Скачать 83.75 Kb.
|
Урок по теме: «Тайна птицы Сирин». 5 класс, 2 часа. План урока:
4. Разметка бумаги под узор в полосе – 5 минут; 5. Самостоятельная работа детей: разметка узора карандашом – 10 минут. На перемене дежурные помогают учителю поставить на парты баночки для воды, коробки с красками, разложить палитры и кисти (белка №4). – 5 минут. 1.(6). Объяснение задачи второго часа, рассказ учителя о бураках (туесах) – 5 минут. 2.(7) Завершение прорисовки деталей,– 5 минут. 3.(8). Выполнение рисунка в цвете кистью №4 и выдача кистей (белка №2) – 10 минут. 4.(9) Наведение контура кистью №2 и оценка работы класса – 10 минут. 5.(10). Выполнение макета бурачка, организация выставки - 10 минут. 6.(11). Завершающий рассказ учителя по теме, обсуждение итогов урока - 5 минут. Тема: «Тайна птицы Сирин». Эскиз росписи бурачка. Цель: знакомство с образом птицы Сирин в русских народных промыслах. Закрепление знаний и навыков, полученных на предыдущем уроке по теме: «Пермогорская роспись». Задача: выполнить на цветной бумаге «каскад» эскиз росписи бурачка по мотивам пермогорской росписи. Оборудование: видеомагнитофон, берестяной бурак, выполненные учителем графические пособия по пермогорской росписи. Материалы: бумага «каскад» цвета бересты, карандаш, акварель, кисти беличьи №2 и №4. Ход урока. Первый час. 1. Объявление целей урока:
2. После просмотра фильма учитель просит детей приготовить простые карандаши и резинки, и раздает ученикам бумагу «каскад» цвета бересты. 3. Объяснение задачи урока:
Птица Сирин. Обычно красивое и тонкое лицо Сирина обращено прямо к зрителю. Взгляд огромных глаз приковывает к себе внимание таинственным и загадочным выражением. Надменно откинутая голова увенчана тяжелой короной, а туловище переходит в пышный хвост. Существует легенда, связанная с этой мифической птицей. Рассказывается о ней, что живет она на море и очень уж сладко поет. Заслушавшись ее пением, моряки засыпают, и корабль, лишенный управления, разбивается о скалы, а сами люди становятся добычей Сирина. Если где-либо и на суше услышит человек сладкогласое пение Сирина, то, очарованный, идет за птицей следом до тех пор, пока не умрет. История птицы Сирина уходит в далекое прошлое. Образ Сирина, как и многих других фантастических существ, связан с преданиями Востока: «в стране чудес» – Индии родилась легенда о сладкогласых птицах-девах. По Каспийскому морю, а затем по реке Волге везли корабли разные товары из восточных стран; вместе с ними привозились легенды о далеких странах и их сказочных обитателях. Уже в XII веке образ Сирина украшает книги, ювелирные изделия, архитектурные сооружения. Образ птицы-девы оказался близким и понятным человеку древней Руси. Тесно связанный с природой и зависящий от нее, крестьянин-земледелец поклонялся солнцу, чтобы давало тепло, воде, чтобы не было засухи, зверю и птице. Обожествляя силы природы, человек вырезал своих богов из дерева, высекал из камня, изображал на одежде, предметах быта. Это были времена язычества. Затем пришла новая религия – христианство, но народ долго продолжал поклоняться прежним языческим богам. Христианской церкви пришлось уступить, так вошла в новую религию и птица Сирин: она осталась такой же красивой и сладкоголосой, но пела уже в раю и именно сюда, в этот вечноцветущий сад приманивала теперь людей. У крестьянских художников образ Сирина ассоциировался с представлением о благополучии и счастье. Поэтому в народном искусстве птица Сирин изображалась очень часто и жила дольше других легендарных персонажей. 4. Разметка бумаги под узор в полосе.
Пока дети выполняют задание, учитель вешает на доску графические пособия по пермогорской росписи (нецветные примеры фризовых орнаментов и последовательность выполнения рисунка птицы Сирин). Самостоятельная работа детей
- В центре разместите птицу Сирин. Левый и правый края листа оставьте свободными, без рисунка. Учитель просит приступить к работе и выполнить разметку орнамента карандашом. Со звонком с урока учитель просить детей оставить работу и выйти в рекреацию на перемену всех, кроме дежурных. Дежурные помогают учителю поставить на парты баночки для воды, коробки с красками, разложить палитры и кисти (белка №4), затем уходят отдыхать. Учитель ставит на стол перед доской берестяной бурак, вешает на доску графические пособия (цветные листы с мелкими растительными мотивами, фризовыми орнаментами и птицами). Второй час. 1.(6). Объяснение задачи второго часа, рассказ учителя о бураках.
- Послушайте, пожалуйста, рассказ о том, как делали бураки: Туес, бурак - это названия одного и того же предмета – цилиндрического сосуда из бересты с деревянным дном и съемной крышкой. Прежде в крестьянском быту бураки были в большом употреблении. Они служили для хранения сыпучих продуктов, предохраняя их от влаги, а вода, квас или молоко оставались в них прохладными в любую жару. Изготавливали бурак так: весной, во время интенсивного движения соков, со ствола срубленной березы снимали кору, надрезав ее в двух местах по окружности. Кусок бересты – корпус бурака. Снаружи этот остов сосуда обшивали еще одним слоем бересты, после чего распаривали и вставляли выструганное по размеру деревянное дно и крышку с ручкой в форме дужки. Высохшие стенки бурака настолько прочно охватывали дно, что сосуд не пропускал даже воду. Для большей прочности верхний и нижний края бурака укрепляли дополнительно пояском из бересты. Из бураков пили пиво, брагу, мед. Во время летних работ в них брали питье в поле: берестяные стенки не пропускали тепла, и даже при сильном зное вода или квас оставались холодными. Береста не впитывает краску, поэтому она удобна для росписи. В росписи бураков художник давал волю своей творческой фантазии. (Рассказывая о бураке, учитель показывает детям его строение на примере настоящего, но не расписанного бурака). 2.(7). Завершение прорисовки деталей. - Дайте волю своей фантазии и вы, но не забывайте, что вы сегодня пермогорские мастера. Помните, я на прошлом уроке рассказывала вам, что очень часто мастера сопровождали свои росписи разными надписями? Послушайте, что писали на бураках: «Сей бурачокъ очень крепок и угожъ для содержания кваску с перышкомъ» («с перышком» - то есть с хмелем). На пивной кружке: «Экой дурак выпил буракъ, а еще просишь ведь пьян будешь». Иногда писали, для чего он предназначен.
Учитель наливает воду в баночки, просит отложить карандаши в сторону и приступить к выполнению работы в цвете.
3.(8). Выполнение рисунка в цвете кистью №4 и выдача кистей (белка №2). Ученики приступают к работе акварельными красками кистью №4. Учитель работает индивидуально на местах, затем выдает кисти №2 для наведения черного контура. 4.(9) Наведение контура кистью №2 и оценка работы класса.
Учитель помогает отстающим ученикам закончить работу и выставляет оценки (на отогнутую полоску на обратной стороне листа). 5.(10). Выполнение макета бурачка, организация выставки.
Учитель помогает выполнить завершающий этап работы отстающим ученикам и просит принести на стол перед доской все получившиеся макеты бурачков. 6.(11). Завершающий рассказ учителя по теме. В северном крестьянском хозяйстве береста и вправду совсем недавно была еще, пожалуй, главным материалом после дерева. Из нее умудрялись плести даже галоши на валенки. А уж про посуду и говорить не приходится. На сенокос идти – брали в туесе квас и воду. В деревянном ведре не понесешь – тяжело, в туеске не расплещется и долго не нагреется, солнце бересту не пропекает – как древний термос. Дома держали в нем молоко, сметану, творог. Из бересты делали стаканы, чаши, солонки, ковши, корзины, клали ее на стропила под крышу для тепла и от гнили. С глубокой древности – с языческих времен – пришла береста в крестьянский дом, да так и осталась в нем. По сей день, радуют нас изделия из бересты своей теплотой и нарядностью. Пермогорье расположено на самом высоком берегу Северной Двины. Вверх идет крутая лестница – сто тридцать ступенек! Зато когда поднимаешься на самый верх, обступают такие дали, что невольно захочется остановиться и оглядеться. В июне и еще в июле здесь белые ночи, солнце не скрывается совсем, а только опускается ниже и в огненно-красном ореоле перемещается по горизонту с запада на восток. Вот солнце опустилось к воде и зажгло ее ярким пламенем, высветив каждую травинку, каждый цветок на крутом спуске к реке. Алый цвет зари, зеленая трава, желтые лютики и светлое-светлое небо… Вот, оказывается, откуда яркие узоры в росписях художников Пермогорья! Расцвечивая предметы киноварно-красным, солнечно-желтым или зеленым, они повторяли то, что видели в родной природе Севера. Вместе с яркой росписью в жилище крестьянина входили солнце и лето даже в темный зимний день, и несла людям радость легендарная птица счастья, дева-птица, загадочная птица Сирин. |
Урок по теме «Птицы» Оборудование: рисунки с изображением птиц, карточки-задания, таблицы по теме, выставка книг | Урока: «Обобщение по теме Птицы» ... | ||
Урок окружающего мира. 1 класс. Умк «Школа России». Тема: «Кто такие птицы» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учить выделять признаки осени, ввести понятия «перелетные птицы», «оседлые птицы», «кочующие птицы» | ||
Урок по теме: "Класс "Птицы" Природа всегда права и всегда правдива, а все ошибки и заблуждения исходят от людей”. И. Гете | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ворона, предметные картинки по теме, аудиозапись «Голоса птиц», силуэт птицы, рисунок скворечника, счетные палочки, мнемотаблица... | ||
«Кто же такие птицы?» «Б» классе дети изучали мир птиц. Ученики искали ответы на такие вопросы: «Кто такие птицы? Зачем птицам перья? Почему птицы поют?... | Урок по окружающему миру в 1 классе по теме «Кто такие птицы?» ... | ||
Урок по теме «Класс Птицы» З. Ю бирюкова, учитель биологии, мбоу сош №62, г. Н. Новгород Цель Обучающие: продолжить формирование знаний по систематике, внешнему и внутреннему строению, образу жизни птиц | Урок по окружающему миру по теме: «Какие бывают животные?» Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые) | ||
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Какие бывают животные?" Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые) | Разработка устного журнала по теме «Птицы наши друзья» проведён для... Оборудование : Зрительный ряд – динамическая схема, природоохранные знаки; аудиозапись; видеоряд : «Брянский заповедник», «Окский... | ||
Урок-игра по теме «Класс Птицы» Наш урок называется «Ярмарка знаний». Самое главное на ярмарке – торг и товар. Ваш товар – знания, которые вам надо выгодно «продать».... | «Тайна человека в романе «Бедные люди» В августе 1839 года, в письме к брату Михаилу, Достоевский писал: “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать... | ||
Вопрос: Врачебная тайна. Клятва врача. Клятва Гиппократа. Ответ: Клятва врача. Врачебная тайна Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I | Урок – последний урок в теме. Учебный предмет Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме |