Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии»





Скачать 235.45 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии»
Дата публикации15.02.2015
Размер235.45 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа



Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

УТВЕРЖДАЮ
Директор Института фундаментальной биологии и биотехнологии

Сапожников В.А. /_______________/

«_____» ___________________2008 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина ОПД.В2 «Избранные главы физиологии»

Укрупненная группа 020000 Естественные науки
Специальность 020208.65 Биохимия
Институт Институт фундаментальной биологии и биотехнологии
Кафедра Физико-химической биологии

Красноярск

2008

Рабочая программа дисциплины

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 Естественные науки специальности 020208.65 Биохимия

Программу составила: ______________ Гершкорон, Ф.А.

(фамилия, и. о., подпись)
Заведующая кафедрой ______________ Кратасюк, В.А.

(фамилия, и. о., подпись)
«_____»_______________20__г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Физико-химической биологии»

«______» _________________ 20___ г. протокол № _____________

Заведующая кафедрой ______________ Кратасюк, В.А.

(фамилия, и. о., подпись)

Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________

__________________________________________________________________

«______» __________________ 20___ г. протокол № _____________

Председатель НМСИ __________________________________________

(фамилия и. о., подпись)

Дополнения и изменения в учебной программе на 20 __/20_ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 20__г. протокол № ________

Заведующая кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

Директор ИФБиБТ_________________________ Сапожников, В.А.

(фамилия, и. о., подпись)

1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины

Цель изучения дисциплины «Избранные главы физиологии»: рассмотреть в сравнительном аспекте зависимость функций животных и человека от условий жизни и деятельности.

Важнейшее свойство живых организмов заключается в их способности приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям среды. Изучение адаптационных возможностей на примере организмов различных экологических групп позволяет полнее понять суть процессов, происходящих в макросистемах.
1.2 Задачи изучения дисциплины

Задачами изучения дисциплины «Избранные главы физиологии» являются:

1) изучение физиологических механизмов адаптации и стресса у человека и животных;

2) формирование представлений о регуляторных механизмах поддержания гомеостаза у человека и животных;

3) изучение особенностей функционирования систем организма человека и животных при изменении условий существования.
В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

– основные черты строения, метаболизма, закономерности воспроизведения, специализации клеток, клеточный цикл и его регуляцию, иметь представление о регуляторных механизмах и путях обеспечения целостной реакции клетки;

– анатомические и физиологические особенности организма человека и животных, биосоциальные аспекты его жизнедеятельности;

– знать и уметь использовать регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых систем иметь представление о формировании иммунитета;

– принципы формирования и функционирования надорганизменных систем, иметь представление об устойчивости и неустойчивости в существовании организмов и надорганизменных систем, о механизмах взаимосвязи организма и среды;

иметь представление:

– об особенностях морфологии, физиологии и воспроизведении, географическом распространении и экологии человека и животных;

– о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах на каждом уровне.
1.3 Межпредметная связь
Для успешного освоения предлагаемого курса в полном объеме студентам, прежде всего, необходимо овладеть знаниями об анатомическом строении всех органов и систем организмов человека и животных, на базе которых протекают физиологические процессы и реализуются адаптивные реакции организма на изменение состояния внешней и внутренней среды организма. Для освоения курса «Избранные главы физиологии» студенту необходимо обладать знаниями в области биологии, анатомии, зоологии, физиологии, биохимии, иммунологии, экологии, географии. Дисциплина «Избранные главы физиологии» связана с такими областями знаний как медицина, медицинская география, экология человека, хронобиология, возрастная физиология, климатофизиология, физиология труда и спорта, патофизиология, физиология высшей нервной деятельности. Знания в области экологической физиологии необходимы для выполнения курсовых работ, подготовки дипломных работ, тематика которых связана с изучением физиологических основ адаптации организмов человека и животных.
2 Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

6

Общая трудоемкость дисциплины

50

50

Аудиторные занятия:

30

30

лекции

15

15

семинарские занятия (СЗ)

11

11

другие виды аудиторных занятий

(коллоквиумы)

2

2

промежуточный контроль

2

2

Самостоятельная работа:

20

20

изучение теоретического курса (ТО)

12

12

реферат

8

8

Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)




Зачет


3 Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)




п/п

Разделы дисциплины

Лекции

(часы)

Семинарские занятия

(часы)

Самостоятельная работа

(часы)

1


Раздел 1

«Живые организмы во взаимодействии с окружающей средой»

3

2

2

2

Раздел 2 «Регуляторные системы живых организмов и процесс адаптации»

6

4

4

3

Раздел 3 «Изменение условий существования и процесс адаптации»

6

5

6


3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
Разделы:
1. Живые организмы во взаимодействии с окружающей средой – (3ч)

2. Регуляторные системы живых организмов и процесс адаптации – (6ч)

3. Изменение условий существования и процесс адаптации – (6ч)
Лекции:
1. Живые организмы и окружающая среда – (1ч)

Понятие окружающей среды. Характеристика компонентов окружающей среды: природная среда, производственная среда, социальная среда (информационная, духовная). Антропогенные изменения природной среды: намеренные и ненамеренные. Определение допустимой антропогенной нагрузки на окружающую природную среду. Понятие максимальной допустимой нагрузки.

2. Влияние состояния окружающей среды на организм человека и животных – (2ч)

Правило оптимума. Влияние состояние воздушной среды на организм человека и животных. Влияние состояния водной среды на организм человека и животных. Влияние состояния почвы на организм человека и животных.

3. Механизмы регуляции функций организма человека и животных и процесс адаптации – (2ч)

Химические влияния. Нейрогуморальные механизмы регуляции. Железы внутренней секреции и регуляция функций. Нервная регуляция функций организма.

4. Учение об адаптациях – (2ч)

Классификации адаптаций живых систем. Характеристика процессов адаптации организма человека и животных. Физиологическая адаптация. Механизмы адаптации. Фазы адаптации. Механизмы срочной и долговременной адаптации. Понятие о системном структурном следе. Реализация процесса адаптации в зависимости от действия на организм слабых, средних по силе и сильных раздражителей. Характеристика реакции тревоги и реакции активации.

5. Биологические ритмы – (2ч)

Понятие о биоритмах. Понятие о хронобиологии. Достижения хронобиологии. Биоритмы: экзогенные и эндогенные; физиологические и экологические. Механизмы регуляции биоритмов. Адаптация биологических ритмов человека и животных.

6. Тепловой обмен. Адаптация к низким и высоким температурам – (2ч)

Температурный гомеостаз. Верхняя и нижняя границы диапазона терморегуляции. Гомойотермные, пойкилотермные и гетеротермные организмы. Закон теплового баланса. Уравнение теплового баланса. Механизмы теплопродукции и теплоотдачи. Термонейтральная зона. Характеристика понятий: «температурное ядро», «температурная оболочка». Механизмы терморегуляции при адаптации к условиям низких и высоких температур.

7. Адаптация к низкому (гипоксия) и высокому (гипероксия) барометрическому давлению – (1ч)

Понятие о гипоксии. Факторы, способствующие развитию гипоксии. Физиологические и патологические сдвиги в организме при гипоксии. Срочная и долговременная адаптация к гипоксии. Дефицит кислорода в водной среде. Гипоксия при нырянии. Понятие о гипероксии. Условия, способствующие развитию гипероксии. Физиологические и патологические сдвиги в организме при гипероксии. Адаптация к гипероксии.

8. Адаптация к мышечной деятельности – (2ч)

Связь адаптивных изменений в организме с характером мышечной деятельности. Физиологические основы работоспособности, утомления и восстановления организмов. Характеристика основных источников энергии, обеспечивающих мышечную деятельность. Адаптация к мышечной деятельности.

9. Адаптация к условиям пустынной (аридной) зоны – (1ч)

Характеристика аридной зоны. Характеристика состояний организма в условиях аридной зоны. Механизмы поддержания гомеостаза в условиях пустыни. Пути удержания воды. Адаптация к условиям аридной зоны.
3.3 Семинарские занятия




п/п

раздела

дисциплины

Наименование, содержание семинарских занятий, объем в часах

1

1

Живые организмы во взаимодействии с окружающей средой (2ч)

1. Понятие окружающей среды.

2. Характеристика компонентов окружающей среды.

3. Антропогенные изменения природной среды: намеренные и ненамеренные.

4. Влияние состояния окружающей среды на организм человека и животных

2

2

Адаптация и стресс (2ч)

1. Характеристика процесса адаптации.

2. Характеристика состояния стресса.

3. Регуляторные системы организма и процесс адаптации.

3

2

Механизмы регуляции и процесс адаптации (2ч)

1. Биологические ритмы.

2. Адаптация биологических ритмов.

4

3

Адаптационные механизмы при изменении условий существования (1ч)

1. Адаптация при изменении температуры окружающей среды.

2. Адаптация при изменении барометрического давления.

5

3

Адаптационные механизмы при изменении условий существования (3ч)

1. Характеристика мышечной деятельности.

2. Адаптация к мышечной деятельности.

6

3

Адаптационные механизмы при изменении условий существования (1ч)

1. Характеристика аридной зоны

2. Адаптация организмов к условиям аридной зоны.


Для подготовки к семинарскому занятию используется лекционный материал, литература, представленная в списке основной и дополнительной литературы. Также студенты осуществляют самостоятельный подбор литературы, включая научную. Проведение семинарского занятия подразумевает либо общее обсуждение тематического раздела, либо подготовку студентами индивидуальных докладов с презентациями.
3.4 Лабораторные занятия
Учебным планом не предусмотрено.
3.5 Самостоятельная работа
Самостоятельное изучение теоретического материала включает разбор лекционного курса с использованием учебной и методической литературы, указанной в общем списке основной и дополнительной литературы по дисциплине. – 12ч.

Написание рефератов, объемом до 10 страниц, осуществляется по темам, предлагаемым преподавателем во время семинарского занятия в начале семестра. Для выполнения работы рекомендуется литература, указанная в списке основной и дополнительной литературы по дисциплине; также студенты могут осуществлять самостоятельный подбор литературы по выбранной теме. – 8ч.

Темы рефератов выдаются преподавателем в начале семестра. Сдача рефератов производится преподавателю в конце семестра.
Примерные темы рефератов
1. Сравнительная физиология животных и человека.

2. Науки, исследующие взаимоотношения животных и человека с окружающей средой.

3. Загрязнение окружающей среды.

4. Газы в воздухе и воде. Воздушное и водное дыхание.

5. Особые формы физиологических состояний организмов.

6. Аспекты возрастной физиологии человека и процесс адаптации.

7. География и физиологические особенности организмов.

8. Социальная физиология человека.

9. Загрязнение окружающей среды. Распространение загрязняющих веществ в атмосфере, воде, почве и их влияние на организм человека и животных.

10. Экология человека и социальные проблемы.

11. Химические загрязнения и здоровье человека.

12. Биологические загрязнения окружающей среды и здоровье человека.


4 Учебно-методические материалы по дисциплине
4.1 Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы
Список основной литературы:


  1. Прохоров Б.Б. Экология человека. – М.: Академия, 2007. – 319 с. (10 экз.)

  2. Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии: учебное пособие для вузов по специальности "Физиология", "Психология": рекомендовано Министерством образования РФ. – Москва: Академкнига, 2005 . – 518 с. (5 экз.)

  3. Скопичев В.Г., Эйсымонт И.М., Эйсымонт Т. А., Алексеев Н. П. Физиология животных и этология . – Москва: КолосС, 2005 . – 718 с. (40 экз.)

  4. Функциональная морфология, экология и жизненные циклы животных: научные труды кафедры зоологии / редкол. Г.Л. Атаев, М.А. Гвоздев, П.С. Горбунов, Д. О. Елисеев; кол. авт. Российский педагогический университет [РГПУ] им. А.И.Герцена . – Санкт-Петербург: Тесса, 2004 . – 223 с. (1 экз.)


Список дополнительной литературы:


  1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 284 с.

  2. Агаджанян Н.А., Григорьев А.И., Черешнев В.А., Сидоров П.И. и др. Экология человека. Учебник. (Гриф Минобрнауки РФ) – М.: Изд-во ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 240 с.

  3. Агаджанян Н.А., Александров С.И., Аптикаева О.И., Гаврилова Т.В., Гамбурцев А.Г. и др. Экология человека в изменяющемся мире / под ред. В.А. Черешнева. –Екатеринбург : УрО РАН, 2006. –562 с.

  4. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек–Экономика–Биота–Среда. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, – 2000. – 566с.

  5. Акимова Т.А., Хаскин В.В., Трифонова Т. Экология человека. – Экономика, 2008. – 367 с.

  6. Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. – 280 с.

  7. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988. – 319с.

  8. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.

  9. Булыгин Г.В. Метаболические основы регуляции иммунного ответа. – Новосибирск, 1999. – 346 с.

  10. Виру А.А. Механизм общей адаптации // Успехи физиологических наук, 1980. – Т.11. № 4. – С.27–46.

  11. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация – универсальный биологический механизм приспособления. – М.: Медицина, 1987. – 176 с.

  12. Гаркави Л.Х. Адаптивные реакции и резистентность организма. – Ростов–на–Дону, 1998. – 223 с.

  13. Гомеостаз / под ред. П.Д. Горизонтова. – М.: Медицина, 1981. – 576 с.

  14. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.

  15. Дедов И.И. Эндокринология: Учебник. – М.: Медицина, 2000. – 632 с.

  16. Демченко И.Т. Физиология экстремальных состояний // Успехи физиологических наук, 1994. – Т.25. №2. – С.97–102.

  17. Држевецкая И.А. Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы М.: Высшая школа, 1994. – 256 с.

  18. Дубинин В.А., В.И. Сивоглазов, В.В. Каменский, М.Р. Сапин. Регуляторные системы организма человека. – М.: Дрофа, 2003. – 368 с.

  19. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, 1980. – 192 с.

  20. Лейкок Дж.Ф. Основы эндокринологии. – М.: Медицина, 2000. – 504 с.

  21. Лекявичус Э. Элементы общей теории адаптации. – Вильнюс. Мокслас, 1999. – 283с.

  22. Леутин В.П., Николаева Е.И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. – Новосибирск: Наука, 1988. – 193 с.

  23. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 312с.

  24. Медицинская география и здоровье. – Л.: Наука, 1989. – 218 с.

  25. Медицинская география и экология человека. – М., 1987. – 120 с.

  26. Меерсон Ф.З. Адаптационная медицина: концепция долговременной адаптации. – М.: Дело, 1993. – 138 с.

  27. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. – М.: Наука, 1981. − 262 с.

  28. Меерсон Ф.З., Малышев И.Ю. Феномен адаптационной стабилизации структур и защита сердца. – М.: Наука, 1993. – 159 с.

  29. Наше общее будущее. Докл. Международной комиссии по окружающей среде и развитию. – М.: Прогресс, 1989. –376с.

  30. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: Фаир–пресс, 1999.

  31. Нормальная физиология. В 3 т. / под ред. В.Н. Яковлева. Т. 3. Интегративная физиология. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с.

  32. Озернюк Н.Д. Механизмы адаптации. – М. Наука, 2000. – 270 с.

  33. Олада Э.Я. Практикум по нормальной физиологии. – Красноярск, 2002. – 58 с.

  34. Организм и среда. / под ред. В.А. Труфакина и К.А. Шошенко. – Новосибирск: СО РАМН, 2003. − 248 с.

  35. Проблемы адаптации биологических систем. М.: Наука, 2001. – 295 с.

  36. Селье Г. На уровне целого организма. – М.: Наука, 1972. – 123 с.

  37. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М.: Медгиз, 1960. – 254 с.

  38. Современный курс классической физиологии. / под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. – М.: – ГЭОТАР-Медиа. 2007. – 384 с.

  39. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. – 520 с.

  40. Тарасов В.В. Экология человека в чрезвычайных ситуациях. – Изд-во МГУ, 1993. – 128 с.

  41. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.

  42. Физиология адаптационных процессов. – М.: Наука, 1986. – 635 с.

  43. Физиология адаптивных процессов. – М. Наука, 1986. – 520 с.

  44. Хайдарлиу С. Функциональная биохимия адаптации. – Кишинев. Штиинца, 1984. – 270 с.

  45. Хочачка П., Сомеро Дж. Биохимическая адаптация: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 568 с.

  46. Хочачка П., Сомеро Дж. Стратегия биохимической адаптации. – М.Мир, 1987. – 398 с.

  47. Экологическая физиология животных. Ч.I. Общая экологическая физиология и физиология адаптаций. В серии: Руководство по физиологии. – Л.: Наука, 1979. – 440 с.

  48. Экологическая физиология человека / под ред. О.Г. Газенко. – Л.: Наука, 1980. – 549 с.

  49. Эндокринология и метаболизм / под ред. Ф. Фелига. – М.: Медицина, 1985. – 416 с.

  50. Яблоков А.В. Здоровье человека и окружающая среда. М.: 2007. – 186 с.


4.2 Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения

1. Демонстрационная презентация курса «Избранные главы физиологии».

2. Методические рекомендации к практикуму по нормальной физиологии. Олада Э.Я. Красноярск, 2002.

3. Комплекты наглядных пособий (плакатов).
4.3 Контрольно-измерительные материалы

1.Тестовые задания для промежуточного и итогового контроля.

Тестовые задания могут использоваться не только для промежуточного и итогового контроля, но так же для входного, предварительного, текущего, тематического тестирования и для тестирования остаточных знаний.

2. Вопросы к зачету.

3. Контрольные вопросы по каждой теме.
Примерный перечень вопросов к зачету по курсу

«Избранные главы физиологии»


  1. Понятие окружающей среды.

  2. Характеристика компонентов окружающей среды: природная среда, производственная среда, социальная среда (информационная, духовная).

  3. Антропогенные изменения природной среды: намеренные и ненамеренные.

  4. Определение допустимой антропогенной нагрузки на окружающую природную среду. Понятие максимальной допустимой нагрузки.

  5. Правило оптимума.

  6. Влияние состояние воздушной среды на организм человека и животных.

  7. Влияние состояния водной среды на организм человека и животных.

  8. Влияние состояния почвы на организм человека и животных.

  9. Механизмы регуляции функций. Химические влияния.

  10. Нейрогуморальные механизмы регуляции.

  11. Железы внутренней секреции и регуляция функций.

  12. Нервная регуляция функций организма.

  13. Классификации адаптаций живых систем.

  14. Характеристика процессов адаптации организма человека и животных.

  15. Физиологическая адаптация.

  16. Механизмы адаптации.

  17. Фазы адаптации.

  18. Механизмы срочной и долговременной адаптации.

  19. Понятие о системном структурном следе.

  20. Реализация процесса адаптации в зависимости от действия на организм слабых, средних по силе и сильных раздражителей.

  21. Характеристика реакции тревоги и реакции активации.

  22. Понятие о биоритмах.

  23. Понятие о хронобиологии. Достижения хронобиологии.

  24. Биоритмы: экзогенные и эндогенные; физиологические и экологические.

  25. Механизмы регуляции биоритмов.

  26. Адаптация биологических ритмов человека и животных.

  27. Температурный гомеостаз.

  28. Верхняя и нижняя границы диапазона терморегуляции.

  29. Гомойотермные, пойкилотермные и гетеротермные организмы.

  30. Закон теплового баланса.

  31. Уравнение теплового баланса.

  32. Механизмы теплопродукции и теплоотдачи.

  33. Термонейтральная зона.

  34. Характеристика понятий: «температурное ядро», «температурная оболочка».

  35. Механизмы терморегуляции при адаптации к условиям низких и высоких температур.

  36. Понятие о гипоксии.

  37. Факторы, способствующие развитию гипоксии.

  38. Физиологические и патологические сдвиги в организме при гипоксии.

  39. Срочная и долговременная адаптация к гипоксии.

  40. Дефицит кислорода в водной среде.

  41. Гипоксия при нырянии.

  42. Понятие о гипероксии.

  43. Условия, способствующие развитию гипероксии.

  44. Физиологические и патологические сдвиги в организме при гипероксии.

  45. Адаптация к гипероксии.

  46. Связь адаптивных изменений в организме с характером мышечной деятельности.

  47. Физиологические основы работоспособности, утомления и восстановления организмов.

  48. Характеристика основных источников энергии, обеспечивающих мышечную деятельность.

  49. Адаптация к мышечной деятельности.

  50. Характеристика аридной зоны.

  51. Характеристика состояний организма в условиях аридной зоны.

  52. Механизмы поддержания гомеостаза в условиях пустыни.

  53. Пути удержания воды в условиях аридной зоны.

  54. Адаптация к условиям аридной зоны.



Приложение А

ГРАФИК

учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине

Избранные главы физиологии

Направления 020208.65 Биохимия, Института фундаментальной биологии и биотехнологии, 3 курса на 6 семестр


п/п

Наименование дисциплины

Семестр

Число часов аудиторных занятий

Фор-ма

конт-роля

Часов на самостоятель-ную работу

Недели учебного процесса семестра

Всего

По видам

Все-го

По видам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15




Избранные главы физиологии

6

30

Лекции – 15

зачет

20

ТО – 12

ТО




ТО




ТО




ТО




ТО




ТО




ТО




ТО

Семинарские занятия – 11

Коллок-виумы – 2

Реферат – 8

ВРФ








































СРФ

Промежуточный контроль – 2




СЗ1




СЗ2




СЗ3










СЗ4

СЗ5




СЗ5










СЗ6






















ПК
































































К








Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; РФ – реферат, ВРФ – выдача тем реферата, СРФ – сдача реферата; СЗ – семинарские занятия; К – коллоквиум; ПК – промежуточный контроль (тестирование).
Заведующая кафедрой: ___________ Кратасюк В.А.

Директор института: _____________ Сапожников В.А.

«_______» _______________________ 2008 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» iconРабочая программа дисциплины дисциплина в5 – Избранные главы медицинской микробиологии
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» iconИзбранные главы биохимии микроорганизмов
И избранные главы биохимии микроорганизмов: Организационно-методические указания по дисциплине [Текст] / сост. Е. Н. Афанасова. –...
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» iconПрограмма дисциплины дисциплина в. 2 «Избранные главы биофизики»
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 010000 «Физико-математические...
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В...
Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» iconРабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» iconРабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 13 «Вирусология»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» iconРабочая программа дисциплины дисциплина опд. В. 1 «Токсикология»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» iconРабочей программы дисциплины дв «Избранные главы теории дифференциальных...
Изучение дисциплины способствует формированию математической культуры магистрантов; умению строить математические модели наблюдаемых...
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» iconРабочая программа дисциплины дисциплина опд. В1 Ксенобиохимия
...
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес
...
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» iconРабочая программа дисциплины дисциплина опд. Р. 1 Интеграция клеточного обмена
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представлений об основных механизмах, управляющих и интегрирующих метаболизм...
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» iconРабочая программа дисциплины дисциплина опд. В1 «Экологическая эпидемиология»
«Напра-во!, нале-во!, кру-гом!»,«налево в обход по залу шагом марш!» Игра на внимание «Класс смирно!»
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний...
Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» iconОсновные разделы (модули) дисциплины (практики
В соответствии с гос впо дисциплина (практика) избранные вопросы гематологии относится к циклу «Внутренних болезней» и преподается...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск