Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» (гуо поипкро)





Скачать 357.3 Kb.
НазваниеДополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» (гуо поипкро)
страница1/2
Дата публикации29.08.2014
Размер357.3 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
  1   2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ «ПЕРМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

(ГУО ПОИПКРО)
«Создание проектов на уроках английского языка при помощи ИКТ »

(8-11 классы)
Исполнитель: Бояршинова Н.Л.,

учитель английского языка

первой квалификационной

категории МОУ СОШ №40

Пермь, 2011г.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Глава I Проектная деятельность - теоретический аспект

§1. История возникновения метода проектов…………………….5

§2. Методические принципы проектной методики……………...7

Глава II Проектная деятельность – как один из главных факторов развития мотивации учащихся на уроках английского языка на средней и старшей ступени обучения

§1. Теоретический аспект формирования мотивации…………11

§2. Использование ИКТ. Мотивационный аспект………………20

§3.Проект – как способ сохранения интереса и закрепления полученных знаний……………………………………………………….21

Глава III Диагностика использования ИКТ в современной школе

§1. Преимущества ИКТ…………………………………………….24

§2. Недостатки и проблемы………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………28

Приложения………………………………………………………………30

Список литературы…………………………………………………..37


Введение.

«Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации», (Пр.№271) – такое распоряжение вынес президент РФ Д.А. Медведев в проекте «Национальная образовательная инициатива» «Наша новая школа» от 04.02.2011 г. Таким образом, перед современным учителем были определены новые учебные задачи.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, умения и навыки, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Актуальность написания данной работы заключается в необходимости рассмотреть применение ИКТ в учебно-познавательной деятельности, в частности, проектную деятельность как одно из важнейших условий формирования мотивации школьников 8-11 классов, дальнейшей их успешной социализации. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Цель написания работы - показать, что с помощью ИКТ и проектной деятельности у школьников можно развить умения и способности по самостоятельному добыванию знаний.

В ходе написания работы ставились следующие задачи:

1.Привлечь внимание коллег к актуальности данной темы;

2. раскрыть возможности и особенности использования ИКТ в проектной деятельности в 8-11 классах;

3. определить роль мотивации в обучении английскому языку;

4. рассмотреть плюсы и минусы использования ИКТ в учебной деятельности, скорректировать планы дальнейшей работы.

      Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными  технологиями.

Для решения вышестоящих задач учитель должен владеть не только практическими навыками ИКТ, но и знать теоритическую область данного вопроса. Рассмотрим проектную деятельность с точки зрения теории.


Глава I Проектная деятельность - теоретический аспект.

§1. История возникновения метода проектов.
В настоящее время, когда происходят коренные изменения в обучении, когда кардинальным образом пересматриваются содержание и методы обучения, целесообразно вернуться к рассмотрению истории методики преподавания, в частности проектной, и основных тенденций её развития. Мы не будем рассматривать исторический аспект проектной деятельности детально, а сделаем короткий экскурс.

Существуют разные гипотезы возникновения теоритической базы проектной деятельности как относительно времени, так и относительно места зарождения. Познакомимся с некоторыми из них.

По мнению некоторых методистов история возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX в. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. и Э. Дьюи, X. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».

Во многих развитых странах, в разное время педагогика ставила перед собой задачи модернизации для решения практичности полученных знаний, а также развития творческой свободы, социальной адаптации школьников. Так в конце 79-х годов Королевским колледжем искусств в Великобритании было сформулировано понятие проектирования в контексте программы перестройки образования. Оно тесно связано с проектной культурой, которая возникла как результат объединения гуманитарно-художественного и научно-технического направлений в образовании.

Проектный метод активно включается и в обучение иностранным языкам.
Ярким примером применения проектного метода является учебник “Project English”, опубликованный в 1985 году издательством Оксфордского университета. Автор курса - Т. Хатчинсон, специалист в области коммуникативного обучения грамматике. Впоследствии многие учебно-методические комплексы стали включать в себя элементы проектной методики.

В 20-х гг. XX в. метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода проектов в Советской России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержания учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей, (например, проект «Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан»). Между тем, однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Данный факт послужил основанием для Постановления ЦК ВКП (б) 1931 года «О начальной и средней школе», согласно которому метод проектов был осужден, и в дальнейшем, к сожалению, в практике советской школы не применялся.

В конце 90-х годов современная российская педагогика вновь обратилась к вопросам повышения уровня образования. Таким образом, стало необходимым изучение и развитие уже апробированных мировым педагогическим сообществом методов обучения.

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Метод проектирования стал не только современной областью изучения, но необходимым для решения педагогических задач в условиях информационно-технологического развития в обществе.

§2. Методические принципы проектной методики.
В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.

Проектная культура является как бы той общей формулой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления и которая определяется как проектирование.

Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализуя усвоенные им средства и способы работы. Культура проектирования входит сейчас во многие области образовательной практики в виде проектных методов и проектных методик обучения. Основными методическими принципами, имеющими концептуальное значение для проектной методики, являются:

- принцип прогностичности;

- принцип пошаговости;

- принцип нормирования;

- принцип обратной связи;

- принцип продуктивности;

- принцип культурной аналогии;

- принцип саморазвития.

Эффективность проектной методики в большей степени обеспечивается интеллектуально-эмоциональной содержательностью включаемых в обучение тем. Также следует отметить их постепенное усложнение. Но отличительной особенностью тем является их конкретность. С самого начала обучения предполагается участие обучаемых в содержательной и сложной коммуникации, без упрощения и примитивизма, которые обычно характерны для учебников для начинающих изучать иностранный язык.

Другой отличительной чертой проектной методики является особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых в виде проекта. От чего, собственно, и появилось название методики.

Проект - это самостоятельная, реализуемая обучаемым работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Новизна же подхода в том, что обучаемым дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия.

Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы:

1. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы английского языка.

2. Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

3. Чтобы учащиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре.

Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках английского языка всегда должен присутствовать предмет обсуждения.

Суммируем основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке английского языка;

4. структурирование содержательной части проекта;

5. использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык.

Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.

Учитель – предметник должен не только строить свою работу с точным пониманием принципов работы над проектом, но использовать проектную деятельность для развития мотивации в учебно - познавательной деятельности школьника. Для учащихся старшего звена наиболее характерно снижение уровня интереса к обучению, следовательно, именно на старшей ступени мотивационная сторона должна быть наиболее управляема учителем в процессе обучения.


Глава II Проектная деятельность – как один из главных факторов развития мотивации учащихся на уроках английского языка на средней и старшей ступени обучения.
§1. Теоретический аспект формирования мотивации.
В настоящее время мотивационная сторона обучения учащихся английскому языку в школе является малоизученной проблемой в учебно-познавательной деятельности. Безусловно, надо признать современные тенденции в обществе диктуют необходимость знания английского языка для успешной социализации, абитуриенту практически каждого ВУЗа требуется пройти экзамен по английскому языку в той или иной форме. Таким образом, желание знать иностранный язык является «необходимым» мотивом, а не осознанным решением родителей и учащихся. Для решения данной проблемы и результативности в обучении английскому языку, каждому учителю необходимо осознавать не только низкий уровень мотивации в обучении, но и иметь точное представление о природе формирования мотива, интереса у учащихся в учебной деятельности.

Некоторые учителя строят свою работу с учётом только внешней, формальной характеристики познавательного интереса учащегося, не раскрывая его внутреннего содержания. Добившись от ученика форм поведения, внешне результативно отвечающих определённым стандартам, учитель, не зная мотивов, по которым в данной ситуации эти правила выполняются учеником, ничего не знает о самом ребёнке. Не зная о подлинных личностных мотивах деятельности учащегося, учитель не может рассчитывать на то, чтобы иметь влияние на формирование познавательного интереса к предмету. Такой учитель работает «вслепую». Ему неизвестны ни ученик, на которого он должен воздействовать, ни результаты его собственного воздействия. В настоящее время мотивационная сторона обучения учащихся наименее управляема. Формирование мотивации часто идёт стихийно, являясь скорее, результатом достижения передовых учителей, чем предметом специальной, запланированной, систематической работы. Задача учителя состоит в том, чтобы суметь заинтересовать учащегося процессом овладения английским языком, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью для ученика.

Проблема мотивации, связанная с исследованием причин, побуждающих поступки и различные формы человеческой деятельности, является одной из центральных в науках о человеке. Важно то, что осознание мотивов человеком совершается не автоматически, а в результате особой активности, когда осознанные мотивы обретают личностный смысл.

Как формируется мотивация? Сила мотивов определяется потребностями. Наши потребности сильнее наших мотивов. Идея потребности – это не просто понятие потребности. Хорошо известно, что идея, овладевшая человеком, определяет его поведение. Человек, охваченный идеей потребности, придаёт всему своему поведению соответствующий оттенок: он интересуется знаниями, стремится к самообразованию.

Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов.

Мотивация – это действенный способ управления личностью, воздействия на её потребности и желания. Следовательно, формирование мотивации обучения у учащихся является важнейшей частью педагогической деятельности.

Выделяют пять уровней учебной мотивации1:

  1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все методические рекомендации учителя. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

  2. Второй уровень хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

  3. Третий уровень – положительное отношение к обучению. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

  4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают уроки неохотно, предпочитают пропускать занятия. К урокам часто не готовы. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к учебному процессу.

  5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной программой, испытывают трудности во взаимоотношениях с учителем. В некоторых случаях ученики могут отказываться выполнять домашние задания, так как у них отсутствует мотивация к обучению.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.

Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, субъектными особенностями учителя и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

Таким образом, чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают учащегося к учебе.

Если ученик на уроке испытывает состояние неуспешности, то у него не будет желания учиться дальше.

На мой взгляд, большую роль здесь играет личность самого учителя. Педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?

Во-первых, это высокий авторитет педагога. Второе условие успешности педагогического общения – понимание психологических особенностей, владение приёмами общения, т.е. учитель должен иметь элементарные знания психологии ученика. И, наконец, третье составляющее успеха - это накопленный опыт, это то, что в обыденной практике и называется профессионализм учителя, мастерство. При соблюдении этих аспектов учителем обучение в классе достигнет успеха, интерес в обучении детей будет сохраняться.

Не вызывает сомнения тот факт, что мотивация - это один из способов управления личностью, воздействия на её потребности и желания. Следовательно, её формирование является важнейшей частью педагогической деятельности.

Некоторые учителя не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Часто сами того не осознавая, исходят из того, что ученик обязан выполнять поставленные перед ним стандартные требования, он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание избежать разного рода неприятности: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Постепенно формируется нежелание учиться, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Для ребёнка любого возраста необходимо чувствовать свою значимость как личности, состоятельность в обучении. Если учитель постоянно его критикует, то ожидать от него большого интереса к обучению не приходится.

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу, выдерживать зачастую огромную учебную нагрузку, так как каждый учитель считает свой предмет самым важным. Если взрослый человек, не имея интереса к какому либо виду деятельности, может себя пересилить, и выполнять свои обязанности, то ребёнок делать этого не будет. Таким образом, некоторые учителя влияют на формирование отрицательной мотивации, способствуют неуспехам своих учеников.

Для того чтобы сформировать интерес к своему предмету необходимо доброжелательное отношение к каждому ученику со стороны учителя. Готовность замечать и поддерживать все лучшие личностные качества ребёнка, умение услышать и отметить каждый его, пусть даже маленький успех. Когда ученик видит, что учитель проявляет к его личности неподдельный интерес, он всегда будет готов учиться, так как именно внимания со стороны взрослых не хватает ребёнку независимо от возраста. Ощущение успеха в обучении является центральным фактором формирования мотивации учащихся. Если ученик испытывает заинтересованность учителя в его успехе, если он ощущает свою ценность как ученика, а это ощущение ему может подарить учитель независимо от результатов - то такой ученик будет стремиться к успешной учёбе, независимо от его индивидуальных способностей к учёбе. Таким образом, мотивация в обучении играет решающую роль в достижении результатов в учебно-познавательной деятельности учащихся, и учителю необходимо уделять достаточно внимания для формирования правильных мотивов в обучении, которые способствовали бы желанию самостоятельно учиться ребёнку, выполнять все домашние задания не из мотива давления родителей, или из-за давления («натаскивания») со стороны учителя.

Безусловно, для некоторых учителей при работе с современными учениками покажется это не совсем практичным, так как, контингент учащихся в классе различного интеллектуального уровня и психических особенностей. Тем не менее, независимо от вышесказанных факторов, любому ребёнку важно внимание со стороны учителя, понимание. Всё это лишь будет способствовать интересу к предмету, так как личность учителя оказывает огромное влияние на мотивацию его учеников.

Как бы ни было велико значение хороших межличностных взаимоотношений учителя с учеником, но, вероятно, ещё большее значение имеет наличие внутренней мотивации процесса познания того или иного предмета. Психологические исследования мотивации достижения связаны с именами американских психологов Джона Аткинсона и Дэвида Макклелланда, которые установили, что данный мотив складывается из двух видов мотивации – стремления к успеху и избегания неудачи. Первый вид мотивации оказался характерным для семей, исповедующих демократические принципы воспитания, при которых требования родителей к своим детям сочетаются с мягкостью и теплотой в общении. Мотив избегания неудачи не ведёт к таким высоким достижениям, как мотив стремления к успеху, и чаще всего он встречается у детей, выросших в семьях, в которых родители осуществляют жёсткий надзор и директивную опеку каждого шага своих детей.

Если человек показывает низкий уровень стремления к успеху, то это стремление может быть усилено за счёт специального тренинга, который включает в себя:

- самоанализ, нахождение в себе сильных сторон;

- поиск собственного эго-идеала на примере людей, добившихся общественного признания;

- формирование синдрома достижения успеха – быть по возможности лучше других в выполняемом деле, выполнять его с определённой добросовестностью;

- обучение выбору целей, как в конкретной ситуации, так и в жизни в целом.

При этом рекомендуется выбирать средние по сложности цели и задачи, избегая как слишком лёгких, так и слишком трудных. Следует избегать ситуации, где цель задаётся другими людьми и, где в ситуации нет обратной связи.

Учитель может повысить мотивацию своего ученика и в том случае, если он объяснит ему, что причины неудач кроются не в недостатке способностей, а в недостаточности приложенных усилий. Люди по-разному могут объяснить себе и другим причины своего успеха и неуспеха. Одни при этом ссылаются на действие внешних факторов (везение, лёгкость или трудность задачи), другие склонны объяснять причины своих поражений внутренними факторами (способности, приложенные усилия). Чаще всего школьники свои успехи приписывают действию внутренних факторов – своим способностям и усилиям, а свои неуспехи – действию внешних факторов – невезению, трудностью задачи. С точки зрения психологов именно причинная схема «неуспех - недостаточность усилий» является наилучшей для развития мотивации учения. Собственные усилия, прикладываемые для достижения успеха, находятся под волевым контролем самого ученика в отличие от его способностей, данных от природы, и трудности задач, задаваемых учителем. Поэтому приписывание своего успеха собственным усилиям формирует чувство уверенности в себе и высокую самооценку. Если учитель видит у своего ученика недостаточность способностей и, жалея его, будет ставить ему удовлетворительную оценку, то такое щадящее отношение со временем может привести к снижению уровня притязаний ученика и увяданию стремления к достижению.

Таким образом, слишком гуманное отношение учителя к ученику может обернуться пагубным воздействием на формирование личности ученика в целом.

Человек в своих действиях может быть движем внешними или внутренними причинами. Является ли мотивация внешней или внутренней, можно выявить на основании того, будет ли человек заниматься данным делом, даже если его за это не будет ждать ни поощрение, ни наказание. Мотив считается внутренним, если человек получает удовольствие непосредственно от самой своей деятельности, а не от каких-то внешних причин.

Исследования американского психолога М. Ксикзентмихали позволили следующим образом описать состояния, возникающие у учащихся, обладающих внутренней мотивацией действия:

  1. Ощущение полной включённости в деятельность, выполняемой в данный момент.

  2. Полная концентрация мыслей, внимания и чувств на деле. Исключение из сознания посторонних мыслей и чувств, своеобразное слияние с выполняемым действием.

  3. Ясное осознание целей работы и конкретных средств и путей, ведущих к достижению на каждом этапе.

  4. Чёткое осознание результатов работы на основе ясной и определённой обратной связи.

  5. Отсутствие беспокойства по поводу возможных неудач.

  6. Ощущение того, что субъективное время как бы останавливается, тогда как объективное время, наоборот, идёт очень быстро, «летит».

Эти состояния были названы учёными «ощущениями потока». Оно возникает у человека всякий раз, когда он начинает получать удовольствие от выполнения какого-либо дела. Отвечая на вопрос – «От чего зависит ощущение потока и можно ли влиять на его формирование?» - М. Ксикзентмихали отмечает, что для его актуализации необходимо гармоничное соотношение способностей и требований деятельности. Если требования не превышают способностей, а способности – требования, то возникают необходимые условия для возникновения состояния внутренней мотивации, переживаемой как «ощущение потока». Если же способности превышают требования деятельности и задачи, поставленные перед учащимися слишком просты, то возникает ощущение скуки. Когда же требования превышают способности, то возникает ощущение тревоги и напряжённости. В обоих последних случаях состояние внутренней мотивации не возникает.

Также возникновению внутренней мотивации способствует:

- ощущение учащимися своей компетентности, когда в процессе обучения они получают заслуженные похвалы и награды - «От успеха крылья вырастают»;

- предоставление учащимся свободного выбора;

- переход от фронтальных методов, актуализирующих ощущения внешней подконтрольности, к групповым, вызывающим ощущения внутренней свободы;

- поддержания равновесия между автономией учащихся и контролем за их действиями;

- осуществление педагогического воздействия на основе передачи смысловой, личностно значимой для учащихся информации, а не на основе контроля их поведения.

Очень часто увлечённость предметом вырастает из наблюдения детей за поведением своего учителя и его отношения к преподаваемому предмету. Увлечённость ученика является зеркальным отражением увлечённости учителя, его энтузиазма, его интереса к предмету. Если такого интереса нет, то воспитывать у учащихся внутреннюю мотивацию оказывается практически невозможно.
§2. Использование ИКТ. Мотивационный аспект.
Развитие мотивации при помощи ИКТ является малоизученной проблемой.

В современном мире нашим ученикам стало трудно ориентироваться в информационном потоке, приоритеты в обществе меняются с завидным постоянством, в связи с этим ученикам трудно сконцентрироваться на классических знаниях, преподаваемых в школе. Перед современным учителем остро стоит вопрос сохранения интереса к учёбе. Ученые стали отмечать необходимость выявления условий, связанных с формированием положительного отношения к учебной деятельности, с развитием мотивации, которые обеспечивают саморазвитие, самовоспитание личности школьника. Также наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. ИКТ становится одним из эффективных средств, способствующих расширению образовательного пространства современной школы. Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

Информационно-коммуникативные технологии — средство развития мотивации учебной деятельности на уроках английского языка. Использованию ИКТ в образовательном процессе школы посвящены исследования многих педагогов – новаторов, которые рассматривают особенности использования средств ИКТ в учебной деятельности, принципы создания образовательных программных средств ИКТ, роль информационно-коммуникационных технологий в развитии системы образования, педагогические возможности отдельных программных продуктов. Педагоги рассматривают проблему мотивации в контексте личностно-ориентированного обучения, изучают дидактические возможности использования ИКТ в учебном процессе, отдельные программные средства ИКТ - их влияния на мотивацию учебной деятельности.

У учащихся формируется ценностное отношение к информационно-коммуникационным технологиям как к эффективному средству повышения своего уровня знаний. Учащийся специально не обучается ИКТ, а осваивает их параллельно программе учебника английского языка, по которому он проходит повышение уровня своих знаний.

Важно отметить, что на сегодняшний день универсального метода обучения учащихся английскому языку через ИКТ пока не существует. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки и характерен для конкретного типа урока (будь то урок – повторение, урок-обзор нового материала или урок - презентация). Очень многое зависит и от личности самого педагога, его профессиональной компетенции в области предмета и ИКТ. Хорошие программы ИКТ по английскому языку способствуют росту мотивации по отношению к предмету, выработке хороших навыков говорения, письма, аудирования и т.д., а также навыков контроля и самоконтроля учащихся.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта, научного знания, добываемого с помощью компьютера. С этим связано стремление дать знания при помощи ИКТ средств с учетом индивидуальных и психологических особенностей детей, научить их владеть и самостоятельно разрабатывать проекты, презентации, программы, создавать сайты, куда можно выкладывать собственную информацию.

§3. Проект – как способ сохранения интереса и закрепления полученных знаний.
Традиционно изучение темы или раздела на уроке заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного проекта - реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация – это готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную успешность. Необходимо отметить, что учащиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию мотивации учащихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Например, в 8 классе наиболее интересными темами являются «Праздники», «Олимпийские игры», «Мода». В 9 классах – «Музыка», «ЗОЖ», «Книги». В 10-11 классах – «Кино», «Субкультура», «Идеальное место для жизни». Методической базой для проектов является УМК под ред. В.П. Кузовлева. (См. Приложение №1).

Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, ситуации. Такая творческая работа делает метод проектов привлекательной не только для успешных учащихся, но и вовлекает в учебный процесс «слабых» учеников, развивая интерес к процессу обучения. Из моего опыта работы я сделала наблюдение, что именно учащиеся, не имеющие положительную мотивацию, более охотно вовлекаются в творческий процесс создания проектов.

Проект может быть индивидуальным, групповым.

Индивидуальный проект выявляет не только уровень знаний по предмету, но и раскрывает творческий потенциал индивидуальности учащегося. Благодаря индивидуальному подходу в проектной деятельности у учеников более успешных есть возможность выхода за рамки учебной программы, изучение английского языка приобретает более широкий масштаб. Ученики менее мотивированные в обучении имеют возможность в интересной для них форме получить точные знания, которые не приобретались бы ими в форме стандартного обязательного урока.

Создание проектов в группе предполагает общение учеников разного уровня подготовленности по предмету, что способствует успешности каждого в равной степени. Работа в группе положительно сказывается не только на учебном процессе, но и на взаимоотношениях класса и учителя.

Таким образом, при помощи проектной деятельности учитель может научить решать следующие учебные задачи:

- определять цель деятельности, и планировать;

- правильно выбирать искомую информацию в Интернете, в соответствии с контекстом выбранной темы;

- анализировать информацию;

- развивать творческое начало в деятельности учащегося;

- сотрудничать с другими ребятами, участвующими в одноимённом проекте в пределах одной темы;

- приобрести навык самостоятельной работы.

Проект - как форма работы на уроке позволяет научиться планировать свою учебную деятельность, что в будущем поможет ученику стать более успешной личностью.

Современные технологии, в частности проектная деятельность разнообразили работу и общение учителя и ученика. Но существуют некоторые трудности. Необходимо изучить положительные и отрицательные стороны для возможности саморазвития учителя в данном вопросе.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» (гуо поипкро) icon2007 Обзор информационных ресурсов сети Интернет
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов «Пермский областной...
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» (гуо поипкро) iconФакультет повышения квалификации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» (гуо поипкро) iconСамарская епархия русской православной церкви
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» (гуо поипкро) iconЛитература
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» (гуо поипкро) iconСлужба по контролю в области образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» (гуо поипкро) iconУрока по информатике в 5 классе согласно фгос по теме «Хранение информации»
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» (гуо поипкро) iconГлавная особенность есенинской природы – ее очеловеченность
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и...
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» (гуо поипкро) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» (гуо поипкро) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессиональногообразования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» (гуо поипкро) iconИзложение-вид письменных творческих работ
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов. «Кузбасский...
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» (гуо поипкро) icon«О порядках и сроках прохождения повышения квалификации и профессиональной...
Кировское областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» (гуо поипкро) iconТомский областной институт повышения квалификации и переподготовки...
Томский областной институт повышения квалификации приглашает учителей и преподавателей предметов естественно-математического цикла...
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» (гуо поипкро) iconГосударственое образовательное учреждние дополнительного профессионального...
Профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» (гуо поипкро) iconПостановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении...
Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» (гуо поипкро) iconМетодическое пособие воронеж 2013
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) воронежской...
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» (гуо поипкро) iconПраво работников на повышение квалификации
Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск