Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 146.23 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации17.11.2013
Размер146.23 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > География > Примерная программа


Баринова И.И.

Примерная программа курса

«География». 5 класс. «Введение в географию»

(34 ч, 1 ч в неделю)

Пояснительная записка

Курс «Введение в географию» – это пропедевтический курс по отношению к курсу географии в основной школе. Главная особенность этого курса – за весьма непродолжительное время познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Содержание курса включает пять основных блоков:

Что изучает география

Как люди открывали Землю

Земля во Вселенной

Виды изображения земной поверхности Земли

Природа Земли

Поскольку ряд важных межпредметных связей, например, с математикой, физикой, биологией, историей не могут быть установлены из-за того, что география опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы. Поэтому многие вопросы в курсе 5-го класса рассматриваются на уровне представлений.

Основная цель данного курса – познакомить школьников с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, с взаимодействием и взаимовлиянием природы и человека; пробудить интерес к естественным наукам и к географии в частности, начать формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Таким образом, на метапредметном уровне при изучении этого курса формируется интерес к естественнонаучным дисциплинам, происходит знакомство с особенностями живой и неживой природы.

На предметном уровне основная задача курса – пробудить интерес к географии, познакомить с таким важным источником географической информации как карта, начать формирование картографической компетенции учащихся.

На личностном уровне важно познакомить школьников со значимостью географических знаний, заложить у них основы формирования отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Основное содержание программы

Что изучает география (4 ч)

Живая и неживая природа планеты Земля.

Явления природы (гроза, смена дня и ночи, землетрясения, дождь, снег, листопад, смена времен года, ветер и др.).

Влияние человека на природу Земли (или – Человек на Земле).

Науки о природе (естественные науки): астрономия, география, физика, химия, биология, геология, экология.

Физическая география – наука о природе Земли. «Ветви» физической географии: геоморфология, климатология, гидрография, биогеография, океанология и др.

Социально-экономическая география – наука о хозяйстве, населении (демография) и др.

Основные методы географических исследований: географическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический, статистический.
Как люди открывали Землю (3 ч)

Для чего люди изучали Землю.

Географические открытия в древности: плавания финикийцев.

Географы древнего мира – греческие ученые Геродот, Пифей, Эратосфен и их открытия.

Географические открытия в Средние века. Путешествия Бартоломео Диаша. Васко да Гама, Марко Поло.

Открытие Америки Христофором Колумбом (1492 г.).

Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана (1521 – 1522 гг.).

Открытие Австралии голландским мореплавателем Виллемом Янсзоном (1606 г.).

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым (1820 г.).

Открытия русских путешественников. Освоение Севера России новгородцами и поморами. Путешествие в Индию Афанасия Никитина (XV в.). Освоение русскими Сибири: походы в Западную Сибирь Ермака Тимофеевича (XV в.); плавание по Северному Ледовитому океану Семена Ивановича Дежнева (1648 – 1649 гг.). Экспедиции Витуса Беринга и Алексея Ильича Чирикова (1741 г.).

Практикум: работа с к/к, учебником, диском.

Земля во Вселенной (8 ч)

Представления древних народов о Вселенной.

Учение Пифагора о шарообразности Земли. Система мира по Аристотелю и Птоломею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

Новая модель мира польского астронома Николая Коперника. Представления о Вселенной итальянских ученых Джордано Бруно и Галилео Галилея.

Современные представления о строении Вселенной. Планеты Солнечной системы, планеты-гиганты и карлики.

Небесные тела: астероиды, кометы, метеоры, метеориты.

Многообразие звезд и созвездий. Солнце – ближайшая к нам звезда, центр нашей Солнечной системы.

Уникальная планета Земля.

Исследования космоса.

Виды изображения земной поверхности Земли (6 ч)

Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас.

План местности.

Географическая карта.

Практикум: Ориентирование с помощью компаса (работа на местности или в классе). Чтение плана и карты. Самостоятельное построение простейшего плана (класса, своей комнаты).

Природа Земли (9 ч)

Гипотезы о возникновении планеты Земля Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли: ядро и мантия. Земная кора, слагающие ее горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы.

Путешествие по материкам: разнообразие их природы.

Вода на Земле. Мировой океан и воды суши. Круговорот воды в природе.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Движение воздуха.

Атмосферные явления: гроза, дождь, снег, ветер, ураганы, смерчи.

Биосфера – живая оболочка Земли. В.И. Вернадский – создатель учения о биосфере.

Почва – особое природное тело. Основное свойство почв. Русский ученый В.В. Докучаев – основоположник учения о почвах.

Человек и природа. Человек – часть природы. Усиление воздействия человека на природу от древних времен до наших дней.

Природа – источник жизни. Необходимость бережного и разумного отношения к природе. Правила поведения в природе.

Практикум: На к/к обозначение материков и океанов Земли, районов землетрясений и вулканов.

Резерв времени – 4 ч
Примерное тематическое планирование

по курсу «География», 5 класс

урока, тема

Содержание урока

Вид деятельности

Что изучает география (4 ч)

Урок № 1

Мир, в котором мы живем

Урок № 2

Науки о природе
Урок № 3

География – наука о Земле


Урок № 4

Методы географических исследований



Наш дом – планета Земля.

Живая природа* – все многообразие живых организмов, включая человека.

Неживая природа – реки, горы, полезные ископаемые.

Явления природы

Знакомство с основными науками о природе: астрономия, география, физика, химия, геология, биология, экология.

Естественные науки

Физическая и социально-экономическая география – два основных раздела географии


Представление о методах географических исследований и их развитии от географических описаний до аэрокосмических методов

____________________________

* Здесь и далее полужирным шрифтом дан материал, который проверяется в ЕГЭ



Знакомство учащихся с учебником.

Изучение и анализ иллюстраций.

Работа с диском


Формирование приемов работы с учебником и диском

Работа с учебником и диском, знакомство с презентацией

Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы

Как люди открывали Землю (3 ч)

Урок № 5

Географические открытия древности и Средневековья

Урок № 6

Важнейшие географические открытия

Урок № 7

Открытия русских путешественников


Знакомство с основными открытиями и величинами географами древности: плавания финикийцев; описания стран Геродотом; вычисление размеров Земли Эратосфеном;

Путешествие Марко Поло в Индию и Китай; плавания португальских моряков вокруг Африки – Б. Диаш и Васко да Гамма

Открытие Америки Х. Колумбом (1492 г.).

Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана (1519 – 1522).

Открытие Австралии В. Янсзоном (1606 г.).

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым (1820 г.)


Новгородцы и поморы – первые исследователи севера Европы и Азии (XII в.).

«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (XV в.).

Поход Ермака Тимофеевича в Западную Сибирь (XV в.).

Экспедиция Семена Дежнева в Восточную Сибирь (XVII в.).

Великие Северные экспедиции В. Беринга и А.С. Чирикова (XVIII в.)


Работа с картой, умение правильно называть и показывать географические объекты,

упомянутые в тексте учебника и на диске
Работа с текстом учебника, к/к, анализ презентаций


Чтение и анализ карта атласа.

Самостоятельная подготовка презентаций по опережающему заданию «Десять великих путешественников»

Земля во Вселенной

Урок № 8

Представления о Вселенной в древности


Что такое Вселенная.

Представления древних индийцев о форме Земли.

Древнегреческие ученые Пифагор и Аристотель о шарообразности Земли и модели строения Вселенной



Работа в тетради: опорный конспект рассказа и презентации учителя

Урок № 9

Изучение Вселенной от Коперника до наших дней

Урок № 10

Солнечная система

Урок № 11

Планеты-гиганты


Урок № 12

Небесные тела

Урок № 13

Мир звезд

Урок № 14

Уникальная планета Земля


Урок № 15

Современное исследование космоса



Изменение представлений о мире после географических открытий XIV – XVI вв.

Новая модель Вселенной польского астронома Николая Коперника.

Ученые о Вселенной итальянцев Джордано Бруно и Галилео Галилея (XVI – XVII вв.).

Современные представления о Вселенной

Солнечная система – это планета и небесные тела. Планеты делят на две группы: планеты земной группы – Меркурий, Венера, Земля, Марс и планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон

Отличительные свойства планет-гигантов: состоят преимущественно из газов, не имеют твердых поверхностей, обладают большим количеством спутников, имеют кольца.

Происхождение названий планет

Небесные тела: астероиды, кометы, метеоры, метеориты.

Самая известная комета – Галлея. Самый большой астероид – Церера.

Значение изучения небесных тел для познания космических процессов


Солнце – ближайшая к нам звезда, центр нашей солнечной системы.

Многообразие звезд: сверхгиганты, гиганты, карлики. Созвездия. Почему люди с древних времен наблюдали за звездным небом

Планета Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы

Вклад отечественных ученых в развитие космонавтики: К.Э. Циолковский, С.П. Королев.

Первый космонавт Земли –

Ю.А. Гагарин


Самостоятельная подготовка сообщений и презентаций по теме «Ученые, перевернувшие мир»

Работа с текстом учебника и диском, выполнение заданий учебника
Составление характеристики планет-гигантов по плану (с. 60 учебника).

Анализ иллюстраций учебника и диска

Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника и презентации
Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел

Сравнение особенностей планет земной группы


Самостоятельные сообщения о первой женщине-космонавте В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос – А. Леонов.

Рефлексия (самоанализ): что нового я узнал из этой темы

Виды изображений поверхности Земли

Урок №16

Стороны горизонта


Урок № 17

Способы ориентирования

Урок № 18

План местности и географическая карта


Урок № 19

Урок-практикум по теме



Горизонт. Основные (север, юг, восток, запад) и промежуточные (сз, св, юв, юз) стороны горизонта. Ориентирование

Компас – прибор для определения сторон горизонта. Ориентирование по Солнцу и звездам.

Ориентирование по местным признакам
Изображение земной поверхности в древности.

План местности. Масштаб. Условные знаки.

Отличие географической карты от плана.

Начальный меридиан.

Экватор – самая длинная параллель

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по теме


Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта

Практическая работа: ориентирование по компасу и местным признакам

Отработка знаний условных знаков плана.

Тренинг: ориентирование по плану и географической карте


Практикум: Составление простейшего плана. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты

Природа Земли

Урок № 20

Как возникла Земля
Урок № 21

Внутреннее строение Земли


Урок № 22

Землетрясения и вулканы

Урок № 23

Путешествие по материкам

Урок № 24

Вода на Земле

Урок № 25

Воздушная оболочка Земли

Урок № 26

Живая оболочка Земли

Урок № 27

Почва – особое природное тело

Урок № 28

Человек и природа


Гипотезы разных ученых о происхождении планеты Земля и Солнечной системы.

Современные представления о возникновении Солнца и планет

Ядро и мантия.

Литосфера и земная кора. Движения земной коры. Породы и минералы

Грозные явления природы, связанные с литосферой. Землетрясения. Причины землетрясений, сейсмоактивные районы.

Вулканы. Строение вулкана: кратер, жерло, очаг магмы. Действующие и потухшие вулканы

Краткая характеристика особенностей природы всех материков Земли.

Формирование представлений о разнообразии природы нашей планеты


Гидросфера – водная оболочка Земли. Мировой океан. Воды суши: реки, озера, болота, ледники, подземные воды.

Вода в атмосфере.

Роль воды в жизни человека

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха.

Атмосферные явления: грозы, смерчи, ураганы, ливни, град.

Погода и климат.

Роль атмосферы в жизни человека

Биосфера – живая оболочка Земли. Границы биосферы. Русский ученый В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере

Что такое почва.

В.В. Докучаев – основоположник науки о почвах – почвоведении.

Плодородие – основное свойство почвы. Значение почвы для человека


Систематизация и обобщение знаний курса.

Роль природы в жизни человека.

Воздействие человека на природу.

Необходимость бережного отношения к природе.

Правила поведения в природе

Резерв времени – 4 ч




Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий диска

Практическая работа: Обозначение на к/к сейсмоактивных зон Земли, крупнейших вулканов
Подготовка образных рассказов и презентаций по опережающим заданиям о природе разных материков Земли. Обозначение на к/к всех материков и особенностей их природы

Работа с к/к: обозначение океанов, морей, крупных рек и озер

Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока

Работа с учебником и диском


Анализ текста учебника и работа с диском

Итоговый контроль по курсу: выполнение тестовых заданий; работа с картами, проверка географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск