Восстание Спартака





Скачать 102.66 Kb.
НазваниеВосстание Спартака
Дата публикации19.12.2014
Размер102.66 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Автор: Холичева Лариса Павловна

Полное название образовательного учреждения: МКОУ СОШ № 6 имени Героя России Шерстянникова А.Н. УКМО, Иркутская область, г. Усть-Кут.

Предмет: история

Класс: 5

Тема урока: Восстание Спартака

Цели урока:

- сформировать представление о самом крупном восстании рабов в истории Древнего Рима - восстании Спартака: познакомить с причинами, событиями, значением восстания; дать представление о героической личности Спартака;

- формирование познавательных компетенций: работать с информацией – выделять главное, сжимать, отображать на бумажном носителе;

- формирование регулятивных компетенций: управление своей деятельностью; контроль; самостоятельность;

- формирование основ самооценки;

- формирование коммуникативных компетенций: речевая деятельность; навыки сотрудничества;

- развитие интереса к истории, любознательности.

Подвести к пониманию социальной несправедливости в древнем мире.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок - путешествие.

Учебно- методическое обеспечение: Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.-15-е изд.- М.: Просвещение, 2008.-287с.

Время реализации урока: 1 урок (40 минут)

Авторский медиапродукт:

редактор Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word.

вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия:

карта «Древняя Италия «до середины III века до н.э.)»,

политическая карта мира,

презентация Power Point,

мультимедийный проектор, компьютер,

учебник,

маршрутные листы,

смайлики для голосования,

игрушечные мечи, повязки,

конверт-сюрприз (конфеты, ракушки, камень),

иллюстрации, рисунки.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

Вступительное слово учителя


3 минуты

Сюрпризный момент

3 минуты

Путешествие по станциям

Заполнение маршрутных листов

25 минут

Проверка усвоения

4 минуты

Самооценка

2 минуты

Домашнее задание

2 минуты

Рефлексия

1 минута


Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1. Гончаровский В. А. Спартаковская война: восставшие рабы против римских легионов. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. — 176 с. — («Militaria Antiqua, XIV»).

2 .Горсков В.Г. Военное искусство Спартака // ВИЖ. – 1972. – №8. – С. 34–48.

3. Карышковский П.А. Восстание Спартака. – М.: Мысль, 1958. – 332 с.

4. Ковалев С.И. История Рима: Курс лекций. – СПб.: Наука, 2003. – 490 с.

5. Лесков В.А. Спартак. – М.: Мысль, 1983. – 221 с.

Огарков Н.В. Спартака Восстание // Советская военная энциклопедия / под ред. Н. В. Огаркова. — М.: Воениздат, 1980. — Т. 7. — 693 с. — (в 8-ми т). — 105 000 экз.

Филдс Н. Восстание Спартака. Великая война против Рима. 73-71 годы до н. э = Spartacus and the slave war 73-71 BC. A gladiator rebels against Rome. — М.: Эксмо, 2011. — 94 с. — (Великие битвы, изменившие ход истории). 

Хефлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима. – М.: Мысль, 1992.- С.63.

http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/vosstanie-spartaka

http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/16655/%D0%A1%D0%9F%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%90%D0%9A%D0%90

http://www.donkras.ru/gal/spartak/

http://ancientrome.ru/publik/utchenko/utch04-4.htm

http://www.vivl.ru/spartak/spartak.php

Ход урока

Вступительное слово учителя

Salve! Te saluto! Belle te habeas! Jucundum diem festum opto! Omnes precor Лариса Павловна.

Здравствуйте! Приветствую Вас! С праздником! Желаю вам успехов! Меня зовут Лариса Павловна.

Сегодня мы совершим путешествие в далёкое прошлое и узнаем много нового и интетесного. Тема нашего урока «ВОССТАНИЕ СПАРТАКА» (слайд 1)

- О чём мы можем сегодня узнать, судя по названию темы?

(причины восстания, ход, о Спартаке, чем закончилось восстание)

Сюрпризный момент.

Приносят конверт (письмо, ракушки, конфеты… ? )

- Откуда эта посылка? Кто же прислал нам её?

Прошу ребят прочитать письмо. Не могут. Письмо на латыни.

«Te saluto! Лариса Павловна!

Te saluto! Nonnullis mensibus ante primum Vocis Latinae exemplar accepi, et ex ilio tempore cogitatio Latinitatis vivae me excitat. Nam adhuc nesciebam tot homines Neo-Latinitatem colere et miror tot locos Latinitatis in interreti inveniri. Nunc cupio Latine per litteras colloqui, quia hic, in ista terra, neminem novi, qui Latine loqui mihi possit. Itaque mihi opus est, ad aliquem litteras mittere et ab aliquo accipere, qua in re spero fore, ut aliquis ex eis, qui hanc epistulam meam legant, ad me litteras mittat et mea menda mihi indicet; hoc est enim primum, quod tantum Latine scribo. Perpetua felicitate floreas!»
«Здравствуйте, Лариса Павловна! Здравствуйте, друзья пятиклассники! Привет вам из далёкого города Капуя! Получив ваше письмо, очень удивились. Никогда мы не слышали про ваш город, решили найти его на карте и НАШЛИ! Это очень далеко от Капуи! Мы вас попросим найти наш родной город на карте».

Работаем по карте.

«Мы хотим, чтобы вы больше узнали про нашего героя – Спартака. Будьте активны. Внимательно слушайте учителя.

Желаем счастья и успехов в учёбе.

Высылаем вам ракушки с побережья Тирренского моря, камень с Везувия и наши любимые конфеты.

С уважением ученики и учителя школы № _ города Капуи».

Смотрим ракушки, конфеты (в конце урока за отличную работу).

- Ребята! Вы готовы к путешествию? Я – да!

- Вместе заполним маршрутные листы путешествия.

(прошу записать класс, тему, дату)

- Крупнейшее в древности восстание рабов произошло в Италии в 74 – 71 годах до н.э.

Станция 1 Хронологическая

(слайд 3,4)

Станция 2 Спартак

(слайд 5,6)

Ученик – Спартак. « Родился я около 120 года до н.э. во Фракии. Сражался против римлян. Попал в плен, но за мою силу и храбрость был зачислен в легион, меня сделали начальником отряда в десять человек. Римляне снова начали войну с фракийцами, я не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и встал на защиту своей родины. В одном из сражений я, раненый, попал в плен и был продан одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе - Лентулу Батиату.

В гладиаторской школе нас обучали искусству боя, умению метко наносить смертельные удары. За шесть лет подготовки в гладиаторской школе я со своим хозяином объехал почти все города Италии, где принял участие более чем в ста сражениях, ни разу не получив серьезной раны.

В 76 году до н.э. я получил свободу и отставку. Меня перевели в число преподавателей школы. Но не смог я смириться с тем, что с нами очень жестоко обращаются, что нас насильно привезли в гладиаторскую школу и заставляют сражаться и убивать. Друзья! Не будем же покорными! Восстанем за свободу!»

Для учащихся:

«…гладиаторы выбрали себе трёх предводителей. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племён Фракии – человек, который отличался не только отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения…»

Плутарх. Марк Красс, 8-11
Станция 3 Причины восстания

(слайд 7)

Причины восстания:

Жестокое обращение с рабами.

Недовольство тем, что насильно привезли и заставляют сражаться и убивать.

Желание стать свободными.
Физкультминутка

«Мы - гладиаторы»

(слайд 8)

Станция 4 Событийная

(слайды 9-18)

Учитель.

Однако охране стало известно о готовящемся бегстве. Тогда несколько десятков гладиаторов проникли на кухню, где вооружились кухонными ножами и вертелами. Они напали на стражу и вырвались из школы-тюрьмы.

Капуя — большой город. Куда бежать? Неподалеку находился вулкан Везувий, который тогда считали потухшим. Его отвесные склоны поросли диким виноградом, а на самой вершине было неприступное место — ровная площадка, откуда хорошо просматривались все подступы к вулкану. На пути к Везувию бежавшие рабы встретили несколько повозок, везших гладиаторское снаряжение. Они похитили груз и вооружились.

Римляне не сомневались, что беглецов переловят и приговорят к позорной казни — распятию на кресте. Но поймать их оказалось непросто, к тому же число рабов на Везувии быстро росло.

Римский сенат отправил новые силы, состоящие из двух легионов во главе с претором Варинием. Отряд римлян в три тысячи человек подошел к Везувию. “Римский военачальник приказал: “Разбейте лагерь у подножия Везувия! Стерегите спуск! Подлый сброд в ловушке.”

Спартак осуществил невероятный по дерзости план. Рабы сплели из лоз винограда лестницы и один за другим стали спускаться вниз. Лестницы раскачивались от ветра, пугала огромная высота. Когда восставшие рабы оказались внизу, Спартак дал приказ обойти гору и напасть на римлян с той стороны, откуда они этого совершенно не ожидали”

Повстанцы захватили римский лагерь, римский главнокомандующий чудом избежал плена, оставил рабам своего коня и знаки преторского достоинства. Восставшие продвигались к Альпам. Рим посылает против Спартака двух консулов.

Наступление римлян совпало с разногласиями. От войска Спартака отделился Крикс с 30-ю тысячами рабов. Вскоре в Апулии он был разбит. А Спартак нанес поражение обеим консульским армиям и быстро продвигался к Альпам.

Рабы повернули назад, на юг. Почему, мы не знаем. Пройдя весь полуостров, они оказались на юге, у пролива.

Римский сенат полностью осознал опасность. Но не было, ни армии, ни военачальника, согласного выступить на борьбу с грозным врагом. Во главе с трудом собранных легионов был поставлен Марк Красс. Суровыми методами, через казнь каждого десятого, он восстановил дисциплину. Красс преследовал Спартака, не вступая в решающее сражение. На остров Сицилия Спартак пытался переправиться при помощи пиратов, но его обманули.

Спартак оказался в ловушке. Красс приказал вырыть огромный ров в 55 км длиной. Спартаку пришлось штурмовать это препятствие. Прорвав его, он направился к порту Брундизию, чтобы переправиться в Иллирию. Сенат, стремясь быстрее разгромить восставших рабов, вызвал на помощь Крассу испанскую армию Помпея и отряд из Македонии во главе с Марком Лукуллом. И опять часть отряда отделилась от Спартака и была уничтожена.

О последнем бое Спартака, который произошел в Апулии в 71 году до н.э. Плутарх рассказывает: “Он устремился на самого Красса; ни вражеское оружие, ни раны не могли его остановить, и все же к Крассу он не пробился и лишь убил двух столкнувшихся с ним центурионов. Наконец… окруженный врагами он пал под их ударами, не отступая ни на шаг и сражаясь до конца”.

После битвы 6 тысяч схваченных рабов были распяты вдоль Аппиевой дороги из Капуи в Рим. Они были прикручены к столбам, умирали под палящими лучами солнца мучительной смертью от застоя крови и жажды.

Так закончилось в 71 г. до н.э. самое крупное в истории восстание рабов.

Станция 5 Причины поражения

(слайд 19)

Причины поражения:

Преимущество римлян в численности войск и их вооружении.

Стихийный характер восстания, отсутствие четкого плана ведения восстания.

Предательство пиратов.

Разногласия между рабами.
Станция 6 Значение восстания

(слайд 20)

Значение восстания Спартака

Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу.

Римляне, напуганные размахом восстания, старались смягчить свое отношение к рабам.

Учитель. Нет более популярного героя древней истории, чем Спартак. И если более чем за две тысячи лет его слава не потускнела, а, наоборот, засверкала новыми красками, то это потому, что имя Спартака для человечества навеки связано с борьбой за свободу.

Спартак: “ Свободы я добиваюсь, свободы жажду, свободу призываю, свободу для каждого отдельного человека и для народов, великих и малых, могущественных и слабых. А со свободой придут мир, благоденствие, справедливость и все то высшее счастье, которым бессмертные боги дают человеку возможность наслаждаться на земле!”.

Станция 7 Всезнайкино

(слайд 21)

Сегодня я узнал. « Сегодня я узнал, что…»

Станция 8 Самооценка

(слайд 22)

Самооценка

Станция 9 Не забудь –ка

(слайд 23)

Не забудь выполнить дома!

Прочитать параграф 51.

Рабочая тетрадь. Задание 74, стр. 58-59.

!!! Составить рассказ от имени участника восстания.

!!! Рисунок «Восстание Спартака».

???
Станция 10 Голосуй-ка

(слайд 24)


Документ № 1

«…гладиаторы выбрали себе трёх предводителей. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племён Фракии – человек, который отличался не только отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения…»

Плутарх. Марк Красс, 8-11

Документ № 2

«В 76 году до н.э. я получил свободу и отставку. Меня перевели в число преподавателей школы. Но не смог я смириться с тем, что с нами очень жестоко обращаются, что нас насильно привезли в гладиаторскую школу и заставляют сражаться и убивать. Друзья! Не будем же покорными! Восстанем за свободу!»

Из речи Спартака



Маршрутный лист путешественника


Ф.И._____________________________ Класс_______ Дата______

Тема ____________________________________________________________________

за каждый ответ, дополнение - ставь себе +1


1 станция «Хронологическая»




?

?

н.э..

до н.э.

2012



___________________________________________________________ отметил сам 2


2 станция «Спартак»
? с подсказкой 1
написал

4 характеристики 3

более 4-х +1

3 станция «Причины восстания»



сам с подсказ.

3 1,5

2 1

1 0,5 Физкультминутка

«Мы – гладиаторы»


4 станция «Событийная»



составь вопросы, запиши
за вопрос +1

ответ + 1


5 станция «Причины поражения»
5 станция
сам с подсказ.

4 2

3 1,5

2 1

1 0,5


6 станция «Значение восстания»
6 станция



7 станция «Всезнайкино»



«Что я узнал на уроке»

« Сегодня на уроке я узнал, что…» …….. . ………………………………………..+1


8 станция «Самооценка»
11-15 «5»

8-10 «4»


9 станция «Не забудь – ка!»



«Не забудь выполнить дома!»

  1. Прочитать параграф 51.

  2. Рабочая тетрадь. Задание 74, стр. 58-59.

  3. !!! Составить рассказ от имени участника восстания.

  4. !!! Рисунок «Восстание Спартака».

  5. ???


10 станция «Голосуй – ка!»



? Батиат

?Децимации

?Мессинский

?Аппиева
«Я голосую»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Восстание Спартака iconТема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока
Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познако­мить с героической личностью...
Восстание Спартака iconДревний Рим. Тест 1
Восстание под руководством Спартака закончилось в … году. Какой год предшествовал ему?
Восстание Спартака iconМоего реферата – «восстание Спартака – причина неудачи». Как известно,...
Красса? Почему Спартаку не удалось реализовать свои первоначальные планы по переходу через Альпы, и почему он столкнулся с разногласиями...
Восстание Спартака iconОсновная часть. Крестьянское восстание под предводительством Е. И. Пугачёва
Рост оброка, барщина, доходившая местами до 6 дней в неделю, жесто­кость господ, вмешательство в семейную жизнь, торговля людьми...
Восстание Спартака iconРусское Восстание против апокалипсиса Личности, ее демонизации и...
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
Восстание Спартака iconТемы рефератов по философии
«Восстание масс» Х. Ортеги-и-Гассета и христианский эволюционизм П. Тейяра де Шардена
Восстание Спартака iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные понятия: крепостное право, уложение, крестьянское восстание, прелестные письма
Восстание Спартака iconВ наше время в обществе накопилось немало проблем в экономике, социальной...
Тема исследования: «Гражданская война на территории Самарской губернии. Чапанное восстание»
Восстание Спартака iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
День истории – Открытый урок в 8А классе на тему «Династический кризис и восстание декабристов», М. И. Петрякова
Восстание Спартака iconПлан работы мбоу сош №58 по антикоррупционному воспитанию и образованию...
Восстание 1648 г и система наказаний за взятки в суде в Соборном Уложении 1649 г
Восстание Спартака iconОдним из важнейших событий XIX века было восстание декабристов
А революционная борьба ведется политически сознательными людьми, сложившимися в организацию. Революционеры имеют политическую программу...
Восстание Спартака icon«Восстание 1916 года. Февральская революция. Культура нач. XX века.»
Весть об указе 25 июня всколыхнула всю казахскую степь. Стихийные выступления против мобилизации выражались в избиении волостных...
Восстание Спартака iconРеферат Тема : Восстание
Кенесары Касымов казахский султан, хан Среднего жуза, предводитель колониально-освободительного движения на территории Казахстана,...
Восстание Спартака iconТесты по истории Казахстана, 9 класс, Восстание 1916 года Основная...
Основной повод, толкнувший массы к восстанию 1916 года Набор джигитов на тыловые работы
Восстание Спартака iconВосстание И. И. Болотникова. 11
При этом между ними не существовало непроходимой грани и даже происходил своеобразный обмен "кадрами". Значительная же часть населения,...
Восстание Спартака iconТемы Вашего учебного проекта
Пугачева отошла значительная часть казачества. Отряды башкир под командованием Салавата Юлаева продолжали действовать до ноября 1774...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск