Скачать 169.28 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) Утверждаю: Директор Биологического института _________________С.П. Кулижский «_____»__________________2011 г. Факторная парадигма в зоогеографии и мониторинге животного мира Рабочая программа дисциплины Направление подготовки 020400 «Биология» Магистерская программа 020400.68. «Зоология позвоночных» Квалификация выпускника Магистр Форма обучения очная Томск 2011 Одобрено кафедрой зоологии позвоночных и экологии Протокол № ___ от «___» __________ 2011 г. Зав. кафедрой Н.С. Москвитина Рекомендовано методической комиссией Биологического института Председатель методической комиссии ________________________ «______» ____________2011 г. Рабочая программа по курсу «Экологическая эпидемиология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». Приказ Министерства образования и науки № 100 от 04 февраля 2010 года. Общий объем курса – 108 ч. Из них лекции – 8 ч., практические и семинарские занятия – 16 ч., самостоятельная работа студентов – 84 ч. Экзамен в первом семестре. Общая трудоемкость курса 3 зач. ед. Автор: Равкин Юрий Соломонович, д.б.н., профессоркафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета Рецензент: Ефимов Вадим Михайлович, д.б.н., профессор кафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Факторная парадигма в зоогеографии и мониторинге животного мира» является формирование у студентов представлений о закономерностях пространственной организации животного населения под влиянием факторов окружающей среды, внутри- и межвидовых отношений, а также методах, подходах и результатах изучения животного мира в предметной области факторной зоогеографии. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «Факторная парадигма в зоогеографии и мониторинге животного мира» является компонентом вариативной части профессионального цикла М.2 учебного плана подготовки магистра по направлению подготовки 020400 «Биология». Для успешного освоения курса магистрантам необходимы теоретические и практические знания, полученные в ходе освоения таких дисциплин как «Зоология позвоночных», «Ботаника», «Основы почвоведения», «Экология и охрана природы», «Биологическая статистика». Освоение дисциплины «Факторная парадигма в зоогеографии и мониторинге животного мира» необходимо для понимания пространственной структуры и организации животного населения и географического мониторинга животного мира на примере экосистем Западно-Сибирской равнины и Алтае-Саянской горной страны. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Факторная парадигма в зоогеографии и мониторинге животного мира»: Выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями:
Выпускник должен обладать следующими профессиональными (ПК) компетенциями:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть
4. Структура и содержание дисциплины «Факторная парадигма в зоогеографии и мониторинге животного мира» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
5. Образовательные технологии При осуществлении курса «Факторная парадигма в зоогеографии и мониторинге животного мира» наряду с классическими технологиями обучения (лекции, семинары и самостоятельная подготовка студентов) применяются и другие методы, включающие:
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости, по итогам освоения дисциплины. 6.1. Примерная тематика рефератов и эссе:
6.2. Контрольные вопросы по курсу «Факторная парадигма в зоогеографии и мониторинге животного мира» 1. Что традиционно понимают под зоогеографией? 2. Как соотносится зоогеография с другими научными дисциплинам? 3. Чем отличаются зоогеография и геозоология? 4. В чем суть топологическгого, хоролологического и типологического подходов? 5. Каковы преимущества автоматической классификации? 6. Что понимается под типами населения животных? 7. В чем особенности факторного подхода в зоогеографии? 8. Как реализуется системный подход к анализу населения животных? 9. Что в зоогеографии понимается под пространственно-временным континуумом населения? 10. По каким критериям ведется классификация животного населения в зоогеографии? 11. В чем проявляется специфика выявления пространственно-типологической структуры населения? 12. По каким принципам проводится идеализация классификационных представлений? 13. Как оценивается иерархия структурообразующих факторов и природно-антропогенных режимов? 14. Что такое мониторинг разнообразия животных? 15. Каким требованиям должна соответствовать методика учета птиц при проведении мониторинга? 16. Чем обусловлен выбор ловчих канавок и заборчиков для учета мелких млекопитающих и амфибий? 17. Какие возможны варианты маршрутного учета рептилий, и чем они обусловлены? 18. Каким требованиям должен соответствовать географический мониторинг? 19. В чем проблема соотнесения масштаба, методов и системы ценностей исследователя? 20. надежны ли экспертные оценки неоднородности среды? 21. Какова экологическая значимость структурообразующих факторов? 22. Чем может быть обусловлено снижение учтенной дисперсии при анализе больших выборок? 23. Какова значимость влияния на полноту объяснения межгодовых отличий в населении животных? 24. Каким образом составляются карты местообитаний? 25. Каковы особенности составления легенды карты населения животных? 26. Существуют ли корректные способы компенсации различий в объемах используемых для составления легенды сведений? 27. Каким образом компенсируются различия в размерности и численности животных? 28. Для чего используется для составления легенды карты коэффициент сходства? 29. Как соотносятся в географии эмпирические и теоретические представления? 30. Какие основные термины используются в факторной зоогеографии? 31. В чем суть допущений и постулирования в зоогеографии? 32. Возможна ли в зоогеографии формулировка непреложных законов? 33. Какие существуют принципы и правила формирования пространственно-временной неоднородности животного населения? 34. В чем суть предтеоретических представлений в зоогеографии? 35. Каковы основные положения предлагаемой теории? 36. Сколько выявлено типов пространственной организации населения животных? 37. Что считается последней составной частью теории? 38. В чем суть модели пространственной неоднородности населения животных? 39. Каковы возможности моделирования распределения видов? 40. Какие группы факторов предлагаются при построении простейшей модели животного населения? 6.3. Итоговый контроль знаний – экзамен. Образцы экзаменационных билетов: Экзаменационный билет №1 1. Особенности факторного подхода в зоогеографии. 2. Принципы формирования пространственно-временной неоднородности животного населения. Экзаменационный билет №2
2. Пространственно-временной континуум населения. Экзаменационный билет №3
Экзаменационный билет №4
2. Экологическая значимость структурообразующих факторов, выявляемых при анализе животного населения. Экзаменационный билет №5 1. Особенности картографирования населения животных. 2. Организация и ведение мониторинга разнообразия наземных позвоночных. 6.4. Самостоятельная работа студентов по теме: Выявление основных факторов, определяющих структуру населения животных определенной территории. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Факторная парадигма в зоогеографии и мониторинге животного мира» Рекомендуемая литература Основная: Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография материков. – М.: Просвещение, 1974. Кузякин А.П. Зоогеография СССР // Учёные записки Московского областного педагогического института им.Н.К.Крупской, 1962. – Т. CIX. – С. 3-182 (Биогеография. Вып. 1). Равкин Ю.С., Ливанов С.Г. Факторная зоогеография: принципы, методы и теоретические представления. – Новосибирск: Наука, 2008. – 205 с. Равкин Е.С., Равкин Ю.С. Птицы равнин Северной Евразии. – Новосибирск: Наука, 2005. Равкин Ю.С., Лукьянова И.В. География позвоночных южной тайги Западной Сибири. – Новосибирск: Наука, 1976. – 360 с. Чернов Ю.И. Природная зональность и животный мир суши. – М.: Мысль, 1975. Дополнительная:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Обучение по дисциплине «Факторная парадигма в зоогеографии и мониторинге животного мира» осуществляется в 037 аудитории главного учебного корпуса ТГУ, оснащенной мультимедиакомплексом. ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
|
Рабочая программа по курсу «Экологическая эпидемиология» составлена... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа цикла последипломного обучения врачей по специальности «эпидемиология» Рабочая учебная программа цикла оу «Эпидемиология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образователного стандарта... | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В1 «Экологическая эпидемиология» «Напра-во!, нале-во!, кру-гом!»,«налево в обход по залу шагом марш!» Игра на внимание «Класс смирно!» | Эпидемиология, военная эпидемиология Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Экологическая эпидемиология «Напра-во!, нале-во!, кру-гом!»,«налево в обход по залу шагом марш!» Игра на внимание «Класс смирно!» | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Н. Ф. Чистякова «Экологическая геология». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020306. 65... | ||
Тест: "Эпидемиология". Задание №1 Эпидемиология изучает болезни на... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Хорошавин В. Ю., Пашнева М. В. Почвоведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов одо специальности 020306.... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... В. А. Боев Экологическая геохимия: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020306. 65 «Экологическая... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо... Б. 3 В. 3 Ермолаева В. А. История социально экономического развития Тюменского региона. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа... | ||
Рабочая программа по дисциплине б 3 2 «Эпидемиология» Рабочая программа составлена на основании учебного плана направления бакалавриата и в соответствии с требованием к минимуму содержания... | Рабочая программа для студентов специальности 020306. 65 Экологическая... Е. Ю. Ликутов. Историческая геология с основами палеонтологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа по дисциплине «Историческая... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Т. В. Рыбалова. История мировых цивилизаций: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020306.... | Рабочая программа по дисциплине дс. Ф. 06 Инфекционные болезни, эпидемиология по специальности Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая учебная программа для студентов направления 020306. 65 «Экологическая геология» Рабочая учебная программа для студентов направления 020306. 65 «Экологическая геология» очной формы обучения | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Добрякова В. А. Геоинформационные системы в геологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов для студентов... |