Скачать 95.17 Kb.
|
Тема: Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц. Эпиграф «Птицы — часть природы, без которой её красота была бы неполной!» Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и систематических группах птиц, раскрыть особенности образа жизни и строения птиц разных экологических групп. Задачи 1. Продолжить формирование умений узнавать изученных птиц и обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе; 2. Развивать логическое мышление, внимательность, умение сравнивать и обобщать, работать в заданном темпе; умение устанавливать связи между, их образом жизни и условиями среды обитания 3. Воспитывать бережное отношение учащихся к животным, заинтересовать и побудить к поиску дополнительной информации. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: Работа учащихся в группах. Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации, чучела птиц, таблицы, фломастер и раздаточный материал, презентация, выставка книг Содержание: Актуализация материала Постановка проблемы. Осмысление блока новой информации Рефлексия Домашнее задание Ход урока: 1. Организационный момент Упражнение «Поздоровайся глазами» Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. - Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Но поприветствуем не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. Садитесь, начинаем урок. 2. Формулирование цели урока (при помощи учащихся) Муз.файл «Пение птиц» Первые оперенные крылья мир увидел примерно 150 млн. лет назад, в юрском периоде мезозойской эры. Это были архиоптериксы или первоптицы, нечто среднее между ящерицей и птицей. Сейчас птиц насчитывается около 8660 видов. Около 100 миллиардов особей. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых . Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Ребята. Вы, конечно, догадались о чем пойдет речь на уроке. Правильно, сегодня мы изучим с вами многообразие птиц, их систематические и экологические группы. На прошлом уроке вы познакомились с характеристикой птиц, внутреннем строением, раскрыли особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания. А сейчас давайте обобщим, систематезируем эти знания. Вы должны выделить основные категории, понятия изученного. В центре у нас, конечно же будет…. Птица. (составление кластера) 2. Проверка д.з А теперь приступим к проверке знаний. Необходимо из предложенной информации выбрать верные суждения Тест «Строение птиц». Выбрать верные суждения. 1. Все птицы способны к полету. 2. Киль, как выступ грудины, способствует рассеканию воздуха при полете птиц. 3. Цевка у птиц образовалась путем срастания нескольких костей стопы. 4. У птиц на ногах обычно 4 пальца: три из них направлены вперед, а один – назад. 5. Клюв птицы – это видоизмененные верхние и нижние челюсти, лишенные зубов. 6. У птиц один круг кровообращения. 7.. Птицы – теплокровные животные 8. Воздушные мешки птиц – часть их дыхательной системы. 9. Сердце у птиц четырехкамерное. 10. Пуховые перья и пух – одно и тоже. 11. Кожа птиц тонкая и сухая. 12. У птиц хорошо развит передний мозг и мозжечок. 13. У птиц хорошо развито зрение и обоняние. 14. Мочевой пузырь у птиц небольшой. 15. У птиц имеется клоака. Самопроверка Верно: (3, 4, 5,7, 8, 9, 11,12, 15), Неверно: (1, 2, 6, 10, 13, 14). Вам уже известно, что Птицы – это самый многочисленный класс позвоночных, обитающих на суше. Завоевав воздушное пространство, птицы смогли заселить разнообразные места обитания. В каждом из них они приспособились к различным условиям жизни. Этим объясняется огромное разнообразие птиц с которыми вы познакомитесь на этом уроке. Ребята, а какая наука помогает ориентироваться в многообразии животных? Систематика, Верно, систематика. Ее цель – распределение животных по различным группам – их классификация. Систематика строится на основе генетической близости, общности происхождения, степени родства. Вы уже знаете, что все виды птиц ученые объединяют в три надотряда (систематические группы): Пингвины, Страусовые и Типичные птицы. Но птиц можно объединить не только по генетическим признакам. Ребята, как вы думаете, по каким признакам можно еще объединить птиц? (…….) По тому, в каких местообитаниях живут птицы и чем питаются, они объединяются в экологические группы. Экологические группы – группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения Учитель. Ребята, подумайте, на какие группы вы бы разделили птиц: 1. По месту обитания. 2. По питанию. (Работа в группах) Экологические группы птиц:
Слайды (Экологические группы) ІІІ. Осмысление блока новой информации Работа в группах. Задание. Перед вами лежит карточка №2 с заданием. Разложите карточки с изображением птиц по местам их обитания. Из цветных карточек выберите описание образа жизни птиц и приспособления к месту их обитания. Инструктивная карточка. 1.Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания. 2.Отметьте особенности питания и гнездования данных птиц. 3.Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц, к данной экологической группе. Карточка № 1
После подготовки учащиеся рассказывают (3-5 мин) о наиболее характерных признаках птиц изученной экологической группы. А теперь давайте проверим, правильно ли мы распределили птиц по местам их обитания? Учитель. А могут ли птицы разных систематических групп быть в одной экологической? Птицы какой – либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям 2. Из данных карточек выбрать по пять представителей экологических групп по питанию
Учитель. Ребята, а какова роль птиц в природе? Роль птиц в природе весьма значительна
Схема В настоящее время, когда существованию многих видов птиц грозит опасность полного исчезновения, люди принимают все необходимые меры для спасения птиц, помогают им выжить в современных условиях. Охрана животных очень ответственное международное дело. Для спасения редкого или исчезающего вида нужно много усилий. Надо беречь все то, что дает нам природа, охранять ее красоту. Природа щедра только для тех, кто умеет к ней бережно относиться. В нашей области тоже есть редкие птицы. Одна из таких птиц (дрофа) обитает на границе нашего и Белинского района. Многие птицы стали символами различных конкурсов, гербов городов и поселков. Слайд 14 Составление кластера Закрепление Тест для итогового контроля. 1. К лесным птицам относят: а) журавля; б) утку; в) дятлa; г) орла 2.Приспособление к жизни на деревьях у дятла: а) обтекаемая форма тела; в) окраска оперения; б) короткий упругий хвост; г) длинная шея. 3.Дятлы гнездятся: а) в дуплах; в) в кустарниках; б) на поверхности почвы; г) в кронах деревьев. 4.Хищных птиц нельзя уничтожать, так как они а) плохо размножаются; б) уничтожают грызунов, больных животных; в) служат пищей крупным хищникам; г) питаются главным образом рыбой. 5.У сокола острые когти, загнутый клюв, что служит приспособлением к питанию: а) насекомыми; в) личинками насекомых; б) растительной пищей; г) птицами и зверями. 6.У сов рыхлое оперение, это приспособление: а) к низкой температуре воздуха; в) быстрому полету; б) бесшумному полету; г) жизни на деревьях. 7.У птиц, ловящих насекомых в воздухе (ласточек, стрижей), клюв: а) острый загнутый; в) короткий, широко раскрывающийся; б) длинный и тонкий; г) короткий и крепкий. 8.Дятел добывает насекомых, раздалбливая кору, поэтому у него клюв: а) длинный и крепкий; в) острый и загнутый; б) короткий и крепкий; г) короткий, широко раскрывающийся. Ответы: 1 — в; 2 — б; 3 — а; 4 — б; 5 — г; 6 — б; 7 — в; 8 — а. Выводы:
ІV. Рефлексия Синквейн V. Домашнее задание: (5 минут)
|
Конспект урока. Тема: «Многообразие птиц» Цель : Изучить систематические... Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным... | План-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц» Целью нашего урока является выделение экологических групп птиц в связи с различиями условий их обитания. Каковы приспособления птиц... | ||
Урок: Экологические группы птиц по местам обитания Птицы за счет получения новой информации. Сформировать знания об экологических группах птиц по местам обитания; особенностях строения... | Конспект урока. Тема: «Многообразие птиц» Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным... | ||
Урок – конференция по биологии «Сезонные явления в жизни птиц» Оборудование: Чучела птиц, таблица «Голубь», фонограмма «Голоса птиц в природе», фильм «Гнездовой период в жизни птиц» | Опасные явления природы. Заповедники и национальные парки. Деление птиц на группы и охрана птиц Создать условия формирования знаний об экологических проблемах, возникших на материке Африка в результате хозяйственной деятельности... | ||
Фауна и население птиц южных отрогов уральских гор, на примере Губерлинского мелкосопочника Охватывают всю авифауну. Практически не изучались экологические, фауногенетические ее особенности, а также структура населения птиц... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл птиц и сезонные явления в жизни птиц» | ||
Урока: «Обобщение по теме Птицы» ... | Урок-повторение Тема «Экологические группы птиц» ... | ||
Урок- конференция. Тема урока: «Сезонные явления в жизни птиц» Жизнь птиц осуществляется ритмически и связана с изменением обмена веществ и поведения. Годовой жизненный ритм птиц складывается... | И процессов жизнедеятельности птиц Задачи: ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанными с полетом | ||
Итоговый тест по окружающему миру. 2 класс Похолодание, таяние льда, отлёт перелётных птиц, цветение растений, прилет птиц, листопад | Программа рекомендуется для направления подготовки (специальности)... Целью специализации является глубокое овладение теоретическими и практическими знаниями особенностей проявления инфекционных болезней... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Материал: тсо с записью пения птиц, елки, конверт с письмом, картинки с изображением зимующих птиц и диких животных, компас, карта... | Презентация, различные перья птиц, лупы, ножницы. Ход урока Цель: познакомить детей с птицами, показать их разнообразие; учить выделять существенные признаки птиц |