Скачать 251.52 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Проректор (декан факультета) __________________________ «____» _______________20__г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫДПП.Ф.14 Основы психологии семьи и семейного консультирования (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом) 1.Цель и задачи дисциплины Целью учебной дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования»: является формирование у студентов представлений о семье как целостной системе, динамике её развития и кризисных периодах семейных отношений, формирование умений ориентироваться в вопросах семейной психологии и консультировать по семейным вопросам. Задачи:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент, изучивший дисциплину, должен: знать и понимать: Сущность брака и семьи, функции семьи; особенности современной семьи, ее структуру, динамику; семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат, психология интимных отношений, профилактика супружеских конфликтов, правовое регулирование семейных отношений; детско-родительские отношения, воспитание ребенка в семье; воспитание в семьях разных типов, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей, работу социального педагога с семьей. уметь:
3.Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1 Разделы дисциплины и виды занятий
4.2 Содержание разделов дисциплины РАЗДЕЛ 1. Введение. Тема 1. Основные положения психологии семьи. (2 часа) Лекции (2 часа): Предмет и задачи психологии семьи. Становление и направления развития психологии семьи. Роль и место семьи в современном обществе. Актуальность проблемы семьи в современном обществе. РАЗДЕЛ 2. Сущность семьи и брака Тема 2. Понятия «семья» и «брак» в психологии семьи и смежных науках. (2 часа) Лекции (1 час): Определение семьи (как пространства жизнедеятельности, как социального института, как малой социальной группы). Семинары (1 час): Роль и место семьи в современном обществе. Тема 3. Нормативная модель семьи. (4 часа) Лекции (1 час): Понятие нормативной модели семьи. Нормальная, аномальная семья. Нормативные и квазисемейные модели семьи и брака. Семья в различных культурах. Языческая семья и ее нормативная модель. Общехристианская модель семьи. Семья в русской православной культуре. Брачно-семейные отношения в России (конец ХХ – начало ХХI вв.). Особенности современной семьи. Современные тенденции в развитии семейных отношений. Психологические особенности российской семьи. Семинары (3 час): Исторические изменения семьи и брака. Семья в советский период и постсоветское время. РАЗДЕЛ 3. Функции семьи. Тема 4. Сущность функций семьи. (8 часов) Лекции (4 часа): Понятие «функция семьи». Функции семьи: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, воспитательная, психотерапевтическая, сексуально-эротическая, первичного социального контроля. Полифункциональность семьи. Комплексность функций семьи. Семинары (4 часа): Взаимосвязь функций семьи и социально-психологического климата семьи. РАЗДЕЛ 4. Структура семьи. Тема 5. Структурное описание семьи. (8 часов) Лекции (4 часа): Понятие структуры семьи. Параметры описания структуры семьи. Дисфункциональность семьи как следствие нарушения структуры. Ролевая структура семьи. Ролевой конфликт. Патологизирующие роли. Семинары (4 часа): Развитие умения описания семьи и анализа структуры семьи. РАЗДЕЛ 5. Динамика семьи. Тема 6. Динамическая характеристика семьи. (8 часов) Лекции (4 часа): Понятие жизненного цикла семьи. Законы функционирования семьи (гомеостаза, развития). Периодизации жизненного цикла семьи. Критерии выделения периодизаций. Формирование супружеской пары. Основные мотивы брака. Теории выбора брачного партнера. Факторы семейного благополучия. Факторы риска. Разводы и повторные браки. Последствия развода для мужчин, женщин и детей. Стадии жизненного цикла семьи и кризисные ситуации. Нормативные и ненормативные кризисы. Кризисные периоды. Семинары (4 часа): Развитие умений выделения периода жизненного цикла семьи по ее описанию и анализа проблем и задач, присущих этому периоду. Развитие умений определения кризисной ситуации, кризисного периода семьи. РАЗДЕЛ 6. Семейные отношения. Тема 7. Семейные отношения в гармоничных и дисгармоничных семьях. (8 часов). Лекции (4 часа): Супружеские отношения. Типы психологических и сексуальных отношений в браке. Культура отношений в семье: психологический климат, психология интимных отношений. Характер эмоциональных связей в семье. Любовь как основы построения супружеских отношений в семье. Развитие любви как чувства. Теории любви. Виды любви. Сплоченность семьи. Субъективная удовлетворенность браком. Понятие сплоченности семьи. Супружеская совместимость. Субъективная удовлетворенность браком. Дисгармоничные (дисфункциональные) семьи. Понятие дисгармоничной семьи. Особенности супружеских отношений и психологический климат в дисгармоничных семьях. Семинарские занятия (4 часа): Искажения и нарушения чувства любви. Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей. РАЗДЕЛ 7. Профилактика супружеских конфликтов. Тема 8. Конфликты в семье. (8 часов) Лекции (4 часа): Понятие семейного конфликта, его характеристики (структура, динамика, функции). Типология семейных конфликтов. Семинары (4 часа): Стратегии разрешения семейных конфликтов. РАЗДЕЛ 8. Правовое регулирование семейных отношений. Тема 9. Правовая основа брачно-семейных отношений.(8 часов) Лекции (4 часа): Семейный кодекс РФ. Брачный договор. Брачный контракт. Система ответственности по воспитанию детей. Семинары (4 часа): Решение практических задач на применение положений семейного кодекса РФ. РАЗДЕЛ 9. Особенности детско-родительских отношений Тема 10. Детско-родительские отношения: особенности и возрастная динамика. (8 часов) Лекции (4 часа): Семья как институт первичной социализации ребенка. Воспитание как важнейшая функция семьи. Историческое изменение отношения к детям. Основные характеристики детско-родительских отношений. Родительская любовь. Материнская любовь. Роль матери и отца в развитии ребенка. Эмоциональное отношение ребенка к родителю. Семинары (4 часа): Возрастная динамика детско-родительских отношений. Стили общения и взаимодействия с ребенком. Мотивы воспитания и родительства. Неэффективные способы коммуникации, типичные для взаимодействия ребенка со взрослым в семье. Техника эмпатического «активного» слушания. Социальный контроль. Требования и запреты, их содержание и количество, способ контроля, санкции, родительский мониторинг. РАЗДЕЛ 10. Особенности семейного воспитания. Тема 11. Воспитание ребенка в семье (2 часа) Лекции (2 часа):Готовность молодых родителей к рождению ребенка. Подготовка в семье к рождению ребенка. Кризис первой беременности. Структурные изменения в семье в связи с рождением ребенка. Тема 12. Стили воспитания. (4 часа) Лекции (2 часа): Понятие стиля воспитания. Черты патогенных стилей воспитания и их влияние на ребенка. Семинары (2 часа): Родительская позиция, родительская установка и соответствующий ей тип поведения. Тема 13. Воспитание детей в разных типах семей (4 часа). Лекции (2 часа): Воспитание детей в разных типах семей - гармоничной, проблемной. Семинары (2 часа): Воспитание ребенка с ограниченными возможностями. РАЗДЕЛ 11. Работа социального педагога с семьей . Тема. Семейное консультирование как вид социальной работы с семьей. (22 часа) Лекции (10 часов): Семейное консультирование как вид работы с семьей. Основные принципы семейного консультирования. Основные этапы семейного консультирования. Консультирование по проблемам семьи: добрачное и предбрачное консультирование, супружеское консультирование. Консультирование в семейных кризисных ситуациях. Консультирование по вопросам сложностей во взаимоотношениях с детьми. Практические занятия (12 часов): решение практических задач консультирования. 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1.Рекомендуемая литература а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Мультимедийная техника, учебные аудитории. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю Содержание учебной программы дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования» реализуется посредством лекционных занятий, семинарских / практических занятий и самостоятельной работы студентов. Рекомендуемые виды лекций: традиционная, лекция-беседа, проблемная лекция. Особенностью практических занятий по дисциплине «Основы психологии семьи и семейного консультирования» является нацеленность на конкретные социально-психологические феномены семейной жизни и связанные с ними задачи, решаемые в процессе социально-психолого-педагогической работы социального педагога с семьей. При освещении раздела 11 «Работа социального педагога с семьей» семинарские занятия наиболее целесообразно проводить в форме тренинговых занятий. Тренинговая форма занятий направлена на освоение навыков семейного консультирования, навыков анализа актуального состояния семьи, определения проблемного поля и разработки стратегии консультативной работы с семьей. Рекомендуемые методы обучения: кейс-метод (анализ конкретных ситуаций), синема-метод (просмотр и анализ фильмов, посвященных семейной теме), дискуссия, имитационные упражнения, деловая игра. Рекомендуемые виды самостоятельных работ: конспектирование, реферирование, анализ ситуаций, разработка тестовых заданий, разработка плана работы с семьей. Рекомендуемые методы текущего контроля знаний обучающихся: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое экспресс-тестирование, контрольная работа, промежуточное тестирование, собеседование (зачет), экзамен. 8.2 Методические указания для студентов При решении практических задач семейного консультирования студенту следует опираться на теоретические знания и практические умения, полученные при изучении дисциплин «Общая психология», «Социальная психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «История психологии», «Психолого-педагогическая диагностика», «Методика и технология работы социального педагога», «Психолого-педагогический практикум». Тематика рефератов
Контрольные вопросы для самостоятельной работы
Перечень вопросов к зачету (9 семестр)
Перечень вопросов к экзамену (10 семестр)
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031300.00 «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью. Программу составили: ст. преподаватель кафедры социальной педагогики __________ Купершлаг И. Г. Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол № _____от ____________20___г. Зав. кафедрой социальной педагогики ___________ Яковлева А. Г. Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета ТГПУ Председатель методической комиссии Педагогического факультета __________ Яркина Т. Н. Согласовано: Декан Педагогического факультета __________ Титова Г. Ю. |
Программа дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается... Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе... | Программа дисциплины дпп. В. 00 Проблемы духовного развития личности... Цель изучения дисциплины «Проблемы духовного развития личности» состоит в формировании у студентов целостного представления об основных... | ||
Учебно-методический комплекс опд. В. 07. Психотерапия (указывается... Целью дисциплины «Психотерапия» является изучение и практическое освоение способов психологической помощи на основе полученных данных... | Рефератов по дисциплине «основы психологии семьи и семейного консультирования» Темы рефератов по дисциплине «основы психологии семьи и семейного консультирования» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дн (М) в 1 Основы психологии... Автор программы: Иванов А. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии | Программа дисциплины дпп в. 00 Профилактика вич/спида в учреждениях... Дисциплина «Профилактика вич/спида в учебных заведениях» имеет своей целью рассмотрение практических аспектов планирования и организации... | ||
Рабочая программа дисциплины б. 3 В организационное поведение (указывается... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины б дв товарная политика (указывается... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается... Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи | Рабочая программа дисциплины б дв организация и проведение закупок... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция... Данный курс изучает закономерности и отклонения психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования... | Рабочая программа дисциплины б. 3 Д. В. 4 Экономика и управление... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (фгос) впо и... | ||
Рабочая программа Шифр и наименование специальности/направления: 080200 Регионоведение 2 Код и наименование дисциплины (в соответствии с Учебным планом): гсэ. В. 04. 1 Политические реформы на Ближнем Востоке | Программа по курсу “Основы психологии семьи и семейного консультирования”... Настоящий курс, рассчитанный на 85 учебных часов, преследует две основные учебно-воспитательные цели | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные... | Программа дисциплины гсэ. Ф. 2 Иностранный язык (немецкий язык) (указывается... Расширение кругозора студентов, знакомство с реалиями современной жизни и особенностями менталитета страны изучаемого языка |