Скачать 193.26 Kb.
|
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Чукотского автономного округа «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации». РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Педагогический эксперимент: от идеи до разработки» Анадырь, 2013 г. Составитель: Леонова В.Г., заместитель директора по вопросам методического сопровождения учреждений образования и культуры Чукотского автономного округа государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Чукотского автономного округа «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации». Рецензенты: Тараненко Л.Н., методист педагогического персонала государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж», кандидат искусствоведения, доцент, Ивонинская О.А., методист отдела методического сопровождения образовательных учреждений городского округа Анадырь государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Чукотского автономного округа «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации». Утверждена Ученым советом государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Чукотского автономного округа «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации». Протокол №02-05/02 от 05.06.2013 г. Пояснительная записка Программа «Педагогический эксперимент: от идеи до разработки» направлена на изучение планирования и организации деятельности руководителей образовательных учреждений (далее – ОУ) в условиях эксперимента. Основной категорией обучающихся по данной программе являются руководители и заместители руководителей ОУ, методисты, педагоги образовательных учреждений Чукотского автономного округа (далее - ЧАО). Программа прошла апробацию в процессе дистанционных курсов с 27 февраля по 27 апреля 2012 года. Данную программу успешно усвоили 26 педагогических работников: директора, заместители директоров средних и дошкольных общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений ЧАО. Актуальность предлагаемого курса обусловлена тем, что в современном образовании все большее значение приобретают инновационные и поисковые процессы. Педагогами создаются и внедряются педагогические разработки, которые направлены на создание новой практики образования. Поиски ведутся в области отбора и структурирования нового содержания образования, разработки и адаптации технологий развивающего типа, форм и методов преподавания, адекватных целям личностно-ориентированной педагогики. Эти процессы требуют от руководителей образовательных учреждений построения таких моделей управления, которые обеспечивают развивающий режим деятельности учреждения. Внедрение авторских педагогических разработок предполагает их апробацию, следовательно, при определенных условиях и проведение педагогического эксперимента. Указанные позиции требуют от педагогов умения проектировать, апробировать и внедрять инновационную разработку, от руководителя – осуществлять управление процессом проектирования и реализации программ развития образовательных учреждений. Цель данной программы: Освоение технологии экспериментальной деятельности педагогами и руководителями ОУ ЧАО. Задачи программы:
Программа курса состоит из трех блоков:
В результате прохождения курсов повышения квалификации слушатели смогут:
Основным методом изучения программы является практический подход, при котором участники курсов овладевают основными умениями и навыками через активную самостоятельную творческую работу, направленную на выполнение заданий, опираясь на реальную практику своей профессиональной деятельности. Освоение образовательной программы завершается обязательной государственной итоговой аттестацией. Итоговая аттестация засчитывается по итогам выполнения:
УЧЕБНЫЙ ПЛАН курсов повышения квалификации по теме: «Педагогический эксперимент: от идеи до разработки» Цель программы: овладение педагогами и руководителями ОУ основами экспериментальной деятельности. Категория слушателей: руководители и заместители руководителей ОУ, методисты, педагоги образовательных учреждений. Объем: 72 часа Форма обучения: дистанционная.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курсов повышения квалификации по теме: «Педагогический эксперимент: от идеи до разработки»
Содержание основных разделов рабочей программы «Педагогический эксперимент: от идеи до разработки»
Современная ситуация в сфере образования. Позитивные изменения и проблемы практики образования. Деятельность образовательного учреждения в условиях ФГОС нового поколения. Новые ценности и цели образования. Социальный заказ общества на образовательные услуги.
Особенности учебного процесса, направленные на выполнение нового социального заказа. Принципы и подходы к отбору содержания образования. Подходы к организации учебного процесса, направленные на подготовку мобильного конкурентоспособного выпускника школы, способного к саморазвитию. Личностно-ориентированный подход в обучении.
Определения педагогического эксперимента по Поташнику М.М., Загвязинскому В.И., Новикову А.М., краткой философской энциклопедии и психологическому словарю. Понятие педагогического эксперимента. Признаки педагогического эксперимента, отличающие его от новаторской педагогической деятельности. Индивидуальная и социальная значимость экспериментальной педагогической деятельности.
Уровни педагогического эксперимента. Статус педагогического эксперимента. Типы педагогического эксперимента. Этапы педагогического эксперимента. Функции этапов педагогического эксперимента.
Цикл педагогического эксперимента как основа технологии эксперимента. Диагностика состояния педагогического процесса. Выявление проблем и противоречий в практике образования. Поиск идей разрешения проблем и противоречий. Замысел педагогического эксперимента. Функции программы эксперимента. Компоненты программы эксперимента: их назначение и содержание. Логика педагогического эксперимента. Взаимосвязь компонентов: проблема, противоречие, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, диагностический инструментарий, критерии, сроки, этапы, прогнозируемые результаты и последствия эксперимента, способы внедрения результатов в практику преподавания.
Границы исследования и изменения практики образования. Области изменения практик образования: примеры. Свойства, отношения, функции, выделяемые в объекте экспериментирования. Типология предметов исследования, их функции в экспериментальном цикле. Отличия педагогического целеполагания и экспериментального. Признаки целей эксперимента. Задачи как шаги достижения целей. Примеры задач эксперимента. Научно-обоснованные гипотезы как система мер по реализации задач эксперимента и достижению цели эксперимента. Типы гипотез.
Диагностический инструментарий. Тесты, анкеты, контрольные работы, интервью, беседы, опросники и т.д. Требования к созданию и отбору, технология применения тестов, контрольных работ, интервью, бесед, опросников, границы и условия применимости диагностического инструментария и способы обработки результатов. Критерии эффективности педагогического эксперимента. Примеры и способы разработки критериев.
Аспекты совершенствования сфер личности обучающегося: эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, познавательной. Техники прогноза результатов педагогического эксперимента и диагностики состояния эмоциональной сферы, воображения, мыслительных процессов, деятельности, коммуникативных способностей, внимания, воли, ответственности, самостоятельности и других качеств личности. Прогноз отрицательных последствий эксперимента и способа их компенсации. Соотнесенность промежуточных результатов эксперимента с темпом освоения тем, базовым компонентом содержания образования, образовательными целями и т.д.
Типология результатов педагогического эксперимента: концепции курсов (и учебных заведений), программы курсов (и развития образовательных учреждений), стратегии и стратегические планы, методики, педагогические технологии, воспитательные системы, образовательные модели, педагогические приемы и техники, управленческие модели – сущность и отличительные признаки. Методики обработки результатов применения диагностического инструментария. Обработка результатов эксперимента с помощью столбчатых и круговых диаграмм, графиков зависимостей, сопоставительных процедур анализа. Примеры представления результатов эксперимента разного типа.
Дневник экспериментатора: назначение и способы ведения. Рефлексивный отчет: условия применения, структура и содержание. Стенограммы: условия применения. Статья по итогам эксперимента: способы выстраивания логики изложения. Доклад на педагогической конференции, педагогических чтениях, педсовете: фрагменты разработок. Видеозаписи: образцы экспериментальных уроков. Реферат: функции в осмыслении результатов педагогического эксперимента, социализации результатов и становлении мастерства педагога-исследователя.
Анализ педагогического опыта. Выявление содержания педагогического эксперимента. Описание фрагментов экспериментальной деятельности. Рефлексивный отчет по промежуточным итогам педагогического эксперимента. Формы представления результатов эксперимента. Самостоятельная разработка содержания педагогического эксперимента в учебном заведении.
Защита программ педагогического эксперимента (или их фрагментов). Описание экспериментальной деятельности. Критический анализ результатов (итоговых или промежуточных) педагогического эксперимента. Формы контроля Контрольная работа по теме: «Теоретические основы экспериментальной деятельности». Задание: Напишите текст контрольной работы последовательно отвечая на вопросы.
Оценивание содержания ответа на каждый вопрос контрольной работы осуществляется по 5-ти балльной шкале (от 0 до 5). Зачет ставится при сумме баллов от 30 до 50. Курсовой проект «Разработка программы содержания педагогического эксперимента» Задание: Разработайте программу эксперимента на основе собственной педагогической практики. В программу эксперимента входит:
Проведите защиту проекта на методическом мероприятии образовательного учреждения. Критерии оценивания курсового проекта.
Зачет за курсовой проект ставится при сумме баллов от 12 до 25 баллов. Список рекомендуемой литературы
Интернет-ресурсы
Методические рекомендации по реализации учебной программы курсов повышения квалификации по теме: «Педагогический эксперимент: от идеи до разработки» Программа предполагает активную самостоятельную и творческую работу обучающихся, направленную на выполнение контрольной работы и курсового проекта.
Требования к оформлению контрольной работы Титульный лист должен нести следующую информацию: - полное наименование образовательного учреждения; - обозначение характера работы (курсовой проект, контрольная работа); - наименование темы курсового проекта; - тема курсов повышения квалификации; - фамилия, имя, отчество автора; - название населенного пункта, в котором находится учреждение образования; - год написания работы. Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4. Выполнение работы осуществляется через 1,5 интервала, шрифт 13 Times New Roman. Параметры страницы: левое поле - не менее 30 мм, правое поле - не менее 10 мм, верхнее поле - не менее 15 мм, нижнее поле - не менее 20 мм. Общий объем контрольной работы – не более 5 страниц. Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Приложения не входят в общий объем, нумеруются отдельно. Приложения являются необязательной частью курсовой работы. Текст ссылки, пояснения приводят внизу страницы, отделяя его от основного текста короткой горизонтальной линией с левой стороны. В тексте ссылки должны соблюдаться правила библиографического описания. Список литературы содержит, как правило, только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки. Контрольная работа сохраняется в одном файле, ему присваивается имя «КР Фамилия слушателя» и отправляется на электронный адрес куратора курсов Леоновой Валентине Григорьевне: cmsinstitut@mail.ru. Срок предоставления контрольный работы – в соответствии с расписанием – до 20 марта 2012 г.
Требования к оформлению курсового проекта Титульный лист должен нести следующую информацию: - полное наименование образовательного учреждения; - обозначение характера работы (курсовой проект, контрольная работа); - наименование темы курсового проекта; - тема курсов повышения квалификации; - фамилия, имя, отчество автора (коллектива авторов); - название населенного пункта, в котором находится учреждение образования; - год написания работы. Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4. Выполнение работы осуществляется через 1,5 интервала, шрифт 13 Times New Roman. Параметры страницы: левое поле - не менее 30 мм, правое поле - не менее 10 мм, верхнее поле - не менее 15 мм, нижнее поле - не менее 20 мм. Общий объем курсовой – не менее 15 и не более 30 страниц. Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Приложения не входят в общий объем, нумеруются отдельно. Приложения являются необязательной частью курсовой работы. Ссылки на источники в тексте обязательны. В тексте ссылки должны соблюдаться правила библиографического описания. Список литературы содержит, как правило, только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки. Курсовой проект сохраняется в одном файле (при наличии приложений – в папке), присваивается имя «КП Фамилия слушателя» и отправляется на электронный адрес куратора курсов. |
Программа курсов повышения квалификации по теме «Современная сельская... Директор аоу дпо ур «Центр повышения квалификации работников культуры» Удмуртской Республики | План проспект курсов повышения квалификации педагогических работников... Бурятский республиканский педагогический колледж предлагает слушателям: стационарные курсы и семинары (на базе колледжа), выездные... | ||
Аннотированный каталог лучших выпускных работ слушателей курсов повышения квалификации Аннотированный каталог лучших выпускных работ слушателей курсов повышения квалификации (кафедра трудового обучения): Выпуск Ульяновск:... | Реферат слушателя курсов повышения Ульяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования | ||
Отчет о проделанной работе за 2009 – 2010 учебный год педагога дополнительного... Повышение квалификации: Посещение занятий курсов повышения квалификации при Московском педагогическом университете | Факультет повышения квалификации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | ||
Программа курсов повышения квалификации для преподавателей дши рмэ 2-10 июня 2011 года Координатор курсов О. П. Сергеева, Заслуженный работник культуры рмэ, Зав отделением «Хореографическое творчество» | Рабочая программа Наименование дисциплины Введение в просвечивающую... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа Наименование дисциплины Сканирующая электронная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа курсов повышения квалификации «Астрономия в современной... | ||
Программа курсов повышения квалификации «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет-технологий» | Рабочая тетрадь слушателей курсов повышения квалификации «Создание условий реализации ооп ноо» ... | ||
Программа курсов повышения квалификации «Современные проблемы исполнительского мастерства учащихся класса духовых и ударных инструментов» | Наименование курсов повышения квалификации Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста | ||
Образовательная программа повышения квалификации Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) | Программа дистанционных курсов повышения квалификации молодых педагогов Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии |