Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук,





Скачать 60.94 Kb.
НазваниеДоклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук,
Дата публикации14.12.2014
Размер60.94 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > История > Доклад
Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, профессора Бориса Николаевича Найденко на тему: «Духовно-нравственное воспитание как одно из приоритетных направлений в работе Педагогической академии последипломного образования».
В концепции федерального государственного образовательного стандарта общего образования говорится о том, что «обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации».

Общее образование является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности, осознано воспринимающей и принимающей историю и культуру своего народа, компонентом которой является система семейных, культурно-региональных и гражданских ценностей, соответствующих традиционной российской религии. Реализовать эту задачу призван российский учитель, к сожалению, не обладающий ни достаточными в этой области знаниями, ни духовным опытом.

Научно-педагогический коллектив Педагогической академии последипломного образования рассматривает реализацию программ дополнительного профессионального образования и переподготовку учителей муниципальных образовательных учреждений Московской области по духовно-нравственному воспитанию как свою главную задачу.

Повышение квалификации учителей ведется по ряду учебных программ, важное место среди которых занимают курсы:

  • «Духовное краеведение Подмосковья»;

  • «Духовные основы русской культуры»;

  • «Актуальные проблемы преподавания истории и социальных дисциплин»;

  • «История Московской области»;

  • «История Российского государства и права»;

  • «Великая Отечественная война в исторических научных и идеологических дискуссиях»;

  • «Роль семьи в истории русской культуры: духовное воспитание личности детей обучающихся на основе народных промыслов»;

  • «Музейная педагогика в образовательном процессе».

Кафедральные программы переподготовки по специальностям «Социальный педагог», «Педагог дополнительного образования», «Воспитатель (дошкольного образовательного учреждения)», а также программа «Менеджмент в образовании» предусматривают темы, связанные с решением задач духовно-нравственного воспитания в детской и молодежной среде.

Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия, которую я представляю, играет особую роль в процессе духовно-нравственного воспитания, и я хотел бы остановиться на некоторых вопросах работы профессорско-преподавательского состава кафедры в области реализации обозначенной проблемы.

С 2004 г. по 2009 г. в Академии успешно реализована учебная программа объемом 72 часа по факультативному курсу «Основы православной культуры» под редакцией А.В. Бородиной. За 6 лет было подготовлено 530 человек. В 2009 году слушателям были предложены программы в объеме 72 часов «Духовное краеведение Подмосковья» и «Духовные основы русской культуры», которые освоили 119 слушателей. Занятия проходили на базе академии, где обучались группы смешанного состава из разных муниципальных образований Московской области. В то же время в ряде территорий были сформированы группы из учителей только своих муниципальных образований, что отражает повышенный интерес педагогического сообщества к данной тематике (г.о. Дубна, Серпухов, м.р.. Клинский, Пушкинский, Сергиево-Посадский, Дмитровский, Можайский, Чеховский, Рузский, Орехово-Зуевский, Волоколамский, Истринский, Мытищикский). Педагоги Ногинского района прошли обучение вместе с коллегами на базе Электростали. В 2008 и 2009 годах занятия были проведены для групп из м.р. Воскресенского, Люберецкого, г.о. Коломны, Реутова, Подольска, Ивантеевки.

В Московской области реформируется система повышения квалификации: создана база данных, позволяющая анализировать и формировать спрос педагогов на курсовую подготовку по определенной тематике. Первичная выборка информации показала, что курсы по духовно-нравственному развитию и воспитанию оказались наиболее востребованными у учителей физики и химии, затем истории и обществознания, русского языка и литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства и музыки. Высок интерес у руководителей и воспитателей дошкольных учреждений. Были набраны отдельные группы этих категорий слушателей.

К сожалению, количество учителей, после курсовой подготовки преподающих предметы, направленные на духовно-нравственное развитие детей, не велико. Многие учителя идут на такие курсы, удовлетворяя свой личный, а не профессиональный интерес. Видимо, эта диспропорция отражает проблему отсутствия специальных программ для личного развития, а не только повышения квалификации педагогов. Интерес к информации о духовно-нравственных ценностях России, культурных и мировоззренческих подходах к определению смысла жизни превалирует над прикладным характером программ повышения квалификации. Видимо, эту проблему необходимо рассматривать более глубоко.

В связи с повышенным спросом педагогов на курсы данной проблематики (что следует из результатов анализа заявок) кафедра разработала программы и планирует в 2010 году проведение новых модульных курсов:

  • «Духовно-нравственное воспитание и православная культура»;

  • «Духовно-нравственное воспитание: философские и мировоззренческие аспекты»;

  • «Духовность и нравственность в воспитании гражданина России, патриота своей Родины»;

  • «Духовность и нравственность как базовые ценности личности: история и современность».

Все эти программы академия готова предоставить в Координационный совет для экспертизы, согласования и утверждения.

Курсы по заявленной тематике планируется провести как для специалистов учреждений общего образования, так и для работников начального и среднего профессионального образования, где проблемы духовно-нравственного воспитания стоят очень остро. Уже на сегодня поступило 59 заявок от специалистов профессиональных училищ и колледжей. Они готовы приступить к занятиям с конца февраля - начала марта по программам «Духовно-нравственное воспитание: философские и мировоззренческие аспекты» и «Духовность и нравственность в воспитании гражданина России, патриота своей Родины».

Академия осуществляет не только педагогическое, но и методическое сопровождение учителей по проблемам духовно-нравственного развития и воспитания, организуя для слушателей консультации, встречи. Например, в 2009 г. был проведен круглый стол, посвященный проблеме факультативного преподавания основ православной культуры в муниципальных образовательных учреждениях Московской области.

Профессорско-преподавательский состав академии принимает участие в региональных, всероссийских и международных образовательных Рождественских чтениях, конференциях, что позволяет сотрудникам в определенной степени повышать свой уровень владения вопросами духовно-нравственного воспитания. Однако приходится констатировать факт нехватки специально подготовленных и грамотных преподавателей по данному направлению. Остро стоит проблема обучения тех специалистов, которые учат педагогов.

В связи с этим, необходимо остановиться еще на одном, требующем решения, вопросе. В школах Московской области как региональный компонент учебного плана введен курс «Духовное краеведение Подмосковья». Для его реализации требуется большое количество подготовленных учителей. Анализ заявок в базе данных показывает высокий спрос на курсы такой тематики. Чтобы его удовлетворить, необходимо расширить круг учреждений, в которых можно пройти повышение квалификации по данной программе. В Московской области решением коллегии Министерства образования от 17 декабря 2009 года создана региональная сеть повышения квалификации, включающая в себя более 40 учреждений на муниципальном уровне, а также региональные высшие и средне-специальные учреждения. Представляется целесообразным обучить преподавателей этой образовательной сети по программе «Духовное краеведение Подмосковья» и включить этот курс в планы-расписания учреждений, реализующих в сети программы повышения квалификации.

С 2010 года в Московской области по решению коллегии обязательным условием для включения программ в региональный реестр является их сертификация. В качестве экспертов привлекаются высоко квалифицированные специалисты Педагогической академии, высших учебных заведений – доктора и кандидаты наук, имеющие ВАКовские ученые звания. Но для экспертной оценки качества программы повышения квалификации по проблемам духовно-нравственного развития и воспитания необходимы специалисты в области теологии. Возможно, Координационный совет согласует включение в состав региональной экспертной комиссии таких кандидатур?

Сегодня Педагогическая академия является оператором региональной базы данных, а также координатором сетевого взаимодействия учреждений Московской области, реализующих программы повышения квалификации. Представляется необходимым согласовать участие представителя академии в работе Координационного совета. Это нужно для более четкой координации планов, содержания и направлений работы по духовно-нравственному воспитанию в учреждениях региональной сети.
Спасибо!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, iconМинистерство образования Московской области Педагогическая академия...
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, iconДоклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия
Согласно статье 13 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-фз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)...
Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, iconЧувашское отделение Академии педагогических и социальных наук Академия...
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, iconАлгоритм базисной и расширенной сердечно-легочной реанимации взрослых пациентов
Американской ассоциации сердца (ана) и Европейского совета по реанимации (ecr) ассистентом кафедры анестезиологии и реаниматологии...
Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, iconИстория и философия науки
Общенаучного цикла м базовая часть дисциплин ооп впо (магистратуры) по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного...
Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, iconДоклад начальника управления государственной охраны объектов культурного...
Выездная коллегия Министерства культуры Челябинской области Сохранение объектов культурного наследия
Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, iconИ воспитание гражданина россии
Под общей редакцией доктора педагогических наук, члена-корреспондента Академии гуманитарных наук Н. И. Элиасберг
Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Ивановой, кандидат педагогических...
Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кубани, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, действительному члену Академии социальных наук, члену-корреспонденту Международной...
Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, iconРабочая программа по обществознанию предназначена для 6 9 классов...
Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук;Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических...
Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, iconДуховно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе
Болотина Татьяна Владимировна – заведующая кафедрой методики преподавания истории, социо-гуманитарного образования и права Академии...
Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, iconКнига вышла в издательстве "ВеГа" в 2009 году 269 стр с илл
Награжден многими орденами и медалями, в том числе, Орденом Мужества. Почетный доктор Европейского университета. Академик Российской...
Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, iconДоклад главного специалиста управления государственной охраны объектов...
«Положение дел в государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Челябинской...
Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рост. Научный руководитель площадки кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-географических дисциплин Башкирского...
Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, iconПрограмма межрегионального семинара
Горева Павла Михайловича, кандидата педагогических наук, заведующего кафедрой креативной педагогики аноо «Межрегиональный центр инновационных...
Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, iconИсторическое значение наследия Кирилла и Мефодия для патриотического...
Доклад Марухина Владислава Фёдоровича, доктора исторических наук, профессора мгоги


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск