Государственного бюджетного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Дагестанская государственная медицинская академия»
Минздравоохранения Российской Федерации УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
профессор_________________Маммаев С.Н.
«____»__________________________20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА цикла последипломного обучения врачей
по специальности « эпидемиология» кафедра - эпидемиологии
Продолжительность обучения: 1,5 месяца (6,5нед) Всего часов 216
Из них лекций 86 Практических(семинарских) занятий 130 Форма обучения: Очная с отрывом от работы
Отчетность : Сертификационный экзамен
Махачкала 2013г.
Рабочая учебная программа цикла ОУ «Эпидемиология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образователного стандарта по дисциплине «Эпидемиология»
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры эпидемиологии
от «____»________20___г. Протокол №______
Зав. кафедрой_____________________ Кандидат мед наук, доцент ЗульпукароваН.М-Г.
Рабочая программа согласована
Декан факультета_______________________(________________)
« »____________200_ года
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании ЦМК
от «____»________20___г. Протокол №______
Председатель ЦМК _____________________
(фамилия, подпись)
Составитель: ______________________________________
(занимаемая должность,ФИО,подпись)
1.Цель и задачи освоения дисциплины: 1.1. Цель дисциплины: освоение студентами теоретических и практических навыков для проведения профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний в лечебных учреждениях , среди различных контингентов населения на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях, а также в чрезвычайных ситуациях.
1.2. Задачами дисциплины являются:
- формирование умения использовать описательные, аналитические и экспериментальные эпидемиологические исследования для выявления факторов риска возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний с оценкой эффективности профилактических и лечебных мероприятий в рамках рандомизированных клинических исследований;
- формирование представлений о принципах организации профилактической работы среди различных контингентов населения на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях (первичный, вторичный и третичный уровни профилактики);
- освоение методов организации и проведения мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях ;
- освоение навыков использования нормативных и правовых актов, регламентирующих профилактические и противоэпидемические мероприятия и санитарно-противоэпидемический режим в ЛПУ.
2. Квалификационная характеристика врача-эпидемиолога Обязательный минимум квалификационных требований для врачебной специальности «Эпидемиология»:
– общеврачебные навыки и манипуляции;
– навыки по специальности;
– навыки и манипуляции по смежным специальностям;
– навыки по оказанию неотложной помощи;
– трактовка результатов лабораторных и инструментальных методов исследования, в т.ч. экспертная оценка;
– владение правовыми и законодательными основами деятельности врача по специальности «Эпидемиология»;
– владение алгоритмом постановки эпидемиологического диагноза;
– владение современными методами санитарно-эпидемиологического надзора, в т.ч. эпидемиологической и гигиенической диагностики и санитарно-гигиенического мониторинга;
– владение методами профилактики (в т.ч. специфической)инфекционных и неинфекционных болезней;
– подготовка специалиста по фундаментальным дисциплинам;– владение современными методами дезинфектологии
(дезинфекционной деятельности), знание современных средств и методов дезинфекции, стерилизации, дезинсекции и дератизации;
– подготовка по организации экономики и управлению здравоохранением, в т.ч. по социальной гигиене и организации государственной санитарно-эпидемиологической службы;
– навыки работы с научной литературой;
– владение методами медицинской статистики и информатики;
– навыки работы по гигиеническому воспитанию населения.
– профессиональное назначение, основные положения и условия деятельности врача-эпидемиолога;
– квалификационные требования к врачу-эпидемиологу;
– требования к аттестации врача-эпидемиолога; 2.1. Направления деятельности врача-эпидемиолога: – планирование, организация, участие в проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
– осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью охраны здоровья человека и снижения заболеваемости населения болезнями, обусловленными неблагоприятным влиянием факторов среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;
– изучение, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с состоянием природной, производственной и социальной среды его обитания;
– проведение научных исследований по эпидемиологии. 2.2. Общие требования к специалисту: – имеет целостное представление о процессах и явлениях,происходящих в неживой и живой природе, знания основных этапов итенденций исторического процесса;
– пропагандирует здоровый образ и стиль жизни, значение занятий физической культурой и спортом для здоровья;
– владеет технологиями решения профессиональных задач с широким использованием компьютерных технологий;
– использует знание основных закономерностей влияния биологических, природных и социальных факторов на эпидемический
процесс;
– применяет алгоритм врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях на догоспитальном этапе, постановке предварительного диагноза споследующим направлением больных к врачу-специалисту для лечения и реабилитации. 2.3. Требования к уровню профессиональной подготовки Врач-эпидемиолог при завершении специализации должен освоить следующие виды деятельности и на их основе решать соответствующие им профессиональные задачи:
- Оценка эпидемиологической ситуации и факторов, её определяющих.
- Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за эпидемическим процессом, средой обитания и условиями жизнедеятельности населения.
- Осуществление управленческой деятельности в интересах санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
- Осуществление воспитательной, педагогической деятельности по повышению грамотности населения в области профилактики инфекционных болезней.
- Осуществление научно-практической работы. Врач-эпидемиолог должен уметь осуществлять самостоятельно:
Сбор, группирование, статистическую обработку и анализ информации об эпидемиологической ситуации и факторах, её определяющих, на основании учётных и отчётных документов,предусмотренных государственной и отраслевой статистикой.
Оценку структуры демографических показателей: рождаемости,естественного прироста, средней продолжительности жизни, а также заболеваемости, болезненности, смертности, летальности, инвалидизации населения по основным нозологическим формам, предусмотренныммеждународной классификацией болезней.
Оценку заболеваемости населения инфекционными инеинфекционными болезнями.
Расследования случаев инфекционных заболеваний, пищевыхотравлений, профессиональных отравлений и прочих заболеваний.
Осуществлять сбор, доставку и подготовку материала для лабораторно-инструментальных (микробиологических, вирусологических,паразитологических) исследований населения.
Принимать управленческие решения, планировать и организовывать выполнение мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения:
Определять задачи профилактики на основе ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа и оценки санитарно-эпидемиологического благополучия населения по группам болезней.
Составлять первичную документацию: акты обследования эпидемического очага, протоколы лабораторных и инструментальных исследований, экстренное извещение, журналы учёта, заключения и пр.
Готовить проекты решений, приказов и других административных актов, составлять справки по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Готовить материалы для государственной и отраслевой отчётной документации, владеть методиками оценки показателей.
Организовывать и оценивать эффективность проведённых профилактических мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с требованиями Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Проводить работу по повышению грамотности населения в области профилактики инфекционных болезней (лекции, беседы, выступления по радио и телевидению и др.).
Вести педагогическую деятельность при обучении среднего медицинского персонала по вопросам государственного санитарно- эпидемиологического надзора, профилактики заболеваний.
В соответствии с основными видами деятельности врач-эпидемиолог должен обла дать следующими знаниями и умениями:
основы законодательства (республиканского и субъектов федерации) и основные директивные и инструктивно-методические документы (приказы, инструкции, методические указания) по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения;
принципы и правовые основы деятельности министерств (ведомств,должностных лиц) по охране санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
основы законодательных актов и положений, регламентирующих работу заинтересованных министерств (комитетов, ведомств и их органов на местах) по профилактике ВБИ;
сущность, структура, движущие силы и проявления эпидемического процесса;
принцип и структура эпидемиологического метода исследования;
организация и специфика эпидемиологического надзора при различных группах инфекций в рамках системы социально-гигиенического мониторинга;
принципы и методы ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа и эпидемиологической диагностики инфекционной (паразитарной) заболеваемости;
3.Структура и содержание учебной дисциплины:
3.1Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 часов.( 6 ЗЕТ)
Вид учебной работы
| Кол-во часов/ЗЕТ
| Лекции (Л)
| 86/2,4
| Практические занятия(ПЗ
| 130/3,6
| Отчетность
| Сертификационный экзамен
| ИТОГО
| 216/6
| 4. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля ( заятия-6 часовые)
| Раздел
учебной дисциплины
| Виды учебной работы и трудоемкость (в часах)
| Форма контроля
| Лекции/часы
| Практические
занятия/часы
| 1.
| Эпидемиологический подход к изучению болезней человека
| Л-2/4
| П-1/4
| Устный ответ
| 2.
| Эпидемиологические исследования
| Л-2/4
| П-3/12
| Устный ответ
| 3.
| Учение об эпид.процессе
| Л-2/4
| П-2/8
| Устный ответ
| 4.
| Организационные и правовые основы противоэпидемической деятельности. Эпидемиологический надзор
| Л-2/4
| П-2/8
| Устный ответ
| 5.
| Общие вопросы и организация иммунопрофилактики
| Л-2/4
| П-4/16
| Устный ответ
| 6.
| Эпидемиология и профилактика антропонозов с фекально-оральным механизмом передачи (антропонозы, зоонозы, сапрнозы).
| Л-8/16
| П-4/16
| Устный ответ
| 7.
| Инфекции с аспирационным механизмом передачи (антропонозы, зоонозы, сапрнозы).
| Л-8/16
| П-4/16
| Устный ответ
| 8.
| Инфекции наружных покровов
| Л-4/8
| П-3/12
| Устный ответ
| 9.
| Природноочаговые инфекции
| Л-4/8
| П-3/12
| Устный ответ
| 10.
| Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций
| Л-3/6
| П-2/8
| Устный ответ
| 11.
| Дезинфекция,дезинсекция,дератизация
| Л-2/4
| П-2/8
| Устный ответ
| 12.
| Эпидемиология и профилактика гельминтозов
| Л-1/2
| П-2/8
| Устный ответ
| 13.
| ВИЧ-инфекция
| Л-1/2
| П-1/4
| Устный ответ
| 14.
| Вирусные гепатиты
| Л-2/4
| П-1/4
| Устный ответ
|
| ИТОГО
| 43/86
| 33/130
| Сертификационный экзамен
| |