Скачать 327.76 Kb.
|
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Кафедра трудового обучения Аннотированный каталог лучших выпускных работ слушателей курсов повышения квалификации Выпуск 1 Ульяновск 2004 ББК 22.1 А 72 Аннотированный каталог лучших выпускных работ слушателей курсов повышения квалификации (кафедра трудового обучения): Выпуск 1. - Ульяновск: УИПКПРО, 2004. - 25 с. Составители: АтауловаО.В. - зав. кафедрой трудового обучения Колпакова Л.С. - методист кафедры трудового обучения В Ваших руках первый выпуск каталога лучших выпускных работ слушателей курсов повышения квалификации по кафедре трудового обучения Ульяновского ИПКПРО, который поможет найти Вам кратчайший путь к авторским разработкам коллег задолго до официальной публикации материалов. В каталог вошли выпускные работы, подготовленные педагогами в 2000-2003 учебных годах, скомпонованные по различным педагогическим проблемам:
С материалами заинтересовавших Вас работ можно ознакомиться на кафедре трудового обучения или встретиться с авторами по указанному в аннотации адресу. Авторы, представленные в нашем сборнике, готовы к сотрудничеству с Вами. Печатается по решению редакционно-издательского совета Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. © Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2004. © О.В.Атаулова, Л.С.Колпакова, 2004. Содержание стр. 1. Методическое (дидактическое) обеспечение учебного предмета ..4 2. Экономическое (эстетическое, нравственное, технологическое и др.) воспитание (образование) учащихся на занятиях учебного предмета.......................7 3. Развитие (мышления, интереса, речи и т.д.) учащихся средствами учебного предмета .................................................................................................................9 4. Использование педагогических технологий (дифференцированный подход, игровые технологии, проблемное обучение и т.д.) при обучении учебному предмету ..11 5. Методика проведения занятий учебного предмета (реализация дидактических принципов обучения, применение технических средств обучения, организация тестового контроля знаний учащихся, организация домашней технологической работы учащихся и т.д.) ..14 6. Внеурочная работа с учащимися по предмету ..19 7. Организация профильного (технологического) обучения старшеклассников ..21 8. Организация процесса технологического обучения в малокомплектной школе ..23 9. Метод проектов в технологическом обучении школьников ..23 10. Компьютер на уроках “Технологии” ..24 I. Методическое (дидактическое) обеспечение учебного предмета 1. Киселева Б.С. Дидактическое обеспечение вариативного спецкурса “Хозяйка усадьбы (раздел “Овощеводство”)” - МУПК № 1 Засвияжского района, 2000. Работа посвящена вопросу дидактического обеспечения учебного процесса в УПК, в частности, вариативного спецкурса “Хозяйка усадьбы” (овощеводство) на 170 часов, из них -68 часов теории и 102 часов практики. Имеется тематический план на 10 занятий, план-конспект занятия “Праздник урожая” содержит материалы по активизации познавательной деятельности учащихся, заочную экскурсию “Огородный фейерверк”, “Осенние посиделки”: конкурсы, викторины, загадки об осени, рубрику “Приглашает кафе “Золотая осень”, инструкционно-технологические карты “Подготовка семян к посеву”, “Определение механического состава почвы пробой на свертывание шнура”. 2. Ломовцева Е.В. Использование дидактического оснащения при организации самостоятельных работ. - Средняя школа № 62 г. Ульяновска, 2000. На примере раздела “Хозяйка дома” (Эстетика жилого дома, 10 кл.) программы “Технология” (сельский вариант) учитель ведет речь об использовании дидактического обеспечения при организации самостоятельных работ. Тематический план раздела, план-конспект урока по теме “Художественная обработка ткани. Драпировка”, комплект инструкционных карт по выполнению образца драпировки дополняют теоретическое обоснование заявленной педагогической проблемы. 3. Давыдова Н.С. Дидактическое обеспечение раздела “Конструирование и моделирование”. - Средняя школа № 36 г.Ульяновска, 2001. Работа интересна план-конспектами трех уроков по разделу “Конструирование и моделирование юбки” с богатым приложением дидактического материала (на 37 листах): мини-плакаты “Ассортимент женской одежды”, “Виды юбок по крой”, “Правила снятия мерок”, справки “Из истории костюма”, “Юбка в русском народном костюме”, таблица “Мерки для построения чертежа юбки”, инструкционные карты по построению чертежей юбки разной формы, контрольные карточки по теме “Снятие мерок”, карточки-задания “Моделирование и конструирование юбки”, карточки тестового контроля. 4. Кондратьева В.С. Дидактическое обеспечение учебных занятий раздела “Рукоделие”. - Инзенская школа № 3, 2002. Работа содержит методику организации учебного процесса на уроках технологии по разделу “Макраме” модуля “Культура дома” в 6 классе, тематическое планирование, планы-конспекты уроков раздела. 5. Новикова Л.Б. Дидактическое обеспечение программы “Машинопись с основами делопроизводства (практическое обучение)” для учащихся 9 классов. - МУК-4 г.Ульяновска, 2002. Преподаватель межшкольного учебного комбината делится своим опытом организации учебного процесса по курсу “Машинопись с основами делопроизводства” для учащихся 9 классов. Приложены учебно-тематический и комплекс дидактических средств для выполнения практических работ, 54 карточки-задания. 6. Воинов В.Н. Речевое обеспечение процессов профессионально-трудового обучения глухих учащихся. - Школа-интернат для неслышащих детей № 87 г.Ульяновска, 2003. Работа посвящена особенностям методики обучения технологии глухих учащихся в условиях школы-интерната для неслышащих детей г.Ульяновска. План-конспект урока “Выпиливание лобзиком по внешнему контуру” содержит речевую пятиминутку, слухозрительный диктант, словарную работу, игру “Угадай, что там”, разные виды инструктирования, практическую работу “Изготовление разделочной доски” с учебной картой. Список литературы содержит 11 наименований. 7. Гиматдинова С.Г. Дидактическое обеспечение учебных занятий образовательной области “Технология”. - Средняя школа №23 г.Димитровграда, 2003. В работе раскрыты особенности дидактического обеспечения уроков “Технологии” у девочек в 5 классе. Прилагается учебно-тематическое планирование разделов “Элементы материаловедения”, “Уход за одеждой”, планы-конспекты уроков: “Материаловедение. Ткани из натуральных растительных волокон и их свойства”, “Производство ткани из льна” с дидактическим обеспечением. 8. Максименкова Е.Н. Дидактическое обеспечение учебных занятий по разделу “Конструирование и моделирование в 6 классе”. - Средняя школа № 41 г.Ульяновска, 2003. Автор рассматривает дидактическое обеспечение как педагогическую проблему, прилагает дидактическое обеспечение учебных занятий по конструированию и моделированию конических и клиньевых юбок в 6 классе: учебно-тематический план раздела, планы-конспекты уроков: “В мире поясных изделий”, “Конструирование - построение чертежа изделия”, “Моделирование - творческий процесс создания новых моделей”, миниплакаты “Плечевая одежда”, “Деление юбок по крою”, информационные карты “Это интересно”, инструкционные карты “ Снятие мерок”, “Линии фигуры и линии чертежа”, к практической работе “Снятие мерок и запись результатов измерения”, карточки-задания по теме “Снятие мерок. Поясное изделие”, “Моделирование”. 9. Нуруллин Г.Г. Дидактическое обеспечение уроков труда в 6 классе. - Средняя школа № 36 г.Ульяновска, 2003. Учитель делится своим богатейшим опытом работы по “Технологии”. Конспекты уроков по теме “Технология изготовления деталей, включающих шиповые соединения” сопровождаются богатым дидактическим обеспечением в виде мини-плакатов, технологических карт, карточек с заданиями, инструкций по технике безопасности, материалов и индивидуальных сообщений для учащихся, а также для бесед учителя, кроссвордов по теме. 10. Половинкин В.А. Дидактическое обеспечение учебных самостоятельных работ в 5 классе по теме “Технология обработки древесины”. - Загоскинская средняя школа, 2003. В работе представлен план-конспект урока “Разметка и пиление древесины” в 5 классе. Методически грамотно оформлены “Приложения” к уроку, ознакомление с которым будет полезно учителям “Технологии”. II. Экономическое (эстетическое, нравственное, технологическое и др.) воспитание (образование) учащихся на занятиях учебного предмета 11. Кулешова Н.А. Эстетическое воспитание школьников на уроках “Технологии”. - Средняя школа № 68 г.Ульяновска, 2001. Заявленная педагогическая проблема решается учителем в практике преподавания раздела “Рукоделие” в 6 классе на примере обращения к традиционным вышивкам народов, населяющих Ульяновскую область. 12. Ланкова Л.И. Эстетическое воспитание. - Средняя школа № 85 г.Ульяновска, 2002. Автор анализирует опыт внеурочной работы в школах Засвияжского района г.Ульяновска, а также ведет разговор об эстетическом воспитании во внеурочной работе с учащимися 7-8 классов на занятиях спецкурса “Основы декоративного цветоводства и цветочной аранжировки” в своей школе. 13. Сулайманова Э.Г. Экологическое образование на уроках “Технологии”. - Беловедская основная школа Карсунского района, 2002. Работа посвящена показу возможностей экологического образования на уроках “Технологии” в разделе “Кулинария”, а также реализации данной проблемы в личном опыте учителя. Приведены конспекты уроков “Изделия из теста”, “Приготовление пельменей” и “Финансовая деятельность предпринимателя”. 14. Зудова Р.Н. Экологическое образование на уроках “Технологии”. - Жедяевская средняя школа, 2003. Автор делится опытом реализации проблемы экологического образования на уроках “Технологии” в своей школе. Прилагается план-конспект урока на тему “Освещение жилого дома”, сочинения учащихся “Какой я представляю нашу планету через 100 лет”, а также фрагмент творческого проекта учениц 11 класса “Суд времени”. 15. Шакирова Н.И. Экономическое образование на уроках “Технологии”. - Барышская средняя школа № 1,2003. Интересен материал приложений: рецептура блюд из дикорастущих растений “Целебное лукошко”, памятка “Экономь тепло, воду, энергию”, тесты на закрепление нового материала по разделу “Кулинария”. 16. Страхова З.И. Формирование экологической культуры на уроках “Технологии”. - Пед. лицей г. Димитровграда, 2003. В работе собран интереснейший региональный материал по проблеме, даются практические рекомендации по введению его в практику учителя “Технологии” с целью формирования основ экологической культуры школьника. 17. Рождественская М.В. Решение проблем экологического воспитания в образовательной области “Технология”. - Средняя школа № 10 г.Димитровграда, 2003. Автор приводит примеры реализации проблемы экологического воспитания учащихся на уроках “Кулинарии” в 5 классах. 18. Горн Н.Е. Эстетическое воспитание на уроках “Технологии”. - Средняя школа № 75 г. Ульяновска, 2003. Учитель раскрывает методы и формы организации учебной деятельности по данной педагогической проблеме на примере модуля “Художественная обработка материалов” по теме “Лоскутная техника”, прилагает три конспекта уроков на тему “Изготовление прихватки”. 19. Мокушева Л.Н. Эстетическое воспитание на уроках “Технологии” (на примере спецкурса “Ковроделие” модуля “Культура дома”. - Средняя школа № 86 г.Ульяновска, 2003. Учитель рассматривает данную проблему на примере авторского спецкурса “Ковроделие” модуля “Культура дома”, разработанного ею в средней школе №86 г.Ульяновска. В работе представлены исторические сведения о возникновении коврового искусства в России, о подготовке шерсти к прядению, пряжи к ковроделию, тематический план, программа и учебно-тематическое планирование спецкурса на 18 часов, инструкционные карты о различных техниках изготовления ковров: иглой, крючком, петельным способом на швейной машине, из лоскутных уголков, на рамках. План-конспект урока в 6 классе “Процесс изготовления нитей из волокон” содержит коллекции шерстяных волокон, фабричной пряжи, а также инструкционно-технологические карты: “Подготовка шерсти к прядению”, “Изготовление коврика ковровой иглой”, “Изготовление коврика из остатков пряжи”, “Изготовление коврика из пакли”. 20. Пьянова Е.С. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. - МОУ ДОД ЦДТ № 2 г. Ульяновска, 2003. Автор рассматривает вопросы эстетического воспитания на занятиях “Школы юных модельеров” в системе дополнительного образования. 21. Пушкарева В.В. Развитие эстетических способностей учащихся во внеурочной деятельности. - Средняя школа № 10, 2003. Работа интересна своей практической направленностью. Автор рассматривает проблему на примере занятий кружка “Роспись по дереву” для учащихся 6-8 классов. III. Развитие учащихся (мышления, интереса, речи и т.д.) средствами учебного предмета 22. Пылин М.Ю. Этнографические экспедиции школьников как одна из форм учебной деятельности в курсе “Технологи”. - Сосновская средняя школа Карсунского района, 2001. Работа посвящена вопросам подготовки и проведения экспедиций, специального снаряжения, документации и способам фиксации объектов исследования, обработки и использования материалов экспедиций в учебной деятельности школьников, рассматривает региональный компонент содержания образования. 23. Салеева И.А. Приемы активизации учащихся в процессе обучения “Технологии”. - Средняя школа № 48 г.Ульяновска, 2001. Автор рассуждает о том, какие уроки интересны учащимся, каковы критерии эффективности обучения, делится своим опытом работы, предлагает свое видение тематического планирования раздела “Кулинария” в 5 классе, разработку урока “Повторение изученного в разделе ”Кулинария” с дидактическим обеспечением. 24. Ситдикова Н.И. Развитие творческих способностей учащихся на уроках трудового обучения. - Средняя школа № 65 г.Ульяновска, 2001. Автором разработаны десять творческих заданий, которые могут служить методическим пособием для учителей трудового обучения. 25. Богданова Л.Н. Формирование творческих способностей учащихся на уроках “Технология”. - Новомайнская школа №2, 2002. Автор анализирует методики формирования творческих способностей на занятиях раздела “Рукоделие” в 6 классе по теме “Технология выполнения счетных швов”. 26. Гусева Э.А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках “Технологии”. - Средняя школа № 17, г. Димитровград, 2002. Учитель дает характеристику творческого проекта как средства развития творческих способностей учащихся, представляет авторское видение развития творческих способностей учащихся на уроках “Технологии”, предлагает методическое обеспечение вышеназванной работы по развитию творчества учащихся, показывает подходы к анализу выполнения творческих проектов. |
Методические рекомендации по подготовке и оформлению письменных работ Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, аспирантов, студентов, слушателей курсов повышения квалификации Брянского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Руководство предназначено для заведующих и профессорско-преподавательского состава профилирующих кафедр Академии, руководителей выпускных... | ||
Программы повышения квалификации Категория слушателей (требования к слушателям) высшее образование (обучающиеся в магистратуре и аспиранты также могут участвовать... | Петрофизика Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации специальности «Геофизика» по программе «Методы поисков и... | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе. Предназначено... Рецензент – Лопатина Г. Б., кандидат биологических наук, доцент Сыктывкарского лесного института | Рабочая программа курсов повышения квалификации «Педагогический эксперимент:... Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) | ||
Рабочая тетрадь слушателей курсов повышения квалификации «Создание условий реализации ооп ноо» ... | Программа курсов повышения квалификации по теме «Современная сельская... Директор аоу дпо ур «Центр повышения квалификации работников культуры» Удмуртской Республики | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации / науч ред. Л. М. Ванюшкиной. – Спб.: Спб аппо, 2012. – 38 с | 2. Требования к оформлению итоговой работы Подготовка и защита итоговой работы является одним из видов итоговой аттестации слушателей курсов повышения квалификации | ||
Методические рекомендации по подготовке рефератов, итоговых и выпускных... С. И. Алексеев, заведующий кафедрой таможенного дела Института дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации,... | Магниторазведка Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации специальности «Геофизика» по программе «Методы... | ||
Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для... Методические рекомендации для слушателей Тюменского института повышения квалификации мвд россии по подготовке рефератов. Тюмень:... | Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для... Методические рекомендации для слушателей Тюменского института повышения квалификации мвд россии по подготовке рефератов. Тюмень:... | ||
О проведении текущего контроля знаний и итоговой аттестации слушателей... Контроль и учёт знаний, умений и навыков слушателей при обучении является необходимым компонентом учебного процесса | Вид программы Программа повышения квалификации Выдаваемый документ... Дать системное представление и практические навыки в сфере деятельности, связанной с маркетингом |