Скачать 96.13 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Филологический факультетКафедра исторического языкознания "Утверждаю" Проректор по учебной работе________ В.В. Дубицкий "____"_________ 200 г. Программа дисциплины«Введение в славянскую филологию» цикл ГОС ВПО ОПД.Ф.01.4 входит в число обязательных дисциплин федерального компонента к следующей образовательной профессиональной программе подготовки специалистов
г. Омск – 2008 Программа дисциплины «Введение в славянскую филологию» разработана доцентом кафедры исторического языкознания, кандидатом филологических наук Дьячковой И.Г. Программа рассмотрена на заседании кафедры исторического языкознания (протокол № 4 от "21 " января 2008 г.) Заведующий кафедрой Б.И.Осипов Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по специальности 031001.65 (021700) «ФИЛОЛОГИЯ» и согласована с факультетом, осуществляющим профессиональную подготовку по этой специальности: Декан филологического факультета Н.Н. Мисюров 1. Распределение общего объема часов по видам учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины – 70 часов. Формы итогового контроля – зачет
Требования к усвоению содержания курса. Сформировать у студентов представление о славянской филологии как о комплексной науке, изучающей историческое прошлое и современность славянских языков и народов, а также культуру, литературу, этнографию и фольклор славянского этноса. Выработать практические навыки узнавания текста на любом славянском языке по характерным признакам графики, орфографии, фонетики, морфологии и синтаксиса. В результате изучения дисциплины студенты должны: - владеть основными понятиями и терминами сравнительно-исторического языкознания (праязык, архетип, языковая реконструкция) -иметь представление о структуре современных славянских языков -уметь определять степень генетической близости между разными славянскими языками. В конце курса проводится зачет, на котором студенты выступают с защитой контрольной работы «Современные славянские языки», представляют конспекты избранных работ зарубежных и отечественных славистов (образец контрольной работы и список работ для конспектирования прилагаются) 3. Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)
4. Содержание лекционного курса. 1) Славянская филологи как наука (2часа) Предмет, содержание и задачи курса. Основные методы славяноведения. Основные источники изучения славянского вопроса. Доказательство родства славянских языков. Понятие славянской языковой общности 2) Славяне в древности (2 часа) Роль лингвистических и внелингвистических факторов в решении вопроса о происхождении славян. Сведения о славянах у древних авторов. Вопрос о прародине славян. Основные особенности материальной культуры и социального устройства славянских племен по данным языка. 3) Происхождение славянских языков (2 часа) Механизм образования славянских языков. Регулярные фонетические соответствия и приемы реконструкции. Основные процессы в праславянском языке и их отражение в разных группах современных славянских языков. История возникновения славянской письменности. 4) Современные славянские языки (2 часа) Генеалогическая классификация. Основные признаки восточно-, западно- и южнославянских языков на разных уровнях.
В результате изучения дисциплины студенты должны: - владеть основными понятиями и терминами сравнительно-исторического языкознания (праязык, архетип, языковая реконструкция) -иметь представление о структуре современных славянских языков -уметь определять степень генетической близости между разными славянскими языками. 5.1. Форма итогового контроля – зачет. В конце курса проводится зачет, на котором студенты выступают с защитой контрольной работы «Современные славянские языки», представляют конспекты избранных работ зарубежных и отечественных славистов (образец контрольной работы и список работ для конспектирования прилагаются) 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Основная литература. 1.Истрин В.А. Развитие письма. М.,1961. Глава 8. Возникновение и развитие славянского письма. 2.Кондрашов Н.А. Славянские языки. М.1962. 3.Супрун А.Е., Калюта А.М. Введение в славянскую филологию. Минск, 1981. 4.Чекмонас В. Введение в славянскую филологию. Вильнюс. 1988. Дополнительная литература. 1.Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. М.,1961. 2. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1079. 3.Собинникова В.И.Введение в славянскую филологию. Воронеж, 1979. 4. Рыбаков Б.А. Исторические судьбы праславян. – В книге: История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1978. С.182-196. 5.Тостой Н.И. История и структура славянских литературных языков. М.,1988. 6. Трубачев О.Н. Этимология и праславянская культура.// Славянское языкознание. Х Международный съезд славистов. М.,1988. С.293-347. 7. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. Изд. МГУ, 1082. 8. Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. М. , 1980. 9. Языки мира: Славянские языки. – М., 2005. Словари и справочные издания. 1.Восточные славяне: языки, история, культура. М.,1985. 2.История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М.,1978. 3.Славянская мифология. Энциклопедический словарь М.,2002. 4.Славянский мир I-XVI веков. Энциклопедический словарь. М.,2001. ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ «ВВЕДЕНИЕ В СЛАВЯНСКУЮ ФИЛОЛОГИЮ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Образец контрольной работы «Современные славянские языки». Задание: определить языковую принадлежность текстов на славянских языках, указав не только язык, но и подгруппу, в которую он входит. Обосновать свой вывод, подобрав из текста примеры, характерные для данного языка на следующих уровнях: -фонетическом (полногласие/неполногласие, наличие/отсутствие носовых, результаты процессов палатализаций и др.) -синтаксическом (особенности связки в формах глагола настоящего времени) -графико-орфографическом (тип алфавита, принцип орфографии, особенности графем, надстрочные знаки). Тексты на славянских языках. 1. Два са бора ред поредом расли, Между них е ела тънковита, Бори расли горе нависоко, Засланяли ела тънковита От зли бури, от студени ветри: Да и ветри върши не пребният, Да и бури клони не поломят. 2. Panstwo Nowakowie są małżeństwem. Pani Danuta jest żona pana Lecha. Jest także matką Jurki I Kasi. Jyrek jest bratem Kasi, a Kasia siostrą Jurku. Kasia I Jurek są rodzeństwem. Ojciec Kasi I Jurka jest lekarzem, a matka nauczycielką. Kasia jest jeszcze mała i jest uczenicą. 3.Спiць стамиўшыся, вецер Ля iмшарнай крынiцы. Нiшто не варухнецца, Только неба iскрыцца. Сакавiк наступае, З плеч кажух свой скiдае, Яму горача быццам, Скiнуў i рукавiцы. 6. Контрольные вопросы. 1.Определение понятия славянская филология. 2. Основные методы исследования проблемы славян. 3.Вопрос о прародине славян. 4.Группы славянских языков. Перечислить языки, относящиеся к каждой группе. 5. Основные языковые показатели групп славянских языков. 6. Языковое родство славян. Славянская этническая общность. Общеславянский лексический фонд( перечислить лексические группы, входящие в него) 7.Основные лексические группы общеславянского лексического фонда, показательные для установления родства языков и восстановления основных черт материальной и духовной культуры народа. 8.Важнейшие языковые процессы праславянского периода. 9.История возникновения славянской письменности. 10. Генеалогическая классификация современных славянских языков. Статьи для обязательного конспектирования. (См. А.Е.Супрун, А.М.Калюта Введение в славянскую филологию. М.,1981) 1.Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей. (С. 149-161.) 2.Л.Нидерле. О жизни славян в древности. (С.161-173); Одежда древних славян. (С.183-189) 3. Шахматов А.А. Славянская прародина. (С. 174-179) 4. Селищев А.М. О жизни древних славян по данным языка. (С.179-183); Начало славянской письменности. (С.146-253) 5.Лавров Ф. Религия древних славян. (С.224-236) 6.Бернштейн С.Б. О происхождении славянской письменности. (С. 253-259). |
Методические указания Программа и задания по курсу введение в славянскую... Эти вопросы и составляют основное содержание курса «Введение в славянскую филологию». К ним примыкают сведения из истории славянской... | Славянскую филологию Бернштейн С. Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. М., 1961. М., 2005 (Введение) | ||
Программа дисциплины дпп. Ддс. 02. Введение в германскую филологию... Целью дисциплины «Введение в германскую филологию» является ознакомление студентов с характерными чертами группы германских языков... | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение... Дать студентам общее представление о славянской филологии, об объекте ее изучения, охарактеризовать основные проблемы, актуальные... | ||
Мгпу) учебно методический комплекс дисциплины дн(М). Ф. 4 Введение... Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со стандартом дисциплины опд. Ф. 04 Введение в филологию. Основы науки о языке... | Мгпу учебно методический комплекс дисциплины опд. Ф. 04 Введение... Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со стандартом дисциплины опд. Ф. 04 Введение в филологию. Основы науки о яззыке... | ||
Российской федерации Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный... | Российской федерации Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «актуальные проблемы фразеологии» «Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Основы межкультурной коммуникации», «Современный русский язык и культура... | Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» «Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «проблемы языковой номинации» «Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной... | Учебно методический комплекс дисциплины фтд. 2 Введение в германскую... Рецензенты: Билоус Л. С к ф н., доцент, декан фия мурманского гуманитарного института | ||
Российской федерации Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Классический... | Программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию... Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов... | ||
Рабочая программа дисциплины Введение в профессию Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» является формирование представлений об области, объектах, видах и задачах профессиональной... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «введение в психолого-педагогическую деятельность» Цели и задачи учебной дисциплины. Программа дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» составлена в соответствии... |