физике» в 11 классе. Место...
«Алгебра и начала анализа», а также на занятиях по подготовке к Единому государственному экзамену по физике и математике. Важно показать...
Конспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях и неравенствах» (Алгебра и начала анализа 11 класс) Цель урока iconКонспект урока алгебры и начал анализа "Преобразование тригонометрических выражений" (10 класс)
Если в программе используются переменные, то все переменные должны быть описаны в разделе описания переменных
Конспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях и неравенствах» (Алгебра и начала анализа 11 класс) Цель урока iconПлан-конспект урока квадратные уравнения. Волк Снежана Валерьевна г. Кострома моу сош №1
Цель урока: продолжить формирование знаний об уравнениях, совершенствовать навыки решения уравнений
Конспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях и неравенствах» (Алгебра и начала анализа 11 класс) Цель урока iconКонспект урока алгебры и начала анализа «Поговорим о производной»....
Формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей выполнения работы
Конспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях и неравенствах» (Алгебра и начала анализа 11 класс) Цель урока iconСценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции»
На интерактивной доске в программе ActivStudioProfessionalEdition заранее заготовлены упражнения
Конспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях и неравенствах» (Алгебра и начала анализа 11 класс) Цель урока iconУрок игра «Математический тир» по теме: «Решение логарифмических уравнений»
Цель урока: обобщить знания по теме, сформировать умения решать логарифмические уравнения
Конспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях и неравенствах» (Алгебра и начала анализа 11 класс) Цель урока iconРабочая программа по алгебре (120 часов) для учащихся 7 класса
А. Г. Мордковича по алгебре к учебнику «Алгебра 7 класс»: Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала...
Конспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях и неравенствах» (Алгебра и начала анализа 11 класс) Цель урока iconКалендарно-тематическое планирование «Алгебра и начала анализа» 11 класс

Конспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях и неравенствах» (Алгебра и начала анализа 11 класс) Цель урока iconКонспект открытого урока на тему: «Логарифмическая функция и ее свойства» ( 11 класс) Цели урока
В этом году Вы познакомились с логарифмической функцией, научились строить её график, познакомились с её свойствами, которые применяете...
Конспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях и неравенствах» (Алгебра и начала анализа 11 класс) Цель урока iconТехнологическая карта урока
Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10—11 классы. В 2 ч. Ч. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений...
Конспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях и неравенствах» (Алгебра и начала анализа 11 класс) Цель урока iconКонспект урока математики по теме: «Решение задач» 4 класс
Цель урока: дать представление о мифе, его природе; приоткрыть глубину идей и красоту образов древней мифологии
Конспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях и неравенствах» (Алгебра и начала анализа 11 класс) Цель урока iconКолягин Ю. М., Сидоров Ю. В., Ткачева М. В., Шабунин М. И. «Алгебра...
На базе учебников : Колягин Ю. М., Сидоров Ю. В., Ткачева М. В., Шабунин М. И. «Алгебра и начала математического анализа 10». Профильный...
Конспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях и неравенствах» (Алгебра и начала анализа 11 класс) Цель урока iconТема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока
Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познако­мить с героической личностью...
Конспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях и неравенствах» (Алгебра и начала анализа 11 класс) Цель урока iconКонспект урока по алгебре в 7 классе по теме
Мордкович А. Г. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. — 13-е изд., испр....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск