Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5
страница1/10
Дата публикации26.02.2015
Размер0.88 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф7., ОПД.Ф.5 ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ



ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


020801 «Экология» со специализацией «Экологическая экспертиза»

020401 «География»

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании

кафедры географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 10 от 14.05.2008 г.)
Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев/

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: ст. преподаватель кафедры географии и экологии Ковальчук Е.А.
1.2 Рецензенты:

- главный научный сотрудник отдела океанографии и радиоэкологии ММБИ Денисов В.В.;

- старший преподаватель кафедры географии и экологии Захаренко В.С.
1.3. Пояснительная записка
Цель: введение студентов в круг проблем и вопросов физической географии, связанных с познанием теории ландшафта. Показать значение ландшафтоведения для практической хозяйственной деятельности и организации рациональных методов природопользования.

Задачи: формирование представлений у студентов о составе, строении, законах развития и территориального расчленения географической оболочкой Земли, о причинах как общих закономерностей территориальной физико-географической дифференциации, так и локальных местных причин, раскрывающих разнообразие ее природных территориальных комплексов (ландшафтов).

Курс «Ландшафтоведение» является одной из основополагающих дисциплин в цикле естественных наук при подготовке студентов по специальности «Экология». Знакомство с теорией ландшафта представляет методологическую основу для дальнейшего изучения многих природных явлений и процессов.

В результате изучения курса студенты

должны знать: природно-территориальные комплексы на трёх организационных уровнях - глобальном, региональном, локальном, их структура и функционирование. Изменения ландшафтов: обратимые (динамические) и направленные (эволюционные) естественные и под влиянием антропогенного фактора. Основные направления прикладных ландшафтных исследований. Студенты должны иметь представления: о роли природных компонентов в структуре и функционировании геосистем; о ландшафте как узловой единице геосистемной иерархии и морфологической структуре ландшафтов; о значении ландшафтоведения в практике хозяйственной деятельности людей.

В результате изучения курса студенты

должны уметь: по завершению курса студент должен овладеть методикой составления ландшафтных карт и профилей, приобрести навыки чтения и анализа ландшафтных карт, иметь представления о многообразии природно-территориальных комплексов.

Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке: Программы для бакалавров по направлению 511100 «Экология и природопользование». Под. ред. Касьяненко А. А. М., Изд-во РУДН, 1995. Программа дисциплины «Ландшафтоведение», ст. преподаватель Деменков А.Б. МГПУ.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО

.ОПД.Ф.07

Ландшафтоведение


Геосистемы и природно-территориальные комплексы, динамика геосистем, природные и природно-антропогенные ландшафты, прикладное ландшафтоведение, ландшафтное моделирование.



1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы

(для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):



п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудое-мкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

020801 Экология

3

5

100

60

40

20

-

40

экзамен

2

020401 География

2

4

100

74

40

34

-

26

экзамен

1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
Вариант 1 Экология.

Вариант 2 020401 География.




Наименование темы, раздела

Вариант 1

Вариант 2

Форма отчета

Количество часов

Количество часов

всего ауд.

в том числе

всего ауд.

в том числе

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

экзамен

1.

Введение

6

4

2

-

4

6

4

2

-

4

2.

Общие закономерности территориальной физико-

географической дифференциации

6

4

2

-

4

8

4

4

-

2

3.

Ландшафты и геосистемы локального уровня

6

4

2

-

4

8

4

4

-

2

4.


Функционирование ландшафта. Круговороты в ландшафте.

8

6

2

-

4

10

6

4

-

2

5

Динамика ландшафтов

8

6

2

-

4

8

6

2

-

2

6

Систематика ландшафтов. Типы ландшафтов.

8

4

4

-

4

10

4

6

-

4

7.

Природно -антропогенные ландшафты.

10

6

4

-

4

12

6

6

-

4

8.

Прикладное ландшафтоведение

2

2

-

-

4

4

2

2

-

2

9.

Ландшафтное моделирование и картографирование.

5

3

2

-

4

7

3

4

-

2

10

Заключение

1

1

-

-

4

1

1

-

-

2




Итого:

60

40

20

-

40

74

40

34

-

26



      1. Содержание разделов дисциплины.
1.Введение

Предмет и значение ландшафтоведения как науки о ландшафтной оболочке, ее структурных составляющих, природных и природно-антропогенных геосистемах. Связь ландшафтоведения с другими науками, его место среди наук о Земле. Понятие о ноосферах и оболочках. Географическая оболочка, ландшафтная сфера, биосфера, антропосфера, техносфера, экосфера. Краткая история развития ландшафтоведения в России и за рубежом. Структура современного ландшафтоведения как фундаментальной и прикладной науки.

2.Общие закономерности территориальной

физико - географической дифференциации



Широтная зональность как результат определяющего воздействия солнечной энергии. Формирование поясов, зон, подзон. Периодический закон географической зональности. Азональность - проявление внутренней энергии Земли. Полярная асимметрия, орогенез, вещественный состав пород (петрографический аспект). Дифференциация при комплексном зонально-азональном воздействии. Секторность. Провинциальность. Ярусность ландшафтов. Высотная поясность. Экспозиция склонов. Барьерность. Инсоляционная и цркуляционная асимметрия ландшафтов. Локальная дифференциация.




3.Ландшафты и геосистемы локального уровня

Понятие о ландшафте. Компоненты и факторы ландшафтообразования. Границы и экотон. Морфология ландшафтов.




4.Функционирование ландшафта. Круговороты в ландшафте

Общие положения. Функционирование ландшафта. Энергетические факторы функционирования. Процессы ландшафтного энергообмена. Влагооборот. Абиотическая миграция вещества. Биогенный круговорот веществ.



5.Динамика ландшафтов

Состояния. Смены ландшафтов. Антропогенный фактор в динамике и функционировании ландшафтов. Генезис и эволюционно-динамические ряды. Природные циклы и ритмы и их роль в развитии ландшафтов. Устойчивость.



6. Систематика ландшафтов. Типы ландшафтов.

Принципы классификации ландшафтов. Генетико-динамическая классификация ландшафтов. Полярные и приполярные ландшафты. Бореальные и бореально-суббореальные ландшафты. Суббореальные ландшафты. Субтропические ландшафты. Тропические и субэкваториальные ландшафты. Экваториальные ландшафты.


7. Природно – антропогенные ландшафты.

Особенности формирования природно-антропогенных ландшафтов. Классы современных природно-антропогенных ландшафтов. Культурный ландшафт.



8. Прикладное ландшафтоведение

Производственная оценка ландшафтов и ландшафтно – географический прогноз. Ландшафтное обоснование рационального природопользования.
9. Ландшафтное моделирование и картографирование

Роль моделей в научных исследованиях. Концептуальные ландшафтно-географические модели. Ландшафтное картографирование. Типы общенаучных и прикладных ландшафтных карт, их содержание, значение и принципы составления. Дистанционное (аэрокосмическое) ландшафтное моделирование. Приемы ландшафтного дешифрирования аэрокосмических снимков. Дистанционный мониторинг. Ландшафтные кадастры и геоинформационные системы.



10. Заключение

Значение ландшафтоведения при решении экологических вопросов и обоснования рационального природопользования. Оценка современного состояния и перспектив развития ландшафтной географии. Роль ландшафтного подхода в науках о Земле. Ландшафтно-экологические цели и будущее человечества.





      1. Темы для самостоятельного изучения.

География

Экология

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

  1. Системный подход при изучении природных объектов.

  2. Геосистемы и экосистемы. Сходство и различия.

изучение вопросов, анализ литературы

4

коллоквиум, тестирование.

2

Периодический закон географической зональности


реферат

4

защита реферата

3

Полярная асимметрия

реферат

4

защита реферата

4

Локальная дифференциация

реферат

4

защита реферата

5

Природные циклы и ритмы и их роль в развитии ландшафтов.

реферат

4

защита реферата

6

Земледельческие ландшафты



реферат

4

защита реферата

7

Сельскохозяйственные земли – природно-производственные геоэкосистемы

реферат

4

защита реферата

8

Значение ландшафтных исследований для природопользования

реферат

4

защита реферата

9

Применение аэрокосмических методов в ландшафтоведении

реферат

4

защита реферата

10

Значение ландшафтных исследований для природопользования

реферат

4

защита реферата


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Практическая работа № 1 ( 2 часа)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Основы нейрофизиологии...
Рецензенты: Лях К. Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный...
Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Программа учебной дисциплины «Невропатология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия,...
Опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд....
Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В...
Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика...
ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5 iconУчебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 16 Для студентов очной
Данный учебно-методический комплекс, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск