Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока





Скачать 48.07 Kb.
НазваниеТема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока
Дата публикации19.12.2014
Размер48.07 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Тема урока: Восстание Спартака.

5 класс

Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познако­мить с героической личностью Спартака

. 2. Продолжить формирование умений составлять рас­сказ, делать выводы, элементарно анализировать изу­чаемые события, правильно показывать на карте изучаемые объекты.

Учебное оборудование:

карта «Римская республика в III — I вв. до н. э.», картина- на «Бой Спартака с римским отрядом»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Рабство в Древнем Риме».

1.Контрольный тест по разделу « Древнейший Рим и установление его господства во всём Средиземноморье».

2. работа с датами и понятиями: Перечислите даты, связанные с историей Древней Греции. Что означают следующие слова: консул, сенат, Форум ,легион, республика, имение, триумф.

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы с вами узнали, каким было положение рабов в Риме, как жили простые земледельцы. Рабов становилось все больше и больше. Не­довольство и ненависть их к рабовладельцам росли. Почему? Наконец, в 74—71 гг. до н. э. Спартак возглавил восстание рабов.

Задача для учащихся: Выяснить, как проходило восстание Спартака?

IV. Изучение новой темы.

План

  1. Причины восстания.

  2. Ход восстания.

  3. Причины поражения.

  4. Героическая личность Спартака.

На доске тема урока, новые слова: г. Капуя, Галлия, Лукулл, Фракия, Помпеи, Везувий.
1. Работа с историческим документом.

Плутарх. Марк Красе, 8-11

...Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Ита­лии и известное также под названием спартаковской войны, было вызва­но следующими обстоятельствами.

Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинст­во которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хо­зяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят во­семь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встре­тили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское сна­ряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племен Фракии - человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и Доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени..

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987.— С. 211—212.

2. Беседа по вопросам к документу.

  • Почему началось восстание рабов в городе Капуя? (Недовольство
    рабов, попавших в школу гладиаторов, тем, что их насильно сюда при­
    везли и начали обучать военному делу. Кроме того, несправедливость
    хозяина по отношению к ним.)

  • Сколько рабов собиралось бежать из школы? (200рабов, но сбежали
    только 78.)


  • Чем были вооружены восставшие рабы? (Кухонными ножами, вер­
    телами.)

  • Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы? (Предводи­
    телей было выбрано 3 человека, но первым из них был Спартак.)

  • Что рассказывает Плутарх о Спартаке? (Спартак из Фракии, смелый,
    сильный.)


3.Сообщение учащегося о Спартаке.

4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. 2, 3, с. 235-236 учебника Вигасина

Беседа по прочитанному и работа по карте (с. 237 учебника Вигасина)

-— Где первоначально устроили свой лагерь восставшие в Капуе рабы? (На вершине вулкана Везувий.)

  • Куда направил восставших Спартак после того, как они выдержали
    бой у подножия Везувия? (На юг страны.)

  • Почему Спартак повел свое войско к Альпам? (Он понимал, что рим­
    ляне сильны, что их будет трудно разбить, он хотел перейти горы и
    дать свободу своим воинам.)

  • Дойдя до Альп, куда повернул свое войско Спартак? (На юг Италии,
    на о. Сицилия.)

5. Рассказ учителя.

Для разгрома восставших сенаторы направили полководца Красса. Он сумел «запереть» восставших на юге Аппенинского полуострова, создав сильное военное укрепление. Пираты, у которых Спартак хотел за плату взять суда, его обманули. Восставшие попали в западню. На помощь Крас-су прибыли со своими войсками полководцы Помпеи и Лукулл. Восстав­шие сражались храбро, но силы их были неравны, они были разбиты. Сам Спартак пал на поле боя. Вот что пишет об этом Плутарх:

«Перед началом боя ему подвели коня, но он выхватил меч и убил его, го­воря, что в случае победы ему достанется много хороших коней от врагов, в случае же поражения он не будет нуждаться и в своем. С этими словами он

тремился на самого Красса, пробиваясь сквозь оружие, и не замечая ран; од­нако он не добрался до Красса, хотя и убил двух столкнувшихся с ним центурионов. Наконец, покинутый своими соратниками, бежавшими с поля, он стоял один, окруженный врагами, и, сражаясь, пал под их ударами». Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.— С. 215.

V. Закрепление изученного на уроке.

I — Почему восстание Спартака потерпело поражение? Ответ:

а) Войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии
римлян.

б) У Спартака не было четкого плана действий.

в) Восставших обманули пираты.

VI. Итог урока.

Домашнее 1. Прочитать § 51..

2. Рабочая тетрадь. Выпуск 2. Задание79, с. 58—59.

J3. Составить рассказ от имени гладиатора: о бегстве гладиаторов из Капуи или о победе спартаковцев у под­ножия Везувия.

4. Подготовить сообщение о гибели Цезаря (в рамках учебника) — 1 ученик.

Дополнительная информация для учителя.

Спартак

Спартак родился во Фракии, в Родопских горах. Он сражался против рим­лян, попал в плен и за свою силу и храбрость был зачислен в легион, где проя­вил необычайную доблесть.

Затем он так отличился в войне против Митридата и его союзников, что был назначен деканом — начальником отряда из десяти человек, и заслужил почетную награду - гражданский венок.

Но когда римляне снова начали войну против фракийцев, Спартак бежал и стал сражаться в рядах соотечественников против римлян.

Раненый, он снова попал в плен к своим врагам; смертная казнь, предпи­санная законом, была заменена ему службой гладиатором.

Прошло более двух лет, как Спартак попал в ряды гладиаторов; он объез­дил почти все города Италии, участвовал более чем в ста боях и ни разу не был серьезно ранен.

Другие гладиаторы тоже были сильны, но Спартак настолько превосходил их, что постоянно оставался победителем и заслужил себе великую славу во всех амфитеатрах и цирках Италии.

Джованьоли Р. Спартак. — М., 1986

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока iconДревний Рим. Тест 1
Восстание под руководством Спартака закончилось в … году. Какой год предшествовал ему?
Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока iconКонспект урока по волейболу 8-9 класс Дата урока: 20. 12. 12 Тема...
Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным и районным соревнованиям
Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока iconКонспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель...
Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический)
Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока iconВосстание Спартака
...
Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока iconУрока: групповая Цель урока
Мастер – класс по предмету «Окружающий мир» в 1 классе Тема урока: «Как зимуют травы, кустарники, деревья»
Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока iconУрока черчения Класс: 9 Тема урока : «Эскизы деталей с необходимыми разрезами»
Цель урока: Обучение приемам выполнения разрезов на детали в прямоугольной проекции
Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока iconУрок №1 Тема урока: Алгоритм. Класс: 2 Цель урока: Ввести понятие...
...
Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока iconАнализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения:...
Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол...
Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока iconТема урока: "Украшения и реальность. Узоры на стекле" 2 класс. Цель урока
Цель урока: учить детей наблюдать за изменениями в природе, видеть прекрасное в окружающем мире природы; учить “брать” не разрушая....
Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока iconКонспект урока «окружающий мир» Учитель: Воронина Марина Геннадьевна...
Цель урока: сформировать у учащихся общее представление о жизни диких и домашних животных
Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока iconКонспект урока русского языка в спаренных 1 и 2 классах Тема урока: Цель урока
Цель урока: формировать навык грамотного письма слов с безударными гласными, находящимися в сильной и слабой позициях
Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока iconКонспект урока предмет: чтение и развитие речи 9 класс Тема А. А....
Цель: к концу урока учащиеся смогут рассказать о книгах, которые они читают и почему
Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока iconКонспект урока тема урока «Смутное время» 10 класс Предмет: История
Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного...
Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока iconКонспект урока по легкой атлетике 4 класс. Тема урока: Техника челночного...
Цель урока: «Формировать знания и представления о разнообразии подвижных игр; развить двигательные способности и укрепить здоровье...
Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока iconТема урока: основания цель урока
Цель урока – познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – основаниями
Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока iconКласс: 2 Тема урока: Имя существительное. Тип урока
Цель: формировать знания о предложении как единице речи, воспитание наблюдательности и внимательности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск