Сергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие





Скачать 253.59 Kb.
НазваниеСергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие
Дата публикации02.10.2014
Размер253.59 Kb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Культура > Учебное пособие

Тема : ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ.

План.
1. Педагогическая профессия.

2. Педагогическая деятельность, её гуманистический характер..

3. Педагогическое мастерство и профессиональная компетентность. . 4.Творчество в педагогической деятельности.

5. Перспективы развития педагогической профессии.


Литература.
1.Введение в педагогическую профессию : Курс лекций // Под ред. Сергеева Н.К. – Волгоград, 1998.

2.Роботова А.С. и др. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие. – М.: 2000.

3.Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие. – М.: 2002.

4.Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности.- СПб.:2004.

1. Педагогическая профессия.
В современном мире существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них предъявляет свои требования к человеку. Каждый из них принято называть профессией. Говоря об их количестве, исследователи называют цифру 40000. При этом около 500 отмирают ежегодно, и примерно столько же появляется новых.

Профессия – род трудовой деятельности, занятий, имеющий определённую систему требований к человеку, и требующий определённой подготовки. Кроме этого –

Профессия – это ограниченная (в силу разделения труда) область приложения физических и/или духовных сил человека, дающая ему, взамен приложенного им труда, возможность существования, развития, самореализации, а также накладывающая свой отпечаток на характер человека, формирующая его ценности.

Считается, что на выбор профессии влияет ряд факторов. Назовём основные : (проранжировать для себя)

  • Позиция старших членов семьи;

  • Позиция товарищей, сверстников;

  • Позиция учителей, классного руководителя;

  • Личные профессиональные планы;

  • Способности;

  • Уровень притязаний на общественное признание;

  • Информированность;

  • Склонности;

  • ?...

Итак, вы выбрали свою будущую профессию.

Она относится к профессиям типа «человек-человек» (согласно классификации Климова Е.А.).

Климов Е.А. предложил классифицировать все профессии по предмету труда, выделив на этом основании 5 основных групп :

«Человек-Техника» -где предметом труда являются технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии).

«Человек-Природа» -где предметом труда является живая природа.

«Человек-Знаковая система» - предметом труда являются знаки: чертежи, схемы, карты, графики, ноты, речь и пр.

«Человек-Художественный образ» -изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актёрско-сценическая деятельность.

«Человек-Человек» -это профессии, труд в которых направлен на человека; они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. Содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.

Профессии данного типа имеют ряд особенностей:

Первая особенность состоит в том, что каждая из профессий типа «Ч-Ч» требует от человека как бы двойной подготовки : а) нужно научиться, уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях ; б) нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и пр.

Если организатор руководит группой людей, то он должен хорошо знать сущность выполняемой ими работы. Это не значит, что он должен знать и уметь лучше всех. Это невозможно и не нужно. Например, директор балетного театра не должен танцевать лучше балерин. Директор школы не может знать досконально все предметы, как знают их учителя-предметники. Но особенности труда своих подчинённых любой организатор (директор) должен представлять очень хорошо.

Вторая особенность состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, то не ладится и работа.
В области профессий «Ч-Ч» исследователи выделяют множество подтипов.

Один из них – педагогическая профессия.

Педагогическая профессия – это профессия, связанная с обучением, воспитанием и образованием людей. Педагог – общий термин . Мы же будем вести речь о профессии учителя.
В чём специфика педагогической профессии учителя ?

1) Учитель –посредник между обществом и растущим человеком. Человечество за свою многовековую историю накопило колоссальный опыт. И именно учитель призван передать детям всё лучшее от прежних поколений, и не передать предрассудков, пороков, ошибок. Учитель не только передаёт знания, но и формирует мировоззрение, идеалы, гражданскую позицию, духовно-нравственные начала.

2) Профессия учителя – одна из самых массовых профессий в стране.

Массовость говорит о её значимости для общества и растущих поколений, а также предъявляет повышенные требования к личности учителя, заставляет постоянно работать над собой и заботиться о престиже профессии.

3) Учитель – это человек, устремлённый в будущее. Его деятельность ориентирована на формирование человека, чья активность развернётся завтра, в изменившихся условиях. Поэтому, воспитывая в детях умение жить и действовать в сегодняшнем мире, организуя их жизнедеятельность, учитель должен одновременно закладывать в них и некую более идеальную перспективу, умение анализировать окружающую действительность, а также способность творить и преобразовывать окружающий мир. Л.Н.Толстой писал, что, для того, чтобы воспитать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду идеально совершенного человека, только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения и того времени, в котором ему придётся жить. Ведь те, к кому вы придёте завтра в школы, - будут вершить судьбу страны, идущей в 22ой век (!). Вот почему учитель должен всегда помнить, что в его классе, в его руках – будущее!...

4) Учитель управляет самым сложным процессом – процессом формирования личности. Сложность этого процесса определяется постоянным изменением личности воспитанника. А таких воспитанников у учителя -30-40 чел. И как нельзя ступить в одну и ту же реку дважды, так нельзя подходить с одной и той же меркой не только к разным ученикам, но и к одному и тому же ученику в разное время. У учителя нет каких-то измерительных или иных приборов, как у других специалистов. Главное в его работе – это управление возникающими в процессе обучения и воспитания отношениями. Учитель должен уметь находить верные педагогические решения в минимальное время с учётом многих конкретных условий данной конкретной ситуации, что всегда сложно.

5) Общество возлагает на учителя особую ответственность : ему доверяется человек, когда он наиболее податлив на внушение.

Учитель формирует знания, умения, привычки, идеалы, принципы,- то есть, в его руках –участь целой жизни человека.

Ещё древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером , то государство от этого не очень пострадает - граждане будут несколько хуже одеты, но, если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности,- то в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

С этой мыслью перекликаются слова Луначарского : «Если золотых дел мастер испортит золото, золото можно перелить… Порча человека есть или огромное преступление, или огромная без вины вина…».
Педагогическая профессия распадается на ряд специальностей.

Специальностью называют отдельную отрасль науки, техники, мастерства или искусства, связанную с конкретной профессиональной деятельностью и соответствующую той или иной должности.

Перечислим основные педагогические специальности : -школьный учитель (предметник : учитель математики), -классный руководитель (воспитатель класса), -воспитатель группы продлённого дня, -учитель начальных классов, -социальный педагог, -педагог-психолог, -вожатый (организатор детского движения), -воспитатель детского сада, -воспитатель детского дома, школы-интерната, -педагог дополнительного образования, -педагог – дефектолог, -педагог – методист, -педагог – теоретик, -няня, гувернантка, гувернёр, -педагог – тренер,.

Общее в этих специальностях – их направленность на воспитание и обучение подрастающего поколения, на передачу материального и духовного опыта, на формирование мировоззрения, на развитие личности.

Специфика проявляется в объекте деятельности, целях и задачах, содержании, ведущих методах и формах, ожидаемых результатах.

Педагогические услуги – деятельность обучающего и воспитательного характера по удовлетворению чьих-либо потребностей, или заказа.
2. Педагогическая деятельность.
В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы : труд, дело, занятие.

В науке «Д» рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания : философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой и другими.

В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека : быть активным.

«Деятельность» определяют как специфическую форму отношения к окружающему миру. Её содержание составляет целесообразное изменение окружающего мира и его преобразование в интересах людей.

Деятельность есть условие существования общества.

Она включает в себя : цель, средства, результат и сам процесс.
Среди других видов деятельности особую признательность имеет деятельность педагогическая.

«Педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на достижение целей обучения и воспитания, а также на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для развития и саморазвития личности растущего человека».

Она может быть профессиональной и непрофессиональной. Непрофессиональная –родители, друзья, соседи … Ни один человек не может прожить, не став объектом педагогической деятельности. Профессиональная ПД требует специального образования, то есть системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с профессией.

Функции педагогической деятельности : 1)Гностическая (познавательная) – связана с накоплением знаний о целях обучения и воспитания, о методах обучения и воспитания, о передовом педагогическом опыте, различных теориях и подходах, о возрастных и психологических особенностях детей, специфике детских коллективах и пр. 2)Проектировочная - связана с перспективным планированием педагогических целей и задач, способов их решения (планирование системы уроков, воспитательной работы и пр.).

3)Конструктивная – связана с определением особенностей деятельности педагога и учащихся в конкретных условиях. 4)Коммуникативная – связана с установлением того или иного типа отношений учителя с учащимися, группой, коллегами. 5)Организаторская – связана с организацией поэтапного характера действий как учителя, так и учащихся.

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

1.Обучающая (учителя – предметники, тренеры, ПДО и др.,

2.Воспитательная (учителя, кл-руководители, воспитатели и др.),

3.Административная (руководители школ, УДО и др.),

4.Организаторская (организаторы детского движения, все педагоги),

5.Методическая (методисты школ, УДО и др.),

6.Научно-исследовательская (педагоги-экспериментаторы),

7.Внешкольная (клубы, УДО, детские комнаты милиции),

8.Деятельность по самообразованию самих учителей.
Каким бы видом деятельности педагог ни занимался, ведущими направлениями в его работе будут :

1) Диагностико-проектировочная деятельность – то есть изучение состояния и эффективности организуемого процесса, и на этой основе -проектирование дальнейшего развития учащихся и детского коллектива, определение стратегии собственной педагогической деятельности и ожидаемых результатов.

2) Ценностно-ориентировочная деятельность – то есть создание условий для формирования у учащихся ценностного восприятия мира, ценностных ориентаций, владение соответствующими методами и формами воспитательной работы.

3) Коммуникативная деятельность – то есть организация взаимодействия учащихся в различных видах совместной деятельности, выбор оптимального стиля общения, управление взаимодействием.

4) Организаторская деятельность - то есть умение организовывать интересную разнообразную индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, владеть различными формами работы ит.п.

5) Рефлексивно-аналитическая деятельность – то есть умение анализировать не только деятельность учащихся, но и собственную педагогическую деятельность, делать выводы и т.д.

Существует 2 аспекта рассмотрения педагогической деятельности: внешний и внутренний.

Внешние компоненты педагогической деятельности : -цель и задачи ПД, -средства достижения цели (содержание, методы, формы,), -субъект ПД ( и учитель, и учащиеся ), -объект педагогического воздействия (учащиеся, родители,), другие объекты (учебный процесс, его содержание и пр.), -результат педагогической деятельности.

Внутренние компоненты педагогической деятельности : -мотивационный компонент ( то, что движет работой учителя : мотивы долга, творческого самовыражения, вынужденности, желания подготовить достойную смену, забота о будущем и пр.), -содержательный компонент ( те знания, которые необходимы учителю для педагогической деятельности: предметные, педагогические, психологические, методические, общегуманитарные), -операционный компонент ( те умения, которые необходимы для ПД, для осуществления своих функций: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские).
Уровни педагогической деятельности :

1 уровень – репродуктивный – предполагает умение учителя действовать по образцу, шаблону, стандарту. Такому учителю трудно даётся что-то новое.

2 уровень –адаптивный – предполагает умение учителя приспособиться к новым требованиям жизни, школы, изменить «под себя» известные методики.

3 уровень –творческий – предполагает нестандартные, необычные действия педагога, которых нет в известном опыте.

Особенностью ПД является : -её целенаправленный , личностно-ориентированный характер (на ребёнка, его становление, развитие…), -её совместный характер : она обязательно предполагает и педагога, и воспитанника, -её задачный хар-р: ПД рассматривается как решение одна за одной профессиональных задач, встающих перед учителем, -её гуманистический хар-р : чаще всего «гуманизм» понимают как «человеколюбие», уважение прав и достоинств человека и пр.
Добавим к этому признаки профессиональной ПД :

Она носит преднамеренный характер. В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизнедеятельности ребёнка: -ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями ; -для её реализации существуют определённые формы : урок, занятия, «классы». –эта деятельность преследует определённую цель : научить ребёнка чему-либо, передать ему систему определённых знаний, сформировать определённые умения и навыки, преодолеть пробелы в знаниях; воспитать ребёнка, взрастить в нём человека, развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и пр., -цель во многом определяет содержание обучения, воспитания, образования; -ребёнок обычно тоже понимает «особый», серьёзный характер этой деятельности – он включается в особые отношения с педагогом: деловые, официальные, регламентированные; -результаты педагогической деятельности, особенно в её обучающей части, могут быть проверены, её итогом являются знания и умения того ребёнка, которого обучал учитель ; менее очевидны результаты воспитания – в силу того, что ребёнка «воспитывают все и всё», а так же то, что результаты во многом «отсрочены» во времени; -настоящий педагог не ограничивается строго регламентированной деятельностью – он использует разнообразные возможности своего влияния на ученика : неформальные беседы, доверительные разговоры, обсуждение волнующих ученика проблем, советы, поддержку, помощь.

Гуманистический характер педпрофессии и педдеятельности.

Он проявляется в особенностях педагогической деятельности и в образе мышления. Вспомнив, что основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения между людьми (с одной стороны) и специальные знания предмета (с другой стороны), - сделаем вывод, что педагогическая профессия требует двойной подготовки: человековедческой и специальной.

Таким образом, педпрофессия по своей природе имеет гуманистический характер.

Сознательное выдвижение именно этой особенности педпрофессии на первый план - характеризовало педагогов всех времён.

Дистервег (19в,нем.) : «…В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью : это стремление к благородным общечеловеческим целям». В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика.

Гуманистическое начало в педагогической профессии подчёркивал

Л.Н.Толстой : « Если учитель имеет только любовь к делу – он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец или мать,- он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу, и любовь к ученикам,- он совершенный учитель».

Я.Корчак (польский писатель, врач, педагог) обосновал ведущие принципы гуманистических отношений педагога с ребёнком : -принцип уважения труда познания ребёнка ; -принцип уважения неудач и слёз ребёнка; -принцип уважения собственности ребёнка ; -принцип уважения тяжёлой работы роста ребёнка ; -принцип уважения самобытности ребёнка; -принцип паритетности взаимоотношений ; -принцип безопасности ребёнка («Учитель, не навреди !»), -принцип ненасилия (право ребёнка быть тем ,кто и что он есть), -принцип безусловной поддержки и помощи взрослого ребёнку; -принцип безусловной любви воспитателя к воспитаннику.

В.А.Сухомлинский считал, что воспитание во имя счастья ребёнка – таков гуманистический смысл педагогической деятельности. И задача учителя –«распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо – индивидуальный талант», поставить его на путь самобытно-творческого и интеллектуально полнокровного труда


Таким образом, именно гуманистический характер педагогической деятельности определяет ряд требований к личности и профессиональному поведению педагога.

Все личностные качества – профессионально значимы для педагога.

Поэтому стоит задача : личностные качества в себе – воспитывать., а профессиональными – овладевать.

Отсюда встаёт проблема педмастерства.

3. Педмастерство и профкомпетентность.
В «Законе об образовании в РФ» отмечаются 2 главные функциональные обязанности педагогов : -педагог должен владеть педмастерством учителя-профессионала, -педагог должен быть готов к воспитанию детей и к работе с их родителями

«Мастер» по Далю –это особенно сведущий или искусный в своём деле человек.

Педмастерство –это комплекс свойств личности педагога , обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.
СТРУКТУРА ПЕДМАСТЕРСТВА :


Пед. мастерство



-гуманистическая направленность

. деятельности педагога сплав направлен-

ности и знаний - профессиональные знания педагога есть основа. -

педагогические способности условия успеш-

ности педдеятель-

ности.

Пед. техника комплекс средств с пом.

которых осуществляется

деятельность.
Рассмотрим эти составляющие более подробно.

Гуманистическая направленность деятельности педагога – есть активное отражение внутренней направленности личности самого педагога, состоящей из идеалов, интересов, ценностных ориентаций на ребёнка, его интересы, особенности, проблемы; на коллектив учащихся; а также – на себя, свою самореализацию и самоутверждение; на цели и средства педагогической деятельности.

Профессиональные знания . Это знание принципов и правил, которые лежат в основе действий и поступков педагогов. Это знание преподаваемого предмета, его методики, а также педагогики и психологии. Всё это – в комплексе и одновременно на разных уровнях : -методологическом (цели, закономерности- это фундамент знаний), -теоретическом (принципы, законы, правила, ведущие теории и пр.), -методическом (как конструировать УВП, каким реком-иям следовать, -технологическом (как конкретно действовать). Плюс ко всему – личностная окрашенность знаний педагога, что тоже очень важно.

Педагогические способности. Это внутренние задатки, которые определяют возможность педагога более успешно решать педагогические задачи, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Исследователи выделяют 6 ведущих групп способностей к педагогической деятельности : 1-коммуникативные способности - расположенность к людям, доброжелательность, общительность. 2-перцептивные способности - умение чувствовать другого человека, профессиональная зоркость, наблюдательность, сопереживание (эмпатия), педагогическая интуиция (перцепция=восприятие). 3-динамизм личности - гибкость, интуиция, способность к волевому воздействию, к логическому убеждению учеников. 4-эмоциональная устойчивость - способность владеть собой в любых ситуациях, и самой ситуацией. 5-оптимистическое прогнозирование - вера в способности ученика, опора на них, умение предвидеть возможные осложнения, ошибки. 6-креативность - способность к творчеству.

Педагогическая техника – совокупность средств и приёмов, с помощью которых осуществляется деятельность. Педтехника предполагает развитие 2х групп умений : 1) умения управлять собой - -владение своим телом (мимика, пантомимика), -управление эмоциями, настроением, -социально-перцептивные умения: внимание, наблюдательность, воображение, -управление своей речью : дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи. 2) умения взаимодействовать в процессе решения педзадач - - дидактические умения, -организаторские умения, -коммуникативные умения, -владение конкретными формами и технологиями организации прцесса воспитания и обучения.

Мастерство воспитателя есть не что иное, как мастерство организатора жизни детей.
Профессиональная компетентность.

«Компетентность» в общем значении есть личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определённого круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определённых знаний и навыков.

Понятие «профессиональная компетентность педагога» выражает личные возможности учителя, воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией школы. Для этого нужно знать педагогическую теорию, уметь и быть готовым применять её на практике.

Таким образом, «педагогическая компетентность» есть единство теоретической и практической готовности педагога к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности.

Теоретическая готовность – аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения.

Практическая готовность – коммуникативные и организаторские умения.

Педмастерство = личностно-деловые качества + профкомпетентность педагога.

Учебный курс «Педагогики» позволит студентам приобрести комплекс необходимых для педагогической деятельности компетенций :
Ценностно – смысловую компетенцию

Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения студента в ситуациях учебной и иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория студента, программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурную компетенцию.

Это – круг вопросов, по отношению к которым студент должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности; это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека, их цели и влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения студентом научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно – познавательную компетенцию.

Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, методологической, общенаучной деятельности, соотнесённые с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам студент овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Информационную компетенцию.

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс,

компьютер, принтер, модем, и др.) и информационных технологий ( аудио-видео

запись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения

самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,

организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Данная

компетенция обеспечивает навыки деятельности студента по отношению к

информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях,

а также в окружающем мире.
Коммуникативную компетенцию.

Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с

окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе,

владение различными социальными ролями в коллективе. В образовательных стандартах фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы.
Социально – трудовую компетенцию.

Владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности

(выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя),

в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную

компетенцию входят умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой

трудовых и гражданских взаимоотношений.
Личностную компетенцию (самосовершенствование).

Направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального

самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Студент овладевает ориентацией и способами деятельности в собственных

интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании,

развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

К данной компетенции относятся также личная гигиена, забота о собственном

Здоровье, внутренняя экологическая культура.

4.Творчество в педагогической деятельности.
Уже в самом начале пути к педагогической профессии важно осознать её творческий характер, наметить личную программу освоения педагогических теорий и педагогического опыта.

Что есть творчество ? Словари: « Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей».

Какие же новые ценности создаёт учитель ?

Задача учителя –сегодня готовить человека к решению задач, которые ещё только будут поставлены жизнью завтра. Он должен предвидеть потребности быстро развивающегося общества, предвосхищать требования, которые оно в будущем предъявит к человеку, сегодня сидящему за школьной партой. Решая на практике эти слжнейшие задачи, учитель должен быть постоянно готов к поиску новых решений, к применению нестандартных приёмов работы. В этом - главный признак педагогического творчества.

Творчество есть высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. С точки зрения психологии, нет различия между творческой деятельностью учёного (создающего новый для общества продукт) и творческой деятельностью учащегося (делающего открытие для себя).

Таким образом, можно выделить объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество характеризуется его конечным результатом (научным открытием, созданием художественного произведения, решением новой задачи). С субъективной точки зрения творчество характеризуется самим процессом творчества, значимым для человека ( даже если его продукт не обладает необходимой новизной).

Проблема творчества занимает значительное место в педагогической деятельности. Она охватывает разные стороны профессиональной деятельности (построение урока, работа с коллективом учащихся и пр)

Загвязинский В.И. выделяет следующие отличительные признаки педагогического творчества : - спрессованность во времени : учитель не может ждать, пока его «осенит», он должен принять новое решение в считанные секунды; -педтворчество должно приносить положительные воспитательные результаты (а иначе- зачем?); -педтворчество – это всегда сотворчество.

Кроме этого, творчество – это необходимое условие становления самого педагога, его самопознания, саморазвития и самореализации.

В структуре педтворчества выделяются следующие компоненты : 1)Мотивационно – волевой компонент -потребность в творческой деятельности, способность полностью сосредоточиться на решении педагогической задачи. Среди мотивов выделяют : чувство долга; желание проверить свои силы и способности; желание открыть что-то новое, неизведанное; желание принести своей творческой работой наибольшую пользу обществу; желание приблизить к решению ту или иную проблему; желание углубить своё самообразование или самовоспитание; ожидание эмоционального подъёма, радости и пр. Мотивы творческой деятельности педагога многообразны. Они основываются на осознании педагогом своих обязанностей, задач, своей миссии.

Притча (для иллюстрации): Три работника возят тачки с камнями. На вопрос : чем ты занимаешься?,-ответили : 1) везу эту проклятую тачку, 2)зарабатываю на хлеб, 3)строю прекрасный храм. Проявлены мотивы: 1)изнурительной обязанности, 2)средство к существованию, 3)радость созидания. Именно радость созидания, радость творческого труда является источником вдохновения в нелёгком педагогическом деле. 2)Процессуальный компонент - -умение сформулировать конкретную пед/задачу, -найти оптимальный способ её решения, -умение организовать процесс сотворчества с учащимися, -умение видеть новое в привычном, -умение удивлять, -духовная самоотдача. 3)Оценочный компонент – умение адекватно оценивать результаты своей деятельности, вносить в неё коррективы.
Основой педагогического творчества является эвристичность мышления педагога ( в противовес шаблонности). Привычка действовать по образцу (шаблону), даже очень хорошему, проверенному, - превращает педагогическую деятельность в ремесленничество, и, как следствие,-утрачивается интерес ко всему новому, а иногда и активное неприятие его.

Необходимым условием проявления творчества в любой деятельности является творческое самочувствие человека. Станиславский различал ремесленное и творческое самочувствие актёра : ремесленное – когда мысли и душа – об одном, а на сцене – выражение других чувств. Такое самочувствие рождает фальшь и штампы, и зритель это чувствует. При творческом самочувствии тело и душа – едины, и тогда- подъём в игре, и зритель верит… Эти размышления Станиславского можно отнести и к педагогической деятельности.
Уровни педагогического творчества : 1 уровень –уровень открытия ( высший)- здесь: выдвижение новых педагогических идей и их воплощение в конкретной системе учебно-воспитательной работы. Пример – Макаренко А.С. 2 уровень- уровень изобретения - здесь: конструирование учителем отдельных элементов педсистемы, средств, методов, условий обучения и воспитания, что повышает их качество. Пример – Шаталов: опорные сигналы, крупные блоки.. 3 уровень – уровень усовершенствования - здесь: модернизация и адаптация к конкретным условиям известных методов и средств обучения и воспитания. На этом уровне работает большинство учителей с творческим подходом к своей деятельности.

Говоря о творчестве, -нельзя не говорить о присутствии в творчестве интуиции, вдохновения, импровизации.

Педагогическая импровизация ( Харькин В.Н.) –есть разновидность творческого процесса. Её ЭТАПЫ : 1 этап – озарение ( инсайт ) - на этом этапе происходит неожиданное интуитивное обнаружение идеи, оригинального хода, парадоксальной мысли и пр. Возникает, как правило, в нестандартной ситуации. 2этап –логическое осмысление идеи и выбор пути её реализации. Этот этап сильно спрессован во времени и протекает почти мгновенно.

3этап – публичная реализация идеи с интуитивно-логической коррекцией. Это- видимая часть импровизации.

4этап –мгновенный интуитивно-логический анализ результата.

Барьеры творческой деятельности.

Исследователь Лук А.Н. выделяет такие психологические барьеры: страх, боязнь неудач, чрезмерная самокритичность, лень и др.

Исследователь Андреев В.И. выделяет 3 группы барьеров : -социально- педагогические барьеры : отсутствие социальных условий для занятия любимым видом творческой деятельности; неблагоприятный творческий климат в семье, среди друзей; авторитарный стиль руководства; равнодушие педагога к успехам детей и пр. –личностные барьеры : неверие в собственные силы, лень, равнодушие к успеху, отсутствие воображения и пр. –физиологические барьеры : переутомление, слабое здоровье, недостаточная оснащённость, неудобное рабочее место и пр.
Можно ли развить в себе способность к творческой деятельности ?

И можно, и нужно, если человек идёт работать с детьми.

Здесь очень важна внутренняя ориентация на то, что ты сам – личность творческая. Исследователи трактуют творческую личность, как такую, для которой характерны: устойчивая направленность на творчество, творческая активность, творческие способности, а также –готовность к риску, независимость суждений, чувство юмора, самобытность, смелость воображения и мыслей, познавательная дотошность и пр.

5.Перспективы развития педпрофессии.

1. Гуманизм становится обобщённой системой взглядов, убеждений и идеалов педагога 21 века. Утверждение гуманистического мышления будет способствовать становлению нового стиля взаимоотношений учителя с учащимися. Его вероятные черты : -реализация идеи личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании; -постепенный переход от групповых форм взаимодействия к индивидуальным; -предпочтение косвенной формы педагогического требования к учащимся ( совета, просьбы, предложения) прямым (указание, приказ, распоряжение ); -эмоциональная окрашенность деловых отношений с учащимися; -оказание помощи ученику в его саморазвитии через воспитание культуры отношения к самому себе, людям, природе.

2. Компьютеризация всех сфер жизни общества приведёт к изменению и профессиональную педагогическую деятельность. Информатизация образования становится насущной потребностью. Обучение в ВУЗе станет немыслемым без приобщения к информационным технологиям .Нужно будет решать следующие проблемы : -формирование готовности будущего педагога к работе в единой информационной среде. Данную проблему можно рассматривать как умение владеть и понимать возможности использования информационных технологий в учебном процессе,- с одной стороны, и как разумное соотношение традиционных и новых технологий в учебном процессе – с другой; -создание единого информационного пространства и формирование единого тезауруса, позволяющего педагогу концентрировать внимание и время не только на организации и методике обучения, но и на концептуальных аспектах учебного процесса; -подготовка и переход на преподавание с использованием информационных технологий. Такой переход предполагает разработку информационно- компьютерной поддержки учебных курсов, в том числе и гуманитарного блока в учебных планах образовательных учреждений; -подготовка программно-методического обеспечения учебного процесса в едином информационном пространстве. Это требует совместных усилий учителей, методистов, психологов и др.
3. Получит развитие идея непрерывности образования. Значит, появятся новые формы обучения, и новые педагогические специальности. Так, в Законе об образовании РФ уже получили право на жизнь такие формы, как экстернат, семейное образование, очно-заочные формы, дистанционное обучение и др.

4. Произойдёт модернизация системы подготовки учителей: -произойдёт устранение дуализма в подготовке учительских кадров для различных типов школ. Университеты станут основным типом ВУЗа для подготовки учителей, что приблизит учительскую профессию к уровню других специалистов, повысит её роль в обществе; -утвердится многоуровневость и вариативность педагогического образования. Учителя и другие специалисты, обучающие детей ивзрослых, будут готовиться по программам различной продолжительности и разной направленности, что отразится и на карьере, и на зарплате; -усилится общеобразовательный компонент в содержании педагогического образования. Учитель для выполнения своих усложняющихся функций должен быть разносторонним и высокообразованным человеком, духовно богатой и тонко чувствующей природу другого человека личностью; -создание альтернативных возможностей подготовки учительских кадров из специалистов других профилей; -привлечение к учительской профессии талантливой молодёжи путём предоставления ей различных льгот т привилегий; -интеграция вузовского и послевузовского образования, разработка стимулов к непрерывному повышению квалификации.

5. Претерпят изменения требования к личности педагога. Главными станут : профессиональная компетентность ; интеллигентность; конкурентноспособность; духовность, готовность решать творческие и исследовательские задачи, а также задачи, требующие интеграции знаний, и пр.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «введение в психолого-педагогическую деятельность»
Цели и задачи учебной дисциплины. Программа дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» составлена в соответствии...
Сергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования:...
Цель организовать профессиональное погружение в дисциплину «Педагогика начального образования» и заложить основы формирования профессиональных...
Сергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие iconУчебное пособие для студентов медицинских вузов Волгоград 2003г
Л. В. Крамарь, В. А. Петров Неотложные состояния при острых кишечных инфекциях у детей: патогенез, клиника, лечение: Учебное пособие...
Сергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие iconУчебное пособие для студентов педагогических учебных заведений
Педагогика. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Педагогическое...
Сергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие iconЛитература Введение
Учебное пособие предназначено для магистров дневного и заочного отделений экономических специальностей. Данное учебное пособие может...
Сергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие iconУчебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы»
Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» для студентов фармацевтического факультета (специальность 060103...
Сергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие iconВведение в социально-педагогическую деятельность
Направление подготовки: 44. 03. 02 Психолого- педагогическое образование (бакалавриат, заочное обучение)
Сергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие iconУчебное пособие по курсу “Технология приборостроения” Москва,1998

Сергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие iconМетодическое пособие к разделу «Историко-философское введение»
С 32 Сергеева Т. Б. Античная философия: методическое пособие для преподавателей по философии к разделу «Историко-философское введение»...
Сергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие iconВопросы к комплексному экзамену слушателей курсов профессиональной переподготовки
Введение в педагогическую деятельность. Профессиональные знания и умения учителя начальных классов
Сергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Общая и экспериментальная психология, Введение в педагогическую деятельность, Педагогическая психология
Сергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального...
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования
Сергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие iconМетодическое пособие Волгоград 2011 ббк 85. 315 В11
В мире музыкальных инструментов : методическое пособие / Волгогр. Оунб им. М. Горького, Отдел аудиовизуальных материалов и литературы...
Сергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие iconПопова А. Н. Волгоград, 2005. 110 с. Практическая терапевтическая...
Гбоу впо «волгоградский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения российской федерации
Сергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие iconРаспределение часов
Клюгина Н. Н., Шевчук В. П., Шевчук Л. Н. Алгоритмические языки и программирование Учебное пособие для заочной формы обучения. Волгоград:...
Сергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие iconМетодическое пособие Волгоград 2012 ббк 78. 34 О-11
О статистике – вообще и библиотечной, в частности : методическое пособие / Волгогр. Оунб им. М. Горького, Отдел нииМР; [сост.: Н....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск