Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации13.01.2014
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5


КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования
Кафедра культурологического образования

__________________________________________________________________


С. В. Подгорнова, Ю. А. Смирнова, Н. Г. Шейко

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ НАРОДОВ РОССИИ, ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В РАМКАХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО (ВНЕКЛАССНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ


Методические материалы

для слушателей курсов повышения квалификации

Научная редакция Л. М. Ванюшкиной


Санкт-Петербург

2012

ББК 74.200.532

П 44
Печатается по решению Редакционно-издательского совета СПб АППО
А в т о р ы:
С. В. Подгорнова, преподаватель кафедры

культурологического образования СПб АППО;

Ю. А. Смирнова, преподаватель кафедры

культурологического образования СПб АППО;

Н. Г. Шейко, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры культурологического образования СПб АППО
Р е ц е н з е н т ы:

О. Б. Островский, доктор исторических наук, доцент кафедры теории и методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена;

О. Н. Журавлева, кандидат педагогических наук,

заведующая кафедрой социального образования СПб АППО
Н а у ч н а я р е д а к ц и я

Л. М. Ванюшкиной, доктора педагогических наук, заведующей кафедрой культурологического образования СПб АППО




П 44

Подгорнова С. В., Смирнова Ю. А., Шейко Н. Г.

Изучение истории народов России, истории и культуры Санкт-Петербурга в рамках системы дополнительного (внеклассного) образования учащихся: методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации / науч. ред. Л. М. Ванюшкиной. – СПб.: СПб АППО, 2012. – 38 с. –

ISBN 978-5-7434-0632-9




Данное пособие создано в рамках Программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы (программа «Толерантность»). Оно адресовано слушателям курсов повышения квалификации и содержит необходимые для организации эффективного обучения материалы: текст программы ПК, задания для самостоятельной и групповой работы на семинарах, мастер-классах, практикумах, рекомендации по подготовке итоговой работы.

ISBN 978-5-7434-0632-9

© Комитет по образованию

Правительства Санкт-Петербурга, 2012

© СПб АППО, 2012

© Авторы, 2012
СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………….

4

Раздел 1.

Программа повышения квалификации педагогов «Изучение культурного наследия народов России, истории и культуры Санкт-Петербурга в рамках системы дополнительного (внеклассного) образования учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга с привлечением родителей к образовательному процессу»…………………………………………..




5


Раздел 2.

Задания к практикумам, семинарам и педагогическим мастерским………………………………………………………………



11

Задание 1. Даем определение понятию «культурное наследие»……...

Задание 2. Выявляем педагогический потенциал культурного наследия города…………………………………………………………..

Задание 3. Осваиваем алгоритм работы с произведениями живописи

Задание 4. Осваиваем алгоритм исследования вещи………………….

Задание 5. Учимся исследовать городские объекты…………………...

Задание 6. Проектируем образовательное путешествие………………

Задание 7. Разрабатываем урок истории и культуры Санкт-Петербурга, нацеленный на воспитание у школьников толерантности…………………………………………………………….

Задание 8. Разрабатываем внеклассное мероприятие, нацеленное на воспитание у школьников толерантности……………………………...

11
11

15

16

17

19

20
27


Раздел 3.

Рекомендации по подготовке итоговой работы…………………….



32


Приложение




Педагогический словарь ..………………………………………………

33

Введение

Вы держите в руках сборник, который адресован слушателям курсов повышения квалификации «Изучение культурного наследия народов России, истории и культуры Санкт-Петербурга в рамках системы дополнительного (внеклассного) образования учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга с привлечением родителей к образовательному процессу», реализуемых в рамках городской Программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы (программа «Толерантность»).

Данное издание призвано помочь слушателям – учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, педагогам истории и культуры Санкт-Петербурга, мировой художественной культуры, классным руководителям – не только успешно пройти обучение на курсах повышения квалификации и организовать процесс самообразования, но и в целом научиться осмысленно выстраивать педагогический процесс по воспитанию у школьников основ толерантного сознания.

Первый раздел содержит текст программы повышения квалификации, имеющей два содержательных модуля: один из них адресован педагогам, работающим с младшими школьниками, второй – учителям 5–9-х классов.

Второй раздел пособия включает задания для самостоятельной работы слушателей, используемые в контексте семинаров и мастер-классов. Ориентация на деятельностный подход в освоении культурного наследия Санкт-Петербурга и педагогических технологий воспитания толерантности школьников позволит слушателям приобрести не столько теоретические знания, сколько практические навыки и умения, необходимые для организации урочного и внеурочного образования учащихся.

Обучение по данной программе повышения квалификации предполагает и обмен педагогическим опытом, накопленным образовательными учреждениями Санкт-Петербурга. Поэтому важная часть работы курсов – круглый стол, на котором слушатели получают возможность представить свои авторские подходы к организации педагогического процесса формирования толерантности школьников. В соответствии с этим в третьем разделе пособия даются рекомендации по подготовке итоговой работы, которую слушатели выносят на общее обсуждение.
Надеемся, что этот сборник будет полезен не только тем, кто пройдет обучение на курсах, но и всем педагогам, стремящимся придать учебному процессу личностно-ориентированный, развивающий характер.
Раздел I

Программа повышения квалификации педагогов

«Изучение культурного наследия народов России, истории и культуры Санкт-Петербурга в рамках системы дополнительного (внеклассного) образования учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга

с привлечением родителей к образовательному процессу»
Пояснительная записка
Курсы повышения квалификации по программе «Изучение культурного наследия народов России, истории и культуры Санкт-Петербурга в рамках системы дополнительного (внеклассного) образования учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга с привлечением родителей к образовательному процессу» организованы в рамках городской Программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге (программа «Толерантность»). Северная столица издавна славилась многонациональным составом населения, поликультурным пространством, а отличительной чертой петербуржцев была толерантность. В последние десятилетия усилились миграционные процессы, которые приводят к пополнению состава населения Петербурга жителями других городов, носителями иной культуры, других традиций. Однако в городе в недостаточной мере проводится работа по приобщению мигрантов к непривычному для них миру культурной столицы России. В результате новые горожане сохраняют традиционную культуру и не понимают законов городской жизни, ценности окружающего их мира. Между тем и в среде многих горожан, давно проживающих в Петербурге, также отсутствует понимание значимости поликультурного пространства города, сформированного на протяжении трех столетий представителями разных национальностей, разного вероисповедания. Как правило, большинство из таких горожан не имеют желания использовать богатейший культурный потенциал города, их круг интересов ограничивается утилитарными потребностями. Подобная ситуация недопустима для северной столицы, невостребованность ее культурного потенциала грозит его угасанием, исчезновением. Для дальнейшего эффективного развития Санкт-Петербурга как культурной столицы России необходимо превращение жителей города в истинных петербуржцев.

Одним из возможных путей реализации этого процесса является приобщение горожан к культурному наследию, традициям Санкт-Петербурга, их интеграция в поликультурное пространство города. Важную роль здесь играет не только школа, но и семья.

Цель программы повышения квалификации – создать условия для освоения знаний и формирования умений, необходимых для педагогической деятельности, направленной на гармонизацию межэтнических отношений в Санкт-Петербурге, для воспитания толерантного сознания школьников; способствовать внедрению в практику работы педагогов инновационных методов освоения учащимися культурного наследия народов России.

Задачи программы:

  • расширение представлений педагогов о возможных путях и способах формирования толерантного сознания школьников;

  • формирование знаний о специфике поликультурного пространства Санкт-Петербурга, представления о необходимости интеграции мигрантов и местных жителей путем их приобщения к культурному наследию многонационального Санкт-Петербурга;

  • освоение учителями принципов организации педагогического процесса приобщения детей и их родителей к наследию Санкт-Петербурга на уроках и во внеклассной деятельности;

  • освоение методов и технологий взаимодействия с объектами культурного наследия города;

  • развитие у педагогов умения проектировать уроки и внеклассные мероприятия, нацеленные на формирование толерантного сознания школьников в процессе освоения ими культурного наследия города;

  • знакомство учителей с возможными способами привлечения родителей к процессу приобщения детей к культурному наследию Санкт-Петербурга.

Целевая группа: учителя начальных классов, учителя истории и культуры Санкт-Петербурга, мировой художественной культуры, классные руководители, воспитатели групп продленного дня.

Срок обучения: 24 часа.

Форма проведения курсов: очная (без отрыва от производства); сочетание лекций, практических занятий, наблюдения за внедрением методики освоения культурного наследия в школьную практику.

Содержание программы для учителей начальных классов

и воспитателей групп продленного дня
Раздел 1. Специфика поликультурного пространства Санкт-Петербурга и особенности его освоения (4 часа).

Актуальность проблемы формирования толерантного сознания школьников. Понятие «поликультурное пространство». История формирования поликультурного пространства Санкт-Петербурга. Особенности поликультурного пространства современного Санкт-Петербурга.

Освоение культурного наследия – путь к толерантности. Педагогический потенциал культурного наследия Санкт-Петербурга.
Раздел 2. Краеведческое образование и его возможности в освоении поликультурного пространства города (8 часов).

Система краеведческого образования петербургских школьников. Учебный предмет «История и культура Санкт-Петербурга» и его роль в решении проблемы формирования толерантности.

Программа учебного курса «Чудесный город» и ее возможности в формировании толерантного сознания младших школьников.

Связь учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» и дополнительного краеведческого образования в школе и за ее пределами. Учреждения культуры и образования, способные стать партнерами школы в решении задач формирования толерантного сознания (Санкт-Петербургский Дом национальностей, Российский этнографический музей, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Дворцы и Дома творчества юных, Детская библиотека истории и культуры Санкт-Петербурга и пр.).

Объединение усилий школы и семьи – важнейшее условие воспитания толерантности. Возможные пути взаимодействия педагогов и родителей по решению проблемы формирования толерантного сознания школьников средствами культурного наследия города.
Раздел 3. Методика освоения поликультурного пространства города в рамках дополнительного (внеклассного) образования учащихся начальных классов (12 часов).

Психологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет при проектировании системы воспитательной работы, направленной на формирование у учащихся 14-х классов толерантного сознания. Темы и проблемы, предлагаемые младшим школьникам для обсуждения. Особенности отбора объектов культурного наследия, позволяющих раскрыть поликультурность Санкт-Петербурга.

Аудиторные и внеаудиторные методы и технологии освоения культурного наследия и необходимость их интеграции в рамках дополнительного (внеклассного) образования.

Методические основы организации самостоятельной познавательной и оценочной деятельности детей в реальном пространстве города. Учебная прогулка и образовательное путешествие – базовые методы освоения культурного наследия. Особенности проектирования учебных прогулок и образовательных путешествий в контексте решения задачи формирования толерантного сознания учащихся.

Методические основы организации самостоятельной познавательной и оценочной деятельности младших школьников в пространстве музея. Особенности проектирования музейно-педагогического занятия, нацеленного на знакомство учащихся 14-х классов с традициями и обычаями представителей различных национальностей, проживающих в Петербурге.

Праздники и театрализации как способ приобщения к традициям и обычаям представителей разных национальностей, населяющих Санкт-Петербург. Возможные методические модели проведения праздников и театрализаций.

Опыт педагогов начальных классов по формированию толерантности учащихся 14-х классов.

Содержание программы для педагогов,

работающих с учащимися 59 классов
Раздел 1. Специфика поликультурного пространства Санкт-Петербурга и особенности его освоения (4 часа).

Актуальность проблемы формирования толерантного сознания школьников. Понятие «поликультурное пространство». История формирования поликультурного пространства Санкт-Петербурга. Особенности поликультурного пространства современного Санкт-Петербурга.

Освоение культурного наследия – путь к толерантности. Педагогический потенциал культурного наследия Санкт-Петербурга.
Раздел 2. Краеведческое образование и его возможности в освоении поликультурного пространства города (8 часов).

Система краеведческого образования петербургских школьников. Учебный предмет «История и культура Санкт-Петербурга» и его роль в решении проблемы формирования толерантности.

Программы учебных курсов «Санкт-Петербург – город-музей» (для 56-х классов), «История и культура Санкт-Петербурга», «Прогулки по Санкт-Петербургу», «Мой город – Санкт-Петербург» (для 79-х классов) и их возможности в формировании толерантного сознания подростков.

Связь учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» и дополнительного краеведческого образования в школе и за ее пределами. Учреждения культуры и образования, способные стать партнерами школы в решении задач формирования толерантного сознания (Санкт-Петербургский Дом национальностей, Российский этнографический музей, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Дворцы и Дома творчества юных, Детская библиотека истории и культуры Санкт-Петербурга и пр.).

Объединение усилий школы и семьи – важнейшее условие воспитания толерантности. Возможные пути взаимодействия педагогов и родителей по решению проблемы формирования толерантного сознания школьников средствами культурного наследия города.
Раздел 3. Методика освоения поликультурного пространства города в рамках дополнительного (внеклассного) образования учащихся 5–9-х классов (12 часов).

Психологические особенности подростков 1114 лет и их учет при проектировании системы воспитательной работы, направленной на формирование у учащихся 59-х классов толерантного сознания. Темы и проблемы, предлагаемые подросткам для обсуждения. Особенности отбора объектов культурного наследия, позволяющих раскрыть поликультурность Санкт-Петербурга.

Аудиторные и внеаудиторные методы и технологии освоения культурного наследия и необходимость их интеграции в рамках дополнительного (внеклассного) образования.

Методические основы организации самостоятельной познавательной и оценочной деятельности детей в реальном пространстве города. Учебная прогулка и образовательное путешествие базовые методы освоения культурного наследия. Особенности проектирования учебных прогулок и образовательных путешествий в контексте решения задачи формирования толерантного сознания учащихся.

Методические основы организации самостоятельной познавательной и оценочной деятельности подростков в пространстве музея. Особенности проектирования музейно-педагогического занятия, нацеленного на знакомство учащихся 59-х классов с традициями и обычаями представителей различных национальностей, проживающих в Петербурге.

Метод проектов и его возможности в формировании толерантного сознания подростков. Возможное содержание проектов, связанных с освоением поликультурного пространства Санкт-Петербурга. Организационно-педагогические условия реализации ученических проектов.

Опыт педагогов петербургской школы по формированию толерантности подростков.
Учебный план


№ пп

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе

Форма

контроля

Лек-ции

Практи-ческие занятия



Специфика поликультурного пространства Санкт-Петербурга и особенности его освоения

4

2

2




  1. .

Краеведческое образование и его возможности в освоении поликультурного пространства города

8

2

6




  1. 3

Методика освоения поликультурного пространства города в рамках дополнительного (внеклассного) образования учащихся

12

4

8




  1. 4

Итоговый контроль









Зачет




Итого:

24

8

16




Список литературы


  1. Воспитание толерантности: опыт петербургской школы. Научно-методический сборник / науч. редактор Л. М. Ванюшкина. – СПб: СПб АППО, 2007.

  2. Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб.: СМИО Пресс, 2010.

  3. «Если вы живете в Петербурге…». Организация процесса освоения культурного наследия Санкт-Петербурга: методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2012.

  4. Каган М. С. Град Петров в русской культуре. – СПб., 1996.

  5. Многонациональный Петербург: карта-путеводитель / науч. редактор Т. М. Смирнова. – СПб., 2010.

  6. Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы / Н. В. Бессонов, В. А. Дмитриев, В. А. Дымшиц и др.; научный редактор И. И. Шангина. – СПб.: Искусство-СПб, 2002.

  7. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: энциклопедический справочник. – М., 1992.

  8. Санкт-Петербург: энциклопедия. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса», 2006.

  9. Смирнова Т. М. Национальность – питерские. Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в ХХ веке. – СПб.: Сударыня, 2002.

  10. Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга. – СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2002.

  11. Шейко Н. Г., Подгорнова С. В. Если вы живете в Петербурге… Рекомендации и советы родителям по приобщению детей к культурному наследию Санкт-Петербурга. – СПб.: СПб АППО, 2011.

Раздел II

Задания к практикумам, семинарам

и педагогическим мастерским
Задание № 1

Даем определение понятию «культурное наследие»
Уважаемые коллеги! Сегодня Вам предстоит сформулировать понятие «культурное наследие». Для этого Вам необходимо:

1. Написать на листке (без указания своей фамилии и имени) синквейн на тему «Культурное наследие». Напоминаем Вам, что синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях в рамках технологии развития критического мышления как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Правила написания синквейна:

  • Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка – два слова (чаще всего, прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

2. Обменяйтесь листочками с синквейнами. Разделитесь на группы и выполните следующее задание: проанализируйте творческие работы друг друга; попытайтесь определить, какие общие моменты имеются во всех синквейнах; поразмышляйте, какие стереотипы в восприятии культурного наследия имеются у участников практикума, каковы причины их возникновения и могут ли данные стереотипы быть опасными для педагогической деятельности. Свои размышления представьте в виде пятиминутного сообщения.

3. По итогам коллективной дискуссии попробуйте сформулировать определение понятия «культурное наследие».
Задание № 2

Выявляем педагогический потенциал культурного наследия города
Уважаемые коллеги! Сегодня Вам предстоит выяснить, в чем состоит педагогический потенциал музейного и городского пространства. Для этого Вам будет необходимо провести исследование одного из интереснейших городских объектов – Витебского вокзала. Мы предлагаем Вам попытаться увидеть в этом хорошо знакомом памятнике – модель, дающую представление о жизни Петербурга конца XIX – начала XX в.

Источником исследования станут разнообразные «культурные тексты»:

  • письменные источники (краеведческая литература, документы эпохи и пр.);

  • городское пространство;

  • музейное пространство.

Каждый вид «текста» рассматривается как самостоятельный и полноценный канал освоения историко-культурного наследия, позволяющий создать свой образ Витебского вокзала. Сопоставление полученных результатов позволит максимально полно, объемно и многогранно реконструировать картину жизни Петербурга рубежа XIX–XX вв.

Для работы вам предстоит разбиться на три группы, каждая из которых попробует собрать информацию о Витебском вокзале, используя определенный тип культурных «текстов».
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск