Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5





Скачать 300.68 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5
страница1/3
Дата публикации18.01.2015
Размер300.68 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

УТВЕРЖДАЮ
Директор Института фундаментальной
биологии и биотехнологии

___________________/ Сапожников В.А./

«_____» _____________2008 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина ОПД.Ф.5 Эмбриология_________________________

Укрупненная группа _____020000 – Естественные науки________________________________

Специальность 020208.65 Биохимия
Институт ___Фундаментальной биологии и биотехнологии____________________________
Кафедра ____Физико-химической биологии__________________________________________

Красноярск

2008

Рабочая программа дисциплины

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе

________________020000 – Естественные науки___________________________________

(указывается шифр и наименование укрупненной группы)

специальности ____020208.65 - Биохимия_______________________________________

(указывается шифр и наименование направления (профиля)

Программу составила__профессор Смирнова О.В.____________________________________

(должность, фамилия, и. о., подпись)

Заведующий кафедрой ________________________проф. В.А. Кратасюк___________________

(фамилия, и. о., подпись)

«_____»_______________20__г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры _______________

__________________________________________________________________

«______» _________________ 20___ г. протокол № _____________

Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и. о., подпись)
Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________

__________________________________________________________________

«______» __________________ 20___ г. протокол № _____________

Председатель НМСИ __________________________________________

(фамилия и. о., подпись)

Дополнения и изменения в учебной программе на 20 __/20__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 20__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

Директор ___________________________________________ института

(фамилия, и. о., подпись)

1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины

Учебная программа по курсу «Эмбриология» составлена в соответствии с проектом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования -2 по подготовки 020208.65 «Биохимия» очной формы обучения.

Эмбриология является интегральной наукой о развитии многоклеточных организмов, включающей в качестве составных частей описательную, экспериментальную и сравнительную эмбриологию, молекулярную биологию и генетику развития, а также вопросы эволюции геномов и отдельных генов многоклеточных в связи с преобразованиями развивающихся форм и структур. Эмбриология изучает не только ранние этапы развития из яйца, но и формирование личинок с дальнейшим метаморфозом (или с прямым развитием), постнатальное развитие, включая болезни развития. К компетенции данной науки можно отнести некоторые виды “болезней дифференцировки” (рак), а также проблемы старения и связанные с ним сердечнососудистые и некоторые другие заболевания.

Целью преподавания курса «Эмбриологии» является создание у студентов целостное представление о морфологических, функциональных и биохимических изменениях в процессе развития животных, влияние внешней и внутренней сред на этот процесс, разнообразие путей развития животных различных таксономических групп, применение данных биологии развития в практической деятельности человека; закономерностях и механизмах развития организмов; о закономерных изменениях их свойств на уровне целого зародыша, органном, клеточном, субклеточном, молекулярном уровнях, изучить основные закономерности биологии размножения животных и растений, основные этапы онтогенеза, фазы эмбрионального развития, механизмы, ответственные за рост, морфогенез и цитодифференциацию, аномалии развития, метаморфоз, регуляция продолжительности жизни и старение. Изучение данной дисциплины поможет студенту в понимании современных проблем биологии и основных методологических подходов в биологии развития.

1.2 Задачи изучения дисциплины

Одной из важнейших задач данного курса является изучение основных механизмов и закономерностей онтогенеза, филогенеза, студент должен использовать общенаучные знания естественных наук, глубокие базовые теоретические и практические знания в области биологии; владеть базовыми общебиологическими методами получения и анализа лабораторной биологической информации, уметь обосновывать необходимость практического использования методов биологии, самостоятельно осуществлять сбор, обработку, интерпретацию биологической информации для решения научных и практических биологических задач.

В результате изучения дисциплины «Эмбриология» студенты должны:

знать:

  • терминологию предмета;

  • механизмы физиологических процессов и регуляции функций;

  • закономерности и механизмы онтогенеза;

  • методы получения и исследования эмбрионального материала,

  • применять знания для проведения экспериментальной работы;

  • основные методологические принципы научного исследования;

  • принципы работы с современным лабораторным оборудованием;

уметь:

  • работать с готовыми гистологическими препаратами зародышей,

  • работать с биологическим материалом;

  • оценивать и обрабатывать полученные экспериментальные результаты;

  • выбирать оптимальные методы достижения поставленных целей;

владеть:

  • полученными знаниями при изучении других биологических дисциплин;

  • приемами и навыками работы с современным лабораторным оборудованием;

  • способами и технологиями защиты от вредных факторов профессиональной среды.

.
1.3 Межпредметная связь

Эмбриология – новый этап в учении о закономерностях онтогенеза, возникший на основе синтеза достижений эмбриологии, молекулярной биологии, генетики, биохимии, иммунологии, цитологии. Изучение предлагаемого курса невозможно без знакомства студентов с данными зоологии, сравнительной анатомии, гистологии, экологии, физиологии. Особое внимание обращается на богатейшее разнообразие путей развития животных разных таксономических групп, на последние достижения наук в области изучения биохимических процессов, сопровождающих и определяющих развитие, а также на применение данных биологии развития в практической деятельности человека, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, охране окружающей среды и медицине.
2 Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

5

Общая трудоемкость дисциплины

80

80

Аудиторные занятия:

48

48

лекции

32

32

практические занятия (ПЗ)

14

14

семинарские занятия (СЗ)







лабораторные работы (ЛР)







другие виды аудиторных занятий







промежуточный контроль

2

2

Самостоятельная работа:

32

32

изучение теоретического курса (ТО)

28

28

курсовой проект (работа):







расчетно-графические задания (РГЗ)







реферат

4

4

задачи







задания







другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




Экзамен



3 Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)




п/п

Разделы дисциплины

Лекции

часов

ПЗ или СЗ

часов

ЛР
часов

Самостоятельная работа

часов

1

Предзародышевое развитие










2

Ранние стадии эмбрионального развития










3

Органогенезы и цитодифференцировка










4

Постэмбриональное развитие











3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

Раздел 1 – ауд. –12ч / самост. – 8ч

«Предзародышевое развитие»

1-я неделя – 3 -я неделя
Раздел 2 – ауд. – 12ч / самост. – 8ч

«Ранние стадии эмбрионального развития»

4-я неделя – 6-я неделя

Раздел 3 – 12ч / самост. – 8ч

«Органогенезы и цитодифференцировка»

7-я неделя – 11-я неделя
Раздел 4 – ауд. – 12ч / самост.- 8ч

«Постэмбриональное развитие»

12-я неделя – 16-я неделя
Лекции:

1. Предмет, проблемы и методы эмбриологии. Митоз, мейоз, гаметогенез и оплодотворение – 4ч/ самост. – 6ч;

2. Ранние стадии эмбрионального развития: дробление. Типы бластул Гаструляция, особенности гаструляции у ланцетника, амфибий, птиц, млекопитающих – 6ч / самост. – 6ч;

3. Нейруляция, провизорные органы, эмбриогенез птиц. Детерминация, эмбриональная регуляция и индукционные процессы в раннем развитии Проблемы экспериментальной эмбриологии – 6ч / самост. – 2ч;

4. Органогенезы и цитодифференцировка – 4ч / самост. – 8ч;

5. Постэмбриональное развитие. Метаморфоз на примере насекомых и амфибий – 4ч / самост.- 6ч;

6. Бесполое размножение, соматический эмбриогенез и регенерация – 4ч

7. Репродуктивный цикл и внутриутробное развитие человека – 4ч/ самост.- 4ч.
1. Предмет, проблемы и методы эмбриологии. Митоз, мейоз, гаметогенез и оплодотворение. Предмет биологии размножения и развития, ее место в системе биологических наук. Преформизм и эпигенез. Биогенетический закон Мюллера-Геккеля. Работы А. Н. Северцова, И. И. Шмальгаузена, П. П. Иванова. Экспериментальная эмбриология. Биохимическая эмбриология. Генетика развития. Методы биологии размножения и развития. Основные проблемы биологии размножения и развития. Периодизация онтогенеза животных. Половые и соматические клетки. Понятие об изо- и гетерогамии. Митоз, мейоз. Яйцеклетки, строение и свойства. Яйцевые оболочки, их функциональное значение. Классификация яиц по количеству запасных питательных веществ и по распределению их в цитоплазме. Сперматозоид. Типы строения и свойства спермиев. Гаметогенез, современные представления. Общая характеристика процесса оплодотворения и его биологическое значение. Осеменение (внутреннее и внешнее). Встреча гамет, вопрос о привлечении спермиев к яйцу, гамоны. Акросомная реакция спермиев и ее роль в соединении гамет: физиологическая моно- и полиспермия. Активация яйца. Изменение метаболизма яйца (дыхание, репликация ДНК, синтез белка). Партеногенез естественный и искусственный. Факторы, побуждающие к партеногенетическому развитию. Андро- и гиногенез. Генетическое и иммунологическое определение пола.

2. Ранние стадии эмбрионального развития: дробление. Типы бластул. Гаструляция. особенности гаструляции у ланцетника, амфибий, птиц, млекопитающих. Общая характеристика процесса дробления. Особенности деления клеток в период дробления. Правила клеточного деления Гертвига-Сакса. Типы дробления, их зависимость от количества желтка, его распределения в цитоплазме и от свойств цитоплазмы. Строение бластулы у животных с разным типом дробления. Особенности дробления и образование бластоцисты у млекопитающих. Общая характеристика процессов гаструляции. Образование двух- и трехслойного зародыша: эктодерма, энтодерма, мезодерма. Телобластический, пролиферационный и энтероцельный способы образования мезодермы. Гаструляция у ланцетника, амфибий, рыб, птиц и млекопитающих. Опыты маркировки. Карты презумптивных зачатков на стадии ранней гаструлы. Морфогенетические движения (инвагинация, эпиболия, иммиграция, деламинация).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В...
Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 iconРабочая программа дисциплины дисциплина опд. В. 1 «Токсикология»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 iconРабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 13 «Вирусология»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 iconРабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 iconРабочая программа дисциплины дисциплина опд. В1 Ксенобиохимия
...
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес
...
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 iconРабочая программа дисциплины дисциплина опд. Р. 1 Интеграция клеточного обмена
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представлений об основных механизмах, управляющих и интегрирующих метаболизм...
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 iconРабочая программа дисциплины дисциплина опд. В1 «Экологическая эпидемиология»
«Напра-во!, нале-во!, кру-гом!»,«налево в обход по залу шагом марш!» Игра на внимание «Класс смирно!»
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 iconРабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 9 Физиология высшей нервной
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 – Естественные науки...
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 iconРабочая программа дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы...
Дисциплина «Актуальные проблемы социальной истории России» включена в структуру цикла общекультурного блока базового высшего образования...
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 iconПрограмма дисциплины дисциплина опд. В4 Правовое регулирование профилактики...
Дисциплина опд. В4 Правовое регулирование профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 iconПрограмма дисциплины дисциплина опд. В2 Правовое регулирование профилактики...
Дисциплина опд. В2 Правовое регулирование профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 iconПояснительная записка Клиническая фармакология является дисциплиной...
Опд. В. 02. Эта дисциплина содержательно дополняет дисциплину специального уровня обучения «Ветеринарная и клиническая фармакология....
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 iconРабочая программа дисциплины судебная психиатрия цикл «опд»; раздел «В. 31»
«опд»; раздел «В. 31»; основная образовательная программа специальности 030501. 65 Юриспруденция


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск