Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы»





НазваниеУчебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы»
страница1/3
Дата публикации08.05.2015
Размер0.59 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > География > Учебное пособие
  1   2   3


ГБОУ ВПО

Волгоградский государственный медицинский университет

Министерства Здравоохранения

Российской Федерации
Кафедра общей гигиены и экологии

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО дисциплине «Основы экологии и охраны природы»

для студентов фармацевтического факультета

(специальность 060103 «ФАРМАЦИЯ», заочная форма обучения)

Волгоград, 2014
Авторы:

Профессор, д.м.н. Латышевская Н.И.,

Доцент, к.м.н. Яцышена Т.Л.,

Доцент, к.м.н. Герусова Г.П.,

Ст. препод., к.м.н. Крамарь В.О.

Ассистент, к.м.н. Бочарова Л.М.

Ассистент, к.м.н. Чернова Н.В.

Ассистент, к.м.н. Шестопалова Е.Л..

Ассистент А.Н.Новикова

Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» для студентов фармацевтического факультета (специальность 060103 «Фармация», заочная форма обучения). / Н.И. Латышевская, Т.Л. Яцышена.- Волгоград: - Издательство ООО «Бланк».- 2014.- 41с.
Утверждено МФЦМК медико-профилактических дисциплин от 11.09. 2013 г. протокол № 1

Учебное пособие для самостоятельной работы по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» предназначено для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета, обучающихся по специальности 060103 «Фармация» с присвоением квалификации выпускника: специалист (Специальное звание - провизор).

Пособие содержит тематический план лекций, практических занятий и самостоятельной работы, список практических навыков и компетенций, которые должен освоить студент в процессе обучения на кафедре, рекомендуемый алгоритм деятельности при выполнении самостоятельной работы, общие требования к оформлению контрольных работ и пример аналитической контрольной работы, список литературы, рекомендованный перечень рефератов, контрольные вопросы для промежуточного и итогового контроля знаний студентов.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 «Фармация».

Содержание

1

Требования к результатам освоения дисциплины «Основы экологии и охраны природы». Общая трудоемкость дисциплины. Компетенции. Перечень практических навыков, осваиваемых обучающимися.


………….4

2

Тематический план лекций, практических занятий, самостоятельной работы по основам экологии и охраны природы



………….10

3

Рекомендуемая тематика рефератов

...….…….12

4

Рекомендуемая литература


.…………13

4

Рекомендуемый алгоритм деятельности при выполнении самостоятельных письменных аналитических контрольных работ. Общие требования к оформлению контрольных работ



………….14

5

Образец аналитической контрольной работы и решения профессионально- ориентированной ситуационной задачи


.………...16

7

Оценочные средства для текущего и рубежного контроля успеваемости (письменные контрольные работы и вопросы тестового контроля)




.………...20



Требования к результатам освоения дисциплины «Основы экологии и охраны природы»
Таблица 1

Общая трудоемкость дисциплины


Вид учебной работы

5 семестр

всего часов

Аудиторные занятия (всего)

7/1*

В том числе:




Лекции

2

Практические занятия

5

Самостоятельная работа (всего)

65

Общая трудоемкость

Зачетные единицы

72

2

* - количество часов интерактивных занятий в объеме аудиторных часов


Таблица 2

Разделы дисциплины и виды занятий



Раз-

де-ла

Наименование

раздела

Лекции

Практичес-кие занятия

Самостоятель-

ная работа

студентов

Всего

часов

1

Предмет и содержание основ экологии и охраны природы. История становления и развития. Значение экологического бразовании и воспитания в работе провизора.


2

-

3

5

2

Общая экология

-

-

12

12

3

Экология человека

-

-

10

10

4


Прикладная экология

-

2

22

24

5

Природопользова-ние и охрана природы

-

2

14

16

6

Итоговое занятие (заключительное тестирование), зачет

-

1

4

5




ИТОГО:


2

5

65

72



Результаты обучения
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

1. ОК-1 способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

  1. ОК-5 способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

  2. ПК-1 способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний.

  3. ПК-6 способность и готовность организовывать и проводить заготовку лекарственного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений, прогнозировать и обосновывать пути решения проблемы охраны зарослей лекарственных растений и сохранности их генофонда.

  4. ПК-13 способность и готовность принимать участие в создании различных видов фармацевтических предприятий и организаций.

  5. ПК-21 способность и готовность к обеспечению деятельности фармацевтических предприятий и организаций по охране труда и техники безопасности.

  6. ПК-47 способность и готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

  7. ПК-48 способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения).



В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные понятия и законы общей экологии;

- законы биосферы и экологии;

- экологические факторы, их влияние на окружающую среду;

- виды природных ресурсов, особенности ресурсного природопользования, основы охраны окружающей природной среды, в том числе охрану лекарственных растений;

- экозащитную безопасность, экозащитную технику в фармацевтическом и химическом производстве;

- техногенные загрязнения природной среды (атмосферы, гидросферы, литосферы); загрязнения, связанные с производством лекарственных и химических веществ; методы их анализа;

- понятия о ПДК загрязняющих веществ атмосферы, гидросферы, почвы, а также о классах их опасности.
Уметь:

- проводить отбор проб воды поверхностных водоемов в месте выпуска промышленных сточных вод химико-фармацевтических предприятий и проводить их анализ в соответствии с действующими стандартами; проводить отбор проб атмосферного воздуха и определения в промышленных выбросах химико-фармацевтических предприятий загрязняющих веществ по нормативно-технической документации;

- давать рекомендации по использованию имеющихся в ассортименте аптечной сети лечебно-профилактических средств для реабилитации здоровья населения, проживающих в неблагоприятных экологических условиях.

Пользоваться действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими медицинскую и фармацевтическую деятельность,

  • обмениваться информацией и профессиональными знаниями;

  • пользоваться учебной, научной и справочной литературой.


Владеть:

- базовыми технологиями приобретения информации: самостоятельной
работой с учебной, справочной литературой на бумажных и электронных
носителях, Интернет-ресурсами по основам экологии и охраны природы;

- навыками логического построения публичной речи (сообщения, доклада);

- навыками определения и экологической оценки атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны, сточных вод, почвы химико-фармацевтических предприятий;

- навыками разработки мероприятий по профилактике загрязненности рабочей зоны, сточных вод, почвы на фармацевтических предприятиях.
Таблица 3

Перечень практических навыков (умений), которые необходимо освоить обучающемуся:



п/п

Наименование практического навыка

Уровень усвоения

Знание

Умение

Навык

1

Ориентироваться в системе законодательных и нормативных документов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности провизора


+







2

Пользоваться учебной и справочной литературой





+

+

3

Знать основные понятия и законы общей экологии


+







4

Знать законы биосферы и экологии


+

+

+

5

Знать экологические факторы и их влияние на окружающую среду


+

+

+

6

Знать виды природных ресурсов, особенности ресурсного природопользования, основы охраны окружающей природной среды, в том числе охрану лекарственных растений


+

+




7

Иметь представление о ПДК загрязняющих веществ атмосферы, гидросферы, почвы, а также о классах их опасности

+







8

Знать и уметь использовать экозащитную безопасность, экозащитную технику в фармацевтическом и химическом производстве

+

+

+

9

Знать техногенные загрязнения природной среды (атмосферы, гидросферы, литосферы)


+







10

Осуществлять профилактику неинфекционных и инфекционных заболеваний среди населения


+

+

+

11

Проводить санитарно-просветительную работу по пропаганде экологическому обучению и воспитанию


+

+

+

12

Владеть базовыми технологиями приобретения информации: самостоятельной работой с учебной, справочной литературой на бумажных и электронных носителях, Интернет-ресурсами по экологии


+

+

+

13

Владеть методом отбора проб воздуха и воды


+

+

+

14

Владеть методом определения загрязнителей в водной, воздушной и почвенной средах


+

+

+

15

Владеть методами определения органолептических, физико-химических показателей сточных вод


+

+

+

16

Владеть методами определения газообразных загрязнителей воздуха


+

+

+



Образовательные технологии
При проведении лекционных занятий используются: «Лекция-визуализация», мультимедийное сопровождение всего лекционного материала.

При проведении практических и семинарских занятий используются:

метод регламентированной дискуссии – при обсуждении учебных видеофильмов по разделам: основы экологии (гидросфера, атмосфера, )

метод разбора конкретных ситуаций – при решении профессионально ориентированных ситуационных задач по всем разделам программы;

метод подготовки реферата, доклада по разделам «Экология человека», «Прикладная экология», «Природопользование и охрана природы».

Элементы, входящие в самостоятельную работу студента: подготовка к практическим и семинарским занятиям, освоение разделов теоретического материала; работа с учебной и справочной литературой, ведение информационного поиска для подготовки контрольных работ и реферата, подготовка письменной самостоятельной контрольной аналитической работы и написание самостоятельной контрольной аналитической работы с опорой на алгоритм, представленный, в разделе «Рекомендации по оформлению контрольных работ» «Учебного пособия для самостоятельной работы по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» для специальности 060301«Фармация» (для студентов заочного отделения)», написание реферата.

Формы промежуточной аттестации

- собеседование по вопросам самоподготовки;

- решение ситуационных профессионально ориентированных задач;

- контроль выполнения работ и написания протоколов на занятиях;

- письменные контрольные работы;

- письменные аналитические работы;

- тестирование;

- написание реферата, доклада;

- балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студента по дисциплине с использованием 4 модели: Рд = (Рдс + балл за тестирование)/2

Таблица 4

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» iconМетодические указания для студентов «Основы экологии и охраны природы»
Методические указания для студентов («Основы экологии и охраны природы», специальность «фармация»)
Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» iconРабочая программа по основам экологии и охраны природы для специальности 040500 Фармация
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» iconОсновы педагогического мастерства Учебное пособие
Учебное пособие к п н. Якушевой С. Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям...
Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» iconРабочая программа учебной дисциплины «Эпидемиология»
Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ооп: «Физиология с основами анатомии»,...
Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» iconУчебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,...
Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе...
Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» iconУчебное пособие по дисциплине «Биология и биоэкология»
Пища как экологический фактор. Учебное пособие по дисциплине «Биология и биоэкология» для студентов, обучающихся по специальности...
Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» iconI часть (вводная беседа)
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» iconТема урока: «мыла»
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» iconСанкт-петербургский государственный политехнический университет
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» icon«Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова»
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» iconУчебное пособие по дисциплине ен. 01 Математика составлено в соответствии...
Учебное пособие предназначено студентам очной формы обучения. Данное пособие методические указания по выполнению самостоятельной...
Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» icon2012–2013 учебный год Лектор: д ф. м н. С. А. Ждан
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» iconМосковский государственный технический университет гражданской авиации
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» iconУчебное пособие по дисциплине «Теория государства и права»
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по очной, заочной формам, в том числе с использованием дистанционных технологий...
Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» iconРазработка урока химия 11 класс по теме: «Химические реакции»
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» iconПриложение а результаты выборочного социологического опроса посетителей...
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск