Баринова И.И.
Примерная программа курса
«География». 5 класс. «Введение в географию»
(34 ч, 1 ч в неделю)
Пояснительная записка
Курс «Введение в географию» – это пропедевтический курс по отношению к курсу географии в основной школе. Главная особенность этого курса – за весьма непродолжительное время познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Содержание курса включает пять основных блоков:
Что изучает география
Как люди открывали Землю
Земля во Вселенной
Виды изображения земной поверхности Земли
Природа Земли
Поскольку ряд важных межпредметных связей, например, с математикой, физикой, биологией, историей не могут быть установлены из-за того, что география опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы. Поэтому многие вопросы в курсе 5-го класса рассматриваются на уровне представлений.
Основная цель данного курса – познакомить школьников с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, с взаимодействием и взаимовлиянием природы и человека; пробудить интерес к естественным наукам и к географии в частности, начать формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Таким образом, на метапредметном уровне при изучении этого курса формируется интерес к естественнонаучным дисциплинам, происходит знакомство с особенностями живой и неживой природы.
На предметном уровне основная задача курса – пробудить интерес к географии, познакомить с таким важным источником географической информации как карта, начать формирование картографической компетенции учащихся.
На личностном уровне важно познакомить школьников со значимостью географических знаний, заложить у них основы формирования отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Основное содержание программы
Что изучает география (4 ч)
Живая и неживая природа планеты Земля.
Явления природы (гроза, смена дня и ночи, землетрясения, дождь, снег, листопад, смена времен года, ветер и др.).
Влияние человека на природу Земли (или – Человек на Земле).
Науки о природе (естественные науки): астрономия, география, физика, химия, биология, геология, экология.
Физическая география – наука о природе Земли. «Ветви» физической географии: геоморфология, климатология, гидрография, биогеография, океанология и др.
Социально-экономическая география – наука о хозяйстве, населении (демография) и др.
Основные методы географических исследований: географическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический, статистический. Как люди открывали Землю (3 ч)
Для чего люди изучали Землю.
Географические открытия в древности: плавания финикийцев.
Географы древнего мира – греческие ученые Геродот, Пифей, Эратосфен и их открытия.
Географические открытия в Средние века. Путешествия Бартоломео Диаша. Васко да Гама, Марко Поло.
Открытие Америки Христофором Колумбом (1492 г.).
Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана (1521 – 1522 гг.).
Открытие Австралии голландским мореплавателем Виллемом Янсзоном (1606 г.).
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым (1820 г.).
Открытия русских путешественников. Освоение Севера России новгородцами и поморами. Путешествие в Индию Афанасия Никитина (XV в.). Освоение русскими Сибири: походы в Западную Сибирь Ермака Тимофеевича (XV в.); плавание по Северному Ледовитому океану Семена Ивановича Дежнева (1648 – 1649 гг.). Экспедиции Витуса Беринга и Алексея Ильича Чирикова (1741 г.).
Практикум: работа с к/к, учебником, диском.
Земля во Вселенной (8 ч)
Представления древних народов о Вселенной.
Учение Пифагора о шарообразности Земли. Система мира по Аристотелю и Птоломею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.
Новая модель мира польского астронома Николая Коперника. Представления о Вселенной итальянских ученых Джордано Бруно и Галилео Галилея.
Современные представления о строении Вселенной. Планеты Солнечной системы, планеты-гиганты и карлики.
Небесные тела: астероиды, кометы, метеоры, метеориты.
Многообразие звезд и созвездий. Солнце – ближайшая к нам звезда, центр нашей Солнечной системы.
Уникальная планета Земля.
Исследования космоса.
Виды изображения земной поверхности Земли (6 ч)
Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас.
План местности.
Географическая карта.
Практикум: Ориентирование с помощью компаса (работа на местности или в классе). Чтение плана и карты. Самостоятельное построение простейшего плана (класса, своей комнаты).
Природа Земли (9 ч)
Гипотезы о возникновении планеты Земля Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли: ядро и мантия. Земная кора, слагающие ее горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы.
Путешествие по материкам: разнообразие их природы.
Вода на Земле. Мировой океан и воды суши. Круговорот воды в природе.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Движение воздуха.
Атмосферные явления: гроза, дождь, снег, ветер, ураганы, смерчи.
Биосфера – живая оболочка Земли. В.И. Вернадский – создатель учения о биосфере.
Почва – особое природное тело. Основное свойство почв. Русский ученый В.В. Докучаев – основоположник учения о почвах.
Человек и природа. Человек – часть природы. Усиление воздействия человека на природу от древних времен до наших дней.
Природа – источник жизни. Необходимость бережного и разумного отношения к природе. Правила поведения в природе.
Практикум: На к/к обозначение материков и океанов Земли, районов землетрясений и вулканов.
Резерв времени – 4 ч Примерное тематическое планирование
по курсу «География», 5 класс
№ урока, тема
| Содержание урока
| Вид деятельности
| Что изучает география (4 ч)
| Урок № 1
Мир, в котором мы живем
Урок № 2
Науки о природе Урок № 3
География – наука о Земле
Урок № 4
Методы географических исследований
|
Наш дом – планета Земля.
Живая природа* – все многообразие живых организмов, включая человека.
Неживая природа – реки, горы, полезные ископаемые.
Явления природы
Знакомство с основными науками о природе: астрономия, география, физика, химия, геология, биология, экология.
Естественные науки
Физическая и социально-экономическая география – два основных раздела географии
Представление о методах географических исследований и их развитии от географических описаний до аэрокосмических методов
____________________________
* Здесь и далее полужирным шрифтом дан материал, который проверяется в ЕГЭ
|
Знакомство учащихся с учебником.
Изучение и анализ иллюстраций.
Работа с диском
Формирование приемов работы с учебником и диском
Работа с учебником и диском, знакомство с презентацией
Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы
| Как люди открывали Землю (3 ч)
| Урок № 5
Географические открытия древности и Средневековья
Урок № 6
Важнейшие географические открытия
Урок № 7
Открытия русских путешественников
|
Знакомство с основными открытиями и величинами географами древности: плавания финикийцев; описания стран Геродотом; вычисление размеров Земли Эратосфеном;
Путешествие Марко Поло в Индию и Китай; плавания португальских моряков вокруг Африки – Б. Диаш и Васко да Гамма
Открытие Америки Х. Колумбом (1492 г.).
Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана (1519 – 1522).
Открытие Австралии В. Янсзоном (1606 г.).
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым (1820 г.)
Новгородцы и поморы – первые исследователи севера Европы и Азии (XII в.).
«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (XV в.).
Поход Ермака Тимофеевича в Западную Сибирь (XV в.).
Экспедиция Семена Дежнева в Восточную Сибирь (XVII в.).
Великие Северные экспедиции В. Беринга и А.С. Чирикова (XVIII в.)
|
Работа с картой, умение правильно называть и показывать географические объекты,
упомянутые в тексте учебника и на диске Работа с текстом учебника, к/к, анализ презентаций
Чтение и анализ карта атласа.
Самостоятельная подготовка презентаций по опережающему заданию «Десять великих путешественников»
| Земля во Вселенной
| Урок № 8
Представления о Вселенной в древности
|
Что такое Вселенная.
Представления древних индийцев о форме Земли.
Древнегреческие ученые Пифагор и Аристотель о шарообразности Земли и модели строения Вселенной
|
Работа в тетради: опорный конспект рассказа и презентации учителя
| Урок № 9
Изучение Вселенной от Коперника до наших дней
Урок № 10
Солнечная система
Урок № 11
Планеты-гиганты
Урок № 12
Небесные тела
Урок № 13
Мир звезд
Урок № 14
Уникальная планета Земля
Урок № 15
Современное исследование космоса
|
Изменение представлений о мире после географических открытий XIV – XVI вв.
Новая модель Вселенной польского астронома Николая Коперника.
Ученые о Вселенной итальянцев Джордано Бруно и Галилео Галилея (XVI – XVII вв.).
Современные представления о Вселенной
Солнечная система – это планета и небесные тела. Планеты делят на две группы: планеты земной группы – Меркурий, Венера, Земля, Марс и планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон
Отличительные свойства планет-гигантов: состоят преимущественно из газов, не имеют твердых поверхностей, обладают большим количеством спутников, имеют кольца.
Происхождение названий планет
Небесные тела: астероиды, кометы, метеоры, метеориты.
Самая известная комета – Галлея. Самый большой астероид – Церера.
Значение изучения небесных тел для познания космических процессов
Солнце – ближайшая к нам звезда, центр нашей солнечной системы.
Многообразие звезд: сверхгиганты, гиганты, карлики. Созвездия. Почему люди с древних времен наблюдали за звездным небом
Планета Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы
Вклад отечественных ученых в развитие космонавтики: К.Э. Циолковский, С.П. Королев.
Первый космонавт Земли –
Ю.А. Гагарин
|
Самостоятельная подготовка сообщений и презентаций по теме «Ученые, перевернувшие мир»
Работа с текстом учебника и диском, выполнение заданий учебника Составление характеристики планет-гигантов по плану (с. 60 учебника).
Анализ иллюстраций учебника и диска
Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника и презентации Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел
Сравнение особенностей планет земной группы
Самостоятельные сообщения о первой женщине-космонавте В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос – А. Леонов.
Рефлексия (самоанализ): что нового я узнал из этой темы
| Виды изображений поверхности Земли
| Урок №16
Стороны горизонта
Урок № 17
Способы ориентирования
Урок № 18
План местности и географическая карта
Урок № 19
Урок-практикум по теме
|
Горизонт. Основные (север, юг, восток, запад) и промежуточные (сз, св, юв, юз) стороны горизонта. Ориентирование
Компас – прибор для определения сторон горизонта. Ориентирование по Солнцу и звездам.
Ориентирование по местным признакам Изображение земной поверхности в древности.
План местности. Масштаб. Условные знаки.
Отличие географической карты от плана.
Начальный меридиан.
Экватор – самая длинная параллель
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по теме
|
Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта
Практическая работа: ориентирование по компасу и местным признакам
Отработка знаний условных знаков плана.
Тренинг: ориентирование по плану и географической карте
Практикум: Составление простейшего плана. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты
| Природа Земли
| Урок № 20
Как возникла Земля Урок № 21
Внутреннее строение Земли
Урок № 22
Землетрясения и вулканы
Урок № 23
Путешествие по материкам
Урок № 24
Вода на Земле
Урок № 25
Воздушная оболочка Земли
Урок № 26
Живая оболочка Земли
Урок № 27
Почва – особое природное тело
Урок № 28
Человек и природа
|
Гипотезы разных ученых о происхождении планеты Земля и Солнечной системы.
Современные представления о возникновении Солнца и планет
Ядро и мантия.
Литосфера и земная кора. Движения земной коры. Породы и минералы
Грозные явления природы, связанные с литосферой. Землетрясения. Причины землетрясений, сейсмоактивные районы.
Вулканы. Строение вулкана: кратер, жерло, очаг магмы. Действующие и потухшие вулканы
Краткая характеристика особенностей природы всех материков Земли.
Формирование представлений о разнообразии природы нашей планеты
Гидросфера – водная оболочка Земли. Мировой океан. Воды суши: реки, озера, болота, ледники, подземные воды.
Вода в атмосфере.
Роль воды в жизни человека
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха.
Атмосферные явления: грозы, смерчи, ураганы, ливни, град.
Погода и климат.
Роль атмосферы в жизни человека
Биосфера – живая оболочка Земли. Границы биосферы. Русский ученый В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере
Что такое почва.
В.В. Докучаев – основоположник науки о почвах – почвоведении.
Плодородие – основное свойство почвы. Значение почвы для человека
Систематизация и обобщение знаний курса.
Роль природы в жизни человека.
Воздействие человека на природу.
Необходимость бережного отношения к природе.
Правила поведения в природе
Резерв времени – 4 ч
|
Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий диска
Практическая работа: Обозначение на к/к сейсмоактивных зон Земли, крупнейших вулканов Подготовка образных рассказов и презентаций по опережающим заданиям о природе разных материков Земли. Обозначение на к/к всех материков и особенностей их природы
Работа с к/к: обозначение океанов, морей, крупных рек и озер
Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока
Работа с учебником и диском
Анализ текста учебника и работа с диском
Итоговый контроль по курсу: выполнение тестовых заданий; работа с картами, проверка географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант)
|
|