Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации27.10.2013
Размер0.76 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

РАЗРАБАТЫВАЕМ РАЗДЕЛЫ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ЧАСТЬ 2. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования


Челябинск

2011

УДК 371.4

ББК 74.200.51

Р 17




Р 17

Разрабатываем разделы основной образовательной программы общеобразовательного учреждения : Часть 2. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] : методические рекомендации / Под ред. М.И. Солодковой, А.В. Ильиной. – Челябинск: Издательство «ПОЛИГРАФ-Мастер», 2011. – 65 с.


Методические рекомендации по разработке программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся разработаны на основе материалов, представленных образовательными учреждениями г. Челябинска и Челябинской области: МОУ СОШ № 4 г. Аша; МОУ СОШ № 1 г. Верхний Уфалей; МОУ СОШ № 17 г. Карталы; МОУ СОШ № 104 г. Челябинска; МОУ СОШ № 14 г. Сатка; МОУ СОШ № 117 г. Снежинска; МОУ СОШ № 121 г. Снежинска; МОУ СОШ № 125 с углубленным изучением математики г. Снежинска; МОУ Гимназия № 127 г. Снежинска.

В пособии сформулированы основные направления организационно-содержательных действий по разработке одного из разделов основной образовательной программы общеобразовательного учреждения. Рекомендации предназначены для руководителей и заместителей руководителя, учителей начальной школы, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Рецензенты:

А.В. Кисляков, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования работы ГОУ ДПО ЧИППКРО;

Т.В. Абрамова, кандидат педагогических наук, начальник Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки Челябинской области.
© ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2011

© ПОЛИГРАФ-Мастер, 2011
Авторский коллектив:
Солодкова Марина Ивановна, первый проректор Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», отличник народного просвещения;

Ильина Анна Владимировна, методист Регионального центра научно-методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на территории Челябинской области ГОУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук;

Баранова Юлия Юрьевна, руководитель Регионального центра научно-методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на территории Челябинской области ГОУ ДПО ЧИППКРО, почетный работник общего образования РФ;

Чипышева Людмила Николаевна, методист Регионального центра научно-методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на территории Челябинской области ГОУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук;

Петрова Ольга Викторовна, директор МОУ СОШ № 104 с углубленным изучением отдельных предметов г. Челябинска, почетный работник общего образования РФ;

Овсянникова Валентина Петровна, директор МОУ СОШ № 125 с углубленным изучением математики, заслуженный учитель РФ, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством 2 степени» (г. Снежинск);

Владимирова Елена Дмитриевна, заместитель директора по научно-методической работе МОУ СОШ № 125 с углубленным изучением математики, отличник народного образования РФ (г. Снежинск);

Добычина Галина Валентиновна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 1, отличник просвещения РФ (г. Верхний Уфалей);

Назарова Наталья Викторовна, заместитель директора по учебной работе МОУ СОШ № 125 с углубленным изучением математики (г. Снежинск);

Савушкина Татьяна Петровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 104 с углубленным изучением отдельных предметов г. Челябинска.

В работе над рекомендациями также приняли участие Павлова С.В., заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 14 г. Сатка; коллективы авторов МОУ СОШ № 4 г. Аша, МОУ СОШ № 17 г. Карталы; МОУ СОШ № 117 г. Снежинска; МОУ СОШ № 121 г. Снежинска; МОУ Гимназия № 127 г. Снежинска

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

5







РАЗДЕЛ 1. Нормативно-правовые основы разработки программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования



7

РАЗДЕЛ 2. Методологические основания программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования



13

РАЗДЕЛ 3. Модель организационной деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся



21

РАЗДЕЛ 4. Методические рекомендации по разработке программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся как компонента основной образовательной программы начального общего образования


33







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

45







БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

46







Приложение 1

47







Приложение 2

51







Приложение 3







60

ВВЕДЕНИЕ
Проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей в образовательном процессе является одним из ключевых аспектов в современной системе образования, обусловленным многими факторами, среди которых можно выделить не только отсутствие у молодого поколения чётких положительных жизненных ориентиров, но и отсутствие целенаправленной деятельности общества по воспитанию в данном направлении.

На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется – представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными и, соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные по характеру, у них формируются вредные привычки. В этой связи перед школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных качеств личности школьника.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, не учитывая состояние и качество его жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей заложенных с детских лет. Воспитание человека, формирование качеств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России, особенно на современном этапе.

Методические рекомендации по разработке программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся включают материалы, разработанные следующими образовательными учреждениями региона: МОУ СОШ № 4 г. Аша; МОУ СОШ № 1 г. Верхний Уфалей; МОУ СОШ № 17 г. Карталы; МОУ СОШ № 104 г. Челябинска; МОУ СОШ № 14 г. Сатка; МОУ СОШ № 117 г. Снежинска; МОУ СОШ № 121 г. Снежинска; МОУ СОШ № 125 с углубленным изучением математики г. Снежинска; МОУ Гимназия № 127 г. Снежинска.

В пособии сформулированы основные направления организационно-содержательных действий педагогических работников по разработке одного из разделов основной образовательной программы общеобразовательного учреждения. Рекомендации предназначены для руководителей и заместителей руководителя, учителей начальной школы, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

РАЗДЕЛ 1. Нормативно-правовые основы разработки программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Для современной системы образования характерен процесс смены ценностных ориентиров. Это вызвано тем, что, как отмечают исследователи Института социологии Российской академии наук, многие россияне в полной мере не ощущают себя гражданами России, т.е. не обладают полноценной российской идентичностью, а каждый шестой относится к своей стране негативно.

Одной из причин такого положения, по мнению разработчиков нового образовательного стандарта общего образования, является несформированность системы общенациональных ценностей и приоритетов, которая проявляется в недостатке сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил; отсутствием согласия в вопросах конкретного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

В данных условиях новая «российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества» [3, с. 5]. Таким образом, именно в школе необходимо создать условия, обеспечивающие консолидацию нации, ее сплочение на основе духовно-нравственных ценностей и отечественных традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов.

Социальный заказ государства к системе общего образования сформулирован в системе следующих фундаментальных социальных и педагогических понятий:

- нация;

- национальное государство;

- национальное самосознание (идентичность);

- формирование национальной идентичности;

- патриотизм;

- гражданское общество;

- многообразие культур и народов;

- межэтнический мир и согласие;

- социализация;

- развитие;

- воспитание;

- национальный воспитательный идеал;

- базовые национальные ценности;

- духовно-нравственное развитие личности;

- духовно-нравственное воспитание личности гражданина России.

В данном терминологическом поле последовательное расширение и укрепление в процессе социализации ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом рассматривается как духовно-нравственное развитие личности [3, с. 9].

При этом педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию, трактуется как духовно-нравственное воспитание личности гражданина России [3, с. 9].

Соответственно программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, разрабатываемая образовательным учреждением, «… должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества» [6, с. 21].

Нормативно-правовой и документальной основой разработки программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:

- Конституция РФ;

- Конвенция о правах ребенка;

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Фундаментальное ядро содержания общего образования.

Кроме того, рассматриваемая программа может содержать локальные акты образовательного учреждения, регламентирующие его деятельность и обеспечивающие реализацию базовых положений программы.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения. В программе следует не только учесть культурно-исторические, этнические, социально-экономические, демографические и иные особенности региона, запросы семей и других субъектов образовательного процесса, но и конкретизировать задачи, ценности, содержание планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Таким образом, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся содержит теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, интегрированного в различные сферы деятельности (урочную; внеурочную, внешкольную; семейную и пр.).

По структуре программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования включает шесть разделов:

1) Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

2) Ценностные установки духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;

3) Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

4) Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

5) Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;

6) Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

При этом отметим, что обязательными элементами при организации воспитательного процесса в образовательном учреждении являются современный национальный воспитательный идеал и базовые национальные ценности, основные направления духовно-нравственного развития и воспитания, определенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и примерной основной образовательной программе начального общего образования образовательного учреждения. Соответственно место духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся можно представить схематично на рисунке 1.

Обозначенное положение программы обусловлено тем, что воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, имеющего приоритетное значение для общества в конкретных социально-культурных и исторических условиях и отраженного в портрете выпускника начальной школы.



Рис. 1. Место программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Современный национальный воспитательный идеал обозначен как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Обратим внимание на то, что в науке ценность рассматривается как представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении. Таким образом, ценности служат эталоном, идеалом [10, с. 533]. Исходя из этого, система базовых национальных ценностей «определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития» [9, с. 11] и включает ценности общие для всех граждан нашей страны. При этом они систематизированы, с точки зрения разработчиков нового образовательного стандарта, в определенные группы по источникам нравственности и человечности. Соответственно определены следующие традиционные источники нравственности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

  • труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость);

  • наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира);

  • традиционные российские религии (представления о вре, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога);

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие);

  • природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание);

  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск