Факультет повышения квалификации





Скачать 326.49 Kb.
НазваниеФакультет повышения квалификации
страница1/3
Дата публикации12.08.2015
Размер326.49 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2   3


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

Здоровье дороже золота

(Использование зддоровьесберегающих технологий в деятельности воспитателя старшей группы детского сада)

(реферат)

Исполнитель:

Кулешова Ирина Викторовна

воспитатель МБДОУ детский сад 7

города Киселевска

Консультант:

Елисеева Галина Сергеевна

методист по дошкольному образованию

МБУ ИМЦ УО

Кемерово 2013 г.
Содержание


 Введение…………………………………………………………………............................... .3

1.     Здоровьесберегающие технологии: понятие,  цель и задачи…….….5
2.     Виды  здоровьесберегающих технологий, используемых  в ДОУ.. .9
3.     Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении…..14
Заключение……………………………………………………………..…………………………….24

Список литературы…………………………………………………………………………….…25

Введение.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей. Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей.

Зачем необходимо применять здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде?

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

За два года работы, наблюдая за детьми своей группы, пришла к выводу, что действительно дети часто болеют. Средний показатель заболеваемости по группе стабилен. Но я считаю, что для здоровья детей не достаточно заниматься этим вопросом только в детском саду. Ведь многие семьи не занимаются здоровьем детей: не делают зарядки по утрам, не увлекаются спортом, закаливающими процедурами, нет сбалансированного витаминизированного питания, не правильно подбирают одежду, а особенно обувь, ведут малоподвижный образ жизни, заменяют игры и прогулки играми на компьютере. Поэтому я считаю, что проблема здоровьесбережения детей особенно важна в наши годы. Но мы сможем добиться результатов только тогда, когда совместно с детским садом начнут этим вопросом заниматься и родители воспитанников.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Поэтому идет востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий, направленых на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

1.     Здоровьесберегающие технологии: понятие,  цель и задачи.

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную поэтапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.  (Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд.пед.наук.

По мнению Н. К. Смирнова, “здоровьеформирующие образовательные технологии” следует понимать как психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья у детей, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, а также формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни .

Исследователь В. Д. Сонькин под здоровьесберегающими технологиями подразумевает благоприятные условия обучения ребенка, достаточный и рационально организованный двигательный режим, оптимальную организацию учебного процесса в соответствии с половыми, возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.

Разнообразные подходы к пониманию здоровьесберегающих образовательных технологий легли в основу разделения на типы технологий в области сохранения и укрепления здоровья. Под здоровьесберегающими технологии нами понимаются технологии, создающие безопасные условия обучения, воспитания, работы в школе, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса с учетом возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей, соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка. Оздоровительные технологии выступают в роли технологий, направленных на решение задач укрепления физического здоровья, повышения ресурсов здоровья.

Технологии обучения здоровью включают в себя гигиеническое обучение, обучение жизненным навыкам, половое воспитание. Воспитание культуры здоровья - это технология воспитания личностных качеств, которые способствуют сохранению здоровья, формированию представления о здоровом образе жизни как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни, ответственному отношению к собственному здоровью и здоровью других людей, физическое воспитание. Так, например, к учебным программам по обучению культуре здоровья можно отнести такие, как “Азбука здоровья” Г. К. Зайцевой, “Здоровье” под редакцией В. Н. Касаткиной и другие.

Здоровьесберегающая деятельность в процессе образования должна вестись по трем направлениям: педагогическому, физиолого-валеологическому и психическому. В настоящее время более полно и научно обоснована проблема здоровьесберегающих технологий как педагогическое явление, что нашло отражение в работах Н.К. Смирнова. С точки зрения этого ученого, правильно говорить не о здоровьесберегающих технологиях, а о «здоровьеформирующих технологиях», под которыми он понимает психолого-педагогические технологии, программы, методы, направленные на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни .

Одной из современных является концепция здоровьеформирующего образования Ю. В. Науменко, которая построена на принципе целостности рассмотрения самого понятия “здоровье” и интегративности всех существенных подходов к решению данной проблемы. В основе данной концепции лежит определение здоровья, зафиксированное в уставе ВОЗ . 

Актуальным на данное время является активный поиск модели, которая включала бы в себя все формы здоровьесберегающего образования. В качестве примера можно привести такую концепцию, как “Школа здоровья”, которая разработана И. В. Кузнецовой. И как частные примеры: программа воспитательной работы классного руководителя “Школа здоровья и радости” Т. В. Артемихиной, программа реализации воспитательной работы “Гармония здоровья”. В России с начала 2006 года начали действовать четыре национальных проекта, среди которых особое место заняли “Здоровье” и “Образование”, предусматривающий профилактический подход.


Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Задачами здоровьесберегающих технологий являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в детском саду, под "присмотром" воспитателей дети проводят значительную часть времени, и не помогать им, сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Принципы, лежащие в формировании единства:

  1. принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;

  2. принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;

  3. принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;

  4. принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

Для реализации этих принципов необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

2. Виды  здоровьесберегающих технологий, используемых  в ДОУ

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В настоящее время в дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии:

технологии сохранения и стимулирования здоровья.

технологии обучения здоровому образу жизни.

коррекционные технологии.

Технологии  сохранения и стимулирования здоровья

Название
технологии

Определение

Физкультурная
минутка


Динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла.

Подвижные и спортивные игры

Это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений.
Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования.


 Пальчиковая
гимнастика


 Тренировка тонких движений пальцев  кисти рук.

 Артикуляционная
гимнастика


 Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.

 Бодрящая гимнастика

 Переход от  сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

 Гимнастика для глаз

 Упражнения для снятия глазного напряжения.

 Дыхательная гимнастика

 Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.

 Стретчинг

 Специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов.

 Ритмопластика

Система физических упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику.

Релаксация

Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление)

Технологии эстетической направленности

Эмоциональное благополучие ребенка. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.

Гимнастика ортопедическая

Система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

 Гимнастика корригирующая

 Система индивидуальных  заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц.

  Технологии  обучения здоровому образу жизни

Название
технологии

Определение

Физкультурное
занятие


Организованная форма обучения. 2 раза в неделю в спортивном зале и 1раз на прогулке. 1 мл. гр.-10 мин. в группе, 2 мл. гр.- 15-20 мин., ср. гр. – 20-25 мин., ст. возраст – 25 – 30  мин.

 Занятия из серии «Здоровье»

Занятия по ознакомлению детей со  своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье.

Самомассаж

Массаж, выполняемый собственноручно на своем теле (рук, ног)

Точечный массаж

Точечный массаж - это механическое воздействие пальцами рук на строго определённые участки тела.

 Коммуникативные игры.

 Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей.

 Проблемно-игровые
игротренинги и игротерапия.


 Тренинг творческой психотехники (ТТП). Система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, осязание, зрительное внимание и память, воображение и творческую фантазию.

Утренняя гимнастика 

 Рассматривается как важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен  комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Факультет повышения квалификации iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений
Факультет повышения квалификации iconФакультет менеджмента и бизнеса Кафедра «Менеджмента» «Анализ и повышение...
Основные направления повышения квалификации и качества деятельности руководителей 28
Факультет повышения квалификации iconРеестр программ повышения квалификации, подготовки и переподготовки,...
Утверждены приказом Минобрнауки России от 16 марта 2011 г. №1365, программой кандидатских минимумов, учебным планом специальности...
Факультет повышения квалификации iconОбразовательная программа повышения квалификации
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
Факультет повышения квалификации iconФедеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный...
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2008 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального...
Факультет повышения квалификации iconФедеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный...
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2008 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального...
Факультет повышения квалификации iconФедеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный...
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2008 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального...
Факультет повышения квалификации iconРабочая программа курсов повышения квалификации «Педагогический эксперимент:...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
Факультет повышения квалификации iconДополнительная профессиональная образовательная программа повышения...
...
Факультет повышения квалификации iconПрограммы повышения квалификации
Категория слушателей (требования к слушателям) высшее образование (обучающиеся в магистратуре и аспиранты также могут участвовать...
Факультет повышения квалификации iconДополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Повышения квалификации специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования»
Факультет повышения квалификации iconПрограмма курсов повышения квалификации по теме «Современная сельская...
Директор аоу дпо ур «Центр повышения квалификации работников культуры» Удмуртской Республики
Факультет повышения квалификации iconВысшего профессионального образования московский государственный...
«Совершенствование социально-нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей»
Факультет повышения квалификации iconЛитература
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Факультет повышения квалификации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) центр...
Факультет повышения квалификации iconНеобходимо знать
Составитель: А. Н. Неезжалова, методист центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации гоу дпо «Чукотский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск