МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)
ШКОЛА БИОМЕДИЦИНЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Эпидемиология»
Направление подготовки (специальность) 060301.65 «Фармация»
Форма подготовки – очная
Школа биомедицины
Кафедра фармации
курс 3, семестр 6
лекции 36 час.
практические занятия – 54 час.
лабораторные работы не предусмотрены
всего часов аудиторной нагрузки – 90 час.
самостоятельная работа - 18 час.
реферативные работы (количество)
контрольные работы не предусмотрены
экзамен не предусмотрен
зачет 6 семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 38 от 17.01.2011 Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры профилактической медицины, протокол № 9 от 26 июня 2012 г. Заведующий кафедрой: П.Ф. Кику
Составитель О.Б. Сахарова I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ Кику П.Ф.
(подпись) (и.о. фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ Кику П.Ф.
(подпись) (и.о. фамилия)
Аннотация
Дисциплина «Эпидемиология» включена в базовую часть профессионального цикла.
Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ООП: «Физиология с основами анатомии», «Биология», «Основы экологии и охраны природы», «Общая гигиена», «Иммунология», «Микробиология».
Полученные знания и умения необходимы для освоения дисциплины «Системный анализ и организация здравоохранения».
Цель освоения дисциплины: овладеть теоретическими и методическими основами профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Задачи дисциплины:
ознакомить студентов с общими законами эпидемиологии;
ознакомить с закономерностями возникновения и распространения инфекционных (паразитарных) болезней среди населения;
дать современные принципы профилактики и элиминации (ликвидации) инфекционных болезней, применяемые в Российской Федерации и рекомендуемые Всемирной Организацией Здравоохранения;
ознакомить с современными концепциями теоретической и практической эпидемиологии, состоянием эпидемиологической ситуации среди населения перспективы развития эпидемиологической науки и практики в России и за рубежом.
В результате изучения дисциплины
Студент должен знать:
предмет эпидемиологии, учение об эпидемическом процессе;
эпидемиологические аспекты номенклатуры и классификации болезней;
эпидемиологические исследования (эпидемиологический метод);
механизм развития и проявления эпидемического процесса при отдельных группах и нозологических формах инфекционных болезней;
профилактические и противоэпидемические мероприятия и организация противоэпидемической работы;
эпидемиология и профилактика наиболее распространенных инфекций;
основы военной эпидемиологии.
Студент должен уметь:
использовать в повседневной деятельности инструктивно-методические документы, регламентирующие профилактическую и противоэпидемическую работу;
владеть приемами эпидемиологической диагностики приоритетных нозоформ и использовать результаты диагностики в практической деятельности;
проводить первичные профилактические и противоэпидемические мероприятия в очагах наиболее распространенных инфекционных заболеваний;
поддерживать систему санитарно-противоэпидемического режима в стационарах различного профиля;
составить план ведения больного с кишечной инфекцией на дому;
составить план ведения больного с воздушно-капельной инфекцией на дому;
составить план проведения первичных противоэпидемических мероприятий в очаге.
Студент должен владеть:
правильным ведением медицинской документации;
интерпретацией результатов лабораторных методов диагностики;
алгоритмом проведения эпидемиологической диагностики.
Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника:
ОК -1 – способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
ПК- 2 – способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации,4 получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний;
СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса
(36 часов, в том числе в форме активного обучения – 2 часа) Модуль 1. Общая эпидемиология (18 час.)
Тема 1. Эпидемиологический подход к изучению болезней человека, его возникновение и совершенствование, научные и практические результаты (2 час.)
Состояние инфекционной заболеваемости в мире и РФ. Становление эпидемиологии на ранних этапах развития медицины. Основные этапы развития теории и практики эпидемиологии в добактериологический период науки. Формулирование первых теоретических концепций о происхождении эпидемий. Бактериологические открытия и их влияние на развитие теории и практики эпидемиологии. Эпидемиология в системе медицинского образования, связь эпидемиологии с другими медицинскими науками.
Тема 2. Предмет и объект исследования эпидемиологии (2 час.)
Эпидемиологические исследования. Эпидисследование, эпиддиагностика, эпиданализ, эпидрасследование и др. Цели эпидисследований. Абсолютные и относительные величины. Показатели заболеваемости и превалентности (распространенности, болезненности), область применения. Относительный риск, этиологическая доля, эпидемиологический смысл. Информационное обеспечение исследований, содержание и источники информации. Значение эпидемиологии для медицины и здравоохранения.
Тема 3. Учение об эпидемическом процессе (2 час.)
Существующие определения понятия «эпидемический процесс». Роль Л.В. Громашевского в создании учения об эпидемическом процессе. Источник и резервуар инфекции. Механизм передачи. Фазность механизма передачи. Восприимчивость населения. Проявления эпидемического процесса. Характеристика эпидемий.
Тема 4. Основы популяционной (эпидемиологической) диагностики (2 час.)
Типы эпидемиологических исследований. Сплошные и выборочные, одномоментные (поперечные) и продольные (продолжительные), ретроспективные исследования типа «случай-контроль», «когортные», клинические (экспериментальные). Контролируемые рандомизированные испытания.
Тема 5. Эпидемиологический надзор за инфекционными болезнями (2 час.)
Эпидемиологический надзор как информационно-аналитическая подсистема в системе управления заболеваемостью. Функции медицинской службы различного профиля в реализации эпидемиологического надзора за болезнями. Система профилактических и противоэпидемических мероприятий и средств.
Тема 6. Профилактические и противоэпидемические мероприятия и основы организации противоэпидемической работы (2 час.)
Профилактические и противоэпидемические мероприятия.
Мероприятия направленные на источник (резервуар) инфекции при антропонозах, зоонозах, сапронозах. Выявление. Диагностика. Изоляционные мероприятия. Режимно - ограничительные мероприятия (разобщение, обсервация, карантин).
Мероприятия, направленные на разрыв механизма передачи (дезинфекция, стерилизация, дезинфекционные камеры).
Тема 7. Прививочное дело (4 час.)
Определение понятия иммунопрофилактики. Инфекционные болезни, управляемые методами иммунопрофилактики. Типы вакцинных препаратов, принципы их получения. Требования к вакцинам. Вакцинация, течение вакцинального процесса. Показания к ревакцинации. Организация иммунопрофилактики. Подходы к проведению иммунизации населения. Календарь профилактических прививок. Учет и отбор контингентов, подлежащих прививкам.
Тема 8. Дезинфекционное дело (2 час.)
Дезинфекция и ее место в системе противоэпидемических мероприятий. История дезинфекции. Методы дезинфекции: механический, физический, химический. Основные группы химических веществ, используемых в качестве дезинфицирующих средств. Методы дезинсекции: механический, физический, биологический, химический. Модуль 2. Частная эпидемиология (12 час.)
Тема 9. Эпидемиология и профилактика кишечных инфекций. (2 час.)
Общая характеристика группы кишечных инфекций. Бактериальные болезни. Вирусные болезни. Факторы передачи (первичные, промежуточные, конечные). Водный, пищевой и контактно-бытовой пути передачи. Эпидемиологический надзор и его особенности при различных инфекционных заболеваниях с фекально-оральным механизмом передачи в зависимости от степени их управляемости.
Тема 10. Эпидемиология и профилактика зоонозов. Санитарная охрана территории РФ (чума, холера, сиб.язва, лептоспирозы) (2 час.)
Общая характеристика группы. Определение понятия “природной очаговости”. Клещевой энцефалит. Бруцеллез. Геморрагические лихорадки. Особо опасные инфекции.
Тема 11. Эпидемиология и профилактика воздушно-капельных инфекций. (2 час.)
Общая характеристика группы. Стадии механизма передачи. Эпидемиологические особенности инфекций. Иммунопрофилактика. Дифтерия. Детские инфекции.
Тема 12. Эпидемиология и профилактика ВИЧ, вирусных гепатитов В,С, малярии (2 час.)
Общая характеристика болезней. Проявления эпидемического процесса (распространенность, группы риска, возрастная структура, заболеваемость). Характеристика возбудителей гепатита В, С, Д и др. Эпидемиологический надзор. Определение понятий ВИЧ-инфекция и СПИД. Общая характеристика болезни. Эпидемиологический надзор. Роль лечебно-профилактической службы в проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Тема 13. Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций: особенности эпидемиологии и профилактики ГСИ в стационарах различного профиля; эпидемиологический надзор за ВБИ (2 час.)
Понятие о внутрибольничных инфекциях. Этиологическая структура госпитальных инфекций. Проявления эпидемического процесса (распространенность, возрастная структура, группы риска, заболеваемость). Источники возбудителей инфекции. Пути и факторы передачи возбудителей. Особенности эпидемиологии госпитальных инфекций в различных учреждениях. Эпидемиологический надзор.
Тема 14. Эпидемиология и профилактика сыпного тифа, столбняка, бешенства (2 час.)
Столбняк. Биологическая характеристика возбудителя. Механизм передачи инфекции. Иммунопрофилактика. Экстренная профилактика. Эпидемиологический надзор. Бешенство. Биолого-экологическая характеристика возбудителя. Показания к экстренной профилактике. Эпидемиологический надзор. Болезни с трансмиссивным механизмом передачи. Общая характеристика группы (сыпной эпидемический тиф, болезнь Брилля, возвратный эпидемический тиф). Модуль 3. Военная эпидемиология (6 час.)
Тема 15. Введение в военную эпидемиологию (2 час.)
Военная эпидемиология: содержание и задачи. Противоэпидемические мероприятия в условиях современной войны. Бак. оружие противника, его виды, принципы применения и защиты войск.
Тема 16. Противоэпидемические мероприятия в войсках (2 час.)
Содержание и организация противоэпидемиологических мероприятий в войсках. Силы и средства для проведения противоэпидемических и противобактериологических защиты войск.
Тема 17. Санитарно-эпидемиологическая и бактериологическая разведка. Организация мед. помощи инфекционным больным на этапах эвакуации. (2 час.)
Занятие проводится с использованием метода активного обучения «лекция-пресс-конференция». (2 час.)
Санитарно-эпидемиологическая и бактериологическая разведка. Организация мед. помощи инфекционным больным на этапах эвакуации. Противоэпидемические мероприятия приема, пополнения и воинских перевозок.
СТРУКТУРА И содержание практической части курса
Практические занятия (54 часа, в том числе в форме активного обучения – 6 часов) Занятие 1 (4 час.)
Тема: Эпидемиологический подход к изучению болезней человека. Предмет и объект исследования.
Содержание занятия:
Состояние инфекционной заболеваемости в мире и РФ.
Становление эпидемиологии на ранних этапах развития медицины.
Основные этапы развития теории и практики эпидемиологии в добактериологический период науки.
Формулирование первых теоретических концепций о происхождении эпидемий.
Бактериологические открытия и их влияние на развитие теории и практики эпидемиологии.
Профилактическая направленность отечественного здравоохранения.
Эпидемиология в системе медицинского образования, связь эпидемиологии с другими медицинскими науками.
Эпидемиологические исследования — эпидисследование, эпиддиагностика, эпиданализ, эпидрасследование и др.
Цели эпидисследований.
Абсолютные и относительные величины.
Показатели заболеваемости и превалентности (распространенности, болезненности), область применения. Относительный риск, этиологическая доля, эпидемиологический смысл.
Информационное обеспечение исследований, содержание и источники информации.
Значение эпидемиологии для медицины и здравоохранения.
Занятие 2 (4 час.)
Тема: Учение об эпидемическом процессе.
Содержание занятия:
Существующие определения понятия «эпидемический процесс».
Роль Л.В. Громашевского в создании учения об эпидемическом процессе.
Источник и резервуар инфекции.
Механизм передачи.
Фазность механизма передачи.
Восприимчивость населения
Проявления эпидемического процесса.
Характеристика эпидемий.
Занятие 3 (4 час.)
|