Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
УТВЕРЖДАЮ
Директор Института фундаментальной биологии и биотехнологии ___________________/ Сапожников В.А./
«_____» _____________2008 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина ОПД.Ф.5 Эмбриология_________________________
Укрупненная группа _____020000 – Естественные науки________________________________
Специальность 020208.65 Биохимия Институт ___Фундаментальной биологии и биотехнологии____________________________ Кафедра ____Физико-химической биологии__________________________________________
Красноярск
2008
Рабочая программа дисциплины
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе
________________020000 – Естественные науки___________________________________
(указывается шифр и наименование укрупненной группы)
специальности ____020208.65 - Биохимия_______________________________________
(указывается шифр и наименование направления (профиля)
Программу составила__профессор Смирнова О.В.____________________________________
(должность, фамилия, и. о., подпись)
Заведующий кафедрой ________________________проф. В.А. Кратасюк___________________
(фамилия, и. о., подпись)
«_____»_______________20__г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры _______________
__________________________________________________________________
«______» _________________ 20___ г. протокол № _____________
Заведующий кафедрой ______________________________________________
(фамилия, и. о., подпись) Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________
__________________________________________________________________
«______» __________________ 20___ г. протокол № _____________
Председатель НМСИ __________________________________________
(фамилия и. о., подпись)
Дополнения и изменения в учебной программе на 20 __/20__ учебный год.
В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______
«____» _____________ 20__г. протокол № ________
Заведующий кафедрой ______________________________________________
(фамилия, и.о., подпись)
Внесенные изменения утверждаю:
Директор ___________________________________________ института
(фамилия, и. о., подпись)
1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины
Учебная программа по курсу «Эмбриология» составлена в соответствии с проектом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования -2 по подготовки 020208.65 «Биохимия» очной формы обучения.
Эмбриология является интегральной наукой о развитии многоклеточных организмов, включающей в качестве составных частей описательную, экспериментальную и сравнительную эмбриологию, молекулярную биологию и генетику развития, а также вопросы эволюции геномов и отдельных генов многоклеточных в связи с преобразованиями развивающихся форм и структур. Эмбриология изучает не только ранние этапы развития из яйца, но и формирование личинок с дальнейшим метаморфозом (или с прямым развитием), постнатальное развитие, включая болезни развития. К компетенции данной науки можно отнести некоторые виды “болезней дифференцировки” (рак), а также проблемы старения и связанные с ним сердечнососудистые и некоторые другие заболевания.
Целью преподавания курса «Эмбриологии» является создание у студентов целостное представление о морфологических, функциональных и биохимических изменениях в процессе развития животных, влияние внешней и внутренней сред на этот процесс, разнообразие путей развития животных различных таксономических групп, применение данных биологии развития в практической деятельности человека; закономерностях и механизмах развития организмов; о закономерных изменениях их свойств на уровне целого зародыша, органном, клеточном, субклеточном, молекулярном уровнях, изучить основные закономерности биологии размножения животных и растений, основные этапы онтогенеза, фазы эмбрионального развития, механизмы, ответственные за рост, морфогенез и цитодифференциацию, аномалии развития, метаморфоз, регуляция продолжительности жизни и старение. Изучение данной дисциплины поможет студенту в понимании современных проблем биологии и основных методологических подходов в биологии развития.
1.2 Задачи изучения дисциплины
Одной из важнейших задач данного курса является изучение основных механизмов и закономерностей онтогенеза, филогенеза, студент должен использовать общенаучные знания естественных наук, глубокие базовые теоретические и практические знания в области биологии; владеть базовыми общебиологическими методами получения и анализа лабораторной биологической информации, уметь обосновывать необходимость практического использования методов биологии, самостоятельно осуществлять сбор, обработку, интерпретацию биологической информации для решения научных и практических биологических задач.
В результате изучения дисциплины «Эмбриология» студенты должны:
знать:
терминологию предмета;
механизмы физиологических процессов и регуляции функций;
закономерности и механизмы онтогенеза;
методы получения и исследования эмбрионального материала,
применять знания для проведения экспериментальной работы;
основные методологические принципы научного исследования;
принципы работы с современным лабораторным оборудованием;
уметь:
работать с готовыми гистологическими препаратами зародышей,
работать с биологическим материалом;
оценивать и обрабатывать полученные экспериментальные результаты;
выбирать оптимальные методы достижения поставленных целей;
владеть:
полученными знаниями при изучении других биологических дисциплин;
приемами и навыками работы с современным лабораторным оборудованием;
способами и технологиями защиты от вредных факторов профессиональной среды.
. 1.3 Межпредметная связь
Эмбриология – новый этап в учении о закономерностях онтогенеза, возникший на основе синтеза достижений эмбриологии, молекулярной биологии, генетики, биохимии, иммунологии, цитологии. Изучение предлагаемого курса невозможно без знакомства студентов с данными зоологии, сравнительной анатомии, гистологии, экологии, физиологии. Особое внимание обращается на богатейшее разнообразие путей развития животных разных таксономических групп, на последние достижения наук в области изучения биохимических процессов, сопровождающих и определяющих развитие, а также на применение данных биологии развития в практической деятельности человека, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, охране окружающей среды и медицине. 2 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего
часов
| Семестр
| 5
| Общая трудоемкость дисциплины
| 80
| 80
| Аудиторные занятия:
| 48
| 48
| лекции
| 32
| 32
| практические занятия (ПЗ)
| 14
| 14
| семинарские занятия (СЗ)
|
|
| лабораторные работы (ЛР)
|
|
| другие виды аудиторных занятий
|
|
| промежуточный контроль
| 2
| 2
| Самостоятельная работа:
| 32
| 32
| изучение теоретического курса (ТО)
| 28
| 28
| курсовой проект (работа):
|
|
| расчетно-графические задания (РГЗ)
|
|
| реферат
| 4
| 4
| задачи
|
|
| задания
|
|
| другие виды самостоятельной работы
|
|
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
|
| Экзамен
|
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах
(тематический план занятий)
№
п/п
| Разделы дисциплины
| Лекции
часов
| ПЗ или СЗ
часов
| ЛР часов
| Самостоятельная работа
часов
| 1
| Предзародышевое развитие
| 8ч
| 4ч
|
| 8ч
| 2
| Ранние стадии эмбрионального развития
| 8ч
| 4ч
|
| 8ч
| 3
| Органогенезы и цитодифференцировка
| 8ч
| 4ч
|
| 8ч
| 4
| Постэмбриональное развитие
| 8ч
| 4ч
|
| 8ч
|
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
Раздел 1 – ауд. –12ч / самост. – 8ч
«Предзародышевое развитие»
1-я неделя – 3 -я неделя Раздел 2 – ауд. – 12ч / самост. – 8ч
«Ранние стадии эмбрионального развития»
4-я неделя – 6-я неделя
Раздел 3 – 12ч / самост. – 8ч
«Органогенезы и цитодифференцировка»
7-я неделя – 11-я неделя Раздел 4 – ауд. – 12ч / самост.- 8ч
«Постэмбриональное развитие»
12-я неделя – 16-я неделя Лекции:
1. Предмет, проблемы и методы эмбриологии. Митоз, мейоз, гаметогенез и оплодотворение – 4ч/ самост. – 6ч;
2. Ранние стадии эмбрионального развития: дробление. Типы бластул Гаструляция, особенности гаструляции у ланцетника, амфибий, птиц, млекопитающих – 6ч / самост. – 6ч;
3. Нейруляция, провизорные органы, эмбриогенез птиц. Детерминация, эмбриональная регуляция и индукционные процессы в раннем развитии Проблемы экспериментальной эмбриологии – 6ч / самост. – 2ч;
4. Органогенезы и цитодифференцировка – 4ч / самост. – 8ч;
5. Постэмбриональное развитие. Метаморфоз на примере насекомых и амфибий – 4ч / самост.- 6ч;
6. Бесполое размножение, соматический эмбриогенез и регенерация – 4ч
7. Репродуктивный цикл и внутриутробное развитие человека – 4ч/ самост.- 4ч. 1. Предмет, проблемы и методы эмбриологии. Митоз, мейоз, гаметогенез и оплодотворение. Предмет биологии размножения и развития, ее место в системе биологических наук. Преформизм и эпигенез. Биогенетический закон Мюллера-Геккеля. Работы А. Н. Северцова, И. И. Шмальгаузена, П. П. Иванова. Экспериментальная эмбриология. Биохимическая эмбриология. Генетика развития. Методы биологии размножения и развития. Основные проблемы биологии размножения и развития. Периодизация онтогенеза животных. Половые и соматические клетки. Понятие об изо- и гетерогамии. Митоз, мейоз. Яйцеклетки, строение и свойства. Яйцевые оболочки, их функциональное значение. Классификация яиц по количеству запасных питательных веществ и по распределению их в цитоплазме. Сперматозоид. Типы строения и свойства спермиев. Гаметогенез, современные представления. Общая характеристика процесса оплодотворения и его биологическое значение. Осеменение (внутреннее и внешнее). Встреча гамет, вопрос о привлечении спермиев к яйцу, гамоны. Акросомная реакция спермиев и ее роль в соединении гамет: физиологическая моно- и полиспермия. Активация яйца. Изменение метаболизма яйца (дыхание, репликация ДНК, синтез белка). Партеногенез естественный и искусственный. Факторы, побуждающие к партеногенетическому развитию. Андро- и гиногенез. Генетическое и иммунологическое определение пола.
2. Ранние стадии эмбрионального развития: дробление. Типы бластул. Гаструляция. особенности гаструляции у ланцетника, амфибий, птиц, млекопитающих. Общая характеристика процесса дробления. Особенности деления клеток в период дробления. Правила клеточного деления Гертвига-Сакса. Типы дробления, их зависимость от количества желтка, его распределения в цитоплазме и от свойств цитоплазмы. Строение бластулы у животных с разным типом дробления. Особенности дробления и образование бластоцисты у млекопитающих. Общая характеристика процессов гаструляции. Образование двух- и трехслойного зародыша: эктодерма, энтодерма, мезодерма. Телобластический, пролиферационный и энтероцельный способы образования мезодермы. Гаструляция у ланцетника, амфибий, рыб, птиц и млекопитающих. Опыты маркировки. Карты презумптивных зачатков на стадии ранней гаструлы. Морфогенетические движения (инвагинация, эпиболия, иммиграция, деламинация).
|