ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Имя существительное
(Тема урока)
| ФИО (полностью)
| Гончарова Лариса Владимировна
|
| Место работы
| МОУ Сурменевская СОШ Верхнеуральского района Челябинской области
|
| Должность
| Учитель
|
| Предмет
| Русский язык и литература
|
| Класс
| 5
|
| Тема и номер урока в теме
| Имя существительное
|
| Базовый учебник
| Учебник . Под ред. Ладыженской Т.
|
Цель урока: формировать знания об имени существительном
Задачи:
-учебно-познавательные: 1)добиться усвоения понятия имени существительного как части речи(грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки; 2) формировать навык правописания падежных окончаний имен существительных;
-интеллектуально-развивающие: 1) развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 2) развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию в учебнике;
-социальные: 1) развивать умение работать в паре, группе; 2) учить адекватно оценивать себя и других;
-эстетические: учить эстетически воспринимать слово, речь, овладеть средствами языка
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: самостоятельная, парная, индивидуальная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: АРМ учителя
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Технологическая карта урока.
№
| Этап урока
|
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
|
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
|
Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
| Орг.
момент
Актуализация
Знаний
Словарная
работа
|
| Приветствие учеников
Слово учителя. Создание
положитель-
ного настроя.
Сегодня у нас с вами необычное начало урока. Мы будем сочинять лингвистическую сказку, начало которой такое: «Что было бы, если бы пропали все существительные?». Продолжайте по принципу «снежного кома», каждый раз повторяя все, что было сказано до вас. Итак, без существительных люди не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы, о чем или о ком идет речь, не могли бы точно указать ни время, ни место. Так что же такое существительное? Назовите предметы, которые нас окружают. Вы назвали имена существительные. Кстати, почему они называются именами существительными? Какие еще части речи называют «именами»? Какие однокоренные слова есть к слову существительное?
| Подготовка рабочих мест
Учащиеся фантазируют, сочиняя сказку, вспоминая все, что они знали о существительных до сегодняшнего урока.)
| 2 мин
|
|
|
| Прежде чем мы с вами дадим определение имени существительного, послушайте, какую поэтическую картину могут создать существительные (чтение текста). Перечислите встретившиеся в этих текстах существительные. Поставьте к ним вопрос. Подумайте над определением существительного: что обозначает эта часть речи? Теперь напишем словарный диктант из существительных с непроверяемыми написаниями. Поставим в каждом слове ударение, подчеркнем орфограммы. У каждого из вас будет своя строчка на доске из 3 слов.
Дирижабль, педаль, кристалл, бульвар, трущоба, почтальон, аккордеон, алюминий, долото, соната, беготня, бабочка, груздь, лиственница, моллюск, палисадник, колодец, северо-запад, пол-яблока, Ярославль, кенгуру, яство, джемпер, обоняние, белизна, удивление, Владимир, Миссисипи.
Эти слова вам нужно проработать еще раз!
| Ученики из них выбирают существительные, расставляют ударения, подчеркивают орфограммы.
попробуют коротко определить его лексическое значение; например, дирижабль – летательный аппарат. Считают количество допущенных ошибок и оценивают себя.
| 5 -7мин
|
| Изучение нового материала
|
Интерактивная таблица «Склонение имен существительных»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea02d-0a01-00ee-007f-806245674781/%5BRUS5_004%5D_%5BIA_113%5D.swf
интерактивная таблица «Род имен существительных»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea020-0a01-00ee-0166-4a9b44456c95/%5BRUS5_004%5D_%5BIA_112%5D.swf
| Постановка дидактической цели урока, учитель задаёт вопросы
Скажите, пожалуйста: в какой части существительных содержится их лексическое значение? А грамматическое? Выделите окончания. Что они обозначают? Итак, мы дали определение: существительное обозначает предмет. А среди наших существительных есть слова, которые обозначают не только конкретные предметы, как аккордеон или колодец, но и слова, обозначающие вещество, место, стороны света, чувство, цвет, даже действие. Так что же объединяет все эти слова в один класс существительных?
Выясним грамматические категории имен существительных: Как по-другому можно сказать? (существительные обозначают предмет, и это выражается тем, что они изменяются по падежам и числам и не изменяются, а распределяются по родам). Это мы поймем, когда составим таблицу. Как мы ее назовем? Сколько в ней будет столбцов? Первый – род, на сколько столбиков разделим? число? Падеж? Род
| Число
| Падеж
| муж
| жен
| ср
| ед
| мн
| И
| Р
| Д
| В
| Т
| П
| Сравним её с интерактивной таблицей -на какие вопросы отвечают одушевленные и неодушевленные имена существительные? -Назовите окончания у имен существительных мужского, женского и среднего рода
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя фронтально
Составляют таблицу и сравнивают её с готовой таблицей
Отвечают на поставленные вопросы
| 10 мин
|
|
|
| Предложил сделать обобщение по теме 1 сильному ученику
| Сильный ученик делает вывод, что он знает о грамматических категориях имен существительных
| 5 мин
|
| Закрепление
| Интерактивная загадка «Имя существительное» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cfad99-0a01-00ee-00c5-e2cff215dedb/index_listing.html
| Учитель подсвечивает в таблице строки по очереди
| Ученики записывают в тетрадь отгадки и определяют вид существительного
| 5 мин
|
|
| Интерактивная картинка
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cfadaa-0a01-00ee-00c6-e1ecb7e2c7fd/index_listing.html
| Учитель комментирует задание
1 гр – сильные – интерактивная картинка с интерактивным текстом( указать род, число, составить словосочетания)
2 гр – слабые (выполняют по заданию)
3 гр – одарённые - интерактивная картины с группой заданий к теме "имя существительное"+ составить предложения, указать падеж имен существительных
| Самостоятельная работа по теме по группам выполняется учащимися
| 7 мин
|
| Подведение итогов
|
| Обсуждение полученных результатов
Итак, что же мы выяснили? Выводы запишем в тетрадь.
1) Существительные бывают мужского, женского, среднего и общего рода, а также есть такие существительные мужского рода, которые могут обозначать как мужчину, так и женщину. 2) Есть существительные, среди которых выделяют: отвлеченные, собирательные, вещественные, собственные и нарицательные.
| Учащиеся отвечают на вопросы
| 5 мин
|
| Первичный контроль
| Электронное задание «Род имен существительных»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c109477e-9eaf-4a9b-bc4e-2732fcbfcde1/index_listing.html
| Задание :
- найти сначала существительные мужского рода, затем – женского рода, затем- среднего рода
| ученики выполняют задания, записывая слова по столбикам
| 3 мин
|
|
|
| Оценки учителем сразу выставляются в журнал.
| Взаимооценка по определённой шкале:
нет ошибок – «5»; 1ошибка – «4»; 2 ошибки - «3».
| 3 мин
|
| Итоговый контроль
| Электронное задание
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cfadb6-0a01-00ee-00f2-164f2422f3a3/index_listing.html
| Прочитать предложение, вставить пропущенное окончание
Учитель контролирует работу
Выставить оценки
| Отмечают правильны е ответы
Самопроверка
| 5 мин
|
| Домашнее задание
|
| Инструктаж д\з
Сильным - прочитайте § Выберите тему для сообщения: род, число или падеж у имени существительного
Слабым – упражнение из учебника
| Записать в дневники
| 1мин
|
| Итог урока
|
| Задайте учителю вопрос
|
| 2 мин
|
Приложение к плану-конспекту урока
Имя существительное
(Тема урока) Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
|