Скачать 191.22 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ Директор ____________ института_____________/____________/ «_____» _____________20___ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина ОПД.В.1 «Токсикология» Укрупненная группа 020000 Естественные науки Специальность 020208.65 Биохимия Институт Институт фундаментальной биологии и биотехнологии Кафедра Физико-химической биологии Красноярск 2008 Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 – Естественные науки Специальность 020208.65 – Биохимия Программу составил доцент Е.В. Инжеваткин Заведующий кафедрой В.А. Кратасюк (фамилия, и. о., подпись) «_____»_______________20__г. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры _______________ Физико-химической биологии «______» _________________ 20___ г. протокол № _____________ Заведующий кафедрой В.А. Кратасюк Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________ __________________________________________________________________ «______» __________________ 20___ г. протокол № _____________ Председатель НМСИ _Сапожников В.А._______________________ (фамилия и. о., подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 20 __/20__ учебный год. В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______ «____» _____________ 20__г. протокол № ________ Заведующий кафедрой В.А. Кратасюк (фамилия, и.о., подпись) Внесенные изменения утверждаю: Директор института _____________________________В.А. Сапожников (фамилия, и. о., подпись) 1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Целью преподавания дисциплины является обучение учащихся основам токсикологии. 1.2 Задачи изучения дисциплины Получение знаний по основам общей и частной токсикологии. 1.3 Межпредметная связь Для изучения данной дисциплины студентам необходимо усвоение курсов химии, биохимии, анатомии. 2 Объем дисциплины и виды учебной работы
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий) 3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Тема 1. Предмет и задачи токсикологии. История токсикологии. (2 часа). Значение токсикологии для клинической медицины. Место токсикологии среди других медицинских и биологических наук. Распространенность и летальность острых отравлений в России. Основные направления токсикологии: теоретическая токсикология, профилактическая токсикология, клиническая токсикология и наркология, военная токсикология. Основные термины токсикологии: яд, интоксикация, отравление, токсичность, токсикометрия. Основные понятия токсикометрии: порог однократного действия токсического вещества, летальная и полулетальная дозы вещества, летальная и полулетальная концентрации вещества при ингаляционном введении, зона острого токсического действия вещества, предельно допустимая концентрация вещества. Соотнесение смертельной дозы яда для животных и человека. Фазы острых отравлений: токсикогенная фаза, соматогенная фаза. Тема 2. Классификации ядов. (2 часа). Классификация ядов по цели применения. Гигиеническая классификация. Токсикологическая классификация. Классификация ядов по «избирательной токсичности». Патофизиологическая классификация ядов (по типу развивающейся гипоксии). Тема 3. Теория рецепторов токсичности. Характеристика связи яда с рецептором. (2 часа). Понятие о рецепторах токсичности. Различия в специфичности ядов по отношению к рецепторам токсичности. Типы и характеристика связей яда с рецепторами: ионная связь, ковалентная связь, координационная связь, водородная связь, связи Ван-дер-Ваальса, гидрофобное взаимодействие. Тема 4. Различные этапы взаимодействия организма и яда. (2 часа). Понятие токсикокинетики. Аппликация, резорбция, распределение, биотрансформация, связывание, действие, экскреция яда. Основные факторы, определяющие распределение ядов в организме: пространственный, временной и концентрационный. Транспорт ядов через клеточные мембраны. Простая диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт, инвагинация мембраны. Клеточная мембрана как мишень действия ядов. Мембранотоксины. Тема 5. (2 часа). Характеристика различных путей поступления ядов в организм. Распределение ядов в организме. Площадь различных всасывающих поверхностей тела человека. Механизмы проникновения ядов через кожу. Факторы, влияющие на скорость проникновения яда через кожу. Скорость проникновения ядов через кожу различных областей тела человека. Пероральные отравления. Резорбция ядов в ротовой полости. Резорбция в желудке. Факторы, влияющие на скорость резорбции ядов в желудке. Резорбция ядов в кишечнике. Факторы, влияющие на скорость резорбции ядов в кишечнике. Особенности ингаляционного пути проникновения яда в организм. Динамика концентрации вещества в плазме крови при различных путях его поступления в организм. Объем распределения ядов в организме. Относительный объем различных компартментов организма. Тема 6. (2 часа). Выведение ядов из организма и биотрансформация. Антидоты. Клиренс. Выделение ядов через почки. Почечные фильтрация, секреция, реабсорбция. Механизмы выделения ядов через кишечник. Особенности выделения через кишечник различных ядов. Выделение ядов через легкие. Выделение ядов через кожу. Элиминация ядов в материнское молоко. Понятие о биотрансформации ядов. Фазы биотрансформации ядов. Локализация процессов биотрансформации в организме. Цитохром Р-450-зависимая монооксигеназная система. Механизмы коньюгации ксенобиотиков. Последствия биотрансформации. Токсификация ксенобиотиков. Факторы, влияющие на процессы биотрансформации ксенобиотиков. Антидоты. Характеристика механизмов антидотного действия. Тема 7. (1 час). Ознакомительное описание основных принципов диагностики и лечения острых отравлений. Клиническая диагностика. Инструментальная диагностика. Лабораторная диагностика. Принципы очищения желудочно-кишечного тракта. Кишечный лаваж. Метод форсированного диуреза. Гипербарическая оксигенация. Гемодиализ. Тема 8. (2 часа). Механизмы токсического действия на организм различных веществ. Синильная кислота и ее соли. Мышьяк и его соединения. Вещества прижигающего действия. Уксусная кислота. Неорганические кислоты. Щелочи. Перекись водорода. Бензин и керосин. Тетраэтилсвинец. Антифриз. Формальдегид. Препараты железа. Ацетилсалициловая кислота. Парацетамол. Барбитураты. Этиловый спирт. Метиловый спирт. Никотин. Морфин. Амфетамины. 3.3 Лабораторные занятия «Учебным планом не предусмотрены». 3.4 Практические занятия
Самостоятельная работа Самостоятельная работа состоит в самостоятельном изучении теоретического материала и подготовке реферата по одному из разделов дисциплины, объем реферата 8 страниц. Реферат сдается преподавателю в течение недели после окончания соответствующего раздела, реферат по 4 разделу сдается перед зачетом. Общий объем нагрузки при выполнении всех рефератов составляет (10 ч). При написании реферата необходимо пользоваться публикациями в центральной научной российской и зарубежной печати, материалами сайтов elementy.ru, membrana.ru, rfbr.ru. Примерные темы рефератов:
При подготовке реферата студент пользуется методическими материалами из списка основной и дополнительной литературы, электронными методическими изданиями, методическими указаниями, используемыми в учебном процессе, приведенными в п.4 данной программы. Структура реферата: Реферат включает следующие структурные элементы:
Оформление реферата должно соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 7.32-2001, устанавливающему общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов. Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ 7.12003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Объем реферата должен составлять 15-20 страниц. Реферат сдается на проверку преподавателю согласно «Графику учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Токсикология», приведенного в конце данной программы. С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, а также развития коммуникативных компетенций защита реферата проводится в виде презентации, подготовленной в Power Point, на лабораторных занятиях в интерактивной форме, т.е. с участием в обсуждении темы реферата других обучающихся. Презентационные материалы оформляются в виде последовательности слайдов, демонстрируемых на экранах для аудитории слушателей. При подготовке рефератов и презентаций рекомендуется использовать лицензионное программное обеспечение ФГАОУ ВПО СФУ. Во время защиты рефератов, используется современное интерактивное оборудование, в частности, интерактивная доска SMART Board 3000i использует все возможности персонального компьютера в режиме реального времени, позволяет работать с текстами и графическими объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, базами данных и т. д. Организация самостоятельной работы производится в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы. Учебно-методические материалы по дисциплине 4.1 Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы Литература: 4.1.1. Основная литература 1. Курляндский Б.А. / Общая токсикология // Б. А. Курляндский, В. А. Филов. – М.: Медицина, 2002 . - 607 с. 2 экз. 4.1.2. Дополнительная литература
Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения 1. Электронные презентации по лекционному курсу. 2. Электронные презентации к лабораторным работам. Контрольно-измерительные материалы 1. Список вопросов к зачету Перечень примерных контрольных вопросов к зачету по курсу «Токсикология»
ГРАФИК учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине Токсикология Специальность 020208.65 – Биохимия, института Фундаментальной биологии и биотехнологии, третьего курса на 6 семестр
Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; РЗ – расчетное задание; ВРЗ – выдача расчетного задания; СРЗ – сдача расчетного задания; КР – курсовая работа; ВКР – выдача курсовой работы; СКР – сдача курсовой работы; КП – курсовой проект; ВКП – выдача курсового проекта; СКП – сдача курсового проекта; РФ – реферат; ВРФ – выдача темы реферата; СРФ – сдача реферата; ПЗ – практическое занятие; ВПР – выполнение практической работы; ЗПР – защита практической работы; КН – контрольная неделя (аттестационная неделя); ВТ – входное тестирование по дисциплине. Заведующий кафедрой: В.А. Кратасюк «_______» _______________________ 20__ г |
Пояснительная записка Клиническая фармакология является дисциплиной... Опд. В. 02. Эта дисциплина содержательно дополняет дисциплину специального уровня обучения «Ветеринарная и клиническая фармакология.... | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В... Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 110100. 62 Агрохимия и агропочвоведение, дисциплина «Экологическая токсикология»... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 13 «Вирусология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Задача дисциплины Дисциплина «Токсикология и медицинская защита» является федеральным компонентом базовой части профессионального цикла очной формы... | Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В1 Ксенобиохимия ... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Р. 1 Интеграция клеточного обмена Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представлений об основных механизмах, управляющих и интегрирующих метаболизм... | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В1 «Экологическая эпидемиология» «Напра-во!, нале-во!, кру-гом!»,«налево в обход по залу шагом марш!» Игра на внимание «Класс смирно!» | Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 9 Физиология высшей нервной Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 – Естественные науки... | ||
Рабочая программа дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы... Дисциплина «Актуальные проблемы социальной истории России» включена в структуру цикла общекультурного блока базового высшего образования... | Программа дисциплины дисциплина опд. В2 Правовое регулирование профилактики... Дисциплина опд. В2 Правовое регулирование профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |