Урок литературного чтения в 7 классе
Тема урока: «К.М.Симонов, «Сын артиллериста»
форма проведения урока: Литературная гостиная
«Доносится эхо далекой войны…»
Тип урока: урок закрепления
Цель:
1.Закреплять знания учащихся по произведению К.М.Симонова «Сын артиллериста;
2.Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание.
3. Раскрывать нравственные проблемы, стоящие в произведении: на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту советских людей;
помочь обучающимся осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать;
воспитывать чувство патриотизма и уважения у молодого поколения к защитникам Отечества.
Оборудование:
портреты писателей, запись песни «Священная война», презентация, выставка книг.
Эпиграф: Что такое война? Это - мы, одинокие парни, Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин. Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий, Оставаясь, как равный, со смертью один на один. Структура и содержание урока:
Этапы
урока
| Содержание учебного материала
| Примечание
| I.Орг.
момент
1.1
Проблемно-целевой этап
Презентация
Слайд 1.
II. Актуализация знаний учащихся
Слайд 2 «Священная война»
Слово учителя
III. Закрепление
Проверка Д/З
Краткий пересказ по опорным словам
Слайд №3 Беседа:
Выборочное чтение
Чтение по ролям
Выборочное чтение по иллюстрации
Физпауза Запись отрывка из поэмы Работа в группах
Словарное слово
Слайд «Ветераны ВОВ из школы» Минута молчания 1V Итог урока
Слайд -эпиграф
Вывод:
Выставка книг
Фонограмма песни «Жди меня» V. Оценивание
VI. Д/З
|
-«Здравствуйте!»
Просто «Здравствуйте»?
Что особенного тем мы
Друг другу сказали?
Отчего же на капельку
солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
радостней сделалась жизнь?
- Итак, здравствуйте!!! И пусть вам будет сегодня светло и радостно!
-Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь и вы будите нравиться людям!
- Ребята, я приветствую вас в литературной гостиной
-за работу (ответы) вы будете получать жетоны
-В конце нашей встречи – подведем итог!
1. -Давайте вспомним некоторые произведения, которые были изучены нами в этом году
(Индивид. карточки каждому учащемуся, портреты по всему классу) 2. – А сейчас я предлагаю вам посмотреть видео сюжет…
-Какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка?
– Как вы думаете почему эта песня прозвучала на нашем уроке? -Сколько лет продолжалась ВОВ?
- В каком году она началась?
- в каком году закончилась?
- Сколько лет прошло тех пор? - Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, так как в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма.
Об одном из таких подвигов и рассказывает в своей поэме: Константин Михайлович Симонов
Расскажите, что вам уже известно о творчестве К.М.Симонова - Какую поэму мы изучаем? В каком образе К.Симонов запечатлел И.Лоскутова?
Назовите всех героев данной поэмы.
- События мирного или военного времени описаны в 1части?
(Дети читают отрывки наизусть)
Сколько лет прошло, когда Деев расстался с Ленькой и майором Петровым? (12-1З лет) -Что случилось с майором Петровым?
-Как встретились после долгого перерыва майор Деев и лейтенант Петров?
- Как выглядел Ленька? Узнал ли сразу Деев Леньку? - Что ему напоминало Леньку?
-Басок, подберите синоним!
- Как вы понимаете «косая сажень в плечах»? - Прочитаем отрывок с.218-220- по ролям.
Передайте при чтении тревогу Деева, бесстрашие и решительность Леньки.
- чье чтение понравилось больше? -почему майор Деев послал на самое опасное задание Леньку, которого считал своим сыном.
- Найдите строки из стихотворения, которые передают сильные переживания Деева
- Подберите к данной иллюстрации отрывок из стихотворения.
-Послушайте 4 часть поэмы в исполнении самого К.Симонова (звучит голос) -Ребята, какую любимую поговорку произносит Деев и в каких случаях?
- Почему Ленька, вернувшись с опасного задания, имел право повторить эти же слова? - Выбрать слова, которые подойдут для характеристики
1 гр.- Леньки; 2 гр. – майора Деева
Смелый, трусливый, храбрый, мужественный, неуверенный, отважный, патриот, решительный, бесстрашный
Отважный, неуверенный, решительный, сдержанный, патриот, закаленный в огне гражданской войны, слабовольный,
- ПАТРИОТ- Какое значение имеет это слово?
- Сотни тысяч светских людей так же смело боролись с ненавистным врагом
- В нашей школе тоже такие люди были…. -Давайте вспомним и почтим минутой молчания всех, кто не вернулся с той войны и кого уже нет сейчас!
- C творчеством какого писателя мы познакомились?
-Какова главная тема произведений К.Симонова? (Война) - Что несёт с собою война?
-А какой вывод вы сделали для себя, познакомившись с произведением К.Симонова
( - Нужно воспитывать у себя храбрость, честность, силу воли, чтобы ни что вас в жизни не столкнуло с правильного выбранного пути!!!) -Как уже говорили, всю жизнь и после окончания войны К.Симонов помнил войну и писал о ней. На многие его произведения написаны песни.
- Послушайте эту песню и посчитайте свои жетоны.
После подсчета жетонов:
Наибольшее количество-5
Меньшее-4 и т.д.
- Подготовить выразительное чтение стихотворения К.Симонова из сборника стихов (Понравившееся)
|
Звучит тихая музыка
Дети обмениваются картинками
Учащиеся зачитывают отрывок, определяют название произведения и называют автора)
тревоги, грусти, торжественности; призыв к защите Родины и т. д. ( напомнить стих. М.Дудина «Победитель»-Без малого четыре года
Гремела грозная война…
Слова на доске:
Великая Отечественная война, военный фотокорреспондент
Трудная жизнь на фронте и в тылу;
Мурманск, Рыклис, Иван Лоскутов Зачитывают ответы из текста
Анализ чтения
Иллюстрация
Слушают аудиозапись отрывка В трудных ситуациях, когда хочет поддержать
Карточки
На доску
- Звучит метроном. Война - это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние; сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей и т. д
| Приложение
1.Смелый, трусливый, храбрый, мужественный, неуверенный, отважный, патриот, решительный, бесстрашный 2.Отважный, неуверенный, решительный, сдержанный, патриот, закаленный в огне гражданской войны, слабовольный
Физ.пауза
ХУДОЖНИКИ
Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт…
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнули!
(Выполняется сидя за партами:
дети “рисуют” глазами круг,
не поворачивая головы
“рисуют” окно
“рисуют” бревно
опустить глаза вниз, поднять глаза вверх
крепко зажмурить глаза (3-5 сек.)
поморгать глазами 3-5 сек.
смотреть прямо перед собой
поморгать глазами 3-5 сек.)
ПАТРИОТ
НАСПЕХ |