Скачать 60.94 Kb.
|
Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, профессора Бориса Николаевича Найденко на тему: «Духовно-нравственное воспитание как одно из приоритетных направлений в работе Педагогической академии последипломного образования». В концепции федерального государственного образовательного стандарта общего образования говорится о том, что «обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации». Общее образование является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности, осознано воспринимающей и принимающей историю и культуру своего народа, компонентом которой является система семейных, культурно-региональных и гражданских ценностей, соответствующих традиционной российской религии. Реализовать эту задачу призван российский учитель, к сожалению, не обладающий ни достаточными в этой области знаниями, ни духовным опытом. Научно-педагогический коллектив Педагогической академии последипломного образования рассматривает реализацию программ дополнительного профессионального образования и переподготовку учителей муниципальных образовательных учреждений Московской области по духовно-нравственному воспитанию как свою главную задачу. Повышение квалификации учителей ведется по ряду учебных программ, важное место среди которых занимают курсы:
Кафедральные программы переподготовки по специальностям «Социальный педагог», «Педагог дополнительного образования», «Воспитатель (дошкольного образовательного учреждения)», а также программа «Менеджмент в образовании» предусматривают темы, связанные с решением задач духовно-нравственного воспитания в детской и молодежной среде. Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия, которую я представляю, играет особую роль в процессе духовно-нравственного воспитания, и я хотел бы остановиться на некоторых вопросах работы профессорско-преподавательского состава кафедры в области реализации обозначенной проблемы. С 2004 г. по 2009 г. в Академии успешно реализована учебная программа объемом 72 часа по факультативному курсу «Основы православной культуры» под редакцией А.В. Бородиной. За 6 лет было подготовлено 530 человек. В 2009 году слушателям были предложены программы в объеме 72 часов «Духовное краеведение Подмосковья» и «Духовные основы русской культуры», которые освоили 119 слушателей. Занятия проходили на базе академии, где обучались группы смешанного состава из разных муниципальных образований Московской области. В то же время в ряде территорий были сформированы группы из учителей только своих муниципальных образований, что отражает повышенный интерес педагогического сообщества к данной тематике (г.о. Дубна, Серпухов, м.р.. Клинский, Пушкинский, Сергиево-Посадский, Дмитровский, Можайский, Чеховский, Рузский, Орехово-Зуевский, Волоколамский, Истринский, Мытищикский). Педагоги Ногинского района прошли обучение вместе с коллегами на базе Электростали. В 2008 и 2009 годах занятия были проведены для групп из м.р. Воскресенского, Люберецкого, г.о. Коломны, Реутова, Подольска, Ивантеевки. В Московской области реформируется система повышения квалификации: создана база данных, позволяющая анализировать и формировать спрос педагогов на курсовую подготовку по определенной тематике. Первичная выборка информации показала, что курсы по духовно-нравственному развитию и воспитанию оказались наиболее востребованными у учителей физики и химии, затем истории и обществознания, русского языка и литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства и музыки. Высок интерес у руководителей и воспитателей дошкольных учреждений. Были набраны отдельные группы этих категорий слушателей. К сожалению, количество учителей, после курсовой подготовки преподающих предметы, направленные на духовно-нравственное развитие детей, не велико. Многие учителя идут на такие курсы, удовлетворяя свой личный, а не профессиональный интерес. Видимо, эта диспропорция отражает проблему отсутствия специальных программ для личного развития, а не только повышения квалификации педагогов. Интерес к информации о духовно-нравственных ценностях России, культурных и мировоззренческих подходах к определению смысла жизни превалирует над прикладным характером программ повышения квалификации. Видимо, эту проблему необходимо рассматривать более глубоко. В связи с повышенным спросом педагогов на курсы данной проблематики (что следует из результатов анализа заявок) кафедра разработала программы и планирует в 2010 году проведение новых модульных курсов:
Все эти программы академия готова предоставить в Координационный совет для экспертизы, согласования и утверждения. Курсы по заявленной тематике планируется провести как для специалистов учреждений общего образования, так и для работников начального и среднего профессионального образования, где проблемы духовно-нравственного воспитания стоят очень остро. Уже на сегодня поступило 59 заявок от специалистов профессиональных училищ и колледжей. Они готовы приступить к занятиям с конца февраля - начала марта по программам «Духовно-нравственное воспитание: философские и мировоззренческие аспекты» и «Духовность и нравственность в воспитании гражданина России, патриота своей Родины». Академия осуществляет не только педагогическое, но и методическое сопровождение учителей по проблемам духовно-нравственного развития и воспитания, организуя для слушателей консультации, встречи. Например, в 2009 г. был проведен круглый стол, посвященный проблеме факультативного преподавания основ православной культуры в муниципальных образовательных учреждениях Московской области. Профессорско-преподавательский состав академии принимает участие в региональных, всероссийских и международных образовательных Рождественских чтениях, конференциях, что позволяет сотрудникам в определенной степени повышать свой уровень владения вопросами духовно-нравственного воспитания. Однако приходится констатировать факт нехватки специально подготовленных и грамотных преподавателей по данному направлению. Остро стоит проблема обучения тех специалистов, которые учат педагогов. В связи с этим, необходимо остановиться еще на одном, требующем решения, вопросе. В школах Московской области как региональный компонент учебного плана введен курс «Духовное краеведение Подмосковья». Для его реализации требуется большое количество подготовленных учителей. Анализ заявок в базе данных показывает высокий спрос на курсы такой тематики. Чтобы его удовлетворить, необходимо расширить круг учреждений, в которых можно пройти повышение квалификации по данной программе. В Московской области решением коллегии Министерства образования от 17 декабря 2009 года создана региональная сеть повышения квалификации, включающая в себя более 40 учреждений на муниципальном уровне, а также региональные высшие и средне-специальные учреждения. Представляется целесообразным обучить преподавателей этой образовательной сети по программе «Духовное краеведение Подмосковья» и включить этот курс в планы-расписания учреждений, реализующих в сети программы повышения квалификации. С 2010 года в Московской области по решению коллегии обязательным условием для включения программ в региональный реестр является их сертификация. В качестве экспертов привлекаются высоко квалифицированные специалисты Педагогической академии, высших учебных заведений – доктора и кандидаты наук, имеющие ВАКовские ученые звания. Но для экспертной оценки качества программы повышения квалификации по проблемам духовно-нравственного развития и воспитания необходимы специалисты в области теологии. Возможно, Координационный совет согласует включение в состав региональной экспертной комиссии таких кандидатур? Сегодня Педагогическая академия является оператором региональной базы данных, а также координатором сетевого взаимодействия учреждений Московской области, реализующих программы повышения квалификации. Представляется необходимым согласовать участие представителя академии в работе Координационного совета. Это нужно для более четкой координации планов, содержания и направлений работы по духовно-нравственному воспитанию в учреждениях региональной сети. Спасибо! |
Министерство образования Московской области Педагогическая академия... Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» | Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия Согласно статье 13 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-фз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)... | ||
Чувашское отделение Академии педагогических и социальных наук Академия... Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» | Алгоритм базисной и расширенной сердечно-легочной реанимации взрослых пациентов Американской ассоциации сердца (ана) и Европейского совета по реанимации (ecr) ассистентом кафедры анестезиологии и реаниматологии... | ||
История и философия науки Общенаучного цикла м базовая часть дисциплин ооп впо (магистратуры) по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного... | Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного... Выездная коллегия Министерства культуры Челябинской области Сохранение объектов культурного наследия | ||
И воспитание гражданина россии Под общей редакцией доктора педагогических наук, члена-корреспондента Академии гуманитарных наук Н. И. Элиасберг | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Ивановой, кандидат педагогических... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кубани, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, действительному члену Академии социальных наук, члену-корреспонденту Международной... | Рабочая программа по обществознанию предназначена для 6 9 классов... Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук;Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических... | ||
Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе Болотина Татьяна Владимировна – заведующая кафедрой методики преподавания истории, социо-гуманитарного образования и права Академии... | Книга вышла в издательстве "ВеГа" в 2009 году 269 стр с илл Награжден многими орденами и медалями, в том числе, Орденом Мужества. Почетный доктор Европейского университета. Академик Российской... | ||
Доклад главного специалиста управления государственной охраны объектов... «Положение дел в государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Челябинской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рост. Научный руководитель площадки кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-географических дисциплин Башкирского... | ||
Программа межрегионального семинара Горева Павла Михайловича, кандидата педагогических наук, заведующего кафедрой креативной педагогики аноо «Межрегиональный центр инновационных... | Историческое значение наследия Кирилла и Мефодия для патриотического... Доклад Марухина Владислава Фёдоровича, доктора исторических наук, профессора мгоги |