Урока: 40 минут Цели урока: Организационные





Скачать 93.47 Kb.
НазваниеУрока: 40 минут Цели урока: Организационные
Дата публикации23.08.2014
Размер93.47 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №32 г.о. Тольятти Самарской области
Урок русского языка в 3 классе.
Учитель Дронова Валентина Михайловна

Предмет русский язык

Тема урока Обобщение знаний об имени существительном. Презентация учебного проекта «За страницами учебника» (Раздел «Части речи. Имя существительное»).

Дата проведения 20.01.20013 г

Продолжительность урока: 40 минут
Цели урока:

Организационные:

– учить организовывать свою деятельность,

- определять цели к каждому заданию.

Интеллектуальные:

– формировать способность мыслить и работать с информацией,

- расширять знания детей по изучаемой теме,

- развивать способность решать нестандартные учебные задачи.

Коммуникативные:

– учить эффективно общаться, взаимодействовать с одноклассниками, учителем.

Оценочные:

- учить самооценке своих достижений и трудностей, планированию своей дальнейшей самостоятельной учебной деятельности.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы подводим итоги работы над темой «Имя существительное» и представляем результаты работы над учебным проектом «За страницами учебника».

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили, начиная работу над проектом.

- Правильно, мы хотели узнать что-то новое об имени существительном, чего нет в нашем учебнике.

- На какие группы мы разделились?

1. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

2. Род имён существительных.

3. Собственные и нарицательные имена существительные.

4. Словообразование.

5. Имена существительные в речи.

6. Занимательный материал об имени существительном.
2. Актуализация знаний.

- На доске зашифрована пословица. Если вы хорошо запомнили слова с непроверяемым написанием, которые мы выучили при изучении темы «Имя существительное», вы легко справитесь с заданием и узнаете девиз нашего сегодняшнего урока.

- Чтобы расшифровать пословицу, превратите имена прилагательные в имена существительные и запишите в тетрадь, подчеркните орфограмму.

Природная, волшебный, соловьиная, совестливый, пшеничная, кофейный.

У детей запись: природа, природоведение, волшебник, волшебство, соловей, соловушка, совесть, пшеница, кофе, кофейня.

- Как одним словом назвать все слова? (Это слова с непроверяемым написанием или словарные слова.)

- Найдите «лишнее слово». Это слово кофе, оно не изменяется по вопросам. Это слово природоведение, оно сложное.
- Мы расшифровали девиз нашего урока: «Будем активно мыслить!»

- Объясните смысл этой фразы.

- Проговорим это предложение вслух, запомним и запишем по памяти.

Самопроверка.
Физминутка на сохранение осанки
2. Презентация результатов работы над проектом.

1-я группа. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

- Мы узнали, что можно превращать неодушевлённые имена существительные в одушевлённые. Мы придумали игру «Волшебник» и предлагаем вам поиграть. «Оживите» имена существительные: труба, цирк, помощь, пианино, учение, Москва, журнал, драка, лес, сказка. (Задание выполняется устно.)
2-я группа. Род имён существительных.

- Мы узнали, что в русском языке очень мало одушевлённых существительных среднего рода. Откуда вообще появился средний род?

Ученики: Существует версия, что к среднему роду отнесли те слова, которые за время развития языка не успели стать словами мужского или женского рода. А вот во французском языке успели, поэтому там два рода – мужской и женский. Такие языки, как английский, турецкий, японский и очень многие другие не имеют ни одного рода.

1 задание (работаем в парах)

-Запишите одушевлённые имена существительные среднего рода (Чудовище, страшилище, чадо, дитя, лицо, животное, зверьё, насекомое, млекопитающее, существо).

- Обозначьте в них знакомые орфограммы.

2 задание.

- Попробуйте определить род выделенных имён существительных в таких стихотворениях:

Этот в грязь полез,

И рад, что грязна рубаха.

Про такого говорят:

«Он плохой, неряха»

«Дурачина ты,

Прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!»

«Для жадины не нужен нож,

Ему покажешь медный грош

И делай с ним, что хошь…»

- Мы узнали, что в русском языке есть имена существительные общего род. Эти слова можно отнести и к женскому и к мужскому роду: неряха, простофиля, дурачина, умница, рёва, задира, трусишка и другие.

- Закончите фразу существительным общего рода.

«А народ-то над ним посмеялся:

Поделом тебе, старый …

(невежа)

«Так за слоном толпа … ходила…»

(зевак)

«Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки,

Могу попасть в большие …»

(забияки)

- Замените фразу существительным общего рода.

Тот, кто постоянно жалуется на всех (ябеда).

Любитель сладкого (сладкоежка).

Тот, кто не может сидеть на месте (непоседа).

У него ничего не допросишься (жадина).

Тот, кто любит поспать, полежать (соня, лежебока).

Тот, кто много, но бестолково говорит (пустомеля).

- Попробуйте добавить своё имя существительное общего рода.

- С любым из этих слов составьте и запишите предложение так, чтобы можно было определить род имени существительного. Что для этого нужно сделать? (Нужно добавить имя прилагательное или глагол.)
Проверка задания с помощью документ-камеры: дети подносят свои тетради и демонстрируют всему классу записанные предложения.

Лучшие предложения, написанные детьми: Дятел - старательный лесной трудяга. В клетке сидела противная кривляка. Про голодного сироту никто не вспомнил.
Физминутка на сохранение зрения.
3-я группа. Собственные и нарицательные имена существительные.

- Мы узнали, что собственные имена существительные принадлежат какому-то лицу, они чья-то собственность. Мы научились различать имена существительные собственные и нарицательные, правильно их писать.

- Добавьте в предложения имена собственные:

В России протекает река с женским именем …

Лена

В русских народных сказках лису называют …

Патрикеевна

Автор сказки «Серебряное копытце»…

Павел Бажов

Имя мальчика из честной луковой семьи…

Чиполлино

Фамилия Кащея…

Бессмертный

На территории России находится самое большое пресное озеро…

Байкал

В нашей стране в городе … будет проходить зимняя олимпиада.

Сочи


- Назовите изученные орфограммы, запишем эти предложения под диктовку, подчеркнём орфограммы.

Взаимопроверка в паре.
- Мы нашли интересные задания, которые требуют размышлений и сообразительности. Перед вами названия автомобилей: Москвич, Запорожец, Газель, Ягуар, Мерседес, Лада, Жигули, Волга, Чайка.

- На какие группы можно их разделить? (Одни образованы от названий городов, рек, имён, другие - от названий животных.)

- Придумайте новое название для автомобиля, который вы изобретёте в будущем.

Дети предложили названия: Гепардус, Орлан (самый быстрый), Колобок (маленький семейный), Теремок (для большой и дружной семьи), Толик (детский автомобиль для тольяттинских школьников).
4-я группа. Словообразование.

- Мы узнали, что есть не только уменьшительно-ласкательные суффиксы, но и много ещё суффиксов с разными значениями. Мы придумали игру «Дружная семейка» и предлагаем вам дома с друзьями в неё поиграть. Нужно взять любой корень (слова) и к нему придумать как можно больше однокоренных имён существительных.

- Предлагаем играть в группах. Мы написали корни на листочках, выбирайте себе любой.

Дети подобрали «семейки» к корням –соль-, -вод-, -снег-, -друг-, - год-.
- На словообразование мы нашли много игр, вот одна из них.

- В каком ряду слово во всех словах суффикс –ИЦ- имеет одно и тоже значение?

1) медведица, теплица, кожица;

2) львица, орлица, тигрица;

3) сестрица, переносица, любимица;

4) водица, волчица, жижица.

- Почему вы так решили? Разберите слова по составу (комментирование с места).
- А ещё интересно составлять сложные слова, большинство из них тоже имена существительные.

Предлагаем поиграть в игру «Соединялки». К словам левого столбика надо пообобрать слова из правого столбика так, чтобы получились новые слова.

вол

окно

вино

град

пол

опыт

сено

оса

след

рак

Получились слова: волокно, виноград, полоса, сеновал, следопыт.

- Разберите слова по составу. Какую орфограмму отметим?
Физминутка на профилактику простудных заболеваний.
5-я группа. Имена существительные в речи.

- Мы узнали, что имена существительные – самая многочисленная часть речи, имена существительные можно группировать по темам. Мы составили тематические группы, нарисовали к ним иллюстрации, подобрали картинки.

Задание: каждая группа берёт себе тему и подбирает имена существительные.

Темы: лес, школа, семья, здоровье, зима.

Группы зачитывают свои слова.
- А теперь составьте небольшой (4-5 предложений) связный текст, используя эти слова. Не забудьте подобрать заголовок к своему тексту. Выделите главную мысль.

Работа в группах. Зачитывание текстов, анализ речевых ошибок.
- Ребята 6-й группы собирали занимательный материал об имени существительном. Они подготовили тест «Турниру знатоков русского языка», который предлагают вам выполнить с помощью пультов.

(Используется систем контроля и мониторинга «Proclass»)

«Турнир знатоков русского языка»

  1. Сколько в этом отрывке имён существительных?

Варкалось. Хливкие шорьки 
Пырялись по наве: 
И хрюкотали зелюки, 
Как мюмзики в мове.

А) пять Б) три В) семь

2. Какой частью речи является слово часовой в предложении Часовой не может оставить свой пост.

А) глагол Б) имя прилагательное В) имя существительное

3. Найди слово, которое от изменения ударения меняет свой смысл

Свёкла, щавель, ирис

А) свёкла Б) щавель В) ирис

4. Запиши слово, в котором корень, как в слове «красить», суффикс, как в слове «берёзка», приставка, как в слове «пошёл», окончание, как в слове «речка».

А) побелка Б) белка В) покраска 

5. Расшифруйте слова и найдите лишнее слово:                                                           5

жиыл   кьионк   нолс   

А) лыжи Б) слон В) коньки

6. Отгадай и запиши, какие города зашифрованы в ребусах:
                                     


А) Москва, Казань Б) Астрахань, Москва В) Казань, Омск
7. — Куда пошла мама? — спросила Маша у младшего брата.
- В магазин, купить кочан этой... как ее... - ответил брат и запнулся. Но Маша все равно сразу поняла, что мама пошла за ... 
А) морковкой Б) картошкой В) капустой
8. Из какого слова нельзя получить другое слово, добавив букву «у» в начало?
А) город Б) дар В) дочка
9. Бабушка связала Васе теплый свитер и сказала: «Вот наступит зима и пригодится тебе эта…»
А) обновка Б) покупка В) новинка

10. В каком словосочетании слово листок можно понять по-разному?
A) жёлтый листок Б) дубовый листок B) опавший листок

Самопроверка.
3. Подведение итогов урока.

- Понравилось ли вам работать над учебным проектом?

- Что нового вы узнали во время работы в группах?

- А что нового вы узнали на сегодняшнем уроке друг от друга?

-Удалось ли нам достичь цели проекта?

- Смогли ли следовать девизу урока?
4. Обсуждение оценки работы класса и каждой группы, выделение наиболее активных участников проекта. Выставление оценок членам своей команды.
5. Самооценка своих достижений, планирований самостоятельной работы.

- Все ли задания вам удалось выполнить правильно?

- Есть ли пробелы в знаниях? Определите сами, что вам нужно сделать дома, чтобы улучшить свои результаты.
Домашнее задание:

Вариант (для всех):

В учебнике на с. 54 №6 (выписать имена существительные и разобрать как часть речи).

Инвариант (по выбору):

В учебнике на с.46 №280 (придумать и записать маленькую сказку по картинке)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: 40 минут Цели урока: Организационные iconПриказ по школе №280 От 30 августа 2013 года
В 1 классе «ступенчатый» режим обучения (сентябрь и октябрь – 3 урока в день по 35 минут; ноябрь и декабрь – 4 урока по 35 минут;...
Урока: 40 минут Цели урока: Организационные iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продолжительность уроков: 1 классы – 35 минут; используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре...
Урока: 40 минут Цели урока: Организационные iconОрганизационно методические рекомендации по проведению Дня Знаний
Урок Знаний, которые готовят и проводят классные руководители. Тематика Уроков Знаний определена в Плане мероприятий. Продолжительность...
Урока: 40 минут Цели урока: Организационные iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Время начала работы каждого учителя – за 15 минут до начала своего первого урока. Дежурство учителей начинается за 20 минут до начала...
Урока: 40 минут Цели урока: Организационные iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Урока: 40 минут Цели урока: Организационные iconО режиме работы школы Для четкой организации труда учителей и школьников
Начало занятий в 8 часов 30 минут. В 8 часов 15 минут – утренняя зарядка. Предварительный звонок на первый урок в 8 часов 25 минут....
Урока: 40 минут Цели урока: Организационные iconУрока. Продолжительность урока 40 минут
Продолжительность урока в1классах – 35–мин, сентябрь–октябрь 3 урока, далее 4 урока
Урока: 40 минут Цели урока: Организационные iconТема урока: Наука о природе Земли
Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока)
Урока: 40 минут Цели урока: Организационные iconПлан-конспект урока по физической культуре. Тема: Кувырок назад в...
Водная часть: 10 минут. Построение, приветствие, рапорт, сообщение темы, цели урока ходьба, медленный бег, ходьба, общеразвивающие...
Урока: 40 минут Цели урока: Организационные iconУрока-экспедиции по географии в 7 классе Цели урока
Цели урока: формирование знаний и представлений об особенностях природы влажных экваториальных лесов Южной Америки
Урока: 40 минут Цели урока: Организационные iconКонспект урока «Творить ауру добра» Класс: Продолжительность: 45...
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, компьютерный диск с презентацией, музыкальный диск, раздаточный материал,...
Урока: 40 минут Цели урока: Организационные iconУрок – импровизация
Продолжительность урока-импровизации – 20 минут. Форму урока-импровизации определяет сам участник. Тему урока-импровизации жюри объявляет...
Урока: 40 минут Цели урока: Организационные iconЗадача A. Конец k -ого урока в школе продолжительность каждого урока...
Московская окружная олимпиада по информатике для старших классов. 6 декабря 2009 года
Урока: 40 минут Цели урока: Организационные iconПриказ №37 по государственному бюджетному образовательному учреждению...
Время начала работы каждого учителя – за 15 минут до начала зарядки. Дежурство учителей начинается за 15 минут до начала зарядки...
Урока: 40 минут Цели урока: Организационные iconКонспект урока по физике в 10 классе тема урока: «Движение точки...
Цели урока: объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещение», «путь», «система отсчета»
Урока: 40 минут Цели урока: Организационные iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск