Методическое пособие к разделу «Историко-философское введение»





Скачать 443.28 Kb.
НазваниеМетодическое пособие к разделу «Историко-философское введение»
страница1/4
Дата публикации09.03.2016
Размер443.28 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Философия > Методическое пособие
  1   2   3   4
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра философии и гуманитарных дисциплин

Сергеева Т.Б.

Античная философия

Методическое пособие

К разделу «Историко-философское введение» (ФГОС)

Ставрополь

СтГМА

2013


УДК 1 (07.07)

ББК 87.3 (0) я 7

С 32
С 32 Сергеева Т.Б. Античная философия: методическое пособие для преподавателей по философии к разделу «Историко-философское введение» (ФГОС). – Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2012. – … с.


Рецензенты:
Гуляк И.И., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой философии и истории ФГБОУ ВПО «СГАУ»;

Плугина М.И. Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, психологии и специальных дисциплин ИПДО СтГМА
Печатается по решению

редакционно-издательского совета СтГМА

Методическое пособие определяет пороговый уровень (минимум) знаний студентов по данной теме раздела по философии «Историко-философское введение» (ФГОС).

В пособии изложены требования к уровню знаний студентов, помещен основной содержательный материал темы. В пособие включен необходимый словарь, примерные тесты, краткие биографические статьи и основные даты жизни выдающихся философов.

УДК 1 (07.07)

ББК 87.3 (0) я 7
© Сергеева Т.Б., 2012

© Ставропольская государственная

медицинская академия, 2012

Содержание

Введение
I. Античная классическая философии раннего периода

1.Предпосылки оформления основных философских концепций античного периода.

2. Основные философские школы раннего (досократовского) периода.

II. Классический период античной философии

1. Особенности классического (второго) периода античной философии

2. Проблематика философии Сократа

3. Философская система Платона.

4. Философская система Аристотеля.

5. Эллинистичекая и позднеантичная философия

6. Античная натурфилософия и медицина.

III.Темы рефератов, докладов, проектных работ студентов

IV.Рекомендуемые вопросы для зачета (экзамена)

V.Литература
VI.Персоналии периода античной философии

VII.Словарь

VII. Примерные тесты для проверки уровня усвоения знаний

Введение

Тема «Античная философия» содержит 2 раздела: «Античная классическая философии раннего периода» и «Классическая античная философия»

Содержание учебной рабочей программы по философии (ФГОС) содержит следующий круг вопросов:

Зарождение античной философии как самостоятельной формы сознания. Космоцентризм древнегреческой философии. Натуралистический период в развитии греческой философии. Греко-античные учения о сущем. Классический период в развитии античной философии. Учение о бытии, проблема человека и общества, нравственных и правовых норм. Становление античной диалектики. Софисты, Сократ, сократики и гиппократова медицина. Проблема самосознания. Человеческая субъективность в истолковании Платона. Дуалистическое понимание природы человека. Рассуждения о душе. Аксиологическая позиция Платона. Теория идеального государства. Энциклопедический характер философии Аристотеля. Учение о причинах бытия и познания. Проблема человека в контексте психологических, этических и политических рассуждений. Эллинистический период в развитии античной философии. Основные положения физики и этики Эпикура. Стоицизм как философская концепция и образ жизни. Скептицизм как мировоззренческая позиция. Неоплатонизм как выражение кризиса рационального понимания мира и человека. Философия как методологическое основание античной медицины. Гиппократ об основах врачебного искусства. Философские основания клинического мышления Галена. Влияние стоицизма и эпикуреизма на развитие психотерапевтической практики (Соран, Цицерон).

I. Античная классическая философии раннего периода

Цель изучения темы: изучить особенности античной философии и представлять ее роль в развитии философской мыли

-студенты должны знать

Социокультурные предпосылки возникновения античной философии,

Генезис античной философии.

Исходную парадигму, основные этапы развития и направления (школы) античной философии.

Философские взгляды наиболее видных врачей античности.

Место и роль античной философии в истории развития западной философии в целом.

-студенты должны уметь производить сравнительный анализ основных философских школ антично­сти в решении фундаментальных онтологических, гносеологических, антро­пологических и социально-политических проблем;

-объяснить влияние античной философии на формирование мировоззренческо-методологических основ античной медицины.

Дидактические средства, используемые при изучении данной темы: словарь, дидактические таблицы, схемы, мультимедийный комплекс, составление студенческих презентаций, опрос с помощью системы голосования, работа в группах и работа в парах.

Вопросы для изучения

1.Предпосылки оформления основных философских концепций античного периода.

2. Основные философские школы раннего (досократовского) периода.
1. Предпосылки оформления основных философских концепций античного периода. Истоками современного философского мировоззрения Запада принято считать бассейн Средиземного моря. На этой территории пересеклись Север и Юг, Запад и Восток. К акватории Средиземного моря примыкали территории Южной Европы: Балканский полуостров (Древняя Греция), Аппенинский полуостров (Древний Рим), Северная Африка, Восточная Азия. Активная общественная жизнь шла и на островах Средиземного моря.

Развитая торговля и мореходство стали причиной того, что на эту территорию стекались представители разных народов, государств со своими культурными традициями, системами мировоззрения, религиозными обычаями и представлениями. Главным фактором становления философских концепций являлись наличие письменности в этих странах и наличие письменных источников, которые являются необходимым условием философствования. Предшественниками философии были крупные эпические произведения («Илиада», «Одиссея»).

2. Основные философские школы раннего (досократовского) периода.

Принята следующая условная периодизация античной философии раннего досократовского периода (6-5 вв. до н.э.), куда входят ионийская философия (Милетская школа, Гераклит (540 – 480 г.г. до н.э.), италийская философия (Пифагор (VI в. до н.э.), Парменид (540 – 470 г.г. до н.э.), Зенон (ок. 460 г. до н.э.), философская школа Демокрита (460 – 370 г.г. до н.э.).

Милетская философская школа – по названию города Милет на побережье Малой Азии.

Элейская философская школа по названию города Элея в Южной Италии.

Главными представителями милетской школы были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Предметом философствования милетской философской школы были идея возникновения сущего. Утверждалось, что в основе всех вещей лежит основа – материя, основным свойством которой является движение, что и послужило причиной возникновения мира; движение служит причиной изменения всего, каждая вещь содержит единство противоположностей. «Все», то есть мир, содержит живую душу (гилозоизм). Обсуждалась проблема главного первоначала материи и движения. В качестве такого субстрата рассматривались вода, воздух, огонь, земля. Взгляды расходились лишь по вопросу приоритета каждого из них. Вместе с тем, Анаксимандр считал, что и эти первоначала имеют происхождение из «беспредельного», которое Анаксимандр обозначил словом « апейрон» (Подробно: Философия медицины под ред. Шевченко Ю.Л. Шевченко. С 71-73).

Элейская философская школа: ее главные представители – Ксенофан, Парменид, Зенон. Новым явлением в философии этой школы было то, что мифологические, языческие боги, число которых было неизмеримо, объявлялись плодом фантазии людей. В то же время Бог (один) признавался как сама природа, данность мира, неотъемлемая ее часть; он понимался как мышление и вечность. В замыслах этого – разлитого в мире – бога не было человека: он появился из движения земли и воды.

Проблема движения детально рассмотрена Зеноном (апории Зенона), где указывалось, что очевидность движения не так проста (Ахилл и черепаха, летящая стрела).

К первому периоду античной философии относят Гераклита ( г. Эфес). Первоначалом всего он считал огонь, потому что он наиболее изменчив и именно поэтому составляет основу всех космических процессов. Гераклит был убежден, что мир был всегда, к его возникновению не причастен никто, он постоянно будет вечным огнем: то воспламеняющимся, то угасающим, что в мире все изменчиво, и все состоит из противоположностей, которые переходят друг в друга.

К первому периоду античной философии относится и школа, где особо выделяется идея атомизма, авторами которой был Левкипп и его ученик Демокрит. В этой концепции утверждалось, что все состоит из мельчайшего неделимого – атомов, но в каждой вещи или предмете они группируются особым способом. Некоторые атомы можно почувствовать через их истечение (запах). Самым тонким видом истечения атомов считалась мысль. Такой материалистический подход к пониманию бытия обусловил и учение Гиппократа (Подробно: Философия медицины под ред. Шевченко Ю.Л. Шевченко. С 74-75). Линию материалистической философии античности принятио называть линией Демокрита.

Пифагорейская школа (по имени Пифагора) разрабатывала идею принципов и гармонии мира через смыслы чисел и их сочетание. Идея бесконечности мира объяснялось через бесконечность числа.

Исчисление велось от верховного понятия – верховной единицы, которая отождествлялось с Богом как началом Всего.

Первый период развития античной философии называется натурфилософским. Натурфилософия античности положила начало развитию учения о бытии – онтологии.

Основные понятия, выносимые для тестирования

антропокосмизм,

антропоцентризм,

апейрон,

апория,

атомизм,

космоцентризм,

теоцентризм,

майевтика.

натурфилософия,

онтологизм,

парадигма,

релятивизм,

софистика,

этический рационализм

Темы рефератов, докладов, проектных работ по ранней античной философии

1.Пифагорейская философия и медицина

2.«Линия Демокрита» в философии

3.Гиппократ – врач и философ

4.Главные проблемы ранней греческой философии.

5.Космоцентризм как основная философская парадигма античного периода.

6.Наивный материализм и диалектика раннего периода античной философии.

3.Этический рационализм Сократа

II. Классический период античной философии
Цель изучения темы:

студенты должны знать

основные философские идеи поздней античности, влияние философов поздней античности на развитие философской мысли, онтологические, гносеологические, этические, социально-политические взгляды Платона и Аристотеля, основные направления развития античной философии эллинистического и римского периодов: эпикурейство, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.

Этический рационализм Сократа. Онтология, гносеология, этика, социально-политические учения Платона и Аристотеля. Античная философия и медицина: Гиппократ, Клавдий Гален, Корнелий Цельс, Асклепиад.
студенты должны уметь

- производить сравнительный анализ основных философских школ антично­сти в решении фундаментальных онтологических, гносеологических, антро­пологических и социально-политических проблем;

-объяснить влияние античной философии на формирование мировоззренческо-методологических основ античной медицины.
Дидактические средства, используемые при изучении данной темы: словарь, дидактические таблицы, схемы, мультимедийный комплекс, составление студенческих презентаций, опрос с помощью системы голосования, работа в группах и работа в парах.

Вопросы для изучения

1. Особенности классического (второго) периода античной философии

2. Проблематика философии Сократа

3. Философская система Платона.

4. Философская система Аристотеля.

5. Эллинистичекая и позднеантичная философия

6. Античная натурфилософия и медицина.

Основное содержание ученого материала

1. Особенности классического (второго) периода античной философии

Второй период античной философии – величайший период в истории философии. В это время были обозначены основные проблемы западной философии, наметилась её основная структура. Выдающимися философами этого периода были Сократ, Платон, Аристотель. Они были связаны таким образом, каким образом и до сих пор происходит развитие философской традиции: каждый «стоял на плечах предшественника», но каждый имел свой горизонт зрения: Платон был учеником Сократа, а Аристотель– учеником Платона. Сократ ( 469-399г.до н.э.).

2. Проблематика философии Сократа.

Фундаментом этого великого построения был Сократ ( 469-399г.до н.э.). Его главные философские положения записал Платон. Заслуга Сократа состояла в том, что он развернул вектор философского мышления в сторону человека, его личности, главным в которой он считал правильное мышление, то есть такое, которое способно к постижению не только формы предметов, явлений или состояний сознания, но и их сущности.

Мышление, считал он, может достигнуть истины путем сомнений, сопоставлений, путем обнаружения противоречий: знание без рассуждения бесполезно, а рассуждение без знания вредно и даже опасно, считал он. Самый сложный и противоречивый в мире предмет познания, по Сократу, – человек, чья правильная, истинная мысль рождается очень трудно (майевтика) и, как правило, в диалоге с собеседником или в результате внутреннего диалога, состоящего из тезисов и возражений (диалектика мысли).

Два положения были для Сократа весьма важными: 1) следовало обнаружить в целом ряде явлений общее 2) в общем анализе нельзя упускать существенные частные признаки. Сократ обратился к философскому анализу процесса человеческого познания, и, следовательно, к самому человеку. Человек по своей природе добр, считал он, но совершает зло потому, что не может отличить его от добра, поэтому он постоянно заблуждается; и только аналитическая мысль, разум, интеллект могут помочь ему вернуться на дорогу добродетели ( этический интеллектуализм). Это был величайший переворот в мышлении: начиная с Сократа человек стал предметом философии. Позже Протагор в свой фразе: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют и не существующих, что они не существуют» обозначил роль человека в определении ценностей и в направленности его познавательной деятельности. Самыми последовательными продолжателями сократовских идей относительно смысла жизни стали гедонистыкиники. Гедонисты считали смыслом жизни достижение удовольствия, но остерегались излишеств; их последователи – эпикурейцы (по имени философа Эпикура), видели удовольствие в дружбе, в здоровье, в хорошей семье, в хорошем правительстве. Киники искали смысл жизни в независимости от материальных благ, видели свободу в самоограничении, доходя до нищенства. Впоследствии им следовали стоики (по названию местечка Стоя), которые для достижения свободы и счастья не привязывались к материальным благам, призывали мужественно переносить невзгоды и удары судьбы. Идеи этических школ Древней Греции оказали огромное влияние на последующие периоды истории и развитие мировоззрения; они актуальны по сей день. В учении Сократа отчетливо выделяются проблемы философской антропологии, аксиологии, гносеологии.



(Рисунок предназначен для преподавателя)

3. Философская система Платона. В учении Платона можно выделить онтологию, гносеологию, начала социальной философии. Платон обозначил начало философской традиции, которая именуется объективным идеализмом. Он мысленно разделил мир на две части: ту, которая существует вечно – это мир сущностей или мир идей, целей, и ту, которая всегда исчезает, имеет начало и конец, принимает различные формы и, в конечном итоге, достигая своей цели, рано или поздно исчезает из чувственно воспринимаемого людьми мира. Идея – это сущность, к которой стремятся отдельные предметы. Верховная идея – добро и совершенство ищут себя через различные проявления, и именно эта идея вечна и неисчерпаема. Безусловно, это учение не могло не опираться на идею Создателя всего порядка идей – Высшего мастера, Демиурга, замыслившего порядок мира, сотворившего Космос (порядок) и вдохнувшего в него живую разумную душу. Мир идей существует, по Платону, независимо от мира людей, они не могут на него повлиять: этот мир объективен. Отсюда: учение Платона – ярчайший пример объективного идеализма.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие к разделу «Историко-философское введение» iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Методическое пособие к разделу «Историко-философское введение» iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Методическое пособие к разделу «Историко-философское введение» iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Введение в профессию «Социальная работа»: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, А. Н. Гончарова. Красноярск:...
Методическое пособие к разделу «Историко-философское введение» iconВведение в социальную безопасность
Введение в социальную безопасность: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, Э. А. Бачурин. Красноярск: Сиб федер...
Методическое пособие к разделу «Историко-философское введение» iconМетодическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности...
Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт...
Методическое пособие к разделу «Историко-философское введение» iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет»
Методическое пособие к разделу «Историко-философское введение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная программа по «Историко-бытовому танцу» для 4-7 классов с музыкальным приложением. Методическое пособие
Методическое пособие к разделу «Историко-философское введение» iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности
Методическое пособие к разделу «Историко-философское введение» iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Вопросы к зачету, задачи и практические задания, список источников и литературы для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Методическое пособие к разделу «Историко-философское введение» iconИнформационные технологии в музее (методическое пособие)
Методическое пособие для бакалавров музеологов, обучающихся по направлению 030300 и студентов гуманитарных отделений
Методическое пособие к разделу «Историко-философское введение» iconУчебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010
Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета
Методическое пособие к разделу «Историко-философское введение» iconА. Л. Исаев, А. М. Чеповский введение в теорию баз данных
Введение в теорию баз данных: Учебно-методическое пособие по курсам «Вычислительная техника и информационная технология» и «Базы...
Методическое пособие к разделу «Историко-философское введение» iconУчебно-методическое пособие для студентов гуманитарных направлений Саранск 2012 содержание
Список литературы введение 3
Методическое пособие к разделу «Историко-философское введение» iconМетодическое пособие Введение Настоящие методическое пособие разработано...
Настоящие методическое пособие разработано в соответствии с гостом 15. 011-96 «Система разработки и постановки продукции на производство....
Методическое пособие к разделу «Историко-философское введение» iconМетодическое пособие «Организация работы с резервом кадров в органах...
Методическое пособие «Организация работы с резервом кадров в органах мчс россии. Методическое пособие»
Методическое пособие к разделу «Историко-философское введение» iconМетодическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100
Данное методическое пособие является следующим звеном – продолжением работы по проблеме включения регионального компонента в учебный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск