Сборник материалов X юношеских чтений





НазваниеСборник материалов X юношеских чтений
страница1/22
Дата публикации21.01.2015
Размер3.41 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ В.И. ВЕРНАДСКОГО

Сборник материалов X юношеских чтений

Тамбов, 2008


Редакционная коллегия:

Селиванова О.В., зав. кафедрой преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО;

Черникова С.В., доцент кафедры преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО;

Бавыкина М.А., доцент кафедры преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО;

Тарасова С.В., доцент кафедры преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО;

Аленина С.Д., доцент кафедры преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО;

Похвищева С.В., лаборант кафедры преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО


В сборник включены тезисы докладов, представленных на Х межрегиональные юношеские чтения им. В.И. Вернадского. В них изложены результаты исследований молодых ученых, аспирантов, студентов, учителей, учащихся школ, посвященные использованию научного наследия В.И. Вернадского, его биосферно - ноосферной концепции для сохранения устойчивого развития регионов и улучшения в них экологической обстановки. Наряду с фундаментальными проблемами экологической науки рассмотрены практические вопросы решения региональных практических задач, в том числе мировоззрения, образования и воспитания.

Материалы могут быть полезны педагогам и преподавателям образовательных учреждений разных типов, занимающихся экологическим воспитанием и образованием школьников и студентов. Проблемы, освещенные в работах участников, могут быть интересны для лидеров и сторонников экологических движений и организаций.

Точка зрения авторов материалов необязательно совпадает с мнением редакционной коллегии. Редакционная коллегия представила авторам возможность выразить свою точку зрения.

СОДЕРЖАНИЕ
Пленарное заседание
Филатьева Л.В.

В.И.Вернадский и Тамбовский край……………………………………………..
Петрова Н.П.

Тамбовский край на пути ноосферного развития …………………….…………
Дробжев М.И.

Некоторые проблемы роста народонаселения………………………………. …
Околелов А.Ю.

Развитие идей В.И. Вернадского в системе педагогического образования…….
Секция педагогов «Экологическое образование в контексте учения В.И.Вернадского»
Раскатова Т. В.

Основные формы и методы формирования экологического сознания как основы нравственного воспитания учащихся путём вовлечения лицеистов в детский экологический исследовательский проект……………………………..
Буданцева М. В.

Комплексные исследования лекарственных растений, произрастающих на пришкольном участке ………………….………………………………………….
Лаврова С.О.

Активизация творческого потенциала личности студента медицинского колледжа……………………………………………………………………………
Мельситова Е.Н.

Человек XXI века – хранитель своего природного окружения ………………...
Кривобокова М.В.

Экологическое образование как фактор формирования культурного потенциала личности детей и подростков с ЗПР ………………………………..
Рогачева Т.А.

Экологическое воспитание и образование – важнейшее направление педагогики……………………………………..……………………………………
Ушакова О.В.

Проведение комплексных ноосферных исследований в условиях общеобразовательных учреждений ………………………………………………
Петрищев В.С.

Шум и его влияние на человека ………………………………………………….
Геринг С.Ф., Ишина Е.Е.

Комплексная научно – исследовательская работа учащихся в естественных и искусственных экосистемах …………………………………………….……….
Иванова Н.С., Сергеева Н.И., Латынцева Т.М.

Качество образования - фактор устойчивого развития………………………….
Мазырин В.Е.

Медико-демографические процессы в России и городе Мичуринске ………..
Володина Н.В.

Экологическое образование и воспитание в сохранении ноосферы…………
Егорова Е. Н.

Экологическое воспитание школьников – гарантия устойчивого развития общества ………………………………………… …………………………….
Буковский М.Е. Роль дополнительного образования в формировании ноосферного мышления школьников …………..………………………………..
Секция молодых ученых «Развитие идей В.И.Вернадского в современной науке и практике»
Рязанцева И. А.

Повышение эксплуатационных свойств биодизельного топлива………….
Николенко Д.В.

Исследование органической составляющей горюче-смазочных материалов….
Кречетова К.В., Емельянов А.В.

Теория и практика оценки атрактивности экзотических животных …………
Малышев В.Н.

Использование интерактивных средств обучения для формирования экологических знаний учащихся …………………………………………………
Семилетова С.В.

Особенности сна у женщин…………………………..…………………………..

Сухоруков А.В.

Историко-географические аспекты расселения населения Липецкой области…………………………..………………………………………………
Черемисина Л.А., Емельянов А.В.

Обогащение среды обитания различных представителей медвежьих…...…….
Юшкин А.А.

Так всё же - антропогенные ландшафты или антропогенные модификации?....
Колмакова Т.А., Захарова А.О., Шутова С.В., Емельянов А.В.

Зоотерапия психоэмоциональных состояний…..……….………………………
Секция обучающихся «Изучение природных экосистем»
Чаркина Елена

Изучение зависимости плотности популяции кувшинки белой от химического состава реки Лесной Воронеж на территории Мичуринского района………………………………………………………………………………
Исаченкова Елена

Экологические проблемы городов и сел: современное состояние атмосферы р.п. Умет……………………………………………………………………………
Служеникина Александра

Экологические проблемы города – результат технического прогресса………..
Васина Анна, Иванкова Галина, Бушковская Анастасия

Изучение экологического состояния Городского парка культуры и отдыха г.Тамбова…………………………..……………………………………………….
Ланкина София

Город, свалки, люди ………………………………………………………………
Богданова Ирина

Изучение растительного сообщества суходольного луга в районе Татарского вала…………………….……………………………………………………………
Платухина Анна

Влияние дорог на почвенную среду………………………………………………
Андина Алёна, Тарабрина Валентина, Хлопотов Никита

Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной……………………………………………………………………..
Секция обучающихся «Экологическое исследование водных экосистем»
Яковлева Ксения, Оробинская Яна

Комплексная оценка экологического состояния «Старой речки» Мичуринского района ……………………………………………………………
Белова Ксения, Французевич Лайне

Определение качества вод реки Цна по сапробности гидробионтов…………………..…………………………………………………
Семёнова Марина

Сточные воды и методы их очистки………………………….…………………..
Попова Инна

Улучшение качества природной и питьевой воды……………….……………..
Абросимова Юлия

Исследование проблем экологического состояния водных объектов Токарёвского района………………………………………………………………
Кульнева Екатерина, Санталова Оксана, Харченко Александр

Охрана, изучение и восстановление реки Арженка……………….……………
Колчева Юлия, Новокрещёнова Наталия

Экологическое исследование реки Серп…………………………………………
Крутых Елена

Набат тревоги нашей…………………..…………………………………………..
Приложения 1. Секция педагогов «Экологическое образование в контексте учения В.И.Вернадского»………………………………………….
Приложения 2. Секция обучающихся «Изучение природных экосистем»…
Приложения 3. Секция обучающихся «Экологическое исследование водных экосистем»………………………………………………………………..

В.И.Вернадский и Тамбовский край

Филатьева Л.В., первый заместитель начальника управления образования и науки Тамбовской области, к.п.н.

В 2008 году В. И. Вернадскому исполняется 145 лет, со дня рождения. В рамках празднования этого события, проводятся Х юбилейные юношеские вернадовские чтения и они должны стать одним из главных событий, посвященных этой знаменательной дате.

Тамбовчане чтут своего знаменитого земляка. Знакомство с личностью и идеями В.И. Вернадского обогащает знаниями, учит размышлять, помогает познавать окружающий мир и самого себя в этом мире. Прекрасные личные качества В.И. Вернадского: честность, доброта, увлеченность наукой, трудолюбие, жажда познания делают его примером для молодежи, для тех, кто может и хочет посвятить себя науке и творчеству.

Как часто бывает в научном мире, проводимые ученым исследования и сделанные им выводы при жизни переходят как бы в разряд небытия, но спустя некоторое время к ним возвращаются и судят с другой точки зрения, на основе приобретенного человечеством опыта. Так случилось и с трудами выдающегося ученого ХХ столетия В.И. Вернадского. Высказанные им в начале прошлого века идеи и опубликованные труды, остались невостребованными, так как они на многие годы обогнали уровень эпохи того времени. Идеи В.И. Вернадского казались тогда всего лишь предположением большого ученого, который свернул с классического пути науки.

И вот через полвека исследователи с удивлением отмечают, что его идеи имеют поразительную современность и точность. Человечество находится ныне в условиях глобального экологического кризиса, то есть деградации жизненной среды нашего обитания, которая в недалеком будущем может приобрести необратимый характер. Проблема сохранения живой природы Земли стала проблемой выживания человеческого рода.

Вернадский говорил, что придет время, когда человеческий разум, его деятельность станут основным геолого-образующим фактором развития планеты, и человечество будет вынужденно принять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию Земли. Выход из создавшегося критического положения, пожалуй, только один: необходимо в ближайшие десятилетия перестроить отношение человека к себе, как части биосферы, то есть направить эволюцию общества и живой природы в безопасное для их существования русло.

Базой и одновременно платформой для развития идей Вернадского об эволюции биосферы в ноосферу становится экологизация образования и формирование экологической культуры. Для реализации этой идеи человек должен изменить стиль своей жизнедеятельности, создавать новый опыт взаимодействия со средой обитания, осваивая разные формы постижения природы и опираясь на закономерности ее развития.

В этой связи в Тамбовской области создано и продолжает развиваться экологическое информационно-образовательное пространство, как средство экологизации общественного сознания, и как средство, направленное на повышение уровня экологической компетентности для решения профессиональных задач, принятия обоснованных, аргументированных решений.

Непрерывность экологического образования осуществлялась и осуществляется через систему образовательных учреждений в рамках Программы экологического образования, воспитания и просвещения населения Тамбовской области.

В развитии ноосферного образования, создания новой системы ценностей особая роль принадлежит педагогу. Именно он непосредственно осуществляет эколого-информационную подготовку, организацию исследовательской деятельности детей.

Для углубления и расширения экологической компетенции с 2005 года в региональный базисный учебный план школьного образования введены следующие дисциплины: «Экология растений», «Экология животных», «Экология человека», «Геоэкология». В 35 образовательных учреждениях реализуется экологический профиль. На базе 17 образовательных учреждений созданы эколого-информационные центры.

Итогом системной работы в профильных классах, инновационных образовательных учреждениях стали высокие результаты на межрегиональных и Всероссийских олимпиадах по естественнонаучному циклу. В 2007 году шесть призовых мест на межрегиональной олимпиаде и пять призовых мест на Всероссийской олимпиаде.

Большая опытно-экспериментальная и исследовательская работа, проводимая обучаемыми под руководством педагогов, ученых в образовательных учреждениях области представляют огромный интерес, так как они вносят вклад в решение глобальных проблем современности, отражают осознание личной ответственности каждого человека за все, что происходит в природном и социальном мире планеты.
Тамбовский край на пути ноосферного развития

Петрова Н.П., начальник управления

по охране окружающей среды и природопользованию

Тамбовской области, к.т.н.

В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это, и не будет употреблять свой труд и свой разум на самоистребление.

В.И. Вернадский

Имя выдающегося естествоиспытателя современности Владимира Ивановича Вернадского известно широким кругам общественности.

Создатель новых научных дисциплин и направлений — генетической минералогии, геохимии, учения о природных водах, метеоритики, радиогеологии и биогеохимии, крупнейший организатор многих наук, акаде­мик В.И. Вернадский вписал немало славных страниц в летопись отечествен­ной и мировой науки. Но наибольшую известность и мировое признание занимает уче­ние В.И. Вернадского о биосфере и переходе ее в новое эволюционное со­стояние - ноосферу под воздействием научной мысли, нравственной силы разума и труда человечества - итог всего научного творчества ученого.

Сегодня она служит научным фундаментом в разработке ряда современных глобальных проблем, и, прежде всего, проблем окружающей человека среды и разумного использования природных ресурсов биосферы.

Наши земляки уже давно являются не только обладателями его научной и философской мысли, но и активно их изучают, развивают и реализуют. 10 лет назад стараниями энтузиастов при самой активной поддержке администрации Тамбовской области началась поистине знаковая работа по возрождению на Тамбовской земле памяти о В.И. Вернадском.

Сначала это была исследовательская работа по установлению связей ученого с Тамбовщиной, сбор архивных и исторический материалов, подтверждающих эту, более чем 30-летнюю связь, изучение инициатив и налаживание творческих контактов с учеными, занимающихся изучением наследия В.И. Вернадского в нашей стране и за рубежом. В течение двух лет шла работа с учеными, краеведами, образовательными учреждениями по изучению деятельности В.И.Вернадского на Тамбовщине, его вклада в развитие научных идей в устойчивое развитие мирового сообщества.

По существу эти исследования стали поводом для проведения в мае 1999 года в городе Тамбове Первой областной научно-практической конференции «Учение В.И.Вернадского и современные экологические проблемы». Результатом конференции стала практическая работа участников конференции по расчистке и реставрации парка усадьбы ученого на станции Вернадовка Пичаевского района, установление на зданиях Вернадовской средней общеобразовательной школы и станции Вернадовка памятных мемориальных знаков, создание школьного музея.

Именно она резко усилила интерес ученых, экологов и широкой общественности не только к самой личности гениального естествоиспытателя и мыслителя, к его трудам по разработке биосферно-ноосферного учения, государственной и общественной деятельности в нашем крае, но и к восстановлению того места, где рождались его великие идеи, к возрождению Вернадовки.

Лучшее свидетельство этому - установившаяся в это десятилетие традиция регулярного проведения Вернадовских научно-практических конференций, положивших начало широкому творческому обсуждению ноосферной концепции В.И. Вернадского и возможной применимости ноосферной методологии в процессах образования, природопользования и управления. Особенностью тамбовских форумов стал исключительно практический подход к рассмотрению ноосферных и связанных с ними образовательных, природоохранных и управленческих проблем.

Главный итог десятилетней деятельности благодарных тамбовских потомков ученого – восстановление дома В.И. Вернадского в с. Вернадовка Пичаевского района и создание современного научного эколого-образовательного ноосферного центра имени В.И. Вернадского.

Сегодня – это не только работающий исследовательский и просветительский центр в нашей области, но и, первый и единственный в России, ноосферный комплекс. Интерес к его работе проявляют школьники, педагоги, специалисты, ученые – представители самых различных слоев общества, стремящиеся к познанию Природы.

Каждый, кто посещает Вернадовку, имеет возможность познакомиться с музейной экспозицией, посвященной В.И. Вернадскому. Она представлена многочисленными фотоматериалами, коллекциями, которые отражают тамбовский период жизни ученого и подчеркивают глубокую связь его научных трудов с природой и жизнью нашего края.

Идеи нашего замечательного земляка жизненно важны сегодня, как теоретический фундамент современного научного мировоззрения, основа практической реализации программ и планов устойчивого развития. В нашем регионе они материализуются в конкретную политику, направленную на интеграцию научной мысли, научного и промышленного потенциала Тамбовской области, ее природных ресурсов.

Среди огромного наследия В.И. Вернадского центральное место занимает концепция биосферы. Сегодня каждый школьник знаком с этим понятием, значением ее, тенденциями ее развития и действиями по ее сохранению.

С позиций ученого вся биосфера нуждается в защите как функционирующая единая система, и для экологов это утверждение В.И. Вернадского является главным и определяющим их профессиональную деятельность.

Каждый из нас хочет быть здоровым и обеспеченным, пользоваться качественными продуктами и услугами, жить в чистой окружающей среде. В свете его ноосферных идей мы видим новые подходы, прежде всего, в понимании зависимости экономики от природы и нормального функционирования природных систем, пересмотра отношений с окружающей средой, готовности взять на себя лидирующую роль в сохранении нашей Земли и её природных ресурсов.

Именно на такой путь развития нашего региона и ориентирована региональная экологическая программа «Экология и природные ресурсы Тамбовской области на 2003-2010 годы», позволяющая определить стратегию стабилизации экологической и экономической ситуации в сфере природопользования, обеспечения экологической безопасности на территории области. Комплексный, программный подход позволяет аккумулировать средства и усилия на решение назревших проблем.

Идут годы, десятилетия и мы обнаруживаем, что успешное разрешение выдвинутых на передний план глобальных и локальных экологических проблем, невозможно без обращения к учению В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

В.И. Вернадский верил в то, что все его труды обращены в будущее. И сейчас мы являемся свидетелями и участниками замечательного претворения его актуальных ныне мыслей в жизнь. Подтверждением этого служат многие примеры конкретных решений по приоритетным экологическим проблемам области, все они соответствуют принципам устойчивого развития, обозначенным В.И. Вернадским почти 100 лет назад.

Так, В.И. Вернадский утверждал: «Ни один биологический вид не сможет выжить в созданных им отходах». Отходы необходимо включать в природный цикл, удалять и использовать. Поэтому проблема отходов производства и потребления является приоритетной для области и лежит в основе регионального проекта «Отходы». В рамках этого проекта ведется строительство полигонов для отходов, мусоросортировочных заводов, решаются вопросы переработки строительных и сельскохозяйственных отходов.

Сегодня утверждены запасы Восточного участка месторождения «Центральное» в Рассказовском районе, появилась перспектива по освоению этого месторождения, что может дать мощный импульс развитию экономики области и региона в целом. Начаты работы по освоению и строительству разведочно-эксплутационного предприятия.

А ведь многие работы по освоению минерально-сырьевой базы стали возможными благодаря В.И. Вернадскому, который впервые провел геологические исследования на территории губернии, описал полезные ископаемые, подсчитал их запасы, определил границы их распространения, сделал химический анализ. Именно в Вернадовке Владимир Иванович настойчиво развивал минералогию, изучал историю многих химических элементов – ванадия, титана, фтора и других.

Наблюдая за состоянием науки и размышляя о ее перспективах, В.И. Вернадский обозначил форму организации научной деятельности, которой предстояло большое будущее. Он планировал создать комплексные научные центры, «ученые городки-сады», концентрирующий творческие и интеллектуальные ресурсы.

Сегодня таким очагом, деятельность которого призвана воздействовать на темпы и направление научно-технического прогресса, преобразовывать сознание наших земляков, активно формировать условия «приближающие царство разума на Земле» служит ассоциация «Объединенный университет им. В.И. Вернадского», созданная на базе Тамбовского государственного технического и Мичуринского государственного аграрного университетов.

Владимир Иванович объяснил неизбежное появление человека разумного и его роль в управлении биосферой, пришел к выводу о единстве одаренного разумом человека и среды его обитания. Сегодня нельзя не согласиться, что именно роль человека в природных процессах, значение его достижений, рождение технологий, переход экономики на путь инновационного развития, усиление роли науки и формирование нового типа управления – это и есть в наши дни социальная сущность и самое великое подтверждение великому наследию ученого.

Сегодня предприятиям необходимо выстраивать свою деятельность в направлении экоэффективности, под которой мы подразумеваем, в первую очередь, культуру управления, соединяющую в себе экономический и экологический результат. Ключевыми экоэффективности являются сокращение материало- и энергоемкости, токсичных выбросов, растущее использование вторичного сырья, максимизация использования возобновляемых источников, увеличение продолжительности жизненного цикла продукции и лучшее удовлетворение потребности человека. Это интегрированный подход к такому формированию ресурсов производства и потребления, в результате которого предприятие производит с выгодой для себя качественную, конкурентноспособную продукцию.

Определяющим фактором устойчивого развития общества является не только социально-экономическое или экологическое состояние, но и общественное сознание – мораль и культура. Мы все прекрасно понимаем, какими бы богатыми не были наши природные ресурсы, но они, к сожалению, исчерпаемы. Единственный неисчерпаемый и самый мощный ресурс России - это ее люди.

«Человек есть мера всех вещей» - говорил В.И. Вернадский, и развитие личности, ее творческое производительное начало, продолжительность и качество жизни – вот та высшая цель устойчивого развития, о которой сегодня говорят на всех уровнях.

Уникальная по красоте и разнообразию своих природных ландшафтов, богатая черноземами, Тамбовская область относится к экологически чистым уголкам России. Наша задача – обеспечить гармоничное сочетание природных комплексов, промышленных и жилых территорий, сохраняя при этом неповторимость тамбовской природы и претворяя в своем труде научное наследие В.И. Вернадского, значимость которого для нас тем более глубока и основательна, что своими корнями оно теснейшим образом связано с Тамбовским краем.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сборник материалов X юношеских чтений iconСборник статей и материалов, посвящённых изучению жизни и творчества...
К 120-летию В. В. Каменского (1884-2004гг). Материалы областных юношеских чтений (16 апреля 2004года). Пермь, март 2004г. – стр
Сборник материалов X юношеских чтений iconПоложение о районном этапе Областных детско-юношеских Елизаветинских чтений
Великой княгини Елизаветы Федоровны и других святых, посвятивших свою жизнь делам милосердия
Сборник материалов X юношеских чтений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предложенный сборник методических материалов является итогом семинара для преподавателей духовно-нравственных дисциплин «Праздник...
Сборник материалов X юношеских чтений iconМузыкальное содержание: пути исследования: Сборник материалов научных...
«Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Программно-методические материалы....
Сборник материалов X юношеских чтений iconСборник статей и материалов, посвящённых традиционной культуре Новосибирского...
Песни, люди, традиции (из серии «Традиционная культура Новосибирского Приобья»): Сборник статей и материалов / Под ред. Н. В. Леоновой....
Сборник материалов X юношеских чтений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Русский язык в Татарстане» на 2011-2015 годы и приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 06. 03. 2013 г....
Сборник материалов X юношеских чтений iconСборник
Сборник методических материалов: Из опыта работы сотрудников системы образования Юго-Восточного образовательного округа/ Составители:...
Сборник материалов X юношеских чтений iconВнеклассное мероприятие по русскому языку «Своя игра» для учащихся 5-6 классов
Сборник рмк «Труд и творчество педагогов. Сборник материалов педагогов Курагинского района» №11
Сборник материалов X юношеских чтений iconРеспублики Коми Коми республиканский центр детско-юношеского туризма и экскурсий сборник
Составители: Акишина Е. С., Канева Т. Н. Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев
Сборник материалов X юношеских чтений iconДетская литература сегодня
Широкий социокультурный подход дополняется тщательным анализом художественной ткани отдельных произведений. Сборник адресован литературоведам,...
Сборник материалов X юношеских чтений iconФедеральное агентство по физической культуре и спорту примерные программы...
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Сборник материалов X юношеских чтений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Мини-футбол (Футзал). Коллектив...
Сборник материалов X юношеских чтений iconСоциальные аспекты работы с подростками и молодежью в библиотеках...
Социальные аспекты работы с подростками и молодежью в библиотеках: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции...
Сборник материалов X юношеских чтений icon4. Программа Первых районных Малышевских чтений
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Первых районных Малышевских чтений на территории муниципального района...
Сборник материалов X юношеских чтений iconПояснительная записка в основу типовой программы были заложены правовые...
Программа предназначена для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, спортивных...
Сборник материалов X юношеских чтений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа составлена на основе Программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск