Роль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи учебных дисциплин естественно-математического направления





Скачать 96.39 Kb.
НазваниеРоль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи учебных дисциплин естественно-математического направления
Дата публикации16.07.2014
Размер96.39 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Роль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи учебных дисциплин естественно-математического направления
Парфенова Н.П.,

учитель математики

гимназии «Эллада»
Окружающий человека мир изменяется все быстрее и быстрее. То, что казалось вчера фантастикой, сегодня приходится осваивать в срочном порядке. Новые условия жизни выдвигают новые требования и открывают новые горизонты. Любая информация становится доступной. Главная особенность успешного человека в информационном обществе – умение этой информацией эффективно распоряжаться.

Информационное общество порождает не только невиданные ранее перспективы. В его недрах кроются серьезные угрозы и противоречия. Ответить на их вызовы непросто, для этого нужен человек новой формации. Человек ответственный, креативный, способный к самостоятельному обучению, мобильный.

Ведущая тенденция нового общества – движение от узких специалистов к “фундаменталистам”.

Межпредметные связи рассматриваются как дидактическое условие, способствующее повышению научного уровня обучения и формированию научного мировоззрения учащихся, влияющее на основные компоненты процесса обучения: на содержание учебного материала, на методы преподавания, используемые учителем и методы учения, самостоятельно осуществляемые учащимися. Межпредметные связи способствуют углубленному пониманию законов природы, раскрывают их применение в науке и различных отраслях производства, то есть имеют политехническое значение.

Опыт показал, что тесная связь с другими предметами позволяет более интересно строить уроки, рационально распределять время, повышать активность учащихся.

Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на всестороннее гармоничное развитие личности. Важнейшим условием решения этих общих задач является осуществление и развитие межпредметных связей предметов, согласованной работы учителей-предметников.

Изучение всех предметов естественнонаучного цикла тесно связано с математикой. Она дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных предметов.

Основные взаимосвязи предметов естественно-математического цикла

Физика

Физическая география


МАТЕМАТИКА
Информатика Химия

и ИКТ


Биология

На основе знаний по математике в первую очередь формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. Преемственные связи с курсами естественнонаучного цикла раскрывают практическое применение математических умений и навыков. Это способствует формированию у учащихся целостного, научного мировоззрения.

Одним из инновационных методов обучения является работа над проектами. Данная работа обеспечивает индивидуализацию обучения, создание положительной мотивации, активизацию познавательной деятельности, стимулирование инициативы, отрабатывает навыки социального взаимодействия. Работа над проектом включает определенные этапы выполнения, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы. Применение данного метода дает стабильно высокие результаты обучения учащихся по предметам.

Повышается интерес учащихся к предметам, формируется положительная мотивация обучения, в работе осознанно осуществляются межпредметные связи.
Учащиеся с интересом выполняют учебные и учебно-воспитательные проекты, участвуют в различных конкурсах, конференциях, выставках, где занимают призовые места.

Список проектов и проектно-исследовательских работ естественно-математического направления учащихся 5-11 классов гимназии «Эллада»в 2012-2013 учебном году




Учитель

Класс

Тема проекта

1

Бережной Даниил Сергеевич

10а

Генномодифицированный мир: мифы и факты

2

Парфенова Нина Петровна

6 А

Магия чисел в нашей жизни

3

Парфенова Нина Петровна



Координатная плоскость и знаки зодиака

4

Рыжков Игорь Александрович



Транспорт на магнитной подушке: перспективы использования

5

Рыжков Игорь Александрович

7 Б

Антология развития взглядов ученых на религию и науку: от Архимеда до Эйнштейна

6

Фолиянц Вадим Александрович

5 Б

Определение кратчайшего расстояния на плоскости с помощью точки Торричелли


7

Фолиянц Вадим Александрович

5 Б

Числовые спирали в природе


Проектная работа дает возможность в полной мере осуществлять межпредметную связь.

В процессе проектной деятельности человек сталкивается с необходимостью постоянного исследования, с проявлением продуктивного и творческого мышления, с анализом существующего состояния объекта (процесса), с постановкой и разрешением реально существующих проблем, с реализацией с помощью разнообразных технологий создания нового и т.д., вследствие чего проектирование можно считать инвариантной составляющей профессиональной культуры любого специалиста.

Более научно обоснованные трактовки проекта даются специалистами по управлению проектами:

Проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (Воропаев В.И.).

Проект – это последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но в то же время определенного (конкретного) результата (Ф. Бэгьюли).

Важным в современном понимании проектной деятельности является неотделимость семиотической и интеллектуальной деятельности по концептуальной разработке проблемы (идеи, замысла) проекта от ее непосредственного разрешения и воплощения в реальный продукт (результат).
Схема проектной деятельности

НАЧАЛО проектной деятельности


ПРОЕКТ



Задание учителя Обдумывание темы и

проблемы проекта

учеником

Совместный выбор

ТЕМЫ

  1. учебная тема, раздел;

  2. содержание обучения по предмету (с учетом межпредметных связей);

  3. проблемная область.

  1. желания, потребности;

  2. проблема (Как? Каким образом?);

  3. идеи, темы и т.д.;

  4. сомнения, противоречия.

МЕТОДЫ ИНИЦИАЦИИ ПРОЕКТА

(АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ)

…......................................

ЗАВЕРШЕНИЕ проектной деятельности

Публичная защита

готового (завершенного) проекта

В качестве примера приведены тезисы двух проектов, которые были выполнены учащимися гимназии «эллада»

Автор: Молчанова Вера 6А класс,

Руководитель Парфенова Нина Петровна
Магия чисел в нашей жизни

Тезисы

Исследование данной работы лежит в области математика, статистика как метод исследования, информатика и ИКТ и посвящено влиянию чисел на жизнь человека

Актуальностью исследования является то, что вопросы тайн мироздания занимают умы людей с давних времен, а именно магия чисел и их влияние на судьбу человека. Числа сопровождают человека с момента рождения. представляют большой интерес, нуждается в рассмотрении и остаются актуальными.

Цель исследования состоит в том, чтобы выяснить, действительно ли, что магические числа связаны с различными событиями

Объектом исследования является особенности натуральных чисел

Предметом исследования является натуральные числа 3 и 13

Гипотеза исследования заключается в том, что магические числа оказывают влияние на оцеки, получаемые на уроках

Задачи исследования 1)Изучить теоретический материал

2) провести исследование влияния чисел на результаты обучения

2)Обобщить результаты, полученные в процессе исследования

Базой исследования является образовательный процесс в 6 а классе гимназии «Эллада»

Для решения поставленных задач использовался метод сравнительного анализа

Аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис (из заключения работы)

Основные выводы:

Изучив литературу, проанализировав статистические данные успеваемости учащихся АНО Гимназии "Эллада" , нельзя сделать однозначный вывод о том , что число виновато в том, что учащийся получил двойку тринадцатого числа. Мы считаем это просто совпадением.

Практическая значимость работы заключается в том, чтобы найти плюсы и минусы каждого из этих чисел.

Продуктом работы является презентация.
11.bmp

Автор: Ежова Злата 7 класс

Руководитель Парфенова Нина Петровна
Проект «Координатная плоскость и знаки зодиака»


Тезисы

В данной проектной работе рассказывается, как по известным координатам определить положение точки на плоскости, тк знаки зодиака представляют большой интерес и остаются актуальными.

Область исследования – математика, астрономия - наука о звездах

Предмет исследования – особенности координатной плоскости

Цель:

1) выяснить расположение знаков зодиака в координатной плоскости;

2) Развивать навыки и умения учащихся при работе с координатной плоскостью;

3) Изучить принципы построения своих знаков зодиака;

4) Обобщить свои знания по теме "Координатная плоскость"

Методом исследования является сравнительный анализ

Результат: в своей работе учащимся будет интересно увидеть свой знак зодиака не только в координатной плоскости, но и в прекрасных картинах Ю. Кагайя.

Выводы: данная работа разнообразит учебный материал по теме 7 класса "Координатная плоскость".

Задачи: 1)Построить все 12 знаков зодиака в системе координат;

2)Изучить типы координат;

3)Разобраться в знаках зодиака и их расположении на небе.

4) Провести астрологические исследования учащихся 7 «Б» класса.

2 марта 2013 года в НОУ СОШ «Росинка» в рамках реализации Программы Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» состоялась V Конференция исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений России «Think global - act local» («Думай глобально - действуй локально!»).

Ассоциация Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов России, окружной методический центр Западного окружного управления образования Департамента образования Москвы и НОУ средняя общеобразовательная школа «Росинка» проводили для учащихся 5 – 11 классов образовательных учреждений города Москвы, других городов России и зарубежных стран открытый интеллектуальный интернет - турнире «Точка опоры – 2012».

Турнир проводится в 6 туров (один ознакомительный и пять основных) по трем возрастным категориям (5-6, 7-8, 9-11 классы) в On-line - формате в сентябре - декабре 2012 года.

 «Точка опоры» - командное соревнование. Команда может состоять из учащихся одной параллели или быть сборной (т.е. в команде могут принимать участие ученики из классов разных параллелей данной возрастной категории). От одного образовательного учреждения в каждой возрастной категории допускается участие только одной команды.
Все участники турнира (учащиеся и педагоги) были награждены электронными Дипломами. В адрес школы был выслан электронный Сертификат.



Реализация интегрирующей функции предмета средствами проектно - исследовательской деятельности учащихся дает стабильно высокие результаты обучения учащихся. Повышен интерес учащихся к интегрируемым предметам, осознанно осуществляются межпредметные связи, что способствует формированию целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон.

Проектная деятельность учащихся направлена на нравственное воспитание личности.

Таким образом, с помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи учебных дисциплин естественно-математического направления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, кафедра естественно-математического...
Роль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи учебных дисциплин естественно-математического направления iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
Роль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи учебных дисциплин естественно-математического направления iconАнализ работы кафедры естественно-математического цикла. Учителя...
Учителя естественно-математического цикла в течение 20012-2013 учебного года работали над темой: Повышение результатов обучения по...
Роль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи учебных дисциплин естественно-математического направления iconРоль городского методического объединения учителей математики в повышении...
Урала на 2011 – 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 20. 04. 2011 г. №96-П, в целях развития...
Роль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи учебных дисциплин естественно-математического направления iconАнализ работы шмо учителей естественно- математического цикла за 2012-2013 учебный год
Тема над которой работали учителя естественно-математического цикла «Разнообразие форм и методов организации образовательной деятельности...
Роль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи учебных дисциплин естественно-математического направления iconДень модуля естественно-математического модуля
Деятельностный подход в обучении дисциплинам естественно-математического цикла как способ социализации обучающихся
Роль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи учебных дисциплин естественно-математического направления iconПлан работы школьного методического объединения учителей естественно-математического...
«Повышение качества образования по предметам естественно-математического цикла посредством использования компетентностно-деятельностного...
Роль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи учебных дисциплин естественно-математического направления iconСборник материалов X юношеских чтений
Селиванова О. В., зав кафедрой преподавания дисциплин естественно – математического цикла тоипкро
Роль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи учебных дисциплин естественно-математического направления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое объединение учителей естественно-математического цикла в 2012-2013 гг учебном году работало над темой «Системно-деятельностный...
Роль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи учебных дисциплин естественно-математического направления iconПлан работы шмо предметов естественно-математического цикла 2012-2013 учебный год Тема шмо
Цель шмо: создание условий для реализации новой технологии оценивания с целью получения качественных результатов в образовательной...
Роль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи учебных дисциплин естественно-математического направления iconОтчет о работе шмо учителей естественно-математического цикла за 2011-2012 учебный год
Шмо учителей естественно-математического цикла состоит из 8 преподавателей: Урбаева А. И., Богомолова С. Т.,Убогонова А. И., Шадрина...
Роль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи учебных дисциплин естественно-математического направления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Биология. Связи биологии с другими науками. Современная естественно-научная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез...
Роль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи учебных дисциплин естественно-математического направления iconМетодические рекомендации по организации работы с одарёнными детьми...
Согласно программе «Одарённые дети», входящую в федеральную целевую программу «Дети России» на 2007-2010 гг., предполагается выявлять...
Роль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи учебных дисциплин естественно-математического направления iconАнализ работы мо учителей естественно математического цикла за 2012-2013 учебный год
...
Роль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи учебных дисциплин естественно-математического направления iconПрограмма «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Направления работы с содержанием образования в процессе проектно-исследовательской деятельности
Роль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи учебных дисциплин естественно-математического направления iconПоложение о проведении муниципального этапа республиканского конкурса
Цели и задачи: Использование коллективной деятельности, как игрового приема вызвать положительные эмоции от собственной деятельности;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск