Рабочая учебная программа последипломного обучения врачей





Скачать 299.63 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа последипломного обучения врачей
страница1/3
Дата публикации03.03.2015
Размер299.63 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая учебная программа
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

ГБОУ ВПО СтГМУ Минздрава России

Институт последипломного и дополнительного образования
«УТВЕРЖДАЮ»

Директор института,

доцент Сохач А.Я.

«____»__________________2013 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ

Вид обучения (условное обозначение, код) - тематическое усовершенствование (ТУ)

Наименование дисциплины - Неотложная медицинская помощь в работе врача первичного звена здравоохранения
По специальности - 040110 «Общая врачебная практика(семейная медицина)

Категория слушателей – Врачи общей практики, участковые терапевты

Продолжительность обучения – 1 месяц. (4 недели)

Трудоемкость в часах – 144.

Из них:

  • лекции - 40 часа,

  • практические занятия –104 часа,

Форма обучения - очная
Отчетность - зачет

Ставрополь 2013


Рабочая учебная программа составлена на основе образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040110 - общая врачебная практика (М. 2005) и Унифицированной программы последипломного обучения врачей по семейной медицине (M. l995)

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры «___»_____2012 года, протокол № ____
Заведующий кафедрой, дмн Байда А.П.
Рабочая учебная программа одобрена цикловой методической комиссией ИПДО


Председатель ЦМК, профессор Ю.В. Первушин
« » 20__ года

Согласовано:

Декан ФПО, профессор Н.В. Агранович
« » 20__ года

Руководитель ЦУКО профессор Ю.В. Первушин

«___» _______________2012года


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Задача обучения на цикле - приобретение знаний, умений и практических навыков, необходимых для последующей профессиональной деятельности по специальности 0401110 – общая врачебная практика по разделу – оказание неотложной помощи.

Данный материал изучается в объёме 192 часов с чтением лекций (40 часов), проведений практических и семинарских занятий (104 часа), самостоятельной работы слушателей (48 часов).

Лекции читаются доцентами кафедры и ассистентами по наиболее важным темам дисциплины. На лекциях при необходимости демонстрируются больные с изучаемой патологией, применяются информационные технологии и технические средства обучения (мультимедийная доска, компьютерные программы и др.).

Практические занятия проводятся в аудиториях кафедры. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом, приборами, аппаратурой.

В ходе учебного занятия слушатели проходят:

- тестирование исходного уровня знаний, устный опрос, самостоятельно и при участии и помощи преподавателя решают поставленные перед ними задачи (ситуационные задачи)

- участвуют в разборах больных,

- овладевают знаниями и приобретают необходимые практические навыки,

- подводят итог проделанной работе (отчитываются за проделанную на занятии учебную работу).

Итоговая аттестация слушателей включает в себя три этапа: тестирование, собеседование и проверка практических навыков.

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно- профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов:

  • федеральный государственный образовательный стандарт,

  • типовая программа дополнительного последипломного образования,

  • рабочая учебная программа циклов,

  • методические разработки для слушателей,

  • методические разработки для преподавателей по каждому практическому занятию,

  • перечень практических навыков,

  • экзаменационные материалы,

  • перечень информационного и материальною обеспечения образовательного процесса.

Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у слушателей обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению вести себя с коллегами и пациентами и др.
1. Категория слушателей - Предшествующим уровнем образования специалиста, дающим ему право для продолжения послевузовского профессионального образования по является высшее медицинское образование по специальности "лечебное дело" - квалификация "врач" или по спешности "педиатрия" - квалификация "врач". Наличие сертификата по специальности общая врачебная практики или терапия.

2. Продолжительность обучения1 месяц 4 недели

3. Цель обучения - углубление и приобретение новых знаний по вопросам проведения мероприятий первой врачебной помощи при смежных заболеваниях и неотложных состояниях в амбулаторно- поликлинических условиях и на дому.

4. Содержание учебной программы

4.1. Введение. Общая характеристика специальности 040110 - Общая врачебная практика (семейная медицина) и специалиста - врача общей практики (семейного врача).

При разработке данного документа в качестве концептуальных положений использовались: определение специальности и дисциплины "общая врачебная практика/семейная медицина" и ее ключевые характеристики, определение врача общей практики как врача-специалиста, круга его компетенций, сфер деятельности, основных подходов, сформулированные экспертами Европейского отделения Всемирной организации семейных врачей (WONCA, 2002). При этом учитывались особенности организации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) в системе здравоохранения Российской Федерации и решения Ассоциации врачей общей практики (семейных врачей) РФ.

4.1.1. Определение специальности "общая врачебная практика (семейная медицина)": "Общая врачебная практика /семейная медицина это академическая, клиническая и научная дисциплина, имеющая собственный предмет изучения, преподавания, научных исследований и клинической деятельности; это клиническая специальность, ориентированная на оказание первичной медико-санитарной помощи". Одним из направлений деятельности ВОП является проведения мероприятий первой врачебной помощи при смежных заболеваниях и неотложных состояниях в амбулаторно- поликлинических условиях и на дому с учетом физических, психологических, социальных, культурных, экзистенциальных аспектов.
4.2. Определение профессиональной компетентности специалиста "врач общей практики (семейный врач)"

Врач общей практики должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями:

Общекультурные компетенции характеризуются:

  • способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности при оказании первичной медико-санитарной помощи;

  • способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов и толерантности;

  • способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции в области общей врачебной практики;

  • способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

Профессиональные компетенции характеризуются:

  1. Врач общей практики/семейный врач - это врач-специалист, прошедший подготовку в соответствии с принципами дисциплины. Он работает в системе оказания первичной медико- санитарной помощи и несет основную ответственность за обеспечение непрерывной медицинской помощи каждому обратившемуся за ней пациенту, независимо от его возраста и пола, а также характера его заболевания. Он осуществляет медицинскую помощь пациенту с учетом особенностей его семьи, общества, в котором он проживает, его культуры, обеспечивая соблюдение принципа индивидуальности личности пациента.

  2. Характеристика деятельности ВОП/СВ. Основные компетенции:

Компетенции - это динамически» сочетание знаний, умений и способов их применения, а также отношений, которые базируются на содержании образовательной программы.

- Управление процессом оказания первичной медицинской помощи,

- Использование в работе с пациентом личностно-ориентированного подхода,

- Умение решать конкретные проблемы пациента,

- Осуществление комплексного подхода при оказании первичной медицинской помощи,

- Использование территориального принципа при обеспечении населения первичной медико- санитарной помощью,

- Целостное представление о пациенте и его состоянии с учетом био-психо-социальной модели, культурных и экзистенциальных аспектов жизни людей.

3. Управление процессом оказания первичной медицинской помощи включает следующие умения:

  • управление процессом первого контакта пациента с системой здравоохранения, умение определять и классифицировать проблемы пациента;

  • оказание первичной медицинской помощи по всему спектру заболеваний, независимо от тяжести состояния, возраста и пола пациента, других его особенностей;

  • управление оказанием эффективной и адекватной медицинской помощи с наиболее рациональным использованием ресурсов системы здравоохранения;

  • координирование медицинской помощи с другими специалистами, работающими в первичном звене здравоохранения, а также - со специалистами стационаров;

  • обеспечение доступности необходимых медицинских услуг, предусмотренных системой здравоохранения;

  • защита интересов пациента.

4. Использование в работе с пациентом личностно-ориентированного подхода включает следующие умения:

  • уделять особое внимание при работе предпочтениям пациента;

  • консультировать пациента, устанавливая эффективные взаимоотношения, не ущемляя его право на независимость и самостоятельность;

  • уметь расставлять приоритеты, сотрудничая с пациентом;

  • обеспечивать длительное и непрерывное наблюдение на основании потребностей каждого пациента, согласно принципам непрерывности и координированного оказания медицинской помощи.

5. Умение решать конкретные проблемы пациента включает:

  • умение установить связь в процессе принятия решений с распространенностью и частотой новых случаев заболевания или состояния в данной группе населения;

  • умение отбирать и оценивать информацию, полученную в ходе сбора анамнеза, клинического и лабораторно-инструментального обследования пациента; использовать ее при составлении плана лечения при участии пациента;

  • действовать с учетом следующих принципов: последовательный характер исследований и назначений, рациональное распределение времени в соответствии с задачами обследования и лечения, сохранение терпения в случае неуточненного диагноза;

  • умение принимать решения при неотложных состояниях;

  • умение проводить диагностику на начальных недифференцированных стадиях проявления болезни;

  • проводить рационально и эффективно диагностические и лечебные вмешательства.

6. Осуществление комплексного подхода при оказании первичной медицинской помощи включает умения и практические навыки:

  • умение работать с пациентами, предъявляющими большое количество жалоб и имеющих несколько заболеваний (острых и хронических);

  • умение побуждать пациента к здоровому образу жизни и проводить

  • профилактические мероприятия, позволяющие обеспечить удовлетворительное состояние здоровья и самочувствия пациента;

  • умение координировать мероприятия по оздоровлению, профилактике, лечению (включая паллиативное) заболеваний и реабилитации.

7. Ориентация на социально-экономические характеристики при обеспечении населения первичной медико-санитарной помощью включает умения:

согласовывать потребности отдельных пациентов в медицинской помощи с потребностями всей обслуживаемой группы на селения и с имеющимися ресурсами.

8. Целостное представление о пациенте и его состоянии с учетом био-психо- социальной модели, культурных и экзистенциальных аспектов жизни включает:

• применять био-психо-социальную модель, с учетом культурных и экзистенциальных аспектов жизни людей.

9. Свои профессиональные компетенции врач общей практики (семейный врач) реализует в трех сферах деятельности:

а) в повседневной клинической практике:

  • уметь выявлять и анализировать широкий спектр жалоб, проблем и заболеваний по мере их появления;

  • проводить лечение и длительное наблюдение пациента;

  • умение эффективно сочетать данные научных исследований и собственный клинический опыт;

б) при общении с пациентом:

  • умение проводить консультирование;

  • умение представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть предлагаемых вмешательств и результатов исследований;

  • умение адекватно реагировать на различные эмоции пациента;

в) при руководстве деятельностью общей врачебной практики:

  • обеспечить доступность медицинской помощи для пациентов;

  • организовать эффективную работу, оснастить оборудованием, руководить деятельностью и взаимодействовать с сотрудниками общей врачебной практики;

  • уметь взаимодействовать с другими сотрудниками и специалистами, в том числе работающими в системе первичной медицинской помощи.

10. ОВП/СМ, как научная дисциплина, базирующаяся на личностно-ориентированном подходе, имеет три фундаментальные особенности:

а) Контекста:

• проводя диагностику заболеваний, принимая клинические решения и планируя лечение, принимать во внимание и проявлять интерес к особенностям личности пациента, его семьи, общества в целом, их культуры. Оценивать возможные последствия заболевания для членов семьи и других членов общества.

б) Отношения:

  • опираться на собственные знания, способности, систему жизненных ценностей;

  • осознавать этические особенности клинической деятельности (профилактика, диагностика, терапия - факторы, влияющие на стиль жизни);

  • выявлять и решать личные этические проблемы;

  • разграничивать области профессиональных интересов и работы с частной жизнью врача; уметь достигать желаемого равновесия между ними

в) Научные особенности:

  • иметь знания по общим принципам, методам, теоретическим основам проведения научных исследований; базовым понятиям статистики (частота новых случаев, распространенность, прогностичность и т.д.);

  • иметь исчерпывающие знания научных основ патологии, клинических проявлений заболеваний и их диагностики, терапии и прогнозу, эпидемиологии, теории принятия решений, теории формулирования гипотез и принятия решений, профилактической медицины;

  • уметь найти, проанализировать и критически оценить медицинскую литературу;

  • совершенствовать непрерывное профессиональное развитие и улучшать его качество.

Сложность ОВП/СМ как научной дисциплины определяется взаимодействием основных компетенций, сфер деятельности и особенностей развития, перечисленных выше.
Порядок изучения дисциплины
Раздел 1. Неотложная помощь при заболеваниях внутренних органов

Тема 1.Неотложные состояния при заболеваниях и травмах органов дыхания.

Тема 2. Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Тема 3. Неотложные состояния при заболеваниях и травмах органов пищеварения.

Тема 4. Неотложные состояния при заболеваниях системы органов мочеотделения.

Раздел 2. Неотложная помощь при травмах и др. состояниях.

Тема 5. Неотложная помощь при кровотечениях.

Тема 6. Неотложная помощь при переломах, ушибах.

Тема 7. Неотложная помощь при синдроме острого живота.

Раздел 3.Неотложная помощь в акушерско-гинекологической практике

Тема 8. Неотложная помощь при эклампсии.

Тема 9. Неотложная помощь при кровотечениях в акушерско-гинекологической практике.

Раздел 4. Неотложная помощь при заболеваниях и травмах ЛОР-органов.

Тема 10. Неотложная помощь при носовых кровотечениях.

Тема 11. Неотложная помощь при травмах ЛОР-органов.

Раздел 5. Неотложная помощь при заболеваниях и травмах органов зрения.

Тема 11. Неотложная помощь при травмах глаза.

Тема 12. Неотложная помощь при остром приступе глаукомы.

Раздел 6. Неотложная помощь при отравлениях.

Тема 13. Неотложная помощь при отравлениях щелочами, кислотами.

Тема 14. Неотложная помощь при отравлениях хлорсодержащими и др. ядовитыми веществами.

Тема 15. Неотложная помощь при бытовых отравлениях.

Раздел 7. Неотложная помощь при абстинентном синдроме, наркотическом и алкогольном отравлении.

Тема 16. Неотложная помощь при абстинентном синдроме.

Тема 17. Неотложная помощь при наркотическом и алкогольном отравлении.

Раздел 8. Неотложная помощь при заболеваниях и травмах головного мозга и нервной системы.

Тема 18. Неотложная помощь при травмах головного мозга.

Тема 19. Первая врачебная помощь при неотложных неврологических состояниях

Раздел 9. Неотложная помощь в педиатрии.

Тема 20. Неотложная помощь при синдроме «внезапная смерть ребенка»

Тема 21. Гипертермический синдром в педиатрии.

Раздел 10. Неотложные состояния в урологии.

Тема 22. Неотложная помощь при острых состояниях в урологии.

Тема 23. Неотложная помощь при ОПН.

Раздел 11. Медицина катастроф.

Тема 24.Организация и объем первой медицинской помощи пострадавшим, поступающим из очага катастрофы.

Тема 25. Принципы медицинской сортировки.

Распределение часов по разделам и темам




п/п

Наименование тем

Количество часов

Лекций

Пр. занятий

Всего часов

1

Неотложная помощь при заболеваниях внутренних органов

16

48

88

1.1

Неотложные состояния при заболеваниях и травмах органов дыхания

4

12

22

1.2

Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

4

12

22

1.3

Неотложные состояния при заболеваниях и травмах органов пищеварения

4

12

22

1.4

Неотложные состояния при заболеваниях и травмах системы мочеотделения

4

12

22

2

Неотложная помощь при травмах др. состояниях

4

6

14

2.1

Неотложная помощь при кровотечениях

-

2

3

2.2

Неотложная помощь при переломах, ушибах

-

2

3

2.3

Неотложная помощь при синдроме острого живота

2

1

4

2.4

Неотложная помощь при тепловом и солнечном ударе

2

1

5

3

Неотложная помощь в акушерско-гинекологической практике

2

5

9

3.1

Неотложная помощь при эклампсии

-

2

3

3.2

Неотложная помощь при кровотечениях в акушерско-гинекологической практике

2

3

6

4

Неотложная помощь при заболеваниях и травмах ЛОР-органов

2

5

9

4.1

Неотложная помощь при носовых кровотечениях

-

2

3

4.2

Неотложная помощь при травмах ЛОР - органов

2

3

6

5.

Неотложная помощь при заболеваниях и травмах органов зрения

2

5

9

5.1

Неотложная помощь при травмах глаза

2

2

5

5.2

Неотложная помощь при остром приступе глаукомы

-

3

4

6

Неотложная помощь при отравлениях

4

6

14

7

Неотложная помощь при абстинентном синдроме, наркотическом и алкогольном отравлении, психомоторном возбуждении

2

5

7

8

Неотложная помощь при заболеваниях и травмах головного мозга и нервной системы

2

5

7

9

Неотложные состояния в педиатрии

2

5

7

10

Неотложные состояния в урологии

2

5

7

11

Медицина катастроф.

2

5

7

11.1

Организация и объем первой медицинской помощи пострадавшим, поступающим из очага катастрофы.


2

5

7

Итого

40

104

192


Перечень умений, навыков и манипуляций получаемых в процессе обучения на цикле ТУ

Врач первичного звена здравоохранения должен уметь оказывать неотложную медицинскую помощь при следующих состояниях:

  1. абстинентный синдром;

  2. астматический статус;

  3. внезапная смерть ребенка;

  4. гипертонический криз;

  5. клиническая смерть;

  6. кома (гипогликемическая, диабетическая, мозговая, печеночная, почечная, неясной этиологии);

  7. наружные и внутренние кровотечения;

  8. обморок;

  9. острая дыхательная недостаточность;

  10. острая задержка мочи;

  11. острая надпочечниковая недостаточность;

  12. острая печеночная недостаточность;

  13. острая почечная недостаточность;

  14. острая сердечная недостаточность;

  15. острое нарушение ритма и проводимости сердца;

  16. острые нарушения мозгового кровообращения;

  17. острый коронарный синдром;

  18. острый приступ глаукомы;

  19. отек гортани, ложный круп;

  20. отек Квинке;

  21. отек легких;

  22. отек головного мозга;

  23. открытый, закрытый и клапанный пневмоторакс;

  24. отравления;

  25. первичная реакция при острой лучевой болезни;

  26. переломы костей, вывихи, ушибы, раны, растяжения;

  27. печеночная колика;

  28. поражение электрическим током, молнией, тепловой и солнечный удары;

  29. почечная колика;

  30. преэклампсия, эклампсия;

  31. психомоторное возбуждение;

  32. синдром гипертермии;

  33. синдром острой боли в животе;

  34. судорожные состояния, эпилептический статус;

  35. тиреотоксический криз;

  36. тромбоэмболия легочной артерии;

  37. утопление, удушение;

  38. фимоз, парафимоз;

  39. химические и термические ожоги, обморожения;

  40. черепно-мозговая травма;

  41. шок (анафилактический, токсический, травматический, геморрагический, кардиогенный и др.);


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа последипломного обучения врачей iconРабочая программа цикла последипломного обучения врачей по специальности «эпидемиология»
Рабочая учебная программа цикла оу «Эпидемиология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образователного стандарта...
Рабочая учебная программа последипломного обучения врачей iconРабочая программа общего усовершенствования (уо-864ч) по специальности «Терапия»
Рабочая программа предназначена для последипломного обучения врачей-терапевтов и разработана на основании унифицированной программы...
Рабочая учебная программа последипломного обучения врачей iconРабочая программа общего усовершенствования (уо-216 ч.) по специальности «Терапия»
Рабочая программа предназначена для последипломного обучения врачей-терапевтов и разработана на основании унифицированной программы...
Рабочая учебная программа последипломного обучения врачей iconСтипендии для последипломного обучения для выпускников вузов творческих...
Полное название: Стипендии для последипломного обучения для выпускников вузов творческих специальностей и архитекторов (Stipendien...
Рабочая учебная программа последипломного обучения врачей iconРабочая программа цикла последипломного обучения средних медицинских...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский...
Рабочая учебная программа последипломного обучения врачей iconДоклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного...
Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, профессора Бориса Николаевича Найденко на тему:...
Рабочая учебная программа последипломного обучения врачей iconОбразовательная программа повышения квалификации врачей по специальности...
«Образовательного стандарта послевузовской профес­сиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием» по специаль­ности...
Рабочая учебная программа последипломного обучения врачей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С целью повышения уровня профессиональных знаний врачей – терапевтов, врачей терапевтов участковых, клинических фармакологов, врачей...
Рабочая учебная программа последипломного обучения врачей iconРабочая учебная программа по дисциплине «Архитектура компьютера»...
...
Рабочая учебная программа последипломного обучения врачей iconРабочая учебная программа по дисциплине «тропические болезни» для...
Гоу впо северный государственный медицинский университет (г. Архангельск ) Федерального агентства по здравоохранению и социальному...
Рабочая учебная программа последипломного обучения врачей iconРабочая учебная программа и вопросы к экзамену (зачету) для студентов заочной формы обучения
Международное частное право: Рабочая учебная программа и вопросы к экзамену / Авт сост. Максимова Т. А. г. Калининград: мфюа, 2012....
Рабочая учебная программа последипломного обучения врачей iconМетодические рекомендации по преподаванию специальности Учебный план...
«Ревматология» №040122. 09 подготовлен сотрудниками кафедры ревматологии факультета последипломного профессионального образования...
Рабочая учебная программа последипломного обучения врачей iconРабочая учебная программа по математике 7
Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых...
Рабочая учебная программа последипломного обучения врачей iconРабочая учебная программа по дисциплине «Страхование вэд» разработана...
Рабочая учебная программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения. Может быть полезна студентам, аспирантам и преподавателям...
Рабочая учебная программа последипломного обучения врачей iconРабочая учебная программа по дисциплине «Риск-менеджмент» разработана...
Рабочая учебная программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения. Может быть полезна студентам, аспирантам и преподавателям...
Рабочая учебная программа последипломного обучения врачей iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы финансовых вычислений»...
Рабочая учебная программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения. Может быть полезна студентам, аспирантам и преподавателям...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск