Скачать 109.01 Kb.
|
Урок русского языка. Предметная область: русский языка Продолжительность урока: 35минут Учебник: А.В. Полякова, издательство «Просвещение» 2010 год Класс: 2 Тема урока: Имя существительное. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Форма урока: урок путешествие Цель урока: Совершенствовать умения определять род имен существительных и изменять имена существительные по числам Задачи урока: - обучающая – закрепить знания в определение рода и числа имён существительных, познакомиться с новым словарным словом. – развивающая– развивать умения анализировать слова , развивать речь и память, учиться обобщать, доказывать и обосновывать свои ответы, - воспитательная – способствовать воспитанию человечности, доброты, умению работать в коллективе, бережному отношению к природе. Форма организации работы детей: фронтальная, групповая, индивидуальная Используемое оборудование: ноутбук, компьютеры, колонки, интерактивная доска HitachiSoft StarBoard FX-77G/FX-63G\FX-82WG, раздаточный материал: буклеты, экспресс таблицы Ход урока I. Организационный момент ( 1 минута) Учитель. Здравствуйте. Удобно сядьте. Давайте настроимся на урок. Дети повторяют с учителем, знакомую им считалочку. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Учитель. Проверьте, все ли готово к уроку? II. Минутка чистописания ( слайд 2) ( 3 минуты) Учитель. Давайте приготовим свои руки перед минуткой чистописания. 1. Пальчиковая гимнастика. Дети встают из-за парт, проводится пальчиковая гимнастика. Учитель. Букву для чистописания вы определите из загадки. Поглядите-ка, друзья, Смастерил скворечник я. А в скворечник залетела Вместо птички - буква ?.. Ученик. Буква Я . Учитель. Верно, это буква Я (появляется буква по щелчку) Учитель. Определите порядок следования букв в данном ряду Яяб Яяв Яяг Яяд…… (ряд появляется по щелчку) Ученик. Заглавная Я, строчная я чередуются с согласными буквами с начала алфавита. III. Словарная работа ( слайд 3) Учитель. Какие словарные слова вы знаете с буквой "я"? Ответы детей. - Я знаю слова ягода, язык, деревня. - Мне хотелось бы добавить, есть ещё словарное слово, которое мы изучили - заяц. Учитель. Сегодня, я вас приглашаю в путешествие на волшебном поезде в город Частереченск. Цель нашего путешествия побывать в городе Частереченске и закрепить наши знания в определении рода и числа имен существительных. В конце нашего путешествия вы все должны уметь определять род и число существительных, знать орфограммы. Удобно сядьте, поехали! Учитель. На пути мы видим что?.. ( слайд 4) Появляется изображение теремка. Ответы детей. - Это сказочный дом. - Я согласна с Мишей, но хочу добавить, этот дом из сказки «Теремок». Учитель. Кто-кто в теремочке живет? Вы узнаете если правильно расставите буквы в окошках.( ч о е к л в е) - Кто же живёт в теремочке? Ученик. В теремочке живёт человек. Учитель. Запишите это слово в тетрадь. Дети записывают слово в тетрадь. - Давайте выделим орфограмму в этом слове на доске с помощью умного пера. Вызывается для работы у доски ученик. Ученик. В слове человек, орфограмма непроверяемая безударная гласная о в корне слова. Это слово нужно запомнить. Учитель. Выделите орфограмму в слове. Дети выделяют орфограмму в слове зелёной ручкой. - Выполните краткий фонетический разбор слова и составьте его схему. Ученик. Буква ч обозначает звук [ч] – он согласный, всегда мягкий, глухой и т.д.о каждой букве, 3 слога, 7 б., 7 зв., 3 глас., 4 согл.) Е О - Когда так говорят? Человечек, человечный. (по щелчку появляется вопрос и исчезает, затем по щелчку появляются слова.) После каждого объяснения по щелчку слова исчезают. Ответы детей. - Человечек говорят, когда имеют в виду маленького человека или ребёнка. - Я считаю, что человечек говорят, когда хотят сказать ласково. - По моему мнению, человечный, это человек, который понимающий и добрый. - Я согласна, но хотела добавить, человечный это человек, делающий добрые дела. Учитель. С каким новым словарным словом мы познакомились? Ученик. Со словом человек. Учитель. Какая орфограмма в этом слове. Ученик. Правописание непроверяемой безударной гласной о. IV. Повторение изученного материала. (17 минут) Учитель. Молодцы! Поехали дальше, в сказочный город Частеречинск. (слайд 5) 1. Актуализация опорных знаний. Учитель. Ребята, посмотрите, мы с вами приехали в один из районов этого города. А в какой район мы приехали, вы узнаете по жителям, которые там живут. ( по щелчку появляются жители города: кенгуру, лягушка, заяц, крокодил, сова) - Как называется этот район? Ответы детей. - Я думаю это район слов. - По моему мнению, это район существительных, так как все слова выражены существительными. Учитель. Расскажите всё, что вы знаете об имени существительном. Ответы детей. - Существительное это часть речи, отвечает на вопрос кто? что? В предложении чаще всего является подлежащим. - Мне хотелось добавить, существительные изменяются по числам и родам, но есть существительные, которые стоят только в единственном или во множественном числе. - Существительное может быть собственное или нарицательное, одушевлённое и неодушевлённое. Учитель. Скажите, как зовут данных жителей? Ученик. Жителей зовут: лягушка, кенгуру, зайцы, крокодил, сова. (по щелчку появляются слова кенгуру, лягушка, зайцы, крокодил, сова) Учитель. Запишите слова в тетрадь. Дети записывают слова в тетрадь. - Исследуйте слова, которые мы записали и придумайте интересное задание, используя таблицы буклета. Ответы детей. - Я считаю нужно определить род и число существительных. - Можно определить, является существительное собственным или нарицательным. Учитель. Давайте, определим род существительных. Фронтальная работа. Дети по очереди подходят к доске, подписывают род и число над словом, с объяснением. Ответы детей. - Слово - лягушка выражено существительным женского рода в единственном числе. - Слово – зайцы выражено существительным мужского рода во множественном числе. - Слово– крокодил выражено существительным мужского рода в единственном числе. - Слово - лягушка выражено существительным женского рода в единственном числе- - Слово - кенгуру выражено существительным мужского рода, употребляется только в единственном числе. Это существительное общего рода. 3. Работа над словами. Учитель. С помощью буклета, сделайте устный морфологический анализ слова лягушка. Ученик. Слово - лягушка выражено существительным. Начальная форма лягушка. Одушевлённое, нарицательное, в единственном числе, женского рода. Отвечает на вопрос кто? Учитель. Ребята нравится вам наше путешествие? Поехали дальше в город Сказок. ( слайд 6) Учитель. Посмотрите, кто нам встретился на пути? Герои, какой сказки? Ученик. Это герои сказки « Волшебник изумрудного города» Учитель. Кто автор этой сказки? Ученик. Автор этой сказки Александр Волков. Мы её читали на уроке внеклассного чтения. Учитель. Наши герои собрались в путь, но вот незадача, злой волшебник перекрыл дорогу цепочкой слов. Чтобы цепочка исчезла, нужно объяснить, какая орфограмма есть в этих словах. ( Сугроб, жираф, гриб, чайник) Дети читают слова. - Ребята, давайте им поможем, мы же все орфограммы с вами знаем и выделим на доске. Если мы правильно выделим орфограммы на доске, цепочка исчезнет. Дети подходят к доске, с объяснением выделяют орфограммы. Ученик. В слове сугроб, орфограмма правописание проверяемой согласной б в корне слова, чтобы её проверить, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы после этой согласной стояла гласная. - В слове чайник орфограмма, правописание гласной а после шипящей ч. Правило ча-ща пиши с буквой а. - В слове гриб, орфограмма правописание проверяемой согласной б в корне слова, чтобы её проверить, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы после этой согласной стояла гласная. - В слове жираф орфограмма, правописание гласной и после шипящей ж. Правило жи –ши пиши с буквой и. - Я хотела бы добавить, в слове жираф ещё есть орфограмма правописание проверяемой согласной ф в корне слова, чтобы её проверить, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы после этой согласной стояла гласная. Учитель. Посмотрите цепочка исчезла, значит вы правильно назвали орфограммы. ( по щелчку цепочка исчезает) 4. Физкультминутка. Учитель. Вы славно потрудились, теперь пора отдохнуть! Встали из-за парт. Включается песня Красной Шапочки. Дети повторяют движения, которые комментируются в песне.) - Повернитесь, пожалуйста, лицом к соседу по парте и скажите друг другу приятные тёплые слова. - Молодцы ребята, вы хорошо работаете на уроке. Тихо сели девочки, тихо сели мальчики. - Сядьте правильно. Поехали дальше! 5.Индивидуальная работа за компьютером с использованием Единой коллекции ЦОР «Слова-предметы (№193390)» Два ученика по выбору учителя садятся за компьютеры и выполняют задание. По мере выполнения ребята включаются в урок. Класс работает с доской. 6.Работа по теме урока. Учитель. Посмотрите, на доске появились вопросы и слова. Появляются на доске вопросы кто? что? и слова- машина, щенок, перо, малыш, стрекоза, звук, фильм. - Нужно слова распределить на группы, по вопросу, на который они отвечают. (слайд 7) Дети передвигают слова в овалах под вопросы, на которые эти слова отвечают. Учитель. Ребята, посмотрите, кто нам машет? (слайд 8) Ученик. Нам машет муравей. Учитель. А что, вы знаете о муравьях? Ответы детей. - Я знаю, что муравьи бывают красные и жёлтые. Есть муравьи вредители, есть полезные. - В муравьиной семье самая главная самка. Молодые муравьи бывают няньками, ухаживают за маленькими и самкой. Немного повзрослев, они становятся строителями, а затем добытчиками пищи. Самые старые муравьи, становятся хранителями запасов, сторожами или наблюдателями. Учитель. Муравейники в лесу нужно охранять, так как муравьи, живущие в лесу считается одним из самых весьма полезных лесных насекомых. Лесной муравей защищает настоящий лес от нападения пилильщиков, пядениц и совок, обгрызающих листву и хвою деревьев. - Муравей собирал на поляне целебный нектар, но пошёл дождь. Чтобы тучи разогнать, нужно слова, которые в них появятся разделить на группы. Бежать, шишки, бег, зима, играть, собака. Учитель. Давайте поможем муравьям. На какие группы можно разделить слова в тучках? Ученик. Данные слова можно разделить на две группы. К первой группе, можно отнести слова, которые выражены существительными, ко второй группе, слова, выраженные глаголами. Учитель. Слова, выраженные существительными, передвиньте вправо, слова, выраженные глаголом влево. Дети подходят к доске, группируют тучи, объясняя свой выбор. Ответы детей. Слово – бежать выражено глаголом, так как оно обозначает действие предмета. Слово – шишки выражено существительным, так как оно обозначает предмет и отвечает на вопрос что? Слово – бег выражено существительным, так как оно обозначает предмет и отвечает на вопрос что? Слово – зима выражено существительным, так как оно обозначает предмет и отвечает на вопрос что? Слово – играть выражено глаголом, так как оно обозначает действие предмета. Слово – собака выражено существительным, так как оно обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? Учитель. Запишите слова в тетрадь. Дети записывают слова в тетрадь. - Посмотрите, тучи исчезли, и наши муравьи могут продолжать собирать целебный нектар. Давайте с ними попрощаемся и им помашем. . А путешествие продолжается. Поехали! 7.Работа с учебником. Самостоятельная работа. Учитель. Наш поезд приехал. А куда он приехал, вы узнаете , если откроете учебник на странице 56, и выполните упражнение № 114. Дети самостоятельно выполняют упражнение. - Куда приехал наш поезд? (слайд 9) Ученик. Наш поезд приехал на станцию. Учитель. Подчеркните главные члены предложения. 8. Физкультминутка для глаз. V. Закрепление изученного материала. Групповая работа с Единой коллекцией ЦОР «Представь себя фотографом (№193630)» ( 10 минут) Учитель. А сейчас мы разделимся на группы. Первая группа садится за компьютеры и выполняет задание, которое там представлено. Вторая группа работает с упражнением №113 страница 57. Затем мы поменяетесь местами. Учитель помогает детям, проверяет результаты. Двое учащихся получают карточки с задания разного уровня сложности. Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали? Ученик. В гостях у имен существительных. Учитель. Давайте проверим себя, выполнив задание экспресс-опроса (в таблицах лежащих на парте) Если вы согласны с высказыванием ставим знак "+", если не согласны то ставим "- " ( слайд 10) 1. Существительное – это часть речи. 2. Доктор - это имя существительное. 3. Сорока, яблоня, вагон – это неодушевленные существительные. 4. Имена существительные обозначают признаки предмета. 5. У имени существительного во мн.ч. нельзя определить род.6. К существительным женского рода можно подставить местоимение оно.7. Леса, моря, дороги – эти существительные стоят во множественном числе. Взаимопроверка в парах.(с экрана)
(Дети оценивают свою работу на полях) VI. Рефлексия ( 3 минуты) -Ребята, скажите, кому понравился сегодняшний урок? - Что вам понравилось в нашем путешествии? - Что запомнилось? - Что повторили? - Какие открытия на уроке вы для себя сделали? -Что на ваш взгляд было особенно интересным? Дети отвечают на вопросы, учитель выслушивает . Выставление оценок за урок. Отмечаются активные дети и те, кто давал полные правильные ответы. VII. Домашнее задание. ( 1 минута) Упр. 115, страница 57. |
Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное» Ребята, сегодня последний урок по теме «Имя существительное», сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока | Урок русского языка. Умк «Гармония». 3 класс. Тема: Сравниваем части... Цель урока: создать условия для усвоения грамотного написания окончаний имён прилагательных | ||
Конспект урока имя существительное (Тема урока) фио (полностью) Гончарова Лариса Владимировна Так что же такое существительное? Назовите предметы, которые нас окружают. Вы назвали имена существительные. Кстати, почему они называются... | Урока: 40 минут Цели урока: Организационные Тема урока Обобщение знаний об имени существительном. Презентация учебного проекта «За страницами учебника» (Раздел «Части речи.... | ||
Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока Образовательная- 1 повторить и систематизировать ранее изученное по теме «Имя существительное», его морфологические признаки, роль... | Тема урока: Имя существительное часть речи Цель урока: формирование умения обозначения на письме удвоенных согласных звуков буквами | ||
Конспект урока Бурмистровой Е. В. Тема урока: «Имя существительное» Планирование составлено на основе Федерального компонента гос. Стандарта ср обшего образования | Урока : обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное» Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»; научить делать морфологический разбор имени существительного;... | ||
Конспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:... Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов | Конспект урока тема: «Имя существительное» фио макеева Елена Александровна Место работы Русский язык – 5 класс, Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская | ||
Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс | Конспект урока русского языка 5 класс. Имя существительное. Повторение... Урок русского языка. А знаете ли вы, что раньше младшие школьники изучали русский язык по учебнику, который имел другое название.... | ||
«Имя существительное. Систематизация изученного и изучение несклоняемых существительных» Тема урока: «Имя существительное. Систематизация изученного и изучение несклоняемых существительных» | Урока Тема раздела Имя существительное Развитие культуры речи учащихся при употреблении предлогов и образовании падежных форм имён существительных | ||
Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: «Обобщение изученного... Формировать на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности | Урок по теме «Имя существительное». Учитель: Вагапова Ильвера Хабировна. Образовательные задачи Москва – собственное имя существительное, остальные – нарицательные существительные |