Скачать 94.34 Kb.
|
Тема урока: Народные движения в XVII в. Цели: образовательная: дать представление о ходе и причинах казацких и стрелецких восстаний второй половины XVII в; развивающая: прививать навыки систематизации материала с помощью таблиц, развивать ассоциативное мышление, продолжить развивать навыки выполнения тестовых заданий, заданий на соответствие; воспитательная: воспитывать уважение к истории своей родины, чувство патриотизма. План: I. Проверка домашнего задания. II. Объяснение нового материала. 1. Причины народных движений. 2. Соляной бунт 1648 г. 3. Медный бунт 1662 г. 4. Война под предводительством Степана Разина.
Основные понятия: крепостное право, уложение, крестьянское восстание, прелестные письма. Важнейшие даты: лето 1648 г. - соляной бунт в Москве; 1648-1650 гг. - серия городских восстаний в стране; 1649 г. - Соборное уложение; 1662 г. - «Медный бунт» в Москве; 1676-1682 гг. -правление Федора Алексеевича; 1679-1681 гг.-реформа налогообложения; 1667-1671 гг. - крестьянское восстание-под руководством Степана Разина; 1668 г. - поход в Персию (Иран) казаков Степана Разина; 1670-1671 гг. - восстание С.Т. Разина. Выдающиеся личности: царь Алексей Михайлович; Б.И. Морозов - воспитатель и фаворит царя; А.Л. Ордин-Нащокин; Степан Разин. Оборудование: ТСО, презентация, раздаточный материал, карта «Россия в XVII в.», портреты крупнейших деятелей эпохи. Общие рекомендации: XVII в. вошел в российскую историю как «бунташный век» и следует обратить особое внимание на активное сопротивление народных масс законодательному оформлению крепостного права и усилению феодального гнета. Необходимо также подчеркнуть, что внутренняя политика Алексея Михайловича была направлена на укрепление царской власти. Ход урока. I. Проверка домашнего задания (5 мин) 1. Выберите правильный ответ. Лидер крупного крестьянского восстания в период Смуты 1) Борис Годунов; 2) Лжедмитрий I; 3) Иван Болотников; 4) протопоп Аввакум. 2. Приведите в соответствие события и даты. А) Принятие Соборного Уложения 1) 1613г. Б) Освобождение Москвы Вторым ополчением 2) 1649г. В) Избрание Земским Собором на престол Михаила Романова 3) 1653г.-1655г. Г) Правление Алексея Михайловича Романова 4) 1612г. Д) Церковная реформа II. Объяснение нового материала. 1. Причины народных движений. Современники называли XVII век «бунташным». -Как вы думаете почему? Главными причинами народных выступлений были:
Все это объясняло участие в выступлениях против власти представителей не только крестьянства (как это было прежде), но и казачества, городских низов, стрельцов, низших слоев духовенства. Участие в борьбе с властью казаков и стрельцов, имевших не только оружие, но и опыт военных действий, придавало народным выступлениям XVII века характер ожесточенной вооруженной борьбы, вызывавшей большие человеческие жертвы. Наиболее серьезные народные выступления начались в середине XVII века. 2. Соляной бунт 1648 г. Одним из таких выступлений стал «Соляной бунт». Для того, чтобы более четко представить себе данный материал, рассмотрим таблицу на слайде. Причина– повышение пошлины на соль, которую провел воспитатель царя боярин Морозов. Возвращаясь с богомолья, царь Алексей Михайлович был окружён толпой москвичей. Москвичи потребовали выдать им Л.С. Плещеева – главу Земского приказа. Царь «выдал головой» Л.С. Плещеева и отправил в ссылку Б. Морозова. Дворяне и посадские потребовали от царя:
В ходе восстаний конца 40-х гг. XVII в. правительство не пошло на широкие расправы, т. к. понимало необходимость реформ и опасалось общенародного движения. 3. Медный бунт 1662 г. Данный пункт мы с вами будем разбирать вместе, заполняя аналогичную таблицу. С принятием Соборного Уложения реформы Алексея Михайловича не прекратились. В поисках средств для пополнения казны (с 1654 г. Россия была втянута в войну с Польшей) и испытывая недостаток серебра, правительство провело денежную реформу, введя в обращение медные деньги. Идея реформы принадлежала боярину Ф. Ртищеву и была передовой и очень смелой для своего времени. Суть ее состояла в том, чтобы пустить в оборот «металлические ассигнации» - чеканить медные деньги одной формы и величины с серебряными и продавать по одной цене с ними. Поначалу реформа шла удачно, но с 1659 г. серебро стало исчезать из обращения, и медные деньги обесценились. Это было связано не с порочностью самой идеи реформы, а с злоупотреблениями - воровством и подделкой монеты, а также с чрезмерно щедрым выпуском монеты правительством. Это привело к росту цен и обнищанию населения, что привело к восстанию 1662 г. («Медный бунт»). Москвичи, разгромив усадьбы бояр, направились к селу Коломенское. Царь, переговорив с восставшими, пообещал отменить медные деньги. Пока восставшие возвращались в Коломенское, царь собрал войска. В результате:
Власть уже была гораздо сильнее, что позволило ей провести репрессии среди участников бунта, однако царь был вынужден отказаться от медных денег - т.о. восстание достигло своей цели. 4. Война под предводительством Степана Разина. Типологически восстание Разина все же близко к казацким, а не городским восстаниям. - Как вы думаете, в чем причина казачьих волнений? (В окончательном закрепощении крестьян, а, следовательно, в дестабилизации положения на окраинах.) В правление Алексея Михайловича произошло окончательное оформление крепостного права, а также было принято несколько непопулярных решений (пошлина на соль, введение медных денег), что привело к росту народного недовольства, выражавшегося в постоянных восстаниях. Отмена Юрьева дня привела к массовым побегам крестьян на Дон. Запрет на походы в Черное и Азовское моря привел к усилению социальной напряженности в казачьей среде. Еще со времен Смуты казачество представляло собой наиболее активную и, так сказать, взрывоопасную часть населения. Это объясняется двумя обстоятельствами: 1) на Дон издавна стекались недовольные из центральных областей (существовало негласное правило: «с Дона выдачи нет», т. е. беглые крестьяне не выдавались своим бывшим хозяевам); 2) казаки были профессиональными военными и жили во многом за счет военной добычи, зачастую составляли отряды, или шайки, и занимались грабежом. - Попробуйте назвать еще одну причину? (Власть часто пыталась ограничить казацкую вольницу.) Поход на Каспий сделал Разина очень популярной фигурой в народе (с тех пор в народе распространились песни и сказания об атамане Степане Разине - зачастую даже Илья Муромец представляется в них лишь есаулом при Разине). Комментарий: По карте проследите действия повстанцев, укажите места наиболее ожесточенных столкновений с правительственными войсками.стр.66. 1667 - 1671 Повод – неудачный поход Василия Уса. Этапы: 1) 1667 – 1669 – «поход за зипунами» 2) 1670 – 1671 – апогей 3) 1671 – спад, расправы Отряд Разина блокировал Волгу, грабил купеческие суда. Восставшие захватили Яицкий городок и богатую добычу. Разин заявил о походе на Москву. Восставшие захватили Царицын, Астрахань. К Разину присоединилось население приволжских городов, нерусские народы. Восставшие осадили Симбирск, но не взяли и отошли на Дон. Зажиточные казаки схватили Разина и выдали властям. Разин был четвертован.
III. Рефлексия. В заключении урока воспользуемся цветными флажками. С цветом какого флажка вы ассоциируете восстания в XVII веке. Объясните, почему? Выставление оценок. Домашнее задание: § 8, вопросы и задания на с. 67. Самоанализ урока по теме «Народные движения в XVII веке». Данный урок является одним при изучении раздела «Россия в XVII веке» в 7 классе. На уроке запланировано знакомство с причинами и ходом восстаний данного периода. Были выявлены следующие вопросы, XVII в. вошел в российскую историю как «бунташный век» и следует обратить особое внимание на активное сопротивление народных масс законодательному оформлению крепостного права и усилению феодального гнета. Необходимо также подчеркнуть, что внутренняя политика Алексея Михайловича была направлена на укрепление царской власти. Данное занятие проведено в хорошо подготовленном классе с положительной мотивацией обучения, способностью применять усвоенные знания для объяснения новых фактов и явлений. При планировании учитывалось умение учащихся выделять основные элементы в структуре исторического события , выражать к ним свое отношение. Познавательный аспект триединой цели урока состоял в том, чтобы учить и научить каждого ученика систематизировать знания, используя прием заполнения таблиц. Развивающий аспект включал в себя развитие анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, отбирать и систематизировать данный материал, развивать воображение. Воспитательный аспект заключался в формировании и развитии нравственных качеств личности семиклассников, уважительного отношения к истории России. Урок цели достиг. Учащиеся показали знание фактического материала, высокий уровень его усвоения. Доказывали правильность и обоснованность выводов, применяя усвоенные знания для создания ассоциативных связей, выделяли мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изученном материале и выражали к ним свое отношение. В соответствии с целью урока был применен прием заполнение таблиц, который явился главным этапом урока. Время, отведенное на все этапы урока, рационально распределено, соблюдена их последовательность. Этапы урока соответствуют характеру познавательной деятельности учащихся. В соответствии с целями на уроке использованы компьютер, проектор, экран. Контроль усвоения знаний на основном этапе урока (заполнение тблиц) проводился в форме защиты самостоятельно сформулированных выводов. На уроке присутствовала творческая атмосфера, учащиеся были активны, проявляли интерес к занятию учащиеся разного уровня подготовленности, внимание было на всех этапах урока, доброжелательное отношение. На уроке реализованы все поставленные задачи, проведена подготовка к последующему уроку. Все учащиеся получили положительные оценки. Данный урок показал хорошую подготовленность учащихся. |