Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Педагог





НазваниеГосударственое образовательное учреждние дополнительного профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Педагог
страница1/26
Дата публикации13.02.2015
Размер3.43 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Культура > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»


Педагог

дополнительного образования:

нормативные и методические

основы организации деятельности

Учебно-методическое пособие

для слушателей курсов повышения квалификации




Челябинск

2010

УДК 374

ББК 74.200.587

Дополнительное образование [Текст]: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации Н.Н. Журба, Ю.В. Ребикова, Г.С. Шушарина. – Челябинск :______, 2010. 232 с.

В учебно-методическом пособии рассматривается широкий круг вопросов, связанных с профессиональной деятельностью педагога дополнительного образования. Особое внимание отводится особенностям нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность педагога дополнительного образования, вопросам методики и технологии разработки образовательной программы дополнительного образования детей, а так же роли дополнительного образования в жизни детей и профессиональным личностным качествам педагога в свете новых требований к аттестации педагогов.

Данное пособие содержит в себе вопросы и задания для организации самостоятельной работы слушателей в курсовой и межкурсовой периоды, а также практические рекомендации.

Пособие предназначено не только слушателям курсов повышения квалификации по проблеме «Содержание и технологии дополнительного образования детей в условиях реализации современной модели образования», оно может быть использовано педагогами и руководителями учреждений дополнительного образования детей для организации профессиональной деятельности.
Авторы: Н.Н. Журба, Ю.В. Ребикова, Г.С. Шушарина.

Рецензенты:

А. В. Кисляков,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

А.В. Щербаков

кандидат педагогических наук, доцент, руководитель отдела по связям с общественностью и маркетингу ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

С.В. Чистякова

кандидат педагогических наук, «Челябинский государственный педагогический университет»


УДК 374

ББК 74.200.587




© Журба Н.Н. , 2010.

© Ребикова Ю.В., 2010.

© Шушарина Г.С.., 2010.

ISBN __________

От авторов
Уважаемые педагоги!

«Средний педагог – ГОВОРИТ.

Хороший педагог – ОБЪЯСНЯЕТ.

Прекрасный педагог – ДЕМОНСТРИРУЕТ.

Великий педагог – ВДОХНОВЛЯЕТ!»

Уильям Уорд
Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто же из них достоин права называться самым лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос поразил слух каждого. И решили все, что он самый лучший! И вышел второй. Он подарил людям свой танец. Не сказав ни слова, рассказал в танце своем о том, как рождается и умирает любовь. И решили все, что он самый лучший! Потом выходили другие. Они пели, и танцевали, и слагали стихи. И каждый из них был достоин права называться самым лучшим.

Но был среди этих людей еще один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать стихи. Но не стал он этого делать. За него это сделали его ученики. Один спел так, что ветер замер в облаках, слушая его. Другой - рассказал притчу, и прослезились даже седые и мудрые горы, всё повидавшие на своем веку. Третий начал танцевать – и все, кто смотрел на него, не смогли удержаться и вместе с ним пустились в пляс.

И тогда решили все, что он – Учитель – достоин права называться самым лучшим!

Согласитесь, непросто научиться петь, танцевать, рисовать, написать сценарий, выполнить творческую работу, но еще труднее научить этому других. Специфика работы педагога дополнительного образования такова, что успех зависит не только от знаний, умений и навыков, технологий и методов работы, но и от личности самого педагога: его культуры, неравнодушия, обаяния, доброты и сердечности, терпения, умения найти подход к каждому воспитаннику…

Детям и родителям нужен человек – душа, который сможет сделать жизнь коллектива интересной, возможно, отчасти неформальной, чтобы дети и родители приходили не только научиться чему – то, но и прожить жизнь.

Дополнительное образование только называется дополнительным, задачи в нем наиглавнейшие: воспитать человека, создать такие условия для маленького ребенка, пришедшего к вам с распахнутой душой, широко открытыми глазами, чистыми помыслами, счастливого, а иногда уже и опаленного проблемами взрослых, но который еще не согнулся под тяжестью невзгод окружающего мира и готов верить в счастье, дружбу. Вы создаете для ребенка «ситуацию успеха», верите в его развитие. И возможно, именно эти «дополнительные» способности и станут основополагающими в его дальнейшем самоопределении.

Сегодня в век перемен и преобразований в дополнительном образовании остаются фанаты своего дела, практики. Есть среди них немало педагогов, которым, подчас, нелегко разобраться в потоке разнообразной и противоречивой информации, достичь ясности и понимания современных подходов и требований к дополнительному образованию в целом и педагогу дополнительного образования в частности: новая система оплаты труда, новые требования к аттестации и аккредитации ОУ и педагога, федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Все это требует от педагога вдумчивого подхода через непрерывное самосовершенствование, умение творчески мыслить и преодолевать негативное восприятие новшеств и перемен.

Конечно, дополнительное образование «наполнено» огромным количеством документов, часто и внеплановыми обязанностями: участие в конкурсах различного уровня, выступление на фестивалях, подготовка к выставкам и соревнованиям и пр. Какой уж тут комплексный подход? Но, если я, как руководитель, «хочу», значит и могу! А для этого нужно сначала организовать себя, сделать простой самоанализ:

  • Есть ли у меня профессиональные цели? Какие? Для чего и кого они поставлены?

  • Есть ли поддержка в коллективе образовательного учреждения для их достижения?

  • Какие качества мне помогут наладить сотрудничество в коллективе детей и родителей и моих коллег?

  • Могу ли я выделять главное в «текучке» дел?

  • Могу ли предвосхищать конфликты и решать их, не унижая участников процесса?

  • Боюсь ошибаться, проигрывать или отношусь к этому, как к необходимости развития и самосовершенствования?

  • Могу ли увлечь детей и родителей своей идеей? И дать возможность для личностного и профессионального роста?… И т.д.

А уже далее отвечать на более серьезные вопросы:

  • Например, есть ли в образовательном учреждении условия для реализации деятельности педагога?

  • Есть ли согласованность действий директора и заместителей, проявляют ли заинтересованность в Вашем успехе?

  • Можете ли Вы обсуждать проблемы свои и коллектива, имеете ли возможность задавать вопросы, привлекать к решению проблем всех участников образовательного процесса?

  • Существуют ли возможности для Вашего профессионального роста?

  • Каковы традиции и опыт образовательного учреждения?

  • Удовлетворены ли Вы условиями Вашего труда?

Именно продуманная организация труда дает возможность своевременно анализировать проделанную работу, корректировать не только цели и содержание Вашей деятельности, но и двигаться вперед.

Это пособие –своеобразная настольная книга для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования: педагогов дополнительного образования, методистов и заместителей директора по учебно – воспитательной работе, а так же будет полезна и для организаторов дополнительного образования в образовательных учреждениях других типов.

Актуальность предложенного учебно-методического пособия «Педагог дополнительного образования детей: нормативные и методические основы организации деятельности» очевидна, поскольку в нем рассматривается широкий круг вопросов, связанных с профессиональной деятельностью педагога дополнительного образования. В пособии рассматриваются роли дополнительного образования в жизни детей, профессиональным и личностным качествам, нормативно-правовые основы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей, а также методики разработки образовательной программы дополнительного образования детей, которые могут быть использованы как основа для разработки программ внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений. Ценным является и практическая направленность содержания: в пособии представлена авторская образовательная программа художественно-эстетической направленности призера Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Внешкольник-2009» Евгении Павловой, педагога МУДОД ДДТ г. Челябинска.

Глава 1. Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования

1.1. Роль дополнительного образования в жизни детей

«Труд, окрыленный интересом к делу,

легче, а не тяжелее труда,

выполняемого по обязанности».

С. Я. Маршак
Дополнительное образование детей - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Оно многообразно, разно направлено, наиболее вариативно. Ценность его в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированное, деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей - исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь. Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством ребят: ведь все эти знания для школьников личностно значимы. Через это открытие они открывают мир и находят свое место в нем.

Дополнительное образование детей, как педагогическое явление, обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

  • личностная ориентация образования;

  • профильность;

  • практическая направленность;

  • мобильность;

  • многофункциональность;

  • разноуровневость;

  • разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;

  • индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;

  • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;

  • реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.

Дополнительное образование детей - составная часть образовательной системы Челябинской области, подчиняющаяся общим законам, закономерностям и государственным требованиям, одним из которых, как известно, является ответственность за качество образования детей.

Ребенок в дополнительном образовании постигает самую главную в жизни вещь - ищет смысл жизни и возможность быть Человеком. Современным детям уже не требуется объяснять, что изменились представления о монополии школы на формирование личности ребенка; растет престиж учреждений дополнительного образования детей, расширяется их образовательный потенциал; появляются новые экологические ниши, в которых находят себя «неудобные» (нестандартные) дети. Сами же дети все более настойчиво заявляют о своих правах, интересах, нуждах; и не только заявляют, но и находят пути их удовлетворения.

И в этой связи возрастает роль дополнительного образования детей. Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.

Известно, что Закон РФ «Об образовании» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Содержание дополнительного образования не стандартизируется  - оно безбрежно: работая с ребенком в соответствии с его интересами, его выбором, мы можем идти и вширь, и ввысь, и вглубь.

Огромное значение в этом процесс играет педагог, который воспитывает личностью своей, своим отношением к миру. У Р.Рождественского есть замечательные строки, которые отражают смысл профессиональной позиции педагога дополнительного образования:

Мир стареет в былых надеждах.

Но сегодня, как и вчера

На плечах эту землю держат

И несут на себе МАСТЕРА.

Те, кто в жизни постичь смогли

Щедрость камня, душу металла,

Свежесть формулы и красоты,

Соль земли…

Роль педагога дополнительного образования в развитии индивидуальности учащихся

Школа XXI века должна дать выпускнику основу культурно-духовного становления, социальный опыт, начальную профессиональную ориентацию с учетом его индивидуальных склонностей и возможностей. Дополнительное образование не повторяет основного, а дополняет его, приводит к усилению воспитательной функции образования, совершенствованию и развитию воспитательной системы в целом.

Под системой дополнительного образования мы понимаем определенное — необходимое и достаточное — количество элементов внеурочной воспитательной и образовательной направленности в их взаимодействии, имеющем целью конечный результат — воспитание личности и индивидуальности школьника. Элементы системы находятся в тесной связи. Их реализация имеет два плана: групповой и персональный. Переплетение того и другого создает богатейшее поле для индивидуального развития личности, включает ее вариативные взаимоотношения с отдельными людьми и группой.

Рассматривая детское объединение системы дополнительного образования как общность учащихся и взрослых, мы выделяем особую роль педагога дополнительного образования в его становлении, развитии и результативном функционировании.

По мнению О. С. Газмана, все школьные работники выступают начальниками над детьми, все время что-то требуя. Должен быть в образовательном учреждении человек, к которому дети обращаются со своими трудностями, потому что уверены: взрослый их защитит. Нам видится в этой непростой роли педагог дополнительного образования, так как деятельность педагога — руководителя детского объединения — предполагает кропотливую индивидуальную работу с каждым подопечным.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Педагог iconГлавная особенность есенинской природы – ее очеловеченность
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и...
Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Педагог iconФакультет повышения квалификации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Педагог iconЛитература
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Педагог iconСамарская епархия русской православной церкви
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Педагог iconСлужба по контролю в области образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Педагог iconУрока по информатике в 5 классе согласно фгос по теме «Хранение информации»
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Педагог iconМетодическое пособие воронеж 2013
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) воронежской...
Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Педагог iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Педагог iconИзложение-вид письменных творческих работ
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов. «Кузбасский...
Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Педагог icon«О порядках и сроках прохождения повышения квалификации и профессиональной...
Кировское областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Педагог iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессиональногообразования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Педагог iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Педагог iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Педагог iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гоудпо «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Педагог iconФедеральное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и
Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Педагог iconГосударственное образовательное учреждение дополнительного образования...
«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск