Скачать 204.41 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ Директор Института фундаментальнойбиологии и биотехнологии___________________/ Сапожников В.А./ «_____» _____________2008 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина ОПД.Ф.13 «Вирусология» Укрупненная группа 020000 Естественные науки Специальность 020208.65 Биохимия Институт Институт фундаментальной биологии и биотехнологии Кафедра Физико-химической биологии Красноярск 2008 Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 Естественные науки специальности 020208.65 Биохимия Программу составил__________________профессор Савченко А.А. (фамилия, и. о., подпись) Заведующая кафедрой ________________профессор Кратасюк В.А. (фамилия, и. о., подпись) «_____»_______________2008 г. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Физико-химической биологии»___________________________________________________ «______» _________________ 2008 г. протокол № _____________ Заведующая кафедрой ________________профессор Кратасюк В.А. (фамилия, и. о., подпись) Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________ __________________________________________________________________ «______» __________________ 200___ г. протокол № _____________ Председатель НМСИ __________________________________________ (фамилия и. о., подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 200 __/200__ учебный год. В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______ «____» _____________ 200__г. протокол № ________ Заведующая кафедрой ____________________профессор Кратасюк ВА. (фамилия, и.о., подпись) Внесенные изменения утверждаю: Директор ___________________________________________ института (фамилия, и. о., подпись) 1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Вирусология – наука о вирусах. Курс «Вирусология» включает систематическое изложение теоретических основ современной вирусологии, отражает многие актуальные вопросы инфекционной медицины. Цель данного курса – ознакомить студентов с основными группами вирусов бактерий, животных и растений, составляющих особое царство живых существ, рассмотреть особенности их организации и репродукции, дать представление о наиболее интересных представителях данной группы организмов, показать основные направления и перспективы развития вирусологической науки. 1.2 Задачи изучения дисциплины В задачи изучения дисциплины входит: 1. изучить особенности биологии вирусов и взаимодействия их с зараженным организмом; 2. усвоить принципиальный подход к установлению предварительного диагноза как начального этапа диагностики. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - природу и свойства вирусов; - патогенез вирусных болезней; - особенности проявления основных вирусных болезней животных и человека и свойства вирусов, вызывающих эти болезни; - методы и средства диагностики и профилактики вирусных болезней животных и человека. уметь: использовать приобретенные знания и навыки для решения задач медицины, ветеринарии, биотехнологии. 1.3 Межпредметная связь Для успешного освоения предлагаемого курса в полном объеме необходимо предварительное изучение курсов «Химия», «Биология», «Физика», «Биохимия и молекулярная биология», «Физиология человека и животных». Курс «Вирусология» необходим для освоения студентами таких дисциплин как «Молекулярная биология», «Медицинская биохимия», «Биотехнология». Знания вирусологии – необходимая база для выполнения курсовых, подготовки дипломных работ, тематика которых связана с молекулярно-биологическими процессами и их регуляцией. Темы курса дополнят изучение следующих дисциплин: «Клеточная сигнализация», «Биохимические механизмы адаптации» и др. Освоение курса «Вирусологии» также будет способствовать формированию у студентов целостного естественнонаучного мировоззрения. 2 Объем дисциплины и виды учебной работы
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Раздел 1 – ауд. – 4 ч; «Введение. Возникновение и развитие иммунологии. Теории иммунитета» 1-я неделя – 2-я неделя Раздел 2 – ауд. – 12 ч; «Антигены. Антитела» 3-я неделя – 16-я неделя Лекции: 1. Предмет, проблемы, возникновение и развитие вирусологии. Происхождение вирусов – 2 ч / самост. – 2 ч; 2. Природа и общие принципы строения вирусов – 2 ч / самост. – 2 ч; 3. Механизмы взаимодействия вируса с клеткой – 2 ч / самост. – 2 ч; 4. Особенности вирусной транскрипции и трансляции – 4 ч / самост. – 2 ч; 5. Репликация вирусов – 2 ч / самост.- 2 ч; 6. Сборка вирусов и их выход из клетки – 2 ч / самост. – 2 ч. 7. Основные процессы, контролирующие наследственность и изменчивость вирусов – 2 ч / самост.- 2 ч. 1. Предмет, проблемы, возникновение и развитие вирусологии. Происхождение вирусов. Предмет и задачи вирусологии и ее связь с другими биологическими дисциплинами. Определение вируса. Открытие основных групп вирусов (работы Д. И. Ивановского, М. Бейеринка, Ф. Леффлера и П. Фроша, П. Рауса, У. Стенли, Ф. Туорта, Ф. д'Эрелля). Достижения и перспективы развития современной вирусологии. Строение вирусной частицы и функции ее отдельных структур. Принципы классификации вирусов. Основные семейства вирусов животных и человека. Систематика вирусов растений и бактерий. Специальные методы выделения и изучения вирусов. Титр бактериофага, методы его определения. Методы получения фаголизатов. Лабораторные животные и растения, используемые в вирусологических исследованиях. Использование культур клеток для изучения вирусов животных. Иммунологические методы в вирусологических исследованиях. Теории возникновения вирусов. 2. Природа и общие принципы строения вирусов. Структура вирусных частиц: сердцевина вируса и капсид (нуклеокапсиды), оболочки вирионов и их происхождение. Типы симметрии вирусов (кубический, спиральный, смешанный). Взаимодействие белков и нуклеиновых кислот при упаковке геномов вирусов. Функции структур вирионов (рецепторные функции белков внешней мембраны, ферментные белки вирионов). Липиды и углеводы вирусов. Другие компоненты вирусных частиц. Организация геномов вирусов. Типы ДНК и РНК-геномов. Вирусы с j непрерывным и сегментированным геномами. Кодирующая способность вирусного генома. 3. Механизмы взаимодействия вируса с клеткой. В основе адсорбции вирусов на клетке лежат физико-химические процессы, определяющиеся силами электростатического взаимодействия, возникающими между разноименно заряженными вирусными и клеточными рецепторами. Эта фаза взаимодействия вируса с клеткой обратима, на ее исход оказывают влияние такие факторы, как рН и солевой состав среды. Так, сульфатированные полисахариды, несущие высокий отрицательный заряд, препятствуют адсорбции вируса на клетке. Чувствительность к ним разных видов вирусов различна. Второй и главный механизм адсорбции вируса на восприимчивой клетке – взаимодействие рецепторов вируса с соответствующими (комплементарными) рецепторами клетки. Рецепторы вируса и клетки представляют собой специфические структуры, расположенные на их поверхности. Рецепторами для животных вирусов служат мукопротеиды и липопротеиды. 4. Особенности вирусной транскрипции и трансляции. Организация геномов вирусов. Типы ДНК и РНК геномов. Вирусы с непрерывным и сегментированным геномами. Кодирующая способность вирусного генома. Генетика вирусов. Реализация генетической информации у вирусов. Ферменты, транскрибирующие вирусный геном. Транскрипция в зараженной клетке. Транскриптивные комплексы. Трансляция в зараженных вирусом клетках. Вирусспецифические полисомы. Модификация вирусных белков. 5. Репликация вирусов. Репликация вирусных ДНК. Репликация вирусных РНК. Репликативные комплексы. Регуляция репликации. 6. Сборка вирусов и их выход из клетки. Сборка РНК- и ДНК-вирусов. Механизмы выхода вируса из клетки. 7. Основные процессы, контролирующие наследственность и изменчивость вирусов. Модификации и мутации вирусов. Генетическое взаимодействие между вирусами (комплементация, рекомбинация). Негенетическое взаимодействие вирусов (интерференция, фенотипическое смешение). 3.3 Практические занятия Учебным планом не предусмотрены. 3.4 Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены. 3.5 Самостоятельная работа Самостоятельное изучение теоретического материала включает подготовку и защиту рефератов – 14 ч. Примерные темы рефератов:
Структура реферата: Реферат включает следующие структурные элементы:
Оформление реферата должно соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 7.32-2001, устанавливающему общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов. Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ 7.12003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Объем реферата должен составлять 15-20 страниц. Реферат сдается на проверку преподавателю согласно «Графику учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Вмрусология», приведенного в конце данной программы (Приложение А). С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, а также развития коммуникативных компетенций защита реферата проводится в виде презентации, подготовленной в Power Point, на лабораторных занятиях в интерактивной форме, т.е. с участием в обсуждении темы реферата других обучающихся. Презентационные материалы оформляются в виде последовательности слайдов, демонстрируемых на экранах для аудитории слушателей. При подготовке рефератов и презентаций рекомендуется использовать лицензионное программное обеспечение ФГАОУ ВПО СФУ. Во время защиты рефератов, используется современное интерактивное оборудование, в частности, интерактивная доска SMART Board 3000i использует все возможности персонального компьютера в режиме реального времени, позволяет работать с текстами и графическими объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, базами данных и т. 4 Учебно-методические материалы по дисциплине Список основной литературы: 1. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: учебник для вузов по медицинским специальностям : допущено Министерством образования РФ - Москва : Медицинское информационное агентство, 2005 . - 734 с. [10 экз.] 2. Медицинская вирусология: учебное пособие / под ред. А. М. Королюк и В. Б. Сбойчаков. - Санкт-Петербург : ЭЛБИ, 2002 . - 163 с. [2 экз.] 3. Медицинская вирусология: учебное пособие / под ред. А. М. Королюк и В. Б. Сбойчаков. - Санкт-Петербург : ЭЛБИ, 2002 . - 163 с. [2 экз.] Список дополнительной литературы: 1. Сингер М. Гены и геномы / М. Сингер, П. Берг –М.: Мир, 1998. Т.1. 2. Вирусология: В 3-х т./ под ред. Б. Филдса, Д. Нойпа при участии Р. Ченока, Б. Ройзмана, Дж. Мелника, Р. Шоупа. М.:Мир, 1989. 3.Микроорганизмы – возбудители болезней растений /под ред. В. И. Билай. Киев: Наук. думка, 1988. 4. Жавненко В. М. Практикум по вирусологии / В. М. Жавненко, В. И. Науменков, В. Н. Алешкевич. Минск: Дизайн ПРО, 1998. 5. Пташне М. Переключение генов. Регуляция генной активности и фаг / М. Пташне. М.: Мир, 1989. 6. Зуев В.А. Медленные вирусные инфекции человека и животных / В. А. Зуев М.: Медицина, 1988. 7. Жданов В.М. Вирусология. - Москва : Медицина, 1966 . - 480 с. [3 экз.] 8. Гнутова Р.В. Вирусология с основами иммунохимии. - Владивосток : Дальнаука, 1999 . - 162 с. [2 экз.] 4.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения 1. Таблицы. 2. Схемы. 3. Презентации лекций по курсу «Вирусология», подготовленные в Power Point (от 20 слайдов на лекцию) по темам всех лекций. 4.3. Контрольно-измерительные материалы 1. Вопросы к зачету. 2. Перечень тем рефератов. Перечень примерных контрольных вопросов к зачету по курсу «Вирусология».
Приложение А ГРАФИК учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Вирусология» специальности 020208.65 Биохимия, ИФБиБТ, 3 курса на 5 семестр
Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; РЗ – расчетное задание; ВРЗ – выдача расчетного задания; СРЗ – сдача расчетного задания; КР – курсовая работа; ВКР – выдача курсовой работы; СКР – сдача курсовой работы; КП – курсовой проект; ВКП – выдача курсового проекта; СКП – сдача курсового проекта; РФ – реферат; ВРФ – выдача темы реферата; СРФ – сдача реферата; ЛР – лабораторные работы; ВЛР – выполнение лабораторной работы; ЗЛР – защита лабораторной работы; КН – контрольная неделя (аттестационная неделя); ВТ – входное тестирование по дисциплине, ПЗ – практическое занятие, ВПЗ – выполнение практического занятияю Заведующий кафедрой: __________________профессор Кратасюк В.А. Директор института:____________________профессор Сапожников В.А. «_______» _______________________ 2008 г |
Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | ||
Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В... Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | ||
Пояснительная записка «Микробиология и вирусология» ... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В. 1 «Токсикология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В1 Ксенобиохимия ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес ... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Р. 1 Интеграция клеточного обмена Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представлений об основных механизмах, управляющих и интегрирующих метаболизм... | Программа учебной дисциплины основы физиологии кожи и волос ... | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В1 «Экологическая эпидемиология» «Напра-во!, нале-во!, кру-гом!»,«налево в обход по залу шагом марш!» Игра на внимание «Класс смирно!» | Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 9 Физиология высшей нервной Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 – Естественные науки... |