Скачать 299.63 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации ГБОУ ВПО СтГМУ Минздрава России Институт последипломного и дополнительного образования «УТВЕРЖДАЮ» Директор института, доцент Сохач А.Я. «____»__________________2013 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ Вид обучения (условное обозначение, код) - тематическое усовершенствование (ТУ) Наименование дисциплины - Неотложная медицинская помощь в работе врача первичного звена здравоохранения По специальности - 040110 «Общая врачебная практика(семейная медицина) Категория слушателей – Врачи общей практики, участковые терапевты Продолжительность обучения – 1 месяц. (4 недели) Трудоемкость в часах – 144. Из них:
Форма обучения - очная Отчетность - зачет Ставрополь 2013 Рабочая учебная программа составлена на основе образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040110 - общая врачебная практика (М. 2005) и Унифицированной программы последипломного обучения врачей по семейной медицине (M. l995) Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры «___»_____2012 года, протокол № ____ Заведующий кафедрой, дмн Байда А.П. Рабочая учебная программа одобрена цикловой методической комиссией ИПДО Председатель ЦМК, профессор Ю.В. Первушин « » 20__ года Согласовано: Декан ФПО, профессор Н.В. Агранович « » 20__ года Руководитель ЦУКО профессор Ю.В. Первушин «___» _______________2012года ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Задача обучения на цикле - приобретение знаний, умений и практических навыков, необходимых для последующей профессиональной деятельности по специальности 0401110 – общая врачебная практика по разделу – оказание неотложной помощи. Данный материал изучается в объёме 192 часов с чтением лекций (40 часов), проведений практических и семинарских занятий (104 часа), самостоятельной работы слушателей (48 часов). Лекции читаются доцентами кафедры и ассистентами по наиболее важным темам дисциплины. На лекциях при необходимости демонстрируются больные с изучаемой патологией, применяются информационные технологии и технические средства обучения (мультимедийная доска, компьютерные программы и др.). Практические занятия проводятся в аудиториях кафедры. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом, приборами, аппаратурой. В ходе учебного занятия слушатели проходят: - тестирование исходного уровня знаний, устный опрос, самостоятельно и при участии и помощи преподавателя решают поставленные перед ними задачи (ситуационные задачи) - участвуют в разборах больных, - овладевают знаниями и приобретают необходимые практические навыки, - подводят итог проделанной работе (отчитываются за проделанную на занятии учебную работу). Итоговая аттестация слушателей включает в себя три этапа: тестирование, собеседование и проверка практических навыков. Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно- профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов:
Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у слушателей обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению вести себя с коллегами и пациентами и др. 1. Категория слушателей - Предшествующим уровнем образования специалиста, дающим ему право для продолжения послевузовского профессионального образования по является высшее медицинское образование по специальности "лечебное дело" - квалификация "врач" или по спешности "педиатрия" - квалификация "врач". Наличие сертификата по специальности общая врачебная практики или терапия. 2. Продолжительность обучения – 1 месяц 4 недели 3. Цель обучения - углубление и приобретение новых знаний по вопросам проведения мероприятий первой врачебной помощи при смежных заболеваниях и неотложных состояниях в амбулаторно- поликлинических условиях и на дому. 4. Содержание учебной программы 4.1. Введение. Общая характеристика специальности 040110 - Общая врачебная практика (семейная медицина) и специалиста - врача общей практики (семейного врача). При разработке данного документа в качестве концептуальных положений использовались: определение специальности и дисциплины "общая врачебная практика/семейная медицина" и ее ключевые характеристики, определение врача общей практики как врача-специалиста, круга его компетенций, сфер деятельности, основных подходов, сформулированные экспертами Европейского отделения Всемирной организации семейных врачей (WONCA, 2002). При этом учитывались особенности организации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) в системе здравоохранения Российской Федерации и решения Ассоциации врачей общей практики (семейных врачей) РФ. 4.1.1. Определение специальности "общая врачебная практика (семейная медицина)": "Общая врачебная практика /семейная медицина это академическая, клиническая и научная дисциплина, имеющая собственный предмет изучения, преподавания, научных исследований и клинической деятельности; это клиническая специальность, ориентированная на оказание первичной медико-санитарной помощи". Одним из направлений деятельности ВОП является проведения мероприятий первой врачебной помощи при смежных заболеваниях и неотложных состояниях в амбулаторно- поликлинических условиях и на дому с учетом физических, психологических, социальных, культурных, экзистенциальных аспектов. 4.2. Определение профессиональной компетентности специалиста "врач общей практики (семейный врач)" Врач общей практики должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями: Общекультурные компетенции характеризуются:
Профессиональные компетенции характеризуются:
Компетенции - это динамически» сочетание знаний, умений и способов их применения, а также отношений, которые базируются на содержании образовательной программы. - Управление процессом оказания первичной медицинской помощи, - Использование в работе с пациентом личностно-ориентированного подхода, - Умение решать конкретные проблемы пациента, - Осуществление комплексного подхода при оказании первичной медицинской помощи, - Использование территориального принципа при обеспечении населения первичной медико- санитарной помощью, - Целостное представление о пациенте и его состоянии с учетом био-психо-социальной модели, культурных и экзистенциальных аспектов жизни людей. 3. Управление процессом оказания первичной медицинской помощи включает следующие умения:
4. Использование в работе с пациентом личностно-ориентированного подхода включает следующие умения:
5. Умение решать конкретные проблемы пациента включает:
6. Осуществление комплексного подхода при оказании первичной медицинской помощи включает умения и практические навыки:
7. Ориентация на социально-экономические характеристики при обеспечении населения первичной медико-санитарной помощью включает умения: согласовывать потребности отдельных пациентов в медицинской помощи с потребностями всей обслуживаемой группы на селения и с имеющимися ресурсами. 8. Целостное представление о пациенте и его состоянии с учетом био-психо- социальной модели, культурных и экзистенциальных аспектов жизни включает: • применять био-психо-социальную модель, с учетом культурных и экзистенциальных аспектов жизни людей. 9. Свои профессиональные компетенции врач общей практики (семейный врач) реализует в трех сферах деятельности: а) в повседневной клинической практике:
б) при общении с пациентом:
в) при руководстве деятельностью общей врачебной практики:
10. ОВП/СМ, как научная дисциплина, базирующаяся на личностно-ориентированном подходе, имеет три фундаментальные особенности: а) Контекста: • проводя диагностику заболеваний, принимая клинические решения и планируя лечение, принимать во внимание и проявлять интерес к особенностям личности пациента, его семьи, общества в целом, их культуры. Оценивать возможные последствия заболевания для членов семьи и других членов общества. б) Отношения:
в) Научные особенности:
Сложность ОВП/СМ как научной дисциплины определяется взаимодействием основных компетенций, сфер деятельности и особенностей развития, перечисленных выше. Порядок изучения дисциплины Раздел 1. Неотложная помощь при заболеваниях внутренних органов Тема 1.Неотложные состояния при заболеваниях и травмах органов дыхания. Тема 2. Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Тема 3. Неотложные состояния при заболеваниях и травмах органов пищеварения. Тема 4. Неотложные состояния при заболеваниях системы органов мочеотделения. Раздел 2. Неотложная помощь при травмах и др. состояниях. Тема 5. Неотложная помощь при кровотечениях. Тема 6. Неотложная помощь при переломах, ушибах. Тема 7. Неотложная помощь при синдроме острого живота. Раздел 3.Неотложная помощь в акушерско-гинекологической практике Тема 8. Неотложная помощь при эклампсии. Тема 9. Неотложная помощь при кровотечениях в акушерско-гинекологической практике. Раздел 4. Неотложная помощь при заболеваниях и травмах ЛОР-органов. Тема 10. Неотложная помощь при носовых кровотечениях. Тема 11. Неотложная помощь при травмах ЛОР-органов. Раздел 5. Неотложная помощь при заболеваниях и травмах органов зрения. Тема 11. Неотложная помощь при травмах глаза. Тема 12. Неотложная помощь при остром приступе глаукомы. Раздел 6. Неотложная помощь при отравлениях. Тема 13. Неотложная помощь при отравлениях щелочами, кислотами. Тема 14. Неотложная помощь при отравлениях хлорсодержащими и др. ядовитыми веществами. Тема 15. Неотложная помощь при бытовых отравлениях. Раздел 7. Неотложная помощь при абстинентном синдроме, наркотическом и алкогольном отравлении. Тема 16. Неотложная помощь при абстинентном синдроме. Тема 17. Неотложная помощь при наркотическом и алкогольном отравлении. Раздел 8. Неотложная помощь при заболеваниях и травмах головного мозга и нервной системы. Тема 18. Неотложная помощь при травмах головного мозга. Тема 19. Первая врачебная помощь при неотложных неврологических состояниях Раздел 9. Неотложная помощь в педиатрии. Тема 20. Неотложная помощь при синдроме «внезапная смерть ребенка» Тема 21. Гипертермический синдром в педиатрии. Раздел 10. Неотложные состояния в урологии. Тема 22. Неотложная помощь при острых состояниях в урологии. Тема 23. Неотложная помощь при ОПН. Раздел 11. Медицина катастроф. Тема 24.Организация и объем первой медицинской помощи пострадавшим, поступающим из очага катастрофы. Тема 25. Принципы медицинской сортировки. Распределение часов по разделам и темам
Перечень умений, навыков и манипуляций получаемых в процессе обучения на цикле ТУ Врач первичного звена здравоохранения должен уметь оказывать неотложную медицинскую помощь при следующих состояниях:
|
Рабочая программа цикла последипломного обучения врачей по специальности «эпидемиология» Рабочая учебная программа цикла оу «Эпидемиология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образователного стандарта... | Рабочая программа общего усовершенствования (уо-864ч) по специальности «Терапия» Рабочая программа предназначена для последипломного обучения врачей-терапевтов и разработана на основании унифицированной программы... | ||
Рабочая программа общего усовершенствования (уо-216 ч.) по специальности «Терапия» Рабочая программа предназначена для последипломного обучения врачей-терапевтов и разработана на основании унифицированной программы... | Стипендии для последипломного обучения для выпускников вузов творческих... Полное название: Стипендии для последипломного обучения для выпускников вузов творческих специальностей и архитекторов (Stipendien... | ||
Рабочая программа цикла последипломного обучения средних медицинских... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский... | Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного... Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, профессора Бориса Николаевича Найденко на тему:... | ||
Образовательная программа повышения квалификации врачей по специальности... «Образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием» по специальности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С целью повышения уровня профессиональных знаний врачей – терапевтов, врачей терапевтов участковых, клинических фармакологов, врачей... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Архитектура компьютера»... ... | Рабочая учебная программа по дисциплине «тропические болезни» для... Гоу впо северный государственный медицинский университет (г. Архангельск ) Федерального агентства по здравоохранению и социальному... | ||
Рабочая учебная программа и вопросы к экзамену (зачету) для студентов заочной формы обучения Международное частное право: Рабочая учебная программа и вопросы к экзамену / Авт сост. Максимова Т. А. г. Калининград: мфюа, 2012.... | Методические рекомендации по преподаванию специальности Учебный план... «Ревматология» №040122. 09 подготовлен сотрудниками кафедры ревматологии факультета последипломного профессионального образования... | ||
Рабочая учебная программа по математике 7 Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Страхование вэд» разработана... Рабочая учебная программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения. Может быть полезна студентам, аспирантам и преподавателям... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Риск-менеджмент» разработана... Рабочая учебная программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения. Может быть полезна студентам, аспирантам и преподавателям... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы финансовых вычислений»... Рабочая учебная программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения. Может быть полезна студентам, аспирантам и преподавателям... |