Скачать 243.18 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ Директор Института фундаментальной биологии и биотехнологииСапожников В.А. /_______________/ «_____» ___________________2008 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина ОПД.В1 «Экологическая эпидемиология» Укрупненная группа 020000 Естественные науки Специальность 020208.65 Биохимия Институт Институт фундаментальной биологии и биотехнологии Кафедра Физико-химической биологии Красноярск 2008 Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 Естественные науки специальности 020208.65 Биохимия Программу составила: ______________ Карпова, Н.В. (фамилия, и. о., подпись) Заведующая кафедрой ______________ Кратасюк, В.А. (фамилия, и. о., подпись) «_____»_______________20__г. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Физико-химической биологии» «______» _________________ 20___ г. протокол № _____________ Заведующая кафедрой ______________ Кратасюк, В.А. (фамилия, и. о., подпись) Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________ __________________________________________________________________ «______» __________________ 20___ г. протокол № _____________ Председатель НМСИ __________________________________________ (фамилия и. о., подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 20 __/20_ учебный год. В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______ «____» _____________ 20__г. протокол № ________ Заведующая кафедрой ______________________________________________ (фамилия, и.о., подпись) Внесенные изменения утверждаю: Директор ИФБиБТ_________________________ Сапожников, В.А. (фамилия, и. о., подпись) 1. Цели и задачи изучения дисциплины 1.1. Цель преподавания дисциплины Целью изучения дисциплины «Экологическая эпидемиология» является выявление особенностей воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на состояние здоровья населения. 1.2. Задачи изучения дисциплины Задачи изучения дисциплины следующие:
Для реализации поставленных целей студент должен: Студенты, как будущие специалисты производственной сферы, должны освоить и знать: - основные направления эпидемиологии, изучающей закономерности возникновения и распространения заболеваний в человеческом обществе, а также меры по их предупреждению; - понятие о гигиеническом нормировании, предельно допустимых концентрациях и уровнях; - основные понятия оценки риска воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения, управление риском; - основные показатели здоровья населения, используемые в эколого-эпидемиологических исследованиях; - основы оценки качества окружающей среды и опасности ее загрязнения для здоровья населения; - наиболее распространенные загрязняющие вещества в атмосферном воздухе и их влияние на здоровье населения; - наиболее распространенные загрязняющие вещества в атмосферном воздухе и их влияние на здоровье населения; - гигиенические требования и нормативы качества вод; - токсичность химических веществ, планы действий по снижению вредного воздействия тяжелых металлов, стойких органических загрязнений и др.; - гигиенические регламенты на электромагнитные поля; - роль неблагоприятных факторов окружающей среды в развитии отдельных локализаций злокачественных новообразований; - факторы окружающей среды, влияющие на состояние репродуктивной системы. Дипломированный специалист в области экологической эпидемиологии должен уметь: - прогнозировать последствия воздействия загрязнений окружающей среды на состояние здоровья населения; - количественно оценить величину изучаемых воздействий, установить причинно-следственные связи между неблагоприятными факторами среды обитания человека и показателями здоровья; - принимать участие в разработке эффективной природоохранной политики, использовать рыночные механизмы управления качеством окружающей среды в интересах сохранения здоровья населения и экосистем. Дисциплина ориентирована на формирование у студентов знаний: - основных групп загрязнителей, путей их миграции, трансформации и накопления в экосистемах (З_1); - механизмов воздействия факторов среды на организм и пределов его устойчивости, путей адаптации к стрессорным воздействиям среды (З_2); - особенностей влияния загрязнений различной природы на отдельные организмы и биоценозы, на организм человека (З_3); - назначения мониторинга природной среды, методы наблюдений и анализа состояния экосистем (З_4); - использования основ токсикологического нормирования (З_5). Дисциплина ориентирована на владение технологиями и механизмами использования базовых знаний при реализации профессиональных функций (умения и навыки): - понимать механизмы взаимодействий различных техногенных систем с природными экосистемами (У_1); - владеть методами оценки воздействий на природную среду (У_2); - понимать физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации (У_3); - иметь представление о принципах организации экологических экспертиз территорий, производств и технологических проектов (У_4). 1.3. Межпредметная связь Наряду с процессами специализации в науке, приводящими к образованию новых ее направлений, происходит комплексирование различных дисциплин между собой. Это положение наглядно подтверждается непрерывным укреплением связей экологической эпидемиологии с рядом разделов биологии, техники, общественных наук и многих медицинских дисциплин (в первую очередь, профилактического направления). Экологическая эпидемиология тесно связана с медико (ветеринарно) – биологическими науками, это микробиология, паразитология, клиника инфекционных болезней, эпизоотология; с общественно-медицинскими науками – это медицинская статистика, гигиена, организация здравоохранения; с эволюционным учением и экологией; с историей. Экологическая эпидемиология, как прикладная наука, связана, прежде всего, с патологией, клинической медициной, медицинской статистикой. Тесно связаны с экологической эпидемиологией также анатомия, фармакология, токсикология, гистология, зоология, психология, физика, математические науки, химия, география, геодезия, экономика, государственное право и др. 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
3. Содержание дисциплины 3.1. Содержание тем лекционного курса
Тема 1. Экологическая эпидемиология – определение, основные понятия, задачи и направления работ. Становление эпидемиологии. Основные понятия эпидемиологии. Понятие эпидемии и пандемии. Основы учения о природной очаговости инфекционных и паразитарных заболеваний, особенности их эпидемиологии в XX – XXI вв. Возвращающие и впервые выявленные инфекционные болезни. Тема 2. Риск воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека, оценка риска, основные принципы управления риском. Основные показатели здоровья населения, используемые в эколого-эпидемиологических исследованиях. Основные эффекты негативного воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье населения. Тема 3. Основные методы эколого-эпидемиологических исследований. Критерии А. Хилла, их использование в практической деятельности. «Мешающие» факторы при проведении различных видов эколого-эпидемиологических работ. Гигиеническое регулирование – законодательная база, показатели вредности неблагоприятных факторов окружающей среды, зависимости «доза-эффект», определение предельно допустимых концентраций. Тема 4. Состояние систем питьевого водоснабжения в России. Гигиенические требования и нормативы качества вод. Загрязнение питьевой воды и здоровье населения. Инфекционные агенты. Желудочно-кишечные заболевания. Бактериальная дизентерия водного происхождения (шигиллез). Брюшной тиф. Холера. Вирусный гепатит А. Паразитарные кишечные инфекции. Тема 5. Опасность загрязнения почвы как фактор риска для здоровья населения. Нормативные документы, связанные с вопросами загрязнения почвы. Оценка содержания токсикантов с использованием ПДК или ОДК вещества. Тема 6. Оценка загрязнения продуктов питания. Нормативные документы. Разные виды загрязнения (химическое и микробное) продуктов питания. Загрязнение окружающей среды как фактор риска развития эпидемического зоба. Тема 7. Токсичность химических веществ. Национальный план действий (НПД) по снижению вредного воздействия химического вещества. Основные законодательные и нормативные документы. Наиболее распространенные загрязняющие вещества в атмосферном воздухе и их влияние на здоровье населения. Взвешенные частицы. Диоксид азота. Диоксид серы. Монооксид углерода. Озон. Свинец. Источники поступления в окружающую среду. Нормативы. Воздействие на здоровье населения. Ртуть. Кадмий. Мышьяк. Источники поступления в окружающую среду. Нормативы. Воздействие на здоровье населения. Тема 8. Основные показатели здоровья населения. Роль факторов окружающей среды в изменении состояния здоровья. Основные показатели состояния здоровья детского населения. Воздействие факторов загрязненной окружающей среды на здоровье детей. Злокачественные новообразования. Классификация канцерогенных веществ. Загрязнение окружающей среды как фактор риска развития злокачественных новообразований. Климат как фактор, влияющий на состояние здоровья населения. Особенности воздействий высоких и низких температур. 3.2. Семинарские занятия
3.3 Лабораторные занятия Учебным планом не предусмотрены. 3.4. Самостоятельная работа Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Экологическая эпидемиология» организуется в следующих формах: 1. Самостоятельное изучение теоретического материала по темам и разделам дисциплины. При подготовке к семинарским занятиям, выполнении практических работ необходимо пользоваться конспектом лекций, рекомендованной литературой основного и дополнительного списков, которая включает научные труды ведущих специалистов, ученых и практиков (монографии, учебники, учебные пособия). Для подбора литературы используются каталоги научной библиотеки СФУ, Красноярской краевой универсальной научной библиотеки, ресурсы сети Интернет. В библиотеках имеются указатели литературы по различным темам, систематические и алфавитные каталоги, библиографические справочники. При изучении литературы необходимо уделять особое внимание изучению всех вопросов, входящих в программу курса, а также подготовке ответов на контрольные вопросы к семинарским занятиям. 2. Подготовка индивидуальных и коллективных презентаций докладов по теоретическим вопросам. Эта часть работы осуществляется студентами с целью более детального (углубленного) изучения проблемных аспектов отдельных тем дисциплины. По итогам проделанной работы студент (утвержденная преподавателем группа студентов) готовят электронную презентацию с изложением основных результатов проведенного теоретического исследования. Для студентов дневной формы обучения организуется выборочная презентация и обсуждение результатов работы.
4. Учебно-методические материалы по дисциплине 4.1. Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы Основная (учебная) литература
Дополнительная литература
Список ресурсов сети Интернет www.who.int - официальный сайт ВОЗ. www.oie.int - официальный сайт МЭБ. www.gsen.ru - Федеральная служба надзора в сфере защиты прав потребителей (служба главного санитарного врача РФ Г. Онищенко). www.mchs.gov.ru – официальный сайт МЧС РФ. 4.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения
4.3. Контрольно-измерительные материалы Контрольно-измерительные материалы, используемые для промежуточного и итогового контроля знаний, умений и навыков по дисциплине «Экологическая эпидемиология», включают:
Контрольные вопросы (вопросы к экзамену):
Приложение 1 ГРАФИК учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экологическая эпидемиология», специальности 020208.65 «Биохимия», ИФБиБТ, 3 курса на 6 семестр
Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; РФ – реферат; ВРФ – выдача темы реферата; СРФ – сдача реферата; КН – контрольная неделя (аттестационная неделя); ПК – промежуточный контроль (контрольная работа). |
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Экологическая эпидемиология «Напра-во!, нале-во!, кру-гом!»,«налево в обход по залу шагом марш!» Игра на внимание «Класс смирно!» | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В... Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | ||
Рабочая программа цикла последипломного обучения врачей по специальности «эпидемиология» Рабочая учебная программа цикла оу «Эпидемиология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образователного стандарта... | Рабочая программа по курсу «Экологическая эпидемиология» Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Н. Ф. Чистякова «Экологическая геология». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020306. 65... | Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В. 1 «Токсикология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 13 «Вирусология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 110100. 62 «Агрохимия и агропочвоведение» дисциплина «Экологическая химия»... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 110100. 62 Агрохимия и агропочвоведение, дисциплина «Экологическая токсикология»... | Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы... «Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности... | Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В1 Ксенобиохимия ... | ||
Эпидемиология, военная эпидемиология Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес ... |