Тема урока: «мыла»





Скачать 122.43 Kb.
НазваниеТема урока: «мыла»
Дата публикации11.10.2013
Размер122.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

Тема урока: «МЫЛА»


Цели урока:

Химия: Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся о строении, свойствах мыла; введение химических понятий и представлений о поверхностно-активных веществах, гидрофильности и гидрофобности; формирование навыков исследовательской практической работы по изучению свойств мыл.

Информатика: приобретение опыта использования методов информатики и средств информационных технологий при изучении химии.

Тип урока: Проблемно-поисковый, с проведением демонстрационных и лабораторных опытов (исследовательская работа) и привлечением информационных технологий (компьютерная презентация).

Оборудование и реактивы. Компьютеры, мультимедиапроектор. На столе учителя: упаковки мыла, вода, раствор мыла, спиртовка, медная проволока. На столах учащихся: пробирки, стеклянная палочка, стаканы, растворы: мыла, индикаторы.

Задачи:

Химия:

Обучающая: совершенствовать умения и навыки работы с различными видами информации и умения работать с оборудованием.

1) Рассмотреть состав

2) Строение молекулы мыла.

3) Изучить его свойства.

4) Способы получения мыла.

5) Воздействие мыла на организм человека.

Развивающая: развивать метапредметные умения и навыки учащихся (выдвижение гипотезы, наблюдение, анализ, синтез, сравнение и др.)

Информатика:

Обучающая: совершенствовать умения и навыки работы с различными видами информации и умения работать с программой PowerPoint.

Развивающая: развивать познавательный интерес, творческие способности в информационной деятельности в области химии.

Воспитательная: воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.
Ход урока

I этап: Организационный (1 мин)

Вступительное слово учителя

Сегодня мы займемся поиском истины, поработаем в творческой лаборатории. На ваших столах находятся «путеводители», в которых вы будете делать записи. Они останутся у вас после урока и будут служить вам основой для выполнения домашнего задания.

II этап Актуализация опорных знаний учащихся (3 мин)

Ну а чтобы подготовиться к сегодняшнему исследованию, выполним тренировочное задание № 1 (стр. 4). Оно поможет вам вспомнить формулы некоторых органических соединений, которые пригодятся нам на уроке.

Работа по карточкам.

(Время выполнения задания 2 мин.) (слайд 2)

Проверим ответы (слайде 3).

III этап: Изучение нового материала

Слово учителя.

Любое исследование строится по определенной траектории (схеме). Слайд 4

Как видно из схемы, в основе исследования лежит проблема, на основе которой формулируется цель и задачи работы.

Для того, чтобы определить проблему, которую нам сегодня предстоит решить, предлагаю посмотреть фрагмент известного мультипликационного фильма (Слайд 5).

Просмотр фрагмента мультфильма «Мойдодыр»

Какую проблему затрагивает данный мультфильм?

Проблему грязных рук, отмывания грязи.

И какое средство решения данной проблемы предлагают авторы?

Мыло.

Это вещество и будет служить объектом сегодняшнего исследования. Тема нашего занятия «Мыла». Впишите ее в титульный лист своего путеводителя.

Итак, авторы предлагают решить проблему грязных рук средствами мыла. Какой проблемный вопрос здесь возникает?

Почему мыло моет?

По мере продвижения нашей работы мы будем заполнять логико-смысловую модель, которая заменит вам краткий конспект (стр._5_ тетради). Слайд 6

Внесем в ее центр проблемный вопрос, который нам предстоит решить «Почему мыло моет

Предлагаю сформулировать цель нашего исследования.

(Цель и задачи формулируют школьники)

Цель: Рассмотреть особенности строения и свойств мыла, определяющие его моющую способность.

А теперь сформулируем задачи, которые служат этапами нашей работы.

1) Рассмотреть состав

2) Строение молекулы мыла.

3) Изучить его свойства.

4) Способы получения мыла.

5) Воздействие мыла на организм человека.

Заполнение названий стрелок в ЛСМ согласно сформулированным задачам.

Для решения проблемного вопроса, который мы с вами поставили, нам придется решить несколько проблемных задач. Вот одна из них: Почему при попадании мыла в глаза мы испытываем неприятное ощущение?

Вероятно, влияет среда раствора (кислая или щелочная).

Ответить на этот вопрос нам поможет химическое свойство мыла – гидролиз.

Вспомнить: Гидролиз – это взаимодействие веществ с водой.

Определить среду раствора мыла вы сможете, проведя опыт № 1, воспользовавшись рекомендациями (стр. _6_). Работа проводится в парах. Время работы 1 минута.

Обратите внимание, что для достоверности результатов исследования мы предложили вам образцы разных видов мыла (слайд 7).

Не забывайте о правилах техники безопасности при проведении эксперимента!

Время выполнения задания 1 мин.

Индикаторная бумага посинела, следовательно, среда щелочная. Значит, при гидролизе мыла образуется щелочь.

Какие катионы металлов образуют щелочь?

Ионы натрия, лития, калия (щелочных металлов).

А как определить их наличие в растворе? (по окрашиванию цвета пламени)

Демонстрационный опыт:

Мы вносим медную проволоку, смоченную раствором жидкого мыла, в пламя спиртовки. В какой цвет оно окрашивается?

Фиолетовый.

О наличии каких катионов это свидетельствует?

Катионов калия (K+).

Мы вносим раствор твердого мыла в пламя спиртовки. В какой цвет оно окрашивается?

Желтый.

О присутствии каких катионов это свидетельствует?

Катионов натрия (Na+).

Вывод: в состав твердого мыла входят ионы натрия, в состав жидкого – ионы калия. (Заполните, пожалуйста, соответствующую стрелочку ЛСМ).

Для того, чтобы рассмотреть вторую составную часть молекулы мыла, ознакомимся со способом его получения.

Слайд 8, 9

В основе получения мыла лежит реакция щелочного гидролиза жиров (сложных эфиров глицерина и высших карбоновых кислот).

В специальных ёмкостях (варочных котлах) нагретые жиры омыляют щёлочью (обычно гидроксидом натрия). В результате реакции образуется однородная вязкая жидкость, густеющая при охлаждении — мыльный клей.

Основываясь на формулах исходных веществ, составьте формулы продуктов реакции. Не забывайте, что ключевое слово в данном процессе - гидролиз. Механизм обменный. Молекула исходного вещества должна распасться на составные части, которые дополнятся соответствующими частицами. Каковы продукты данной реакции?

глицерин и соль карбоновой кислоты

(Один ученик у доски) Работа с доской.

H2C – OCO – R H2C – OH

׀ ׀

HC – OCO – R 3NaOH HC – OH 3R - COONa

׀ ׀

H2C – OCO – R H2C – OH

животный жир каустическа сода глицерин соль карб. кислоты

Предлагаю сформулировать вывод о составе мыла.

Вывод: Мыла – это соли высших карбоновых кислот. (Запишите определение на стр. 6 и заполните ЛСМ).

Чаще всего для получения мыла используют тристеарат глицерина.

В рабочей тетради допишите уравнение соответствующей реакции - задание № 2 (стр. _6_). Работа индивидуальная.

Время выполнения задания 1 мин.

Проверим результаты (слайд 10).

Итак, мы приближаемся к решению поставленного нами в начале урока проблемного вопроса «почему мыло моет?».

Химия – удивительная наука. Она позволяет судить о невидимых процессах и веществах благодаря моделированию.

Рассмотрим модель молекулы мыла (Слайд 11).

Молекула мыла состоит из двух частей: большого углеводородного радикала, обладающего водоотталкивающими свойствами (гидрофобными), и полярной карбоксильной группы, растворимой в воде (гидрофильная часть). Подобная схема дана в путеводителях на стр. 8. (Заполнение ЛСМ, стрелка № 2)

Вода, с которой приходится соприкасаться мылу, обладает целым рядом удивительных свойств (способностей), одним из которых является поверхностное натяжение. (слайд 12)

Проблемный вопрос: Как вы думаете, как поверхностное натяжение влияет на моющую способность воды?

Благодаря поверхностному натяжению вода сама по себе является чрезвычайно плохим смачивателем, и поэтому не может обеспечить эффективный моющий процесс.

В чем заключается «работа» мыла?

Оно уменьшает поверхностное натяжение.

В качестве доказательства этой гипотезы предлагаю посмотреть видео-опыт.

Видео-опыт (Слайд 13): в чашку Петри на поверхность воды поместили небольшое количество детской присыпки. Добавили несколько капель раствора мыла. Частички присыпки «разбегаются» в разные стороны.

Чтобы рассмотреть процесс отмывания грязи, что называется, изнутри, ознакомимся с анимационной моделью.

Работа с анимационной моделью (Слайд 14).

Молекулы мыла гидрофобными концами присоединяются к частичке грязи, гидрофильными концами – к молекулам воды.

За счет уменьшения поверхностного натяжения воды происходит отрыв грязевой частички от субстрата и выталкивание ее в раствор. Поэтому стоит только немного приложить усилий (ручная стирка или машинная), и субстрат очистится от грязевых частиц.

Теорию моющего процесса создал наш соотечественник, Герой Социалистического Труда академик Петр Александрович Ребиндер. Слайд 15

Мы ответили на главный вопрос «почему мыло моет?». Анализ ЛСМ (слайд 16)

А какое воздействие на человеческий организм оказывает мыло?

Положительный эффект обусловлен моющей способностью (смывает грязь, лишний жир, пот и др. вещества с поверхности кожи, волос), тем самым защищая нас от воздействия бактерий, для которых это благодатная среда для размножения.

Но… Есть и отрицательное воздействие.

Во-первых, при гидролизе мыла образуется щелочь, вредно действующая на кожу. Во-вторых, многие добавки, содержащиеся в мылах, могут вызывать аллергическую реакцию на коже за счет различных добавок.

Слово учителя информатики. У нас осталась одна не заполненная стрелочка логико-смысловой модели воздействие мыло на организм человека. Дома вы готовили материал для создания презентации с темой мыло. Этими презентациями мы ответим на вопрос, как воздействует мыло на организм человека. Прежде чем начать работу давайте вспомним:

Фронтальный опрос (слайд 17)

На предыдущем занятии вы были разделены на группы каждой группе была дана тема презентации. Вашей задачей было подобрать материал, картинки для создания слайдов презентации по своей теме.

Теперь ваша задача: Создать презентации I группа: «Натуральное мыло», II группа: «Влияет ли мыло на кожу», III группа «Моем волосы водой, а какой? Моем мылом, а каким?» в приложении POWERPOINT . Презентация должна содержать 8 слайдов различных типов разметки, анимацию, и объекты различных типов: рисунок и объект Word Art. В конце урока вы должны представить презентацию и раскрыть тему вашей презентации. (слайд 18)

Прежде чем начать работу вспомните правило работы за компьютере в нашем путеводитель. (стр. 9)

Если у вас возникнут вопросы по работе в программе PowerPoint обратитесь к путеводителю, который расположен в рабочей тетради в нем есть подсказки по созданию презентации в программе PowerPoint. (стр. 10)

Если у вас нет вопросов, то можете приступать к созданию презентации у вас 10 минут.

Работа за компьютером

Зарядка для глаз + релаксация под музыку (1 минут).

Гимнастика для глаз.

Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см. на счет 1-4, затем перевести взгляд на доску 1-6. Упражнение повторить 4-5 раз.

Зажмурить глаза, расслабить (глаза закрыты) (5раз).

Глаза закрыты. Посмотреть вправо, влево, вниз,вверх (5 раз).

Глаза закрыты. Глазами рисуем круг (5 раз в одну сторону, 5 раз в другую).

Глаза закрыты. Глазами рисуем восьмерку (5 раз по горизонтали, 5 раз по вертикали).

Оставаясь с закрытыми глазами, расслабляемся и слушаем музыку.

IV этап: Подведение итогов урока.

Защита презентаций (15 мин)

У вас на столах лежат опросные листы, слушая защиту презентации вы должны оценить презентацию по баллом выступающего (оценка оппонентов) и оценить свою презентацию.


Оценка презентации по опросному листу:




max кол-во баллов

Оценка оппонентов

Само-оценка

Оценка учителя

I гр.

II гр.

III гр.

Минимальное количество – 8 слайдов

10
















Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, вставка объекта Word Art, вставка графики)

15
















Использование эффектов анимации

15
















Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

10
















Текст хорошо написан, сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10
















Слайды представлены в логической последовательности

15
















Красивое оформление презентации

10
















Презентация работы

15
















Результирующий (средний) балл/оценка (по 5-ти бальной системе)

из 100

















т 40-50 баллов – оценка 3

от 50-75 баллов – оценка 4

от 75-100 баллов – оценка 5

Проверьте и дополните, если это необходимо, стрелочки логико-смысловой модели (ЛСМ) Мы ставили перед собой проблемный вопрос «Почему мыло моет?». Какие варианты ответов на него вы сейчас можете предложить? (слайд 19)

вывод:

  • За счет гидролиза молекул с образованием щелочной среды.

  • За счет уменьшения поверхностного натяжения воды молекулами мыла.

  • За счет способности молекул мыла обволакивать частички грязи и перемещать их с поверхности субстрата.

V этап: Домашнее задание

Вопрос № 5 вам предлагается рассмотреть дома. Отвечая на него дома, дополните стрелочку «Химические свойства» ЛСМ.

VI этап: Рефлексия учащихся

Выберите смайлик, характеризующий ваше настроение после урока. (слайд 20)





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «мыла» iconТворчества обучающихся «excelsior» Секция химия приготовление мыла...
Название проекта «Приготовление мыла в школьной лаборатории». Основополагающий вопрос нашей работы: «Можно ли получить мыло в условиях...
Тема урока: «мыла» iconУрока: Обучающие
Оборудование: проектор, компьютер, сопровождающие слайды к уроку, на партах в ящиках по 2 химических стаканчика с жесткой водой,...
Тема урока: «мыла» iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Тема урока: «мыла» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания о свойствах мыла и воды
Тема урока: «мыла» iconКонспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока
Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
Тема урока: «мыла» iconКонспект урока по английскому языку (учитель Протасова Т. Г.). Тема урока: «Школьная жизнь»
Тема урока: «Мы собираемся путешествовать». Отработка грамматических конструкций (разделительные вопросы, окончание –s у глаголов...
Тема урока: «мыла» iconКонспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения...
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Тема урока: «мыла» iconКонспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель...
Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический)
Тема урока: «мыла» iconКонспект урока Тема урока Вода в природе
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Тема урока: «мыла» iconПо химии
«токсичностью» средств гигиены. Но у мыла есть более серьезный недостаток: оно плохо мылится в жесткой воде, а при стирке в такой...
Тема урока: «мыла» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На ковре стоит скамеечка. На скамейке – платочек, плошка с водой, деревянный кирпичик, кусок мыла, лейка с водой, полотенце
Тема урока: «мыла» iconКонспект открытого урока по теме «Электронная почта». Общая тема...
Методические задачи урока: Дать представление об электронной почте, правильном написании адреса электронной почты, о спаме и борьбе...
Тема урока: «мыла» iconУрок тема
Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия....
Тема урока: «мыла» iconКонспект урока повторяем признаки имени прилагательного (Тема урока)...
Как вы думаете, чему будет посвящена тема урока? (Сегодня на уроке мы будем говорить об имени прилагательном)
Тема урока: «мыла» iconРазработка урока «Создание праздничной открытки» для учеников 4 класса...
Тема урока: Создание печатных публикаций. Действия с фрагментом рисунка в программе Microsoft Word
Тема урока: «мыла» iconТема урока
Тема и номер урока в теме: "Компьютер как универсальное устройство обработки информации". Урок 4


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск