Скачать 0.82 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Мурманский государственный педагогический университет (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫОПД.Ф.17 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ОПД.Ф.16 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ: МЕТОДИКА БИОЛОГИИ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050102 Биология (ОФО/ЗФО) 050102.00 Биология с дополнительной специальностью география (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно-географического факультета (протокол № 12 от 26 марта 2008 г.) Зав. кафедрой__________________М.Н. Харламова Раздел 1. Программа учебной дисциплины 1.1. Автор программы: доцент Е.Г. Митина 1.2. Рецензенты: к.б.н., доцент Е.Н. Луппова, зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний, к.п.н. Г.В. Коган 1.3. Пояснительная записка: Курс теории и методики обучения биологии является важнейшим звеном профессиональной подготовки учителя. Методика обучения биологии тесно связана с педагогикой, психологией и естественными науками. Логическим продолжением курса является полевая практика по методике обучения биологии, ряд курсов по выбору и факультативов, посвященных отдельным проблемам обучения биологии в школе, учебно-воспитательная и стажерская педагогическая практика по предмету. Программа курса «Теория и методика обучения биологии» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом второго поколения. Цель курса – подготовка студентов – биологов к будущей профессиональной педагогической деятельности. Задачи: 1. расширение и углубление теоретических знаний у студентов по методике обучения биологии; 2. раскрытие целей, образовательных, развивающих и воспитательных задач школьной биологии; 3. ознакомление с содержанием, методами и формами обучения биологии в школе; 4. выработка профессиональных умений и навыков по организации процесса обучения биологии в школе. Курс рассчитан на обучение студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета, обучающихся по специальности 050102 «Биология», и включает в себя лекции, практические и лабораторные занятия. Лекционный материал построен в соответствии со структурой методической науки. В нем отражены цели биологического образования, функции образовательного стандарта предметной области «Биология», вопросы содержания, методов, форм, средств обучения и результатов биологического образования. В программе представлены не только классические взгляды на организацию учебно-воспитательного процесса обучения биологии, но современные проблемы методической науки и школьного биологического образования. В ходе практических занятий рассматриваются вопросы, направленные на осмысление лекционного материала, осуществляется формирование методических умений. Лабораторные занятия предполагают ознакомление с передовым опытом учителей города и области, проведение деловых игр и тренингов с целью совершенствования методических умений и навыков. По окончании изучения курса «Теория и методика обучения биологии» студент должен: овладеть знаниями о целях, значении, структуре, содержании, методах и формах школьного биологического образования; умениями в соответствии с задачами отдельных тем и курсов и возрастными особенностями учащихся отбирать содержание, применять наиболее эффективные методы, формы, средства обучения, осуществлять целеполагание, правильно оформлять конспект урока, ориентироваться в современных проблемах методики обучения биологии; осознать мировоззренческое значение биологии как науки и учебного предмета. В процессе подготовки программы использовалась программа А.И. Никишова, опубликованная в сборнике «Биология. Программы дисциплин предметной подготовки». М. 1999г. 1.4. Извлечение из ГОСВПО: Методика обучения биологии как наука. Предмет и задачи методики обучения биологии. Основные этапы развития отечественной методики обучения биологии. Система биологического образования в современной школе. Учебно-воспитательные задачи обучения биологии. Основные принципы содержания и структуры школьного курса биологии. Развитие методов и методических приемов. Активные методы. Проблемный, частично- поисковый, исследовательские подходы в обучении биологии. Формы обучения биологии: урок, лабораторное занятие, экскурсия, практическая работа. Факультативные занятия по биологии. Внеклассная работа. Материальная база обучения биологии. Частные методики обучения биологии. Выполнение курсовых и дипломных работ. Планирование и учет результатов учебно-воспитательной работы. Контроль и оценка знаний и умений учащихся. 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:
1.6.Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 для специальности (050102 Биология стационар Вариант 2 для специальности (050102 Биология стационар по учеб. плану г. Шахты). Вариант 3 для специальности (050102 Биология ОЗО). Вариант 4 для специальности (050102.00 Биология с дополнительной специальностью география) 1.6.2. Содержание разделов дисциплины. Методика обучения как педагогическая наука. Цели и задачи методики обучения биологии. Методы исследований. Статистическая обработка результатов методических исследований. Связь методики обучения биологии с другими науками. История развития методики естествознания в отечественной школе. Зарождение отечественной методики естествознания. Преподавание естествознания в начале 19 века. Вклад В.Ф. Зуева в развитие методики естествознания. Методика естествознания во второй половине девятнадцатого века. Метода А. Любена ее распространение в русской школе. Вклад А.Я. Герда в теорию преподавания естествознания. Развитие методики в двадцатом веке. Работы В.В. Половцова, В.П. Вахтерова. Советский период школьной биологии. Комплексные программы, лабораторный метод и метод проектов в обучении естествознанию. Вклад Б.Е. Райкова в развитие методики преподавания биологии. Труды Н.М. Верзилина, В.М. Корсунской, К.П. Ягодовского, Н.А. Рыкова, И.Д. Зверева, И.Н. Пономаревой в отечественную методическую науку. Содержание биологического образования. Биология как наука и учебный предмет. Цели и задачи биологического образования. Образовательный стандарт, его значение. Функции образовательного стандарта. Обязательный минимум содержания биологического образования. Компоненты содержания биологического образования. Принципы построения программ, структура и содержание основных и альтернативных программ по биологии. Основные положения теории развития понятий (Н.М. Верзилин). Классификация научных понятий. Этапы формирования понятий. Уровни развития биологических понятий. Умения, как компонент содержания образования. Взаимосвязь знаний и умений. Классификация, состав, этапы формирования, развитие умений и навыков. Опыт творческой деятельности в обучении биологии. Приемы формирования опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения биологии. Функции межпредметных связей. Развивающие возможности школьной биологии. Воспитание в процессе обучения биологии. Системный подход в изучении биологических явлений и предметов. Межпредметные и внутрипредметные связи в школьном курсе биологии. Методы обучения биологии. Понятие метода обучения. Классификация методов обучения. Развитие и взаимосвязь методов. Методические приемы их классификация. Выбор основного и сопутствующих методов. Применение системы методов в процессе обучения. Словесные методы обучения биологии. Диалогические, монологические и игровые методы обучения биологии. Использование и активизация словесных методов. Наглядные методы обучения биологии. Требования к демонстрации. Методика демонстрации наглядных пособий и опытов. Наблюдения, их роль в развитии мышления учащихся. Практические методы. Лабораторные наблюдения и эксперименты, их отличия от демонстрационных. Этапы проведения практических работ. Значение практических работ в обучении биологии. |
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд.... Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»... | Программа дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку» Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17. 1 Теория и методика... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» ... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Теория обучения второму иностранному языку» Специальность: 0226к00 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» | Перечень вопросов к экзамену по дисциплине опд. Р. 01 «Теория и методика обучения черчению» | ||
Решение кафедры «Теория и методика обучения технологии», «Теория и методика обучения экономике и предпринимательствау» | Направление подготовки и уровень образования Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... ... | Учебно-методический комплекс теория и методика обучения иностранному... Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный... Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе» | Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты... Методика это теория обучения, раскрывающая закономерности процесса обучения.[8] | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 1 Основы культурологии... Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата | Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры теории и методики обучения иностранным языкам Института иностранных языков... |